Статья «Организация образовательного процесса на основе эффективного использования инновационных педагогических технологий»
Для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса я активно использую современные образовательные технологии. Их применение позволяет повышать эффективность учебного процесса, активизировать детей, развивать у них творческие способности и формировать необходимые УУД. Инновационные педагогические технологии тесно взаимосвязаны между собой и направлены на обеспечение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Наиболее востребованными технологиями являются:
- Проектная и исследовательская технологии
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Элементы технологии развивающего обучения
- Технология уровневой дифференциации
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
Данные технологии, по моему мнению, и на основании результатов обучения, способствуют развитию и активизации познавательных умений у учеников и формированию у них универсальных учебных действий.
Проектная и исследовательская технологии
Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учеников. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые активизируют ученика и развивают у него умение учиться, формируют потребность к самостоятельному поиску новых знаний, учат выдвижению гипотез, формулированию выводов и умозаключений. Ведущими на данный момент современными образовательными технологиями, способствующими достижению этих результатов, являются проектные и исследовательские технологии.
Работа по проектной технологии начинается с 1 класса. Самыми распространенными и любимыми проектами, выполняемыми учениками на первоначальном этапе, являются творческие работы. Данный вид деятельности способствует повышению познавательного интереса детей, активизации обучающихся и развитию творческих способностей.
Работая по проектной технологии, учащиеся не просто учатся создавать индивидуальные, парные, групповые проекты, но и активно представляют свои работы на конкурсах разных уровней. Работа по исследовательской технологии организуется мною постепенно, с включением в учебно-воспитательный процесс отдельных заданий и элементов. Затем, при возникновении интереса у учеников к исследовательским проектам, в рамках внеурочной деятельности организуется индивидуальная работа. В первую очередь в нее включаются одаренные дети, затем возникает познавательный интерес и у других учеников класса.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
ТРКМЧП позволяет добиваться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников. Данная технология используется мною для формирования навыков работы с информацией в процессе чтения и письма и применяется на уроке на трех этапах: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия». Учитель часто практикует в работе методические приемы: «Синквейн», «Корзина идей», «Письмо другу», «Тонкие» и «толстые» вопросы и другие. Использование приемов ТРКМЧП позволяет ученикам четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические умозаключения.
Технология развивающего обучения
Элементы технологии развивающего обучения применяются мною на уроках математики: в учебный процесс включаются задания, которые направлены не только на формирование у детей каких-либо отдельных умений, но и на развитие общеинтеллектуальных. Это арифметические ребусы, «цепочки» примероы, «магические квадраты», задания логического характера, задачи на смекалку и т. д. Некоторые из заданий используются для работы со всем классом, другие - в качестве дополнительных заданий для работы с группами или отдельными учениками. Во внеурочной деятельности предлагаются детям олимпиадные задания, и задания повышенной сложности на развитие логического мышления. После выполнения таких заданий учениками, ведется подробный разбор, что способствует освоению и пониманию данных заданий всеми категориями обучающихся.
Технология уровневой дифференциации
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется мною на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Разноуровневые задания разрабатываются для разной категории учеников, в том числе для детей с ОВЗ.
Использование данной технологии позволяет повысить положительную мотивацию обучения у детей; создать спокойное и комфортное пребывание в школе; снизить уровень конфликтности среди учеников, учителей и родителей; перейти к доверительным и уважительным отношениям между участниками образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии также применяются мною регулярно в урочной и внеурочной деятельности. Здоровьесберегающий подход присутствует на всех этапах уроков и занятий, он выражен в чётком чередовании различных видов деятельности, создании психологического климата класса, оказании стимулирующей помощи, индивидуального подхода к ученикам с учетом их личностных возможностей и т. д. Регулярно проводятся физкультминутки, оздоровительные игры на переменах и свежем воздухе, дыхательная гимнастика, беседы о ЗОЖ, «Уроки здоровья и безопасности» и многое другое.
Информационно-коммуникационные технологии
В своей педагогической деятельности мною активно используются информационно-коммуникационные технологии. Для эффективной работы имеются все необходимые для этого условия: кабинет оборудован современной техникой, включающей аппаратные средства: компьютер, сканер, принтер, ксерокс, SMART доску, проектор, документ-камеру. Данные средства ИКТ обеспечивают доступ к ресурсам Интернет и внутренней локальной сети; создают возможность интерактивной образовательной деятельности; демонстрацию учебного содержания.
ИКТ технологии применяются при разработке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, для создания дидактических материалов, тестов, мультимедийных продуктов, для мониторинга результатов обучения и воспитания, обобщения методического опыта, самообразования, участия в профессиональных конкурсах, обмене опытом и др. Для составления отчетов, обработки электронных документов и фиксации учебных достижений учеников, педагог использует электронный журнал Дневник.ру. В работе с обучающимися используется SMART доска, образовательные интернет-ресурсы, интерактивные модули LearningApps.org, организуется создание детьми учебных проектов средствами сетевых сервисов Web 2.0.
Для фиксации и оценивания учебных достижений учеников средствами ИКТ мною применяются интерактивные тесты, обучающие программы, тренажеры, электронные приложения к УМК «Школа России» компакт-диски с КИМ (1-4 класс. Начальная школа) и другие. Опрос и оценка знаний обучающихся производится с помощью системы Plickers, которое работает через мобильное приложение и компьютер. Активизация познавательного интереса детей во внеклассной и внеурочной деятельности осуществляется с помощью веб-сервиса LearningApps, международной образовательной платформы GlobalLab, сайтов дистанционных конкурсов, олимпиад и других.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовывать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, делает активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Учебный процесс с поддержкой компьютерных технологий повышает качество знаний учащихся, помогает ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Кияйкина Наталья Федоровна
Осинцева Алефтина Викторовна
Кузнецова Виктория Владимировна