Применение технологий «Система работы по реализации практико-ориентированной направленности в преподавании биологии»
Система работы по реализации практико – ориентированной направленности в преподавании биологии
Блаженко Светлана Александровна,
учитель БОУ СОШ №1 станица Динская
Краткая аннотация статьи: в статье описана система работы по реализации практико - ориентированной направленности в преподавании биологии, которая основана в тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: практико – ориентированные задания, эколого – биологический практикум, экологическая тропа, экскурсия, опыт, эксперимент, практическая работа, лабораторная работа.
Актуальность педагогического опыта. Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как со зрительным восприятием - 40 - 50%, а со слуховым всего 10 % материала. Соответственно, практико - ориентированный подход в обучении является актуальным. Многолетний педагогический опыт работы показал, что повысить интерес ребят к биологии можно усилением связи биологии с жизнью.
Цель педагогического опыта разработать систему деятельности по реализации практико - ориентированной направленности в преподавании биологии.
Задачи: изучить передовой опыт по реализации практико - ориентированной направленности в преподавании биологии; разработать и апробировать систему лабораторных работ, практических работ, опытов, экспериментов с практической направленностью, создать экологическую тропу; подобрать методы для реализации практико – ориентированной деятельности в преподавании биологии.
Практико - ориентированный подход в обучении биологии направлен на приобретение не только знаний, умений, навыков, но и опыта практической деятельности. Практико - ориентированный подход в обучении биологии складывается из урочной и внеурочной деятельности.
В ходе реализации практико - ориентированного подхода на уроках и внеурочной деятельности использую структурно - логические технологии, информационно – коммуникационные, тренинговые, проектные, игровые, диалоговые, здоровьесберегающие технологии, в том числе проблемное, дифференцированное, развивающее обучение. Нетрадиционные формы уроков способствуют практико – ориентированному обучению, так как на таких уроках учащиеся работают с дополнительной литературой, выпускают газеты, составляют кроссворды, ребусы, синквейны, учатся писать биологические сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся. Но какую бы форму урока я не выбрала: проекты, беседы, дискуссии, игры, конкурсы, ролевые тренинги и т.д., главное, чтобы каждое мероприятие было запоминающимся для учеников, чтобы оно содержало какой - либо элемент исследования. В ходе практико – ориентированного направления применяю активные методы обучения, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность ученика: это наглядные методы (демонстрация учебных пособий, опытов), методы проблемно-поисковые и репродуктивные. На уроках биологии учащиеся овладевают методами изучения окружающего мира через наблюдение, эксперимент, опыт. Использую приёмы: «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», «Корзина идей», «Ассоциации». На практико – ориентированных уроках формирую навыки работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов. Стремлюсь к тому, чтобы ученики много и активно работали с литературой. На уроках всегда привожу список дополнительной литературы. Практико – ориентированное обучение осуществляю через работу в группах при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность обмениваться мнениями, вместе искать истину. Эти формы работы помогают решать не только образовательные задачи, но и приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. Регулярно провожу самостоятельные, лабораторные и практические работы в парах и в группах, по изучению и закреплению нового материала. Такие работы помогают преподать материал в активной форме, сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы и анализа, навыки умения сравнивать и делать выводы. Если ученик приложил личные усилия к добыванию этого содержания, пробиваясь через трудности, отстаивая свою позицию в спорах с товарищами, соглашаясь с более убедительными доводами, оно станет достоянием ученика надолго. Соответственно возрастают возможности в реализации практико - ориентированного образования, когда учитель уходит от назидания и становится для учеников старшим товарищем, более опытным и лучше образованным. Практической деятельности учащихся способствует написание заметок о результатах исследовательской или проектной деятельности в районные СМИ. Учащиеся принимают активное участие в издании газеты «Школьная трибуна», в репортажах школьного ТВ «Карандаш-ТВ». Практико - ориентированная деятельность осуществляется в ходе участия детей в акциях социальной направленности: «Бумажный бум», «Сохраним леса Кубани», «Чистый берег», «Посади дерево», «Птицы Кубани», «100 шагов до Арктики», в творческих и исследовательских проектах, социальных проектах, субботниках, санитарных пятницах, экологических десантах.
1. Разработка и реализация практико – ориентированных заданий повышенной сложности высокой сложности по блокам «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье» при подготовке к ЕГЭ
В моей педагогической деятельности подобран, разработан и накоплен большой материал по применению практико – ориентированных заданий, которые включают вопросы, связанные с применением биологических знаний на практике. При ответе на эти вопросы ребята должны помнить, что у любого практического действия есть научная основа. Именно эту научную основу необходимо раскрыть в ответе. Задания данной линии довольно разнообразны, т. к. охватывают материал всего курса биологии. При выполнении таких заданий преподаватель и ученик выступают в качестве партнёров, решая значимые проблемы. Ученик перестаёт быть пассивным преемником, а становится активным субъектом образовательной деятельности, его захватывает сам процесс поиска путей решения задач, он получает возможность развивать логическое и ассоциативное мышление. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. Практико - ориентированные задания, многократно применяемые на практических занятиях, способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, повышают интерес к учёбе в целом, положительно влияют на прочность знаний и качество обученности, что позволяет создавать не только положительную мотивацию к изучению предмета, но и через развитие интереса к биологии, осуществлять профориентацию.
2. Разработка и реализация эколого- биологического практикума во внеурочное время.
