Система подготовки обучающихся к итоговой аттестации (из опыта работы педагога)

1
0
Материал опубликован 10 October



Муниципальное образование

Серовский городской округ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

им. Героя Советского Союза В. С. Маркова















Система подготовки обучающихся к итоговой аттестации

(из опыта работы педагога )













Учитель химии: Климакова О.Р.

высшая квалификационная категория



















Серов



Подготовка обучающихся к итоговой аттестации (из опыта работы)

Одной из задач реализации ФГОС СОО и ООО является формирование механизмов оценки качества. Инструментом оценки качества подготовки обучающихся является и государственная итоговая аттестация выпускников основной и средней школы.

Одно из направлений педагогической деятельности учителя – предметника является создание эффективных маршрутов для учащихся при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ и ОГЭ . Я, как учитель химии выстроила свою систему подготовки обучающихся к итоговой аттестации, систему, которая апробирована с 2019 года, систему, которая дает положительные результаты.

Первоначально я провела мониторинг внешних и внутренних условий подготовки обучающихся нашего образовательного учреждения по своему предмету. Проведя анализ требований к итоговой аттестации выпускника по химии и условий их реализации, основываясь на собственном опыте подготовки учащихся к итоговой аттестации, я выявила противоречия:

1. между большим объемом знаний по предмету и недостатком учебного времени в рамках урока ;

2. между уровнем развития общеучебных умений и навыков и неумением применения их в другой ситуации;

3. между высокими запросами учащихся и родителей к результату ИА и низким уровнем их ответственности за результат.

Для разрешения первого противоречия с целью эффективной подготовки учащихся к ИА применяю в работе определенные технологии (остановлюсь на некоторых, наиболее применяемых):

- модульная технология. Оправдано применение учебных блоков и при подготовке к ИА - учебный материал, необходимый учащимся при подготовке к итоговой аттестации распределила по учебным блокам, соотнеся их с кодификатором. На основе учебных блоков я разработала план индивидуальных и групповых консультаций по предмету на весь учебный год (Приложение № 1).

- технология схематизации и моделирования. Данная технология позволяет экономить учебное время, кроме того, у обучающихся остаются схемы важных вопросов предмета, которые они используют при повторении, подготовка к ИА.

- системно применяю тестовые технологии на уроках, начиная с основной школы, с 8 класса, таким образом, учащиеся к окончанию школы знают основные виды тестовых заданий, ориентируются в их структуре, понимают, в какой форме нужно давать ответ в разных частях работы.

Проблему дефицита учебного времени решаю также через выстраивание определенной образовательной траектории по предмету (Приложение №2 План подготовки к ИА). Учебного времени в рамках урока недостаточно для качественной подготовки к ИА, я осуществляю подготовку обучающихся через систему консультаций подготовки к ИА (как правило, 3 консультации в месяц), индивидуальные консультации (по запросу обучающихся) и через дополнительные платные образовательные услуги. Разработала и реализую программы курсов по биологии и химии для учащихся 8-11 классов «Перекрестки естествознания». С 2019 года, по данным внешней экспертизы (анкетирования обучающихся и родителей), данные курсы являются востребованными и оцениваются обучающимися как необходимое дополнение к качественной подготовке к итоговой аттестации на уроках. Цель курса – обобщить, углубить и систематизировать знания по курсу общей биологии и химии, целевая аудитория - обучающиеся, выбравших предмет для сдачи экзамена, также может быть использован для расширения и углубления программы школьного курса и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Данные программы мной разработаны по химии и биологии для 8-9 и 10-11 классов, с 2021 педагоги школы используют курс для реализации платных образовательных услуг.

