Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Символы Карельской вышивки»

8
1
Материал опубликован 21 August 2019 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №112 «Лесная сказка» Республики Карелия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста

 

Тема: «Символы Карельской вышивки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Гильзунова Алла Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петрозаводск 2019

Цель: Знакомство детей с декоративно – прикладным творчеством -  Карельская вышивка.

Задачи:

1.     Познакомить детей с символами, используемыми в карельской вышивке

2.     Учить детей видеть и выделять символы, скрытые в вышивке

3.     Воспитывать интерес и любовь к народному искусству

4.     Учить составлять узоры на бумаге, силуэтах, изображающих одежду.

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия, отвечает на вопросы воспитателя; проявляет положительные эмоции при физической активности

Оборудование:

Интерактивная доска Promethean, программное обеспечение ActivInspire, полотенце с карельской вышивкой, иллюстрации людей в карельской одежде, силуэт – рубаха, цветные карандаши.

Содержание непосредственно - организованной деятельности детей

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы опять отправиться в путешествие при помощи «волшебной доски»? Сегодня мы с вами окунемся в старину. А вы знаете, что такое старина? А вы бы хотели узнать, что это такое?

Ответы детей

Точка отправления в путешествие, у центра родного края!

Воспитатель: Ребята, кто знает в какой стране мы живем? В Какой Республике?

Дети: Россия, Карелия.

Воспитатель: Правильно, мы с вами живем в Карелии. Как вы думаете, как можно отличить один народ от другого? (воспитатель при помощи наглядных пособий должен натолкнуть детей, что народы отличаются по одежде. Детям предлагается картинка карельского костюма).

Я хочу вас познакомить с таким видом искусства, как вышивка. Так как мы живем в Карелии, то будем говорить о Карельской вышивке. Но для этого нам надо подняться в зал, где расположена наша «волшебная доска». На чем туда можно подняться?

Ответы детей

Воспитатель: Отлично, каждый выбирает себе транспорт и отправляемся в зал. (Дети поднимаются на второй этаж в зал)

Основная часть:

Детям предлагается сесть на стульчики.

Воспитатель: Погрузиться в мир искусства и вышивки на поможет наша «волшебная доска». Как вы думаете, что же такое вышивка?

Ответы детей

Воспитатель: А как рисунок окажется на ткани?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, можно нарисовать! И сейчас так и делают рисуют рисунки на футболках, платьях… А раньше эти рисунки вышивали ниточкой и иголочкой. (слайд №1)

И как правило, вышивали красной нитью, а как вы думаете почему любили вышивать красной нитью? (ответы детей, выслушиваются все ответы.) Слово – красный, происходит от слова красивый! Поэтому старались вышивать красной нитью, чтобы одежда стала яркой и красивой.

Не было ни одного похожего изделия, ни одинаковых полотенец, ни рубах, ни сарафанов. Хотя все символы или их еще называют мотивы, были взяты из природы, которая нас окружает (слайд №3) или использовались геометрические фигуры.

Поэтому вышивка делилась на два направления: геометрическое и изобразительное (слайд №4).

Что мы можем сказать про геометрическое направление? Какие вы знаете геометрические фигуры?

Ответы детей

Воспитатель: А к изобразительному направлению относятся символы птицы, дерева, животных.

Прежде чем мы с вами будем рассматривать символы, давайте немного разомнемся и поиграем в Карельскую игру «Стенка на стенку» (физминутка)

Воспитатель: Немножечко размялись и продолжим. Посмотрите. Что нам показывает «волшебная доска»? (слайд №5)

Дети: Высказывают свои предположения

Воспитатель: Правильно, птица. Птица в вышивке означает счастье, весеннее тепло, очень часто вместо хвоста у птицы изображали ветку растения.

Еще в вышивке есть такой символ как солнце (слайд №6).

Изображение солнца означало тепло и хороший урожай.

А как вы думаете, что изображено на этих полотенцах?

(Ответы детей)

Да, здесь изображена женщина. Женская фигура – хранительница домашнего очага. И рядом с женщиной изображали лошадей, как символ хорошего урожая.

И еще любили изображать символ дерева -  это символ плодородия и хорошего урожая (слайд №7)

А теперь посмотрите здесь изображены изделия с вышитым рисунком. Обратите внимание, что рисунок расположен по низу изделия (рубахи, платья) (слайд №8)

А сейчас я вам предлагаю придумать рисунок и украсить свою рубаху. Кто-то будет работать на доске, а остальные ребята будут украшать рубаху за столами используя карандаши.

Слайды 9 – 12 трафарет рубахи, ребята по очереди подходят и рисуют рисунок на доске. Остальные в это время рисуют на бумажных трафаретах цветными карандашами. Воспитатель помогает работать у доски.

После окончания работы воспитатель предлагает детям сделать выставку изделий.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые изделия у нас получились! Предлагаю спустится в нашу группу и устроить там выставку! Чтобы не пропали изделия на доске мы их сохраним и распечатаем. А теперь давайте покинем нашу мастерскую, давайте вспомним на чем мы поднимались в зал и так же спустимся в группу. Все готовы? Поехали…

Комментарии

Интересная тема занятия! Спасибо!

21 August 2019