Практическая деятельность осуществляется на занятиях кружка «Юный эколог», «Сохраним своё здоровье», «Генетика человека», «Мир вокруг нас», «Подари себе жизнь», «Биология и профессии». При построении практического занятия, теоретический материал осознаётся учениками сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью. Разработанный мной биологический практикум представляет собой интегрированную область деятельности, осуществляемую как в учебной лаборатории, так и проводимую на экскурсиях и в полевых условиях.
3. Практико - ориентированные лабораторные и практические работы на уроках и во внеурочное время. В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные и практические работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно - следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.
Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и практических работ по биологии закладываются с 5 класса. Основными задачами лабораторного практикума являются развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии. Разработанные лабораторные работы по биологии соответствуют профильному уровню обучения, поэтому проводятся во внеурочное время.
Я разработала способ организации лабораторных работ - индивидуальный, когда каждый ученик выполняет работу по инструктивной карточке.
Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется инструктивной карточкой, в которых указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т.д.
4. Практико - ориентированные проекты нацелены на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта, так через собственное исследование или практическую работу они самостоятельно придут к утверждению и сделают вывод. Групповые мини - проекты проводятся и презентуются на уроке. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Вид мини - проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала, от особенностей организации учебного процесса в данном образовательном учреждении. При изучении темы «Семена и плоды» в ходе выполнения мини - проектов был создан небольшой сборник загадок, составленных самими ребятами, для учащихся начальных классов. Тема «Систематические группы птиц» с использованием данной технологии позволяет проявить творческие способности в составлении синквейнов, которые презентуются в ходе декадника естественных наук. По курсу «Биология человека» разработаны гигиенические памятки - рекомендации при изучении каждой системы органов. К годовщине образования Краснодарского края был проведён проект «По страницам Красной книги Краснодарского края». Результат – создание Красной книги, проект «Благоустройство школьного двора»
5. Опытническая деятельность на уроках и во внеурочной деятельности позволяет использовать богатые возможности эксперимента для обучения, развития и воспитания обучающихся. Мною подобрана и разработана опытническая деятельность по разделам: растениеводства, биологическом, отделе экологии и охраны природы.
На первых занятиях, когда обучающиеся не располагают необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладка опытов производится заранее педагогом. Познавательная деятельность обучающихся при этом носит репродуктивно - поисковый характер и направляется на выявление сущности опыта, формулирование выводов с помощью ответов на вопросы. По мере овладения обучающимися техники закладки опыта увеличивается доля поиска, повышается степень их самостоятельности.
Большое значение для осмысления учениками опыта имеет предварительная работа: определение цели и техники закладки опыта, постановка вопросов, способствующих выявлению сущности опыта и формулированию вывода. Важно, чтобы обучающиеся видели исходные данные и конечные результаты опыта. Большую роль в обучении играют демонстрационные опыты, которые используются с целью иллюстрации рассказа педагога. Демонстрация опыта дает наибольший эффект в сочетании с беседой, которая позволяет осмыслить результаты опыта.
Особенно большое познавательное и воспитательное значение имеют опыты, в которых обучающиеся принимают активное участие. В процессе изучения того или иного вопроса возникает необходимость получить ответ на проблему с помощью опыта, и обучающиеся на этой основе сами формулируют его цель, определяют технику закладки, выдвигают гипотезу о том, каким будет результат. В этом случае эксперимент носит исследовательский характер. При выполнении этих исследований обучающиеся самостоятельно научатся добывать знания, наблюдать опыты, фиксировать результаты, делать выводы по полученным данным.
Наиболее эффективным в развитии образовательной мотивации школьников и достижения качества образования считаю использование во внеурочной деятельности экскурсий, которые делают процесс обучения более успешным. В ходе практико – ориентированной деятельности силами учащихся был разработан проект «Создание экологической тропы на территории школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской». В разработке экскурсий участие приняли сами ребята, которые ставили цель: познакомить с особенностями растений школьного двора; разработать маршрутный лист экологической тропы; разработать экскурсию по экологической тропе «Войди в природу другом» и провести её среди учащихся 1 – 7 классов; оформить экотропу, сделать экологические листовки и плакаты.
Методы, которые я использую на своих уроках, работают на развитие творческого мышления. Ведущая роль отводится методам творческой деятельности (гностические, логические): метод синектики (логический), метод моделирования, метод причинно - следственного анализа, метод эвристических вопросов (в рамках эвристического метода).
Результативность педагогического опыта.
Практико – ориентированная деятельность способствует личностному росту обучающихся через участие в научно - практических конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня. Обучающиеся становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии; конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно – практической конференции «Эврика», «Эврика, ЮНИОР», Малой академии наук учащихся Кубани; победителями и призерами зонального и краевого этапа конкурса научных проектов школьников. Активная практическая деятельность обучающихся проявляется в участии в конкурсах, проектах, исследовательских работах, викторинах. Мои воспитанники стали победителями и призерами краевого конкурса «Сохраним планету», Российского национального юниорского водного конкурса, краевого конкурса «Зелёная планета», «Зеркало природы», призерами всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, победителями краевого конкурса на лучшую научно – исследовательскую работу среди учащихся «Кубанские товары и услуги - только высшего качества», а также школьники становятся победителями и призерами всероссийских дистанционных конкурсов, олимпиад по биологии и экологии, викторин.
Цель моего педагогического опыта достигнута. Разработана и апробированна система деятельности по реализации практико - ориентированной направленности в преподавании биологии.