Выступление «Система контроля и оценки знаний на уроках английского языка»
Система контроля и оценки знаний на уроках английского языка
На мой взгляд, каждый педагог так или иначе сталкивается с проблемой, как наиболее объективно и эффективно оценить знания учащихся. Существует множество форм и приемов решения данной задачи.
Одними из задач, которые я, как учитель ставлю перед собой, это выработать у обучающихся позитивное отношение к оценке своих знаний, как неотъемлемой процедуре учебного процесса, а также развивать умение оценивать свои знания и знания других учащихся (самопроверка, взаимопроверка). Сформировать потребность в рефлексии.
Для того чтобы выработать у обучающихся позитивное отношение к оценке своих знаний использую в своей практике следующие формы контроля:
Взаимоконтроль
Я сообщаю учащимся о взаимопроверке по определенным вопросам. Класс разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. После ответов учеников дается оценка (нормы оценок обсуждаются заранее). Учащиеся могут поменяться ролями.
Взаимодиктант
Готовятся разные варианты диктантов (в среднем 4 варианта для группы). Каждый ученик получает по одной карточке со словами и читает про себя свои слова. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку слова. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и проверяют написанное, сверяя с эталоном на доске.
При контроле навыков устной речи ученикам 6 «Б» класса я предлагаю записать монолог на диктофон и даю прослушать. Перед глазами у ученика находится текст, он внимательно слушает и видит ошибки, которые он допустил при пересказе текста. Минусы этого приема – данная работа занимает в 2 раза больше времени, чтобы ученик не только пересказал текст, но и прослушал его, также ученик должен уметь читать без ошибок, только тогда он сможет увидеть те ошибки, которые он допустил. Данный вид контроля ребятам понравился, он помогает адекватно оценивать.
При работе с текстом (на контрольном уроке) проверяются умения: вычитывать информацию, данную в неявном виде (уровень В), объяснять смысл слова, словосочетания (уровень В), понимать смысл текста в целом (главную мысль) – уровень А, истолковывать текст (через творческий пересказ) – это уровень С. Каждый ученик получает баллы за каждый критерий и выводится средний балл. Данная работа позволяет видеть над чем стоит «поработать» ученику и учителю.
Для контроля навыков аудирования используются следующие упражнения:
1.прослушайте текст; затем прослушайте вопросы, поднимая сигнальную карточку, если вопрос относится к тексту. Далее из звучащих предложений выберите те (поднимите сигнальную карточку), которые являются ответом на вопрос;
прослушайте связный текст дважды; при повторном прослушивании поднимите сигнальную карточку, если появятся предложения, отсутствовавшие при первом прослушивании.
Прибегая к помощи сигнальных карт, учитель экономит время, избегая ненужное письмо. Сигнальные карты хранятся в кабинете иностранного языка и используются в разных классах.
Со второй четверти знания учеников второго класса начинаю оценивать. В этой четверти заключительный урок по теме «Мир вокруг нас» прошел в виде зачета. Детям были предложены зачетные листы, в которых указаны номера упражнений, максимальное количество баллов по каждому заданию, и балл, который они получили после выполнения задания. Проведен инструктаж. В течение урока дети выполняли задания по аудированию и чтению и выставляли баллы. Такие уроки у нас будут проходить систематически.
Также во 2-х классах я ввела рейтинговую систему оценивания знаний. Преимуществами рейтинговой оценки является то, что дух соревнования, изначально заложенный в человеческой природе, находит выход в добровольной игровой форме и стимулирует интерес обучающихся к иностранному языку в целом. Пример «Листа достижений» (так я его назвала) на слайде.
Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, предлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника (мы называем этот рисунок пирамидкой), который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, в средней части, что не получилось, и в верхней части над, чем необходимо поработать или, что повторить к следующему уроку.
При подведении итога урока, ученикам 2-х классов предлагаю оценить свою работу на уроке, используя смайлики.
