Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Символы Карельской вышивки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №112 «Лесная сказка» Республики Карелия
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Символы Карельской вышивки»
Воспитатель Гильзунова Алла Александровна
г. Петрозаводск 2019
Цель: Знакомство детей с декоративно – прикладным творчеством - Карельская вышивка.
Задачи:
1. Познакомить детей с символами, используемыми в карельской вышивке
2. Учить детей видеть и выделять символы, скрытые в вышивке
3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству
4. Учить составлять узоры на бумаге, силуэтах, изображающих одежду.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия, отвечает на вопросы воспитателя; проявляет положительные эмоции при физической активности
Оборудование:
Интерактивная доска Promethean, программное обеспечение ActivInspire, полотенце с карельской вышивкой, иллюстрации людей в карельской одежде, силуэт – рубаха, цветные карандаши.
Содержание непосредственно - организованной деятельности детей
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы опять отправиться в путешествие при помощи «волшебной доски»? Сегодня мы с вами окунемся в старину. А вы знаете, что такое старина? А вы бы хотели узнать, что это такое?
Ответы детей
Точка отправления в путешествие, у центра родного края!
Воспитатель: Ребята, кто знает в какой стране мы живем? В Какой Республике?
Дети: Россия, Карелия.
Воспитатель: Правильно, мы с вами живем в Карелии. Как вы думаете, как можно отличить один народ от другого? (воспитатель при помощи наглядных пособий должен натолкнуть детей, что народы отличаются по одежде. Детям предлагается картинка карельского костюма).
Я хочу вас познакомить с таким видом искусства, как вышивка. Так как мы живем в Карелии, то будем говорить о Карельской вышивке. Но для этого нам надо подняться в зал, где расположена наша «волшебная доска». На чем туда можно подняться?
Ответы детей
Воспитатель: Отлично, каждый выбирает себе транспорт и отправляемся в зал. (Дети поднимаются на второй этаж в зал)
Основная часть:
Детям предлагается сесть на стульчики.
Воспитатель: Погрузиться в мир искусства и вышивки на поможет наша «волшебная доска». Как вы думаете, что же такое вышивка?
Ответы детей
Воспитатель: А как рисунок окажется на ткани?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, можно нарисовать! И сейчас так и делают рисуют рисунки на футболках, платьях… А раньше эти рисунки вышивали ниточкой и иголочкой. (слайд №1)
И как правило, вышивали красной нитью, а как вы думаете почему любили вышивать красной нитью? (ответы детей, выслушиваются все ответы.) Слово – красный, происходит от слова красивый! Поэтому старались вышивать красной нитью, чтобы одежда стала яркой и красивой.
Не было ни одного похожего изделия, ни одинаковых полотенец, ни рубах, ни сарафанов. Хотя все символы или их еще называют мотивы, были взяты из природы, которая нас окружает (слайд №3) или использовались геометрические фигуры.
Поэтому вышивка делилась на два направления: геометрическое и изобразительное (слайд №4).
Что мы можем сказать про геометрическое направление? Какие вы знаете геометрические фигуры?
Ответы детей
Воспитатель: А к изобразительному направлению относятся символы птицы, дерева, животных.
Прежде чем мы с вами будем рассматривать символы, давайте немного разомнемся и поиграем в Карельскую игру «Стенка на стенку» (физминутка)
Воспитатель: Немножечко размялись и продолжим. Посмотрите. Что нам показывает «волшебная доска»? (слайд №5)
Дети: Высказывают свои предположения
Воспитатель: Правильно, птица. Птица в вышивке означает счастье, весеннее тепло, очень часто вместо хвоста у птицы изображали ветку растения.
Еще в вышивке есть такой символ как солнце (слайд №6).
Изображение солнца означало тепло и хороший урожай.
А как вы думаете, что изображено на этих полотенцах?
(Ответы детей)
Да, здесь изображена женщина. Женская фигура – хранительница домашнего очага. И рядом с женщиной изображали лошадей, как символ хорошего урожая.
И еще любили изображать символ дерева - это символ плодородия и хорошего урожая (слайд №7)
А теперь посмотрите здесь изображены изделия с вышитым рисунком. Обратите внимание, что рисунок расположен по низу изделия (рубахи, платья) (слайд №8)
А сейчас я вам предлагаю придумать рисунок и украсить свою рубаху. Кто-то будет работать на доске, а остальные ребята будут украшать рубаху за столами используя карандаши.
Слайды 9 – 12 трафарет рубахи, ребята по очереди подходят и рисуют рисунок на доске. Остальные в это время рисуют на бумажных трафаретах цветными карандашами. Воспитатель помогает работать у доски.
После окончания работы воспитатель предлагает детям сделать выставку изделий.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые изделия у нас получились! Предлагаю спустится в нашу группу и устроить там выставку! Чтобы не пропали изделия на доске мы их сохраним и распечатаем. А теперь давайте покинем нашу мастерскую, давайте вспомним на чем мы поднимались в зал и так же спустимся в группу. Все готовы? Поехали…
Кияйкина Наталья Федоровна