Система методической работы «Развитие цифровых компетенций в урочной и внеурочной деятельности при формировании личностно-развивающей образовательной среды»

3
0
Материал опубликован 25 April 2023 в группе

Система методической работы

«Развитие цифровых компетенций в урочной и внеурочной деятельности

при формировании личностно-развивающей образовательной среды»

Есть только один путь постижения – действовать.

Пауло Коэльо

       Повсеместное использование цифровых технологий во всех сферах жизни предполагает готовность обучающихся к усвоению новых навыков и умений, от которых напрямую зависит успех в современном информационном обществе. Среди всех важных компетенций, которые сегодня получают ученики, цифровые компетенции являются важнейшими. Так как это не только навыки эффективного решения задач профессионального, социального, личностного характера с использованием различных видов информационно-коммуникационных технологий, но и понимание современной среды, ориентированной на эффективное использование технологий и ресурсов.

     Цифровые компетенции включают в себя набор способностей человека, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в различных контекстах с целью повышения результативности деятельности.

        Цифровая компетенция включает в себя:

- технические навыки использования цифровых технологий;

- умения осмысленно использовать цифровые технологии для работы, учёбы и повседневной жизни в целом в различных видах деятельности;

- умения критически оценивать цифровые технологии;

- мотивацию к участию в цифровой культуре.

    Таким образом, значимость цифровых компетенций учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития определяется следующими факторами:

- удобство (зная цифровой мир, учитель может правильно распределять своё время; выбирать только те источники, которые гарантируют качественный материал; экономить время с помощью применения в своей работе различных готовых интерактивных заданий или создавать свои);

- мотивация учащихся (использование в образовательном процессе цифровых инструментов эффективно, так как это понятно и доступно современному поколению учащихся и стимулирует их вовлечённость в изучаемый предмет; кроме того, ученики на основе использованных педагогом ресурсов, могут, например, заинтересоваться программированием, созданием собственных сайтов, то есть, ИКТ помогают учащимся и в нахождении своего места в мире);

- значимость для педагога как субъекта образовательной деятельности (в выборе между учителем, который использует только традиционные способы обучения, и учителем, который ориентируется в цифровом мире, наиболее конкурентно-способным и успешным является педагог, который обладает цифровыми компетенциями).

    Всё выше сказанное позволяет нам сформулировать тему методической системы: «Развитие цифровых компетенций в урочной и внеурочной деятельности при формировании личностно-развивающей образовательной среды». При этом следует учесть, что необходимо формировать не только компетенции учеников, но и компетенции других участников образовательных отношений (система взаимодействия)

    Не менее важной частью системы формирования цифровых компетенций является система мониторинга. И.Л. Шкляевой разработана одна из важнейших частей этой системы – электронный мониторинг учёта и обработки планируемых результатов в начальной школе (Рисунок 1), который используется в течение всего периода обучения в начальной школе. Доступ к результатам мониторинга имеют как администрация гимназии, так и родители обучающихся. Результаты своей работы И.Л. Шкляева представляла, как на школьном, муниципальном и региональном уровне, так и на федеральном уровне в рамках реализации проекта «Система управления качеством гуманитарного образования в условиях использования цифровых технологий и ресурсов».

                   Рис 1. Система управления качеством знаний на основе цифровых компетенций

t1682447345ak.png

t1682447345al.pngt1682447345am.png

t1682447345an.png


t1682447345ao.png

 t1682447345aq.png

      Организационная часть системы развития цифровых компетенций строится на следующих проектах, реализуемых И.Л. Шкляевой: «Дистанционная суббота», «Литературная викторина «Страна Читалия» с использование информационных технологий», «Применение образовательной технологии «перевёрнутый класс» для организации проектной деятельности».

        Результаты реализации системы представлены И.Л. Шкляевой на конференциях, семинарах, мастер-классах для учителей начальной классов.

      Перспективы развития системы мы видим в реализации проекта «Личностно-ориентированная среда», так как она позволяет сформировать положительное отношение участников образовательных отношений к развитию личностных качеств обучающихся с использованием информационных технологий и ресурсов. И.Л. Шкляевой разработан и защищён проект «Концертная программа для жителей микрорайона «Звёздный дождь», который представлен в Паспорте педагогического проекта (Приложение 1).

Приложение 1

Паспорт педагогического проекта

Автор(ы) проекта (ФИО, должность) и название ОО

Шкляева Ирина Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 14»

Мельникова Елена Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 14»

Гайфуллина Румия Гайнулловна, педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 14»

Камалов Р.Р., заместитель директора по УВР

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

Гимназия – территория социальной активности

Направление педагогического проекта


Творческий проект практической направленности

Название (тема) педагогического проекта


Концертная программа для жителей микрорайона «Звёздный дождь»

Решаемая ключевая проблема


Разнообразить досуг населения города и предоставить возможность отдохнуть после трудового дня, получить заряд бодрости на рабочую неделю, используя творческий потенциал воспитанников пришкольного лагеря «SUNLIGHT»

Цель (-и) педагогического проекта

- Развитие социальной активности детей

- Создание положительного имиджа гимназии среди жителей района Левобережья

Целевая группа


Воспитанники пришкольного лагеря «SUNLIGHT», жители района Левобережья

Основная идея педагогического проекта


Я хочу стать созидателем и приносить пользу родному городу

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта


- Развитие у детей умения планировать и создавать творческие проекты

- Объединение усилий учителей и учащихся для создания творческих номеров

- Предоставление возможности проявить свои таланты

Используемые технологии / методики / приемы / техники


1) Технология психолого-педагогического партнёрства учителей, детей и родителей.

2) Личностно-ориентированная технология.

2) Методика организации проекта:

- проблема, обсуждение, идея;
- написание сценария, оформление афиш, приглашение гостей;
- репетиции;
- концертная программа «Звёздный дождь»;
- обратная связь – интервью;
- создание стенгазеты и видеоролика.

Значимые продукты педагогического проекта


1) Сценарий концертной программы.

2) Афиша, приглашение гостей.

3) Концертная программа «Звёздный дождь».

4) Стенгазета.

5) Видеоролик.

Личный вклад педагога в изменения в ОО


Организация взаимодействия гимназии с жителями района Левобережья с целью организации досуга населения и демонстрации творческого потенциала детей

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

- Стенгазета

- Видеоролик

- Презентация

- Информация в социальной сети в группе гимназии https://vk.com/14ka_glazov


Выводы:

1. Предлагаемая Шкляевой И.Л. система эффективного использования цифровых компетенций в урочной и внеурочной деятельности как совокупность системных мероприятий позволила реализовать проект «Развитие цифровых компетенций в урочной и внеурочной деятельности при формировании личностно-развивающей образовательной среды».

2. В рамках реализации системы были организованы и успешно продемонстрированы такие проекты, как «Применение образовательной технологии «перевёрнутый класс» для организации проектной деятельности», «Дистанционная суббота», «Литературная викторина «Страна «Читалия» с использованием информационных технологий».

3. Запланировано участие в реализации проекта «Личностно-ориентированная среда» с целью формирования положительного отношения участников образовательных отношений к развитию личностных качеств обучающихся с использованием информационных технологий и ресурсов.





7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации