Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа»
«Принята» на педсовете школы протокол № от « » 2020 г. .
| «Утверждаю» Директор школы ________________ Кайль А.П. Приказ № от « » 2020г |
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии
Подготовил: Пальянов Е.Л
учитель биологии
МКОУ Газ-СалинскаяСОШ
с.Газ-Сале
2020
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.
На современном этапе проведения единого государственного экзамена как стандартной процедуры оценки учебных достижений актуальной проблемой является психологическая подготовка к данной процедуре всех ее участников, включая и организаторов, и педагогов, и учеников, и их родителей.
Подготовка - комплексное понятие, включающее в себя: психологическую и педагогическую готовность (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностную готовность (опыт, особенности личности, необходимые для процедуры единого государственного экзамена).
Основными показателями психолого-педагогической готовности к единому государственному экзамену служат:
многообразие использования в деятельности форм, методов и приемов; способность решать сложные жизненные, учебные задачи;
степень целесообразности в действиях;
оптимальность использования средств обучения;
способность работать по различным методическим схемам, и технологиям; степень овладения диагностическими умениями и навыками;
степень овладения исследовательскими умениями и навыками;
речевое развитие обучающихся;
организаторские и коммуникативные способности.
Введение ЕГЭ выявило, как его достоинства, так и его недостатки. ЕГЭ по отдельным предметам, без сомнения, имеют свои особенности, сложности и болевые точки.
Целями проекта по совершенствованию системы подготовки к ЕГЭ по биологии являются:
Создание условий для освоения учащимися знаний в объеме, предусмотренном ФГОС II поколения.
Формирование открытого образования, позволяющего учащимся получить полную информацию по изучаемому предмету или области знаний.
Индивидуализация образования на старшей ступени на основе тьюторского сопровождения.
Психолого–педагогическая подготовка учащихся к осознанному выбору и формированию целеполагания профессиональной траектории.
Для реализации поставленных целей. Необходимо решение следующих задач:
Разработка методических материалов для подготовки к ЕГЭ.
Разработка КИМов для промежуточной и итоговой аттестации.
Подготовка программы элективного курса.
Подготовка психологического сопровождения системы подготовки к ЕГЭ.
Преемственность начальной, основной и старшей школы в изучении предмета.
Гипотеза: на основании реализованного проекта, будет выстроена система подготовки учащихся к профессиональному выбору, выбору профильного обучения и экзаменов по выбору. При этом, будут созданы условия для оптимального уровня сдачи ЕГЭ по предмету
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 2009г. единый государственный экзамен по биологии введен в штатный режим в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007г. и является экзаменом по выбору. Его выбирают те выпускники, которые намерены связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с биологией и будут сдавать биологию в качестве профильного экзамена в соответствующие вузы. Поэтому главное назначение ЕГЭ по биологии – определение уровня подготовки выпускников средней (полной) школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения.
Основу разработки КИМ вариантов ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Стандарте 2004 г. для базового и профильного уровней, различных учебных программах по биологии, рекомендованных МО РФ для средней (полной) школы.
Хочется отметить, что введение ЕГЭ изменил не только подготовку к итоговой аттестации, но и всю систему образования, поменяв вектор её содержания и форм контроля и обучения.
С одной стороны, современное образование не укладывается в рамки стандартных программ, а для созревания гармонично развитого выпускника, требуется объем материала, куда больший, чем предполагает программа. Поэтому на современном уровне актуальнейшей проблемой становится открытость образования в плане источников информации и методов обработки.
В данном аспекте, ЕГЭ как система образования и контроля выстроена логично и правильно: Уровень А – фактологические знания; уровень Б – сравнительный анализ; уровень С – задачи на системный анализ материала.
Разноуровневый характер заданий делает возможным учет знаний и способностей экзаменуемых на более высоком уровне и помогает более четко установить пробелы в образовании по предмету, в случае использования ЕГЭ в тренинговом режиме.