Для разрешения второго противоречия с целью эффективной подготовки учащихся к ИА на уроках продолжаю развитие умений самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов. Дифференцированный подход на уроках позволяет мне частично реализовать задачи подготовки к ИА обучающихся. Для учеников готовлю задания более высокого уровня в формате ЕГЭ. Эти задания предлагаю по желанию всем ученикам класса, но особенно рекомендованы тем, кто готовится к ИА по моему предмету. В качестве дополнительного свободного домашнего задания предлагают параграфы и номера заданий из пособий для абитуриентов, обращая внимание на их значимость для подготовки к ИА. Активно использую возможности цифровых и электронных ресурсов: работаю с образовательными сайтами: mioo.ru, ege.edu.ru, rustest.ru, ed.gov.ru.; активно работаем с сайтом «Гущин ГИА, ЕГЭ»; системно работаем с демонстрационными версиями ЕГЭ, кодификаторами и спецификацией тестов, на основе которых разработала тренажеры ГИА и ЕГЭ по темам (приложение №3).

Третье противоречие - между высокими запросами учащихся и родителей к результату ИА и низким уровнем их ответственности и ответственности обучающихся за результат, остается на сегодняшний день самым острым. Я работаю с законными представителями обучающихся через родительские собрания, индивидуально с родителями и обучающимися, имеющих проблемы (пропуски консультаций, не выполнение рекомендаций и т.д.), через письменные уведомления (раз в четверть) оповещаю родителей о посещаемости их детьми консультаций по подготовке к ИА, к сожалению, не всегда удается найти общий язык, что сказывается в дальнейшем на результате ИА.

Обобщая свой опыт, выделила основные принципы, на которых я строю индивидуальные маршруты подготовки учащихся к ГИА:

1. Системность работы на протяжении всего этапа обучения. Мои ученики готовятся к ЕГЭ, как правило, 4 года - с 8 по 11 класс.

2. Использование разнообразных форм организации образовательной среды: охват подготовкой к ИА проходит через урочную, индивидуальную работу, платные образовательные услуги. Мои будущие выпускники посещают городские консультации по предметам, я вовлекаю их в участие в олимпиадах.

3. Обязательное проведение мониторинга готовности учащегося к ИА. Мониторинг уровня подготовки учащихся осуществляется не только через текущие и итоговые контрольные работы, но и через диагностические контрольные работы в формате ЕГЭ и ОГЭ, в том числе и в системе СтатГрад. Практикую проведение диагностических работ в этой системе с 8 класса по химии. Работа в системе СтатГрад не только расширяет возможности отслеживания индивидуальных достижений учащихся, но и позволяет мне сформировать банк работ, используемых при подготовке к ИА. С 2019 года провожу ДКР по химии (как правило, в год 3 диагностические работы – входная, промежуточная, итоговая). Результаты анализирую в разрезе контролируемых элементов содержания, что позволяет выявить трудные вопросы для каждого обучающегося, скорректировать график подготовки (Приложение № 4 Анализ ДКР 2020)

Эффективность реализации образовательных маршрутов подготовки учащихся к ИА подтверждаю следующими данными внешнего мониторинга: в целом показатели школы по предметам химия и биология выше, чем по городскому округу и среднеобластных результатов. Эффективность образовательных маршрутов по подготовке к ГИА можно отследить по максимальным баллам выпускников 9 классов. Результаты ИА выпускников в 2021-2022 уч.г. представлены в сравнении с результатами по городскому округу:

Отметка

Образовательное учреждение


Городской округ

Выбрали предмет для сдачи чел./ %

12/15%

58/6,9%

«5»

4/33,3 %

22,4%

«4»

5 /41,7%

36,2%

«3»

3 /25%

36,2%

«2»

-

5,2%

Максимальный балл

39 (из 40 возможных)


Из 79 обучающихся 9-х классов педагога предмет химию выбрали 12 человек, что составляет 15% (доля выбора по городскому округу – 6,9%). Как следует из данных, обучающиеся демонстрируют положительные результаты освоения образовательной программы по предмету химия. В сравнении с результатами итоговой аттестации обучающихся городского округа и обучающихся педагога – выше доля обучающихся, выбравших предмет на сдачу, выше показатели успеваемость/качество, что говорит об успешной системе подготовке обучающихся к итоговой аттестации.

















Приложение №1

ТЕМИТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ХИМИИ.

Дата

Тема консультации

Вопросы


1. Современные представления о строении атома.

1.Современные представления о строении атомов. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов


2 – 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов».

2.Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. 3.Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. 4. Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп в связи с их положением в ериодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.


4. Химическая связь

5.Ковалентная химическая связь, ее разновидности, механизмы образования. Характеристики ковалентной связи: длина и энергия связи. Ионная связь .Образование ионной связи. Металлическая связь. Водородная связь. 6.Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки. ТЕОРИЯ: Типы кристаллических решеток


5. Степень окисления и валентность химических элементов. ОВР.

7. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.


6.-7.Классификация и свойства неорганических веществ.

8.Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных 9..Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот 10.Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). 11. Взаимосвязь неорганических веществ


8 -10. Классификация и свойства органических веществ

13.Классификация и номенклатура неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений 14.Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомология Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. 15. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии 16.Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола 17. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки 18 .Основные способы получения углеводородов в лаборатории. Основные способы получения кисилородсодержащих в лаборатории. 19. Взаимосвязь органических веществ


11.Характеристика простых веществ-металлов

20.Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния


12.Общая характеристика металлов побочных подгрупп

21. Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп в связи с их положением в ериодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.


13. Практическая часть

22. Проведение эксперимента: алгоритм действий, правила ТБ.



Приложение №2

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

1.Составление рабочих программ по предметам на новый учебный год с учетом требований по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. 2. Составление диагностических работ, диагностических срезов по текстам КИМ (9, 11 классы). 3. Информирование по вопросам подготовки к ИА: знакомство с инструкцией по подготовке к ИА; структурой и содержанием письменной экзаменационной работы по химии. Изучение кодификатора, спецификацию, результатов ЕГЭ и ОГЭ прошлого учебного года, ознакомление с изменения в текущем учебном году. 4 . Подготовка информационного стенда в кабинете о подготовке к ИА по химии 5. Работа по обновлению дидактического материала и методических пособий (образцов тестов) с учетом требований ОГЭ, ЕГЭ с учетом изменений в текущем году. 6.Подготовка текстов промежуточных срезов по химии с учетом требований ИА, работа с заданиями различной сложности. Работа с бланками: сложные моменты. 7 .Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам ОГЭ, ЕГЭ. 8.Промежуточная контрольная работа по заданиям ЕГЭ (10-11 классы) и ИА (8-9 классы) по химии. 9 .Проведение репетиционного тестирования ДКР) по химии.



Приложение №3

Тренажер ГИА -9 по теме: «Вещества, их строение. Химические реакции»

1. Пять электронов находятся во внешнем электронном слое атома 1) бора 2) стронция 3) фосфора 4) неона 2. Наиболее сильными кислотными свойствами обладает высший оксид 1) фосфора 2) кремния 3) хлора 4) алюминия 3. Какой вид химической связи в оксиде бария? 1) ковалентная неполярная 2) металлическая 3) ковалентная полярная 4) ионная 4. Максимально возможную степень окисления атом серы проявляет в соединении: 1)H2S 2) SO2 3) BaSO3 4) Na2SO4 5. Названия только простых веществ записаны в ряду: 1) оксид магния, оксид серы(IV) 2) углекислый газ, угарный газ 3) железо, аммиак 4) алмаз, графит 6. Признаком протекания химической реакции между растворами нитрата меди(II) и гидроксида натрия является 1) появление запаха 2) растворение осадка 3) выделение газа 4) образование осадка 7. Электрический ток не проводит 1) расплав хлорида натрия 2) расплав оксида кремния 3) раствор азотной кислоты 4) раствор хлорида цинка 8. Осадок образуется при взаимодействии водных растворов 1) нитрата аммония и гидроксида калия 2) соляной кислоты и гидроксида бария 3) нитрата серебра и бромида кальция 4) азотной кислоты и карбоната натрия

