Система методической работы «Развитие цифровых компетенций в урочной и внеурочной деятельности при формировании личностно-развивающей образовательной среды»
Система методической работы
«Развитие цифровых компетенций в урочной и внеурочной деятельности
при формировании личностно-развивающей образовательной среды»
Есть только один путь постижения – действовать.
Пауло Коэльо
Повсеместное использование цифровых технологий во всех сферах жизни предполагает готовность обучающихся к усвоению новых навыков и умений, от которых напрямую зависит успех в современном информационном обществе. Среди всех важных компетенций, которые сегодня получают ученики, цифровые компетенции являются важнейшими. Так как это не только навыки эффективного решения задач профессионального, социального, личностного характера с использованием различных видов информационно-коммуникационных технологий, но и понимание современной среды, ориентированной на эффективное использование технологий и ресурсов.
Цифровые компетенции включают в себя набор способностей человека, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в различных контекстах с целью повышения результативности деятельности.
Цифровая компетенция включает в себя:
- технические навыки использования цифровых технологий;
- умения осмысленно использовать цифровые технологии для работы, учёбы и повседневной жизни в целом в различных видах деятельности;
- умения критически оценивать цифровые технологии;
- мотивацию к участию в цифровой культуре.
Таким образом, значимость цифровых компетенций учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития определяется следующими факторами:
- удобство (зная цифровой мир, учитель может правильно распределять своё время; выбирать только те источники, которые гарантируют качественный материал; экономить время с помощью применения в своей работе различных готовых интерактивных заданий или создавать свои);
- мотивация учащихся (использование в образовательном процессе цифровых инструментов эффективно, так как это понятно и доступно современному поколению учащихся и стимулирует их вовлечённость в изучаемый предмет; кроме того, ученики на основе использованных педагогом ресурсов, могут, например, заинтересоваться программированием, созданием собственных сайтов, то есть, ИКТ помогают учащимся и в нахождении своего места в мире);
- значимость для педагога как субъекта образовательной деятельности (в выборе между учителем, который использует только традиционные способы обучения, и учителем, который ориентируется в цифровом мире, наиболее конкурентно-способным и успешным является педагог, который обладает цифровыми компетенциями).
Всё выше сказанное позволяет нам сформулировать тему методической системы: «Развитие цифровых компетенций в урочной и внеурочной деятельности при формировании личностно-развивающей образовательной среды». При этом следует учесть, что необходимо формировать не только компетенции учеников, но и компетенции других участников образовательных отношений (система взаимодействия).
Не менее важной частью системы формирования цифровых компетенций является система мониторинга. И.Л. Шкляевой разработана одна из важнейших частей этой системы – электронный мониторинг учёта и обработки планируемых результатов в начальной школе (Рисунок 1), который используется в течение всего периода обучения в начальной школе. Доступ к результатам мониторинга имеют как администрация гимназии, так и родители обучающихся. Результаты своей работы И.Л. Шкляева представляла, как на школьном, муниципальном и региональном уровне, так и на федеральном уровне в рамках реализации проекта «Система управления качеством гуманитарного образования в условиях использования цифровых технологий и ресурсов».
Рис 1. Система управления качеством знаний на основе цифровых компетенций
Организационная часть системы развития цифровых компетенций строится на следующих проектах, реализуемых И.Л. Шкляевой: «Дистанционная суббота», «Литературная викторина «Страна Читалия» с использование информационных технологий», «Применение образовательной технологии «перевёрнутый класс» для организации проектной деятельности».
Результаты реализации системы представлены И.Л. Шкляевой на конференциях, семинарах, мастер-классах для учителей начальной классов.
Перспективы развития системы мы видим в реализации проекта «Личностно-ориентированная среда», так как она позволяет сформировать положительное отношение участников образовательных отношений к развитию личностных качеств обучающихся с использованием информационных технологий и ресурсов. И.Л. Шкляевой разработан и защищён проект «Концертная программа для жителей микрорайона «Звёздный дождь», который представлен в Паспорте педагогического проекта (Приложение 1).
Паспорт педагогического проекта
Автор(ы) проекта (ФИО, должность) и название ОО | Шкляева Ирина Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 14» Мельникова Елена Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 14» Гайфуллина Румия Гайнулловна, педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 14» Камалов Р.Р., заместитель директора по УВР |
Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО | Гимназия – территория социальной активности |
Направление педагогического проекта | Творческий проект практической направленности |
Название (тема) педагогического проекта | Концертная программа для жителей микрорайона «Звёздный дождь» |
Решаемая ключевая проблема | Разнообразить досуг населения города и предоставить возможность отдохнуть после трудового дня, получить заряд бодрости на рабочую неделю, используя творческий потенциал воспитанников пришкольного лагеря «SUNLIGHT» |
Цель (-и) педагогического проекта | - Развитие социальной активности детей - Создание положительного имиджа гимназии среди жителей района Левобережья |
Целевая группа | Воспитанники пришкольного лагеря «SUNLIGHT», жители района Левобережья |
Основная идея педагогического проекта | Я хочу стать созидателем и приносить пользу родному городу |
2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта | - Развитие у детей умения планировать и создавать творческие проекты - Объединение усилий учителей и учащихся для создания творческих номеров - Предоставление возможности проявить свои таланты |
Используемые технологии / методики / приемы / техники | 1) Технология психолого-педагогического партнёрства учителей, детей и родителей. 2) Личностно-ориентированная технология. 2) Методика организации проекта: - проблема, обсуждение, идея; |
Значимые продукты педагогического проекта | 1) Сценарий концертной программы. 2) Афиша, приглашение гостей. 3) Концертная программа «Звёздный дождь». 4) Стенгазета. 5) Видеоролик. |
Личный вклад педагога в изменения в ОО | Организация взаимодействия гимназии с жителями района Левобережья с целью организации досуга населения и демонстрации творческого потенциала детей |
Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и) | - Стенгазета - Видеоролик - Презентация - Информация в социальной сети в группе гимназии https://vk.com/14ka_glazov |
Выводы:
1. Предлагаемая Шкляевой И.Л. система эффективного использования цифровых компетенций в урочной и внеурочной деятельности как совокупность системных мероприятий позволила реализовать проект «Развитие цифровых компетенций в урочной и внеурочной деятельности при формировании личностно-развивающей образовательной среды».
2. В рамках реализации системы были организованы и успешно продемонстрированы такие проекты, как «Применение образовательной технологии «перевёрнутый класс» для организации проектной деятельности», «Дистанционная суббота», «Литературная викторина «Страна «Читалия» с использованием информационных технологий».
3. Запланировано участие в реализации проекта «Личностно-ориентированная среда» с целью формирования положительного отношения участников образовательных отношений к развитию личностных качеств обучающихся с использованием информационных технологий и ресурсов.
7