Урок-игра «Системы счисления» на закрепление и контроль знаний по теме
Урок - игра "Системы счисления"
Цель игры: закрепление и контроль знаний по теме.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
(1 жетон каждому, кто сделал правильно ДЗ).
Восстановите рисунок по заданным координатам. Расставьте точки и соедините их в правильном порядке.
1(1011,111) | 2(1100,111) | 3(1101,110) | 4(1101,101) |
Конкурс “Считай, не зевай”.
(2 жетона каждому из команды-победителей, если задание сделано идеально, 1 жетон, если были набольшие погрешности, 0 – если грубые ошибки).
Выполнить следующие арифметические действия:
Количество базисных цифр в двоичной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте.
Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 1002.
К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.
Ответ перевести в двоичную систему счисления и представить жюри. Оценивается правильность и скорость выполнения задания
Ответ:
(2+8)*4+5=45
4510 = 1011012.
Конкурс капитанов.
(2 жетона каждому капитану, если правильно решены задачи, 1 жетон каждому капитану, если задачи решены, но были недочеты).
В старину на Руси широко применяли систему счисления, отдаленно напоминающую Римскую. С ее помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей.
Для записи чисел употреблялись следующие знаки:
-1000 руб.
- 100 руб.
- 10 руб.
- 1 руб.
- 1 копейка
Какую сумму денег вы должны были бы заплатить сборщику податей, если получили бы следующую квитанцию?
См. приложение “Квитанции”.
Какая система счисления использовалась на Руси? (непозиционная).
Конкурс на сообразительность (тест на компьютере).
(2 жетона тому, кто на все вопросы ответил правильно, 1 жетон – кто допустил 1-2 ошибки).Продолжи ряд…
1 | 1 | 2 | 3 | 5 | 8 | 13 | ... |
Победа | Обеда | Беда | ... | ||||
D | C | L | X | V | ... | ||
1 | 4 | 9 | 16 | 25 | ... | ||
10 | 11 | 100 | 101 | 110 | ... | ||
I | III | V | VII | XI | ... |
Физкульт минутка.
(1 жетон тому, кто верно выполнил задание).
Задание:
Построиться по возрастанию порядковых номеров.
Карточки вытягивают дети в закрытом виде. Переводят число в десятичную систему счисления и выстраиваются в порядке возрастания чисел у доски.
100 | 101 | 110 | 111 |
1000 | 1001 | 1010 | 1011 |
1100 | 1101 | 1111 | 1110 |
Проверить выполнение задания проще по цветам карточек. (красный, зеленый, синий, красный, зеленый, синий, …).
“Художники” эстафета.
(1 жетон каждому игроку команды, которая раскрасила все правильно, и 2-й жетон каждому игроку команды, справившейся первой).
Перед ребятами альбомные листы бумаги и цветные карандаши (6 цветов по количеству детей) с номерами в десятичной системе счисления. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.
100 – ЗЕЛЕНЫЙ 4
101 – ГОЛУБОЙ 5
110 - КРАСНЫЙ 6
111 – ЖЕЛТЫЙ 7
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ 8
1001 – ЧЕРНЫЙ 9
Определить, в чем заключается “неразбериха” стихотворения
(1 жетон каждому из команды, если задача выполнена верно).
Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 тёмно - синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Ответь на вопрос.
(1 жетон тому, кто полно и верно ответит)
Что ты можешь сказать о числах 111 и I I I ?
Подведение итогов.
( подсчет жетонов у каждого игрока, итоговое слово жюри о командах, особое мнение жюри оценивается дополнительным жетоном )
5 жетонов и больше – оценка “5”
4 жетона – оценка “4” и т.д.