Этапы реализации проекта
Разработанная мною подготовка к ЕГЭ начинается с мероприятий «Равный – равному», в рамках которой учащиеся 6 класса собирают материал, работая с Интернетом, составляют тексты, сочиняют сказки, делают презентации.
Учащиеся 5-6 классов заканчивают каждую тему тестами, разработанными учителем. В связи с преобладанием у младших подростков визуального типа усвоения, мною часто используются ЦОРы, как разработанные мною, так и предлагаемые авторами программы (1С: Образование 3,0 Издательский центр Вентана – Граф к программе И. Н. Пономаревой 6-8 класс). Они имеют различный характер: сопровождение освоения нового материала, опорные конспекты по темам, обучающее и контролирующее тестирование, подробное изучение биологических объектов, анимационное представление биологических процессов. При этом, одни формы использования ЦОРов подготавливают учащихся к распознанию объектов (часть А), другие способствуют изучению процессов и сравнению последовательности развития их элементов (часть В), фрагменты фильмов по темам способствуют формированию целостных представлений и анализа, необходимого при выполнении заданий части С. В процессе работы, я использую игровые технологии, в рамках которых учащиеся пытаются найти проблемы в материале и построить к ним вопросы.
С 6 класса к темам «Клетка», «Семя», «Простейшие» я использую для контроля и усвоения материала творческие задания деятельностного характера, через которые дети в виде аппликаций, лепки, подручных средств, изготавливают модель клетки, понимая при этом, что такое система в природе. Данная часть работы связана с ЕГЭ напрямую, обеспечивая умение видеть в материале проблему и выстраивать логику исследования.
В рамках подготовки к ЕГЭ, уже с 6 класса мною используются уроки по развитию критического мышления в виде модельных заданий, что позволяет на уроках обобщения определиться и отрефлексировать основные положения пройденного материала. С этой же целью используется методика составления кроссвордов. Освоению детьми современных подходов к оцениванию и самооцениванию служат задания нетрадиционного характера (крестики – нолики, блиц – опрос, и т.д.).
В 7 – 8 классах при контроле знаний, мною используются разноуровневые задания по аналогии с уровнем А и Б, дидактические карточки и система решения биологических задач. На уроках мною используются ЦОРы к учебнику Пономаревой с дидактическими заданиями в виде тестового контроля. Используются в работе опорные конспекты, особенно в случаях выстраивания логических цепей. При оценивании знаний используется зачетная система, в рамках которой учащиеся защищают рефераты, проекты, исследовательские работы, демонстрируют презентации.
Материал программы по биологии в 8 классе представлен курсом Человек и его здоровье». Материал по этому курсу представлен в ЕГЭ в объеме 60%, почему внимание данному разделу должно уделяться достаточно много. В рамках изучения курса учащиеся составляют плакаты с рекомендациями по отдельным блокам программы.
Важным фактором подготовки к итоговой аттестации в 9, а затем и в 11 классах является исследовательская деятельность. В аспекте внедрения ФГОС II поколения, данная технология образования становится наиболее актуальной, формируя предметные и метапредметные результаты обучения.
Именно с целью подготовки к единому государственному экзамену я использую и устные занятия, сопровождаемые поднятием табличек с ответами на поставленные перед классом проблемными вопросами, что позволяет мне видеть готовность каждого ученика и соответственно корригировать опрос.
Исследовательская деятельность реализуется с 8-9 класса через школьные, районные и региональные конференции учащихся, большинство из докладов на которых отражают здоровьесберегающее направление.
Начиная с 9 по 11 классы подготовка к ЕГЭ и ГИА в новой форме становится наиболее интенсивной. Все представленные выше методики используются и на этом этапе, только с большей сложностью и интенсивностью. Подготовка в 9 классе планируется осуществляется в рамках предпрофильной подготовки через элективный курс «Здоровье человека и окружающая среда» и промежуточные тестовые работы в количестве 6 в течение года. Тот же режим сохраняется в 10. В 11 классе тестирование проводится по каждой теме.