Так же для оценивания можно использовать прием: «Ведомость» для проверки домашнего задания и ведения словарика. В ведомости указываем дату проверки, фамилию, номер упражнения и страницу, и выставляем или оценку или знак «+» за выполненное домашнее задание. Как понимаете – заполнение такой ведомости занимает очень много времени у учителя.
Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, предлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника (мы называем этот рисунок пирамидкой), который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части, что не получилось, и в верхней части над, чем необходимо поработать или, что повторить к следующему уроку.
В заключении хотелось бы сказать, что Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.
Когда мы говорим об оценивании, мы говорим, прежде всего, о формативном (формирующем) оценивании или оценивании для обучения.
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ- текущее оценивание, проводится учителем в течение четвертей; определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе в соответствии с целями обучения учебных программ; позволяет обучающимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового содержания.
Существует огромное количество техник формирующего оценивания, которые применяются на различных этапах современного урока английского языка. Использование техник формирующего оценивания перед изучением нового материала позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения. К данным техникам относятся:
Associations: учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги или на доске, тем самым повторяя ранее изученный лексический материал и применяя его для новой темы.
Corners: я предлагаю детям утверждение , например «They say British people drink 25 million cups of tea_____» «Британские люди выпивают 25 миллионов кружек чая___» и четыре вероятных ответа на него располагаю по углам комнаты. Варианты ответа: «at home, at work, in shops and restaurants, at work and in shops and restaurants». Ученики встают рядом с ответом, который кажется им правильным, и в группе, работая с текстом, разрабатывают аргументацию, доказывающую их точку зрения.
Sorting: ученики распределяют предложенные мной слова по темам.
Листы самооценивания и взаимооценивания.
Для мобильного оценивания на уроках английского языка можно использовать программу ПЛИКЕРС, сайт представлен в презентации. Скажу сразу, что я не использую это в своей работе, пока нет возможности, но может кто-то возьмет это себе на заметку.
Сайт www.plickers.com Во-первых, он бесплатный. Во-вторых, для работы на уроке потребуется только один смартфон. В-третьих, использование Plickers добавляет элемент игры в ход урока.
Как это работает? Учащиеся получают карточки с уникальным рисунком, похожим на QR-code. Учитель задает вопрос, учащиеся поднимают свои карточки. Результаты сразу же появляются на смартфоне преподавателя.
Как начать работу?
Вы бесплатно создаете в Plickers учетную запись.
Затем создаете класс (до 63 учащихся в классе), и присваиваете номер каждому учащемуся.
Программа генерирует для Вас сканируемое изображение для каждого учащегося, которое Вы распечатываете на листе бумаги.
Изображение каждого учащегося может иметь разное значение, в зависимости от того, каким образом они его поворачивают. Одно положение означает ответ А, другое — Б, и так далее. Это позволяет Вам задавать любое количество вопросов с множественным выбором, а учащимся — отвечать на все эти вопросы при помощи одного листа бумаги, поворачивая его разными сторонами. Нужно помнить, что выбранная буква ответа должна находиться наверху карточки.
Несколько идей как использовать мобильные опросы в обучении:
Для проведения текущего оценивания.
Для проверки знаний учащихся в игровой форме перед чтением познавательного текста.
Чтобы выяснить насколько учащиеся знакомы с предстоящей темой.
Попросить учащихся придумать собственные вопросы и тесты, которые можно использовать в системах мобильных опросов.
Конкурс между командами.
Проверка домашнего задания.
Рефлексия.
Голосование.
Plickers – это очень удобный инструмент для учителя: каждое изображение уникально, это затрудняет списывание. Кроме того, использование дополнительной функции «Live View» позволяет выводить вопросы на монитор и показать классу результаты опроса.Учащиеся же с удовольствием отвечают на вопросы, потому, что воспринимают это как игру. Таким образом, снижается тревожность учащихся перед предстоящим контролем и повышается мотивация к учебе.