Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации
Система работы учителя русского языка и литературы
по подготовке обучающихся к итоговой аттестации
Однажды буддийский монах пришел к Великому Мастеру и спросил:
- Где искать ключ к познанию тайн мира?
На что тот ответил:
- Ясным солнечным днём загляни в воды чистого горного озера, и ты увидишь, где его нужно искать.
Ответ понятен: человек должен заглянуть в себя, поставить перед собой определённую цель и идти к ней, накапливая знания и жизненный опыт.
Каждый год нам приходится сдавать Единый государственный экзамен вместе со своими учениками. Ошибочно считать, что грамотное преподавание русского языка и добросовестное отношение ученика к предмету гарантирует успех на экзамене. Статистика показывает, что к ЕГЭ нужна специальная подготовка.
Подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу начинаю в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при ОГЭ в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к ЕГЭ, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения. Подготовку начинаю с ежегодного анализа результатов ЕГЭ прошлогоднего экзамена. Это помогает мне выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением их применять. Процесс этот трудоёмкий. Опыт показывает, что для успешной сдачи экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ мало научиться грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, направлены на проверку сфор-мированности всех видов компетенций.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. У каждого учителя постепенно формируется свойстиль подготовки обучающихся к экзамену. Я выделяю следующие направления по предметной подготовке обучающихся:
- развитие мотивации и целеполагания;
- формирование умения решать задания разного уровня;
- развитие самоконтроля;
- формирование уверенности и положительной самооценки.
Задачи:
- в правильном оценивании в течение всего учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с ихиндивидуальными особенностями и возможностями;
- в организации продуманной системной работы по обучения предмету учащихся с 5 по 9 классы;
- в работе в тесном контакте с родителями.
Подготовка к ЕГЭ обязательно отличается от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
За последние годы у меня создана методическая база.
1.учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.
2.банк тестовых заданий.
3.информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в эффективной подготовке к урокам и к экзамену.
Успешно использую в своей профессиональной деятельности педагогические технологии:
• проектные;
• технологии встречных усилий;
• технологии критического мышления;
• коммуникативно-развивающей деятельности.
1. Информационный этап подготовки к ЕГЭ
Подготовку к ЕГЭ начинаю с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов. Во-первых, оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы:
- Памятка для выпускника - в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к экзаменам. Эти советы-рекомендации беру из книги Д. Карнеги.
- Памятка для родителей - в ней содержатся советы по подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. В этом разделе постоянно меняю рекомендации, на какие разделы или темы школьники должны обратить внимание при выполнении домашних заданий.
- Контрольно-измерительные материалы - сборники тестовых заданий.
- Образцы заполнения бланков ответов.
- Памятки, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка. Этот демонстрационный материал служит необходимым помощником для старшеклассников, особенно для выполнения практической части. В памятках есть все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого присутствует материал для самопроверки и взаимопроверки.
2. Модель учебной деятельности
При подготовке к ЕГЭ предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников: это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер. Учащиеся осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки:
- осваивают модели учебной деятельности;
- приобретают конкретные лингвистические навыки;
- получают технические навыки при использовании информационно-коммуникативных технологий;
- развивают коммуникативные и межкультурные навыки.
Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему.
Шаг 1. Повторение теоретического материала.
Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае я или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Большой эффективностью пользуются у старшеклассников таблицы-сравнения: Т-схема, Диаграмма Венна, благодаря которым учащиеся могут сравнивать. Это могут быть морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени существительного и имени прилагательного, имени прилагательного и причастия, глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия. Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению теоретической базы - фундамента знания для выполнения тестовых заданий. Таблицу "ЗХУ" (Знаю, Хочу узнать, Узнал (а) и таблицу "Инсерт" можно использовать в начале повторения каждого раздела. В таблице "ЗХУ" имеется три раздела: в первой графе "Знаю" учащиеся записывают кратко, по памяти, имеющиеся знания; во второй графе "Хочу знать" - производится запись того, что ещё интересует ученика по теме - это могут быть информационные или проблемные вопросы; в третьей графе - после самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, кратко формулируются ответы в виде отдельных теоретических положений. При работе с таблицей "Инсерт" старшеклассники самостоятельно работают с теоретическим материалом (желательно иметь раздаточный материал): вначале они просматривают материал и делают пометки в тексте, затем заполняют таблицу. В первой части таблицы (+) определяется материал, который дети хорошо усвоили, то есть понимают теоретический материал, самостоятельно приводят примеры. Во второй части таблицы (V) конкретизируется материал, который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по слабо усвоенному или непонятому материалу для работы в группах или в парах сменного состава.
Шаг 2. "Продвинутая" лекция.
Наиболее объемные или сложные темы обобщаются при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа.
Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.
В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияет на межличностные отношения в классном коллективе.
Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.
Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал учебника по подготовке к тестовому контролю.
Формы подготовки к сдаче ЕГЭ
• Традиционная
• Выполнение заданий СтатГрада, ФИПИ
• Система Тренажеров
• Проектная деятельность
Выполнение заданий СтатГрада
Задания СтатГрада мне интересны, прежде всего, тем, что они, кроме традиционных Тренировочных работ в формате ЕГЭ, дают еще и Тематические диагностические работы по подготовке к ЕГЭ (по Фонетике и словообразованию, по Морфологии и орфографии, по Синтаксису и пунктуации), рассчитанные на урок, 45 минут. Чем они хороши? Во-первых, они заставляют ученика быть предельно внимательным, читая задание.
Пример: В каком варианте ответа выделенные слова являются грамматической основой предложения или одной из частей сложного предложения?
• МНЕ не раз ПРИХОДИЛОСЬ БЫВАТЬ на Карском море.
• Горные ХРЕБТЫ, которые ТЯНУТСЯ по водоразделу, достигают трехкилометровой высоты.
• Правила дорожного движения НЕОБХОДИМО знать и исполнять.
• Те мальки, ЧТО ПОСТАРШЕ, к самому берегу не подходят
Во-вторых, в них даются задания, которые заставляют ученика думать, применять знания в нестандартной ситуации (не в формате ЕГЭ) Например:
В каком ряду в обоих случаях пропущенные буквы определяются спряжением глагола?
1) Пиш…шь, выздоров…вший
2) Угнета..мый, он подогре…т
3) Возненавид…шь, возлож..нный
4) Движ…мый, пристыж…нный
Система тренажеров
• Тестирование обучающихся с использованием электронных пособий по русскому языку при изучении и закреплении и при подготовке к ЕГЭ (готовые на сайте ФИПИ).
ВЫВОД.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний
Владимир Солоухин писал: «У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами. Все можно. Нельзя только одно – терять высоту. Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идёшь как бы и не к вершине, всё равно ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!»
Кияйкина Наталья Федоровна