Особо надо отметить, что позитивные результаты сдачи ЕГЭ (на высокие баллы) возможны лишь при профильном обучении в старшей школе. Я работаю в профильном режиме только второй год.
Основной формой образования в старшей школе является проектная деятельность. Она реализуется, как на классном, так и на школьном уровне. Примерные темы проектов, рефератов, творческих работ по биологии отражают тематику программ курса и элективных программ, разрабатываемых мною для разных классов и уровней обучения.
Использование новых форм проведения уроков в виде круглых столов, дебатов, семинаров и конференций способствует развитию критического мышления у учащихся, формированию адекватной самооценки и системного анализа (метапредметные результаты).
В 10-11 классах я часто использую обобщающие сводные таблицы, которые учащиеся заполняют сами, анализируя материал и составляя при этом целостное представление о процессе или объекте.
В 10 и 11 классе невозможно подготовить детей к ЕГЭ, не используя тьюторское сопровождение отдельных учащихся и групп школьников. Коррелируя состав групп с усвояемостью, уровнем креативности и познавательного интереса. Необходимо тьюторство и в исследовательской деятельности старшеклассников при создании их портфолио и презентации их успехов в конкурсах, олимпиадах и мероприятиях различного уровня.
Без сомнения, важным элементом подготовки к ЕГЭ является самостоятельная работа учащихся на уровне подготовки и защиты рефератов, докладов, проектных и исследовательских работ, что делает образование деятельностным и эффективным.
Примерные темы рефератов, проектов, исследовательских работ:
1.Наследственность — основа здоровья человека.
2. Этические основы исследований наследственности человека.
3. Носители наследственности — «виновники» наследственных болезней.
4. Методы диагностики наследственных заболеваний.
5. Экологически опасные факторы и здоровье человека.
6. Аллергия — болезнь цивилизации.
7. Влияние космоса на человека.
8. «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов.
9. Погода и самочувствие.
10. Человек в подводном мире.
11. Человек в невесомости.
12.Стрессы в современном мире.
13.Идеальное жилье для здорового человека.
14.Производственная среда и здоровье человека.
15.Лес — лекарство для городского жителя.
16.Инфекционные болезни в современном обществе.
17.Информация и здоровье.
18.Образ жизни человека — фактор здоровья.
19.Диеты и их влияние на здоровье.
20.Алкоголизм и наркомания — болезни химической зависимости.
21.Продолжительность жизни человека
22 Изучение экологического пространства школы
23. Вторая жизнь растений.
Проектная деятельность формирует у учащихся целеполагание, адекватную самооценку, умение отстаивать свою точку зрения, исследовательскую и коммуникативную компетентности, аналитико-деятельностную, прогностическую, информационную и рефлексивную компетеность через личностную, регулятивную, познавательную и коммуникативную деятельность.
Необходимо отметить, что выбор в отношении профиля обучения и ГИА являются первым шагом в подготовке к ЕГЭ и оценкой зрелости личности старшеклассника.
Индивидуализация образования на старшей ступени обучения является важнейшим элементом модернизации образования на современном этапе. Начатая в 9 классе подготовка способствует осознанному выбору профиля и будущей профессиональной траектории. Работа в профильных группах требует серьезной подготовки, наиболее индивидуализированного подхода и деятельностного характера изучения материала. Практически, мы должны в рамках профильного образования передать учащимся культурно – предметный опыт исследовательской научной деятельности в качестве подготовки к обучению в ВУЗе.
В 9 классе, а затем в 10-11 классах важным элементом подготовки к ЕГЭ становится психолого – педагогическая подготовка, построенная на тренинговых занятиях, снижающих уровень напряжения и страх перед итоговой аттестацией. Нужно отметить, что актуальность её снижается при интенсивной тренировке в рамках промежуточной аттестации на предыдущих уровнях. Адекватной самооценке и подготовке к ЕГЭ способствуют проводимые в 11 классе пробные ЕГЭ в каждом из полугодий.
В общей сложности подготовка к ЕГЭ сложилась у меня в стройную систему мероприятий:
Использование дидактических карточек, задач, творческих заданий в 5-6 классах.