Тренажер ГИА -9 по теме: « Неорганическая химия (материал 8 класса)»

1. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях и способах их разделения? А. Чистые вещества имеют постоянный состав. Б. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью добавления воды и последующего фильтрования и выпаривания.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования? А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр. Б. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей? А. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит. Б. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Верны ли суждения о способах разделения смесей? А. Очистить морскую воду от растворённых в ней солей можно с помощью фильтрования. Б. Перегонка является химическим способом разделения смесей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Валентность каждого из элементов равна II в веществе: 1) N 2) H2O 3) H2S 4) MgS

6. Атом азота проявляет валентность, отличную от III, в молекуле: 1) N2О3 2) HNO2 3) H3N 4) НNО3

7. В какой молекуле валентность серы равна IV? 1) SО3 2) H2SO4 3) H2S 4) SО2

8. Формула соединения, образованного пятивалентным элементом X: 1) H2XO4 2) HXO4 3) XH3 4) Н3 XO4

9. К сложным веществам относится:1) иод 2) графит 3) воздух 4) сода

10. К простым веществам относится: 1) S8 2) H2SO4 3) H2S 4) SО2

11.К химическим явлениям относится процесс: 1) кипения спирта 2) плавления серы 3) испарения воды

4) горения серы

12. Реакция, уравнение которой 2Al + 6НСl—3Н2 + 2AlСl3 относится к реакциям

1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена

13. Массовая доля кислорода в сульфате меди(II) СuSO4 равна 1) 10,0% 2) 32,0% 3) 16,0% 4) 40,0%





Приложение №4

Анализ ДКР по химии 2020-2021 учебный год, 9 классы. Дата проведения: 17.10.2020 Цель проведения: мониторинг готовности обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации (диагностический этап). Общие результаты:

Кол-во участников

Максимальный балл КИМ

Средний балл

Средний % выполнения

13

23

11,69

50,84

Результаты по классам:

Класс

Кол-во участников

Средний балл

Средний % выполнения

9 а

3

13,67

59,42

9 б

3

10,33

44,93

9 в

3

10,33

44,93

9 г

2

14

60,87

9 д

2

10, 5

45,65

Распределение по баллам:

Баллы

6

9

10

11

12

13

15

16

Кол-во участников

1

1

3

2

3

3

1

1

% выполнения

26%

39%

43%

47%

52%

57%

65%

70%

Выводы: С работой справились 8 человек (62%) обучающихся из 13 выполнявших – выполнили задания работы более 50%. С работой лучше справились обучающиеся 9 г, 9 а классов, хуже – 9 б и 9 в классов. Минимальные баллы – в 9 в и 9 б классах (6 и 9 баллов соответственно), максимальные – в 9 а и 9 в классах (15 и 16 баллов соответственно). По заданиям обучающиеся лучше справились с 1 – строение атома; 2 – Периодическая система Д.И.Менделеева; 5 – свойства сложных веществ; 7 – ТЭД; 14 – ОВР. Вызвали затруднения задания 8 – катионы, анионы, электролиты; 9 – свойства сложных веществ; 12 - свойства сложных веществ, признаки химических реакций; 14- окислитель, восстановитель; 17 – органические вещества (тема не пройдена); 18 – соответствие признаков реакциям; 19 – распознавание веществ. Решения: 1. Ознакомить обучающихся и родителей (под роспись) с индивидуальными результатами ДКР по химии.2. Провести анализ итогов работы: общий, по классам, индивидуальный.3. Провести консультацию с разбором заданий, вызвавших сложность. 4. Провести работу над ошибками данной работы, отработать на примере ДКР прошлых лет.5. Разработать и реализовать индивидуальные маршруты ликвидации учебных дефицитов обучающихся, не справившихся с работой. 04.11.2020 Учитель химии:



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.