Система работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Система работы с одаренными детьми.
Использование образовательных платформ в начальной школе
Табункина Е.С., учитель начальных классов, МОУ Можаров – Майданская СШ
В условиях современной реальности, цифровизация стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Процессы цифровой трансформации, происходящие в сфере образования, регламентируются проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 гг.». Потребности и интересы учащихся учитываются в основных нормативных документах в сфере образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе за счет организации современного цифрового образовательного пространства.
Стандарты образования требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве.
В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема обобщения опыта работы «Цифровая образовательная среда». Использование учебных образовательных платформ в начальной школе.
В связи с цифровизацией образования и приходом в нашу жизнь дистанционного обучения - учителя, как никогда, ощущают острую потребность в качественных образовательных платформах. Такие образовательные платформы уже существуют в России и активно разрабатываются. В частности, хотелось бы отметить сервисы Яндекс.Учебник и Учи.ру.
В условиях дистанционного и смешанного обучения хорошо зарекомендовала себя платформа Яндекс.Учебник. Все материалы сервиса разработаны экспертами. Задания формируют предметные и метапредметные умения. Задания на развитие функциональной грамотности преподносятся комплексно, с заранее продуманной методической линией.
С цифровым образовательным сервисом Яндекс.Учебник я работаю третий год. Платформа помогает мне осуществлять процесс интеграции традиционных и дистанционных образовательных технологий, позволяющих обеспечить интерактивное взаимодействие.
Интерактивные задания, предложенные на данной платформе, я использую в качестве дидактического материала во время урока, домашнего задания, для организации дистанционного обучения. На уроке приготовленные задания можно вывести на экран или предложить для решения на интерактивной доске, а также можно предложить выполнить
на компьютерах. Очень удобен данный ресурс и для организации групповой работы на уроке. Материалы данного ресурса использую на всех этапах урока: мотивирующем, объяснение нового материала, закрепление знаний, контроль знаний.
Платформа имеет очень удобный интерфейс: «Учительская», «Журнал класса», «Мои занятия», «Олимпиады», «Библиотека» с материалами на актуальные темы по предметам, комплексный курс «Повторение и ВПР», «Внеурочная деятельность», курс «Работа с информацией», «Проектная деятельность» др.
Яндекс.Учебник - современный инструмент, который очень экономит время учителя. Это огромная база тематических подборок заданий и упражнений по русскому языку, математике и по окружающему миру, видео к урокам, задания базового и продвинутого уровня, межпредметные квесты.
Все задания в предмете сгруппированы по разделам и темам. Я выдаю детям задания и получаю результаты автоматической проверки. Вижу, с какой попытки ребенок решил задание и сколько времени потратил на решение. Если ученик пропустил упражнение, можно посмотреть, думал ли он над ответом или даже не стал пытаться. Яндекс.Учебник позволяет мне осуществлять дифференцированное обучение: я могу назначить отельным обучающимся карточки «базового» или «повышенного» уровня, выстраивая индивидуальные образовательные траектории. Для детей, имеющих низкие образовательные результаты или отсутствующих на уроках (в том числе для находящихся на самоизоляции), я предлагаю задания для устранения учебных дефицитов.
Задания представлены в виде диалога разработчика и самого учащегося, что, в свою очередь, имеет положительный эмоциональный отклик у большинства детей. Занятия и похожи на обучающую игру. Курс для развития навыков по работе с информацией включает задания по поиску и извлечению информации, работу с неполной информацией.
После выполнения заданий на электронную почту приходят результаты – статистика, которая показывает то, как обучающиеся справились с заданием, количество попыток, время, кто не приступил к выполнению (если задание выполнялось дома).
Весной 2020 г. педагоги оказались в неожиданной для себя ситуации, было объявлено дистанционное обучение. Платформа Яндекс.Учебник. была выбрана для продолжения работы, так как на тот момент мы с учениками активно работали с этой платформой. Таким образом, можно отметить, что было обеспечено достаточно комфортное вхождение учеников в новую для них форму обучения. Но главное, что Яндекс.Учебник для дистанционного обучения содержит, не только образовательные интерактивные материалы, но и инструменты для организации и проведения онлайн-уроков. В период дистанционного обучения - это единственный сервис, который не подвёл и работал без перебоев, и самое главное появились видеоуроки и чат.
Яндекс.Учебник дает ученику право на ошибку, т.к. дети знают, что не обязаны решить верно с первого раза, и что у них есть дополнительные попытки, благодаря этому у детей снижается тревожность. Многим детям даже в начальной школе цифровая среда уже привычна и знакома, а те дети, которые мало работали с компьютером, получают важные навыки компьютерной грамотности. Очень важно, что сервисы готовят учащихся к олимпиадам по предметам.
Во внеурочной деятельности, для активизации самостоятельной работы дома, участие в олимпиадах, успешно использую образовательный портал интерактивной онлайн - платформы Учи.ру. Материалы этой платформы созданы в игровом формате, имеют яркий дизайн и забавных героев. На платформе Учи.ру есть удобная функция «Начать урок», где дети могут работать целый урок и выполнять неограниченное количество заданий. Учитель получает статистику по пройденному уроку, где отражены выполненные задания и допущенные ошибки. Дети имеют возможность самостоятельно изучать темы урока, а учитель – корректировать пробелы по данной теме. Все задания построены так, что сначала ученик приступает к изучению темы, потом идут проверка знаний и закрепление материала. По окончании учебного курса каждый ребенок может получить диплом, который находится в разделе «Портфолио». Система Учи.ру может похвалить ребенка или задать ему уточняющие вопросы, если возникли трудности с выполнением заданий. Платформу Учи.ру использую для проведения образовательных марафонов и олимпиад по предметам. Эти работы вызывают интерес и создают соревновательный момент.
Следует отметить, на уроках возрос процент вовлеченных в работу обучающихся, что говорит о повышении мотивации к обучению, у учеников появились новые стимулы двигаться вперед. По отзывам родителей, возросла самостоятельность и желание выполнения домашних заданий.
Таким образом, грамотное использование возможностей цифровых образовательных сервисов в начальной школе способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля, познавательной активности и инициативности младших школьников, созданию индивидуальной траектории обучения каждого ученика, формированию информационно-коммуникационной компетентности, повышению мотивации, и, как следствие, повышению качества знаний учащихся (см. Приложение).
Спасибо за внимание!
Приложение
Результативность деятельности обучающихся
после внедрения активного использования цифровых образовательных сервисов
Результаты освоения
образовательной программы за 2 года
Показатели качества освоения обучающимися
образовательных программ по предметам
Динамика изменения качества обучающихся на «4» и «5» за 2 года представлена в таблице:
| Русский язык | Математика | Окружающий мир | |||
Учебный год/класс | Кол-во уч-ся | Качество (%) | Кол-во уч-ся | Качество (%) | Кол-во учащихся | Качество (%) |
2018-2019 1 класс | 10 | Безотметочное обучение | ||||
1 четверть 2019-2020 2 класс | 9 | 66,7 | 9 | 66,7 | 9 | 77,8 |
2019-2020 2 класс | 9 | 66,7 | 9 | 44,4 | 9 | 77,8 |
1 четверть 2020-2021 3 класс | 9 | 66,7 | 9 | 77,8 | 9 | 88,9 |
Анкетирование «Твое отношение к выполнению домашнего задания»
2 класс, октябрь
Анкетирование «Твое отношение к выполнению домашнего задания»
2 класс, апрель
Журнал класса
Олимпиады