Использование ЦОРов к программе по биологии.
Использование опорных конспектов в 6-8 классах.
Использование диска «репититор».
Использование социальных проектов.
Использование вариативных форм промежуточной аттестации.
Использование разноуровневых тестовых заданий к программам 6-11 классов:
- обучающая часть;
-тренировочная часть;
- контрольная часть (зачеты).
КИМы по биологии.
Нетрадиционные формы освоения универсальных учебных действий.
Система разноуровневых таблиц для заполнения по биологии для 6-11 классов.
Микролекции и тренинговые занятия по подготовке к решению заданий уровня С.
Использование Интернет – ресурсов для получения знаний и контрольных форм тестирования.
Контрольные измерительные материалы проверяют освоение школьниками знаний и умений, предусмотренных во всех разделах курса: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса. Следует также подчеркнуть, что содержание проверки не выходит за пределы курса биологии средней школы.
Экзаменационная работа ЕГЭ 2014г. состоит из трех частей, которые отличаются по своему назначению, форме предъявления, содержанию и уровню сложности включенных в них заданий. Задания в экзаменационной работе проверяют усвоение содержания курса биологии на различных уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком, что позволяет получить объективную информацию о достижениях выпускников, сдававших ЕГЭ, выявить сильные и слабые стороны их подготовленности по предмету. По уровню сложности задания распределяются следующим образом.
I. Задания базового уровня с выбором одного верного ответа (А1– А26).
II. Задания повышенного уровня:
а) с выбором одного (А27–А36) или нескольких верных ответов (В1–В3);
б) на установление соответствия объектов, процессов, явлений (В4–В6);
в) на определение последовательности биологических процессов и явлений
(В7–В8);
г) со свободным ответом на 2 элемента ответа (С1).
III. Задания высокого уровня с развернутым свободным ответом на 3 и более элементов (С2–С6).
В части А. контролируются знания и умения выпускников на базовом и повышенном уровне. Задания в части В. с кратким ответом требуют от экзаменуемых более сложной умственной деятельности, чем задания с выбором одного ответа, умения анализировать, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать уровни организации живой природы, классифицировать биологические объекты и др.
Все задания части С. контролируют умения самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения, применять биологические знания в быту, практической деятельности человека, новых, нестандартных ситуациях.
В части С. выделены следующие линии: С1 – практико-ориентированные задания, С2 – задания на работу с текстом или рисунком, С3-задания на проверку уровня освоения материала по основной школе, С4-задания по эволюции и экологии, С5 – решение задач по цитологии, С6 – решение задач по генетике.
В разные годы изменялось соотношение заданий разного уровня сложности в трех частях работы. Начиная с 2006 года в части 3 (С) выделены отдельные линии, предусматривающие работу с текстом (нахождение в тексте ошибочной информации и ее исправление) и рисунком, решение задач по экологии, цитологии и генетике. В части 3 (С) в линию С6 включен новый тип генетических задач на определение наследования групп крови у человека. Эти задания позволяют проверить умения выпускников применять биологические знания в практических ситуациях, анализировать биологическую информацию и находить в ней ошибки, распознавать биологические объекты на рисунках и раскрывать их особенности.
Выполняя задания с тремя или более элементами ответов, выпускники должны уметь устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы и обобщения, решать биологические задачи, применять теоретические знания на практике. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы. Они рассчитаны на более сложный вид познавательной деятельности учащихся: написание свободного развернутого ответа, чёткое изложение знаний по существу вопроса.
В экзаменационной работе используются два типа критериев оценивания заданий с развернутым ответом: с открытым и закрытым рядом требований. В первом случае в эталоне предлагается примерный правильный ответ и указано: «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». В этом случае правильный ответ может быть дан иными словами. В случае закрытого ряда требований в эталоне предлагается единственный правильный вариант ответа и указано: «Правильный ответ должен содержать следующие позиции».
Наиболее сложной для восприятия темой, широко представленной в рамках ЕГЭ, являются вопросы генетики (классической, селекционной, генетики человека, популяционной). Именно поэтому в рамках разработанного элективного курса и других форм подготовки, много уделяю время решению цитологических и генетических задач.
Генетические и цитологические задачи имеют четкую структуру ответа и оцениваются максимально в 3 балла при наличии трех элементов. Все приведенные в эталоне элементы значимы и не имеют альтернативных вариантов. Такие задания содержат закрытый ряд требований («Правильный ответ должен содержать следующие позиции»). Поэтому в ответе выпускника необходимо четко отслеживать указанные разработчиками заданий позиции. Исключение составляет использование экзаменуемым иной буквенной символики при решении генетических задач. При решении генетических задач наличие схемы скрещивания обязательно. В ней должны быть указаны генотипы родителей, гаметы, генотипы и фенотипы потомства.
Очень часто учащиеся делают ошибки при решении ЕГЭ в описании органов и систем органов. Представленных в А и С – уровнях. Еще одним важным фактором подготовки учащихся к ЕГЭ являются работа с тренировочными тестами. Их особенностью является повторение результата задания при разной формулировке самого задания. Они применимы, как в части А, Б, так и в части С. Они направлены на формирования алгоритма правильного выбора ответа. С другой стороны, через тренировочные тесты происходит более прочное запоминание материала и правильных ответов.
Рассмотрев целевые установки проведения и совершенствования подготовки к ЕГЭ, считаю необходимым отметить, что эффективной и современной формой этой работы является тьюторское сопровождение учащихся в их подготовке и личностном росте.
XXI век, по определению ЮНЕСКО, является веком приоритета личности, а, следовательно, приоритеты модернизации образования сосредоточены на инновационности и индивидуализации самого процесса образования и его содержания. При современной, пусть и модернизируемой, классно – урочной системе личностно – ориентированный подход направлен на адаптацию имеющейся программы под возможности и способности каждого ученика. Индивидуализация образования ориентирована на разработку индивидуальной образовательной программы, основанной на социальном заказе учащегося и его родителей и выявленном векторе познавательного интереса учащихся. По сути, данный подход формирует мотивацию обучения и коучинг – группы для реализации образовательного процесса. Ведущим в такой системе образования становится не просто педагог, классный руководитель, специалист школы, а тьютор, специалист образования, обладающий квалификацией сопровождать учащегося в его пути развития и обучения.
Предполагаемые результаты
В рамках данного проекта будут систематизированы методики, технологии и формы работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.
В рамках проекта мною должны быть подготовлены полноценные КИМы для 6-11 классов.
Будет подготовлена программа элективного курса «Живой организм».
Предполагается подготовка программы психологического сопровождения подготовки к ЕГЭ и ГИА в новой форме.
Должна быть обеспечена преемственность методик и методов подготовки к ЕГЭ учащихся с 5 по 11 классы.
Таким образом, система подготовки к итоговой аттестации за курс общего среднего образования сложный вариативный процесс, который должен выстроить для себя каждый учитель, и тем не менее, общие подходы в этом процессе едины и я попытался в данном проекте представить эти подходы и основные элементы процесса.
Без сомнения, подготовка должна завершиться итоговой аттестацией, балл которой в профильных классах не может быть ниже 60 – 65 баллов. Однако и в профильных классах встречаются дети с невысокой успеваемостью, но они, в большинстве своем, все-таки мотивированы к выбранной профессии, что я стараюсь поддерживать на высоком уровне у всех учащихся.
Рекомендуемое информационное обеспечение
учащихся для подготовки к ЕГЭ.
Учебники для учащихся:
Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология
Биология. Человек. 9 класс Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И
Общая биология. 10-11 класс. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И.
Учебные пособия для учащихся:
Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2007.
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2007.
Электронные учебные пособия:
Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.
Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
Учебное электронное пособие «Экология» 1С: Образование3.0.
Презентации к урокам. (автор Пименов А.В.)
Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).
Ресурсы Интернет
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебниковhttp://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал