Информационно-коммуникативные технологии в практико-ориентированном процессе работы с одаренными студентами
Сокращения:
ИТ- информационные технологии;
ВДТ - ввод данных или набор текстов и т. п.;
ПЭВМ - персональные электронно-вычислительные машины;
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.
Одаренность - это многомерное, изменяющееся явление, способное с течением времени проявиться ярче, полностью исчезнуть или остаться незамеченным.
«Формы проявления одаренности:
1 по степени сформированности:
актуальная (сформированная) и потенциальная (в стадии формирования);
2 по форме проявления:
явная (очевидная) и скрытая (не очевидная в силу разных причин);
3 по широте проявления:
общая (в разных видах деятельности) и специальная (в конкретных видах деятельности);
4 по особенности возрастного развития:
ранняя (ускоренное психическое развитие) и поздняя (замедленное психическое развитие.);
5 по уровню одаренности:
с гармоничным типом развития (равномерность развития) и с дисгармоничным типом развития (неравномерность развития различных психических качеств).» [1]
Для реализации одаренности нужны способности, мотивация и креативность. Задачи психолого-педагогического воздействия создать мотивацию, помочь использовать креативность в реальных условиях, научить личность с большим вниманием относиться к своим способностям, грамотно их применять, делиться опытом со сверстниками, учениками или с собственными будущими детьми.
Мотивация одаренности — это получение знаний и признание таланта, которое может проявляться участием в конференциях, олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях повышенного уровня, а также выполнением заданий с учетом способностей. ИТ раздвигают горизонты образовательного процесса, предоставляют возможность самореализации разным формам проявления одаренности. Творческие задания вдохновляют студентов и позволяют использовать ИТ в практико-ориентированном процессе обучения. Все это в основном самостоятельная работа с использованием ПЭВМ. Но нельзя забывать, что СанПиН рекомендует «длительность работы с ПЭВМ во время учебных занятий старших курсов профессионального образования ограничить:
- 30 мин на первом часу и 30 мин на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 мин;
- допускается увеличивать до 3 академических часов суммарного времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и не более 50 % от общего времени учебных занятий.» [3]
С учетом того, что уроки информатики, информационные технологии в профессиональной деятельности и другое изучение профессиональных программ составляют значительную по времени часть учебного процесса необходимо стремиться использовать ВДТ или ПЭВМ в меньших процентах, чем 50 от общего объема урока.
Исходя из этого, разработаны мероприятия, в которых участвуют студенты разных курсов. Задания разной направленности позволяют выявить особо одаренных.
Конкурс презентаций проводится для желающих. Презентации необходимы для продвижения на рынке материалов и технологий, бизнес-планов и организаций. Список тем презентаций постоянно пополняется. Студенты сами выбирают тему из списка. В список входят новые технологии, незначительно представленные в учебниках (каменные, мозаичные, жидкие обои, структурная штукатурка, окраска с эффектом велюра, облицовка из фибробетона, возведение зданий из гибкого камня, фотокаталитические покрытия, ограждающие конструкции и кровли, аккумулирующие солнечную энергию, самоочищающиеся покрытия и др.). Объявляется алгоритм оценивания. Определяются программы: для составления презентации PowerPoint, для редактирования фотографий PowerNet, для скачивания видеофильмов без рекламы Mozilla Firefox, для их коррекции и демонстрации Windows Movie Maker. Качество фильмов с помощью Mozilla Firefox можно выбрать хорошее (не советую Medium WEBM), с экрана мультимедийного устройства хорошо смотрится MP4.
Схема презентации разработана в соответствии с ФГОС: название, определение, виды, материалы, инструмент, технологический процесс (план), технологический процесс (фильм), контроль качества работ, задача на тему, заключение (когда материал применяется, достоинства, недостатки). Демонстрация презентаций включает пояснения к слайдам, комментарии к фильму, решение задачи группой и оценка презентации студентами.
Критерии оценивания:
структура 1-5 баллов; оформление 1-5 баллов; содержание 1-5 баллов; креативность 1-5 баллов.
Оценка презентаций производится комиссией специалистов нашего техникума. Лучшие презентации участвуют в конкурсе на сайте http://metodisty.ru/. Конкурсы в группе НПО и СПО бесплатные. Грамоты выдаются студентам.
Конкурс кроссвордов проводится для всех при закреплении материала в группах по два человека. Работа в группе способствует формированию социально-коммуникативных навыков общения. На уроке подбираются слова по темам профессионального модуля. Назначается 20 слов в именительном падеже. Разрешается пользоваться учебниками, журналами, периодическими изданиями. Можно выходить в библиотеку, использовать интернет. Но сообщается, что интернет ненадежный источник, понятия там менее научные, чем в технической литературе (из-за неопытности поиска информации студентами). Домашнее задание: соединить эти слова в программе http://biouroki.ru/. Достоинства программы: бесплатность использования; применение всех слов; множество вариантов кроссвордов, возможность выбора самого гармоничного. Принимаются варианты, нарисованные от руки с самостоятельным расположением слов.
Темы кроссвордов:
Земляные работы, свайные, монтажные, каменные, бетонные, кровельные, штукатурные, малярные, облицовочные, устройство разных видов полов (бетонные, дощатые, паркетные, ламинированные, керамические, линолеумные, полиуретановые, наливные, ворсовые, стеклянные)
Критерии оценивания:
оформление 1-5 баллов; содержание 1-5 баллов; общее впечатление 1-5 баллов.
Лучший кроссворд разгадываем группами.
Оценка кроссвордов производится комиссией преподавателей нашего техникума.
Материал используется на уроках по темам для последующих курсов. Составляются интерактивные кроссворды, но слов берется немного. Очень ждут кроссвордов на уроке.
Конкурс фотографий проводится для желающих как очного, так и заочного отделений. Социальная фотография - это средство связи между людьми, рекламная фотография – это метод продвижение товаров и услуг. Обязательные темы в году «Каникулы 2016» и «Профкадр». Конкурс «Каникулы 2016» – это свободная тема, а «Профкадр» – это тема летней производственной практики. Правила участия, сроки проведения, условия конкурсов, номинации, критерии оценки определены интернет-изданием Профобразование http://www.profobrazovanie.org/, конкурсы для обучающихся. Наиболее значимые приведу в статье.
«Номинации фотоконкурса КАНИКУЛЫ 2016:
1. Каникулы в городе; 2. Каникулы на природе; 3. Культурные каникулы; 4. Веселые каникулы.
Номинации фотоконкурса ПРОФКАДР;
1. Теоретические занятия; 2. Практические занятия; 3. Внеурочная деятельность; 4. Большая перемена.
Критерии оценивания:
- Сочетание стиля и описания фотографии – 1-5 баллов;
- Содержательное, выразительное и оригинальное авторское решение – 1-5 баллов;
- Художественное качество фотографии – 1-5 баллов;
- Творческий подход к раскрытию номинации – 1-5 баллов.» [2]
Если фотографий сдано мало, конкурс проводится без номинаций. По окончании демонстрируются фотографии в группах.
Конкурсное оценивание фотографий производится комиссией, в которую включаются помимо специалистов нашего техникума преподаватели ГБОУ ДО АО "Детская школа народных ремесел", мастера России и Архангельской области для оценки эстетичности.
Лучшие фотографии рекомендуется студентам отослать на сайт Профобразование с одноименным названием конкурса. Корректировать фотографии можно, но очень минимально, иначе они на конкурс не пройдут. Отправление фотографий бесплатное. Но для получения дипломов и грамот необходимо заплатить 100 рублей. Они не обязательны.
Темы остальных фотоконкурсов определяются в зависимости от различных условий и не повторяются.
Международные фотосайты, куда можно отправить фотографии бесплатно с вручением призов и грамот:
- редакция National Geographic Россия, конкурсы //www.nat-geo.ru/photo/,
- 35PHOTO, конкурсы http://35photo.ru/.
Конкурс курсовых проектов проводится для всех студентов как очного, так и заочного отделений. Курсовые проекты как архитектурно-строительный, так и проект производства работ — это проекты, имитирующие аналогичные проекты строительной отрасли и обязательная часть образовательного процесса. Участвуют в конкурсе не все, а только те, которые сданы в срок. В связи с этим появляется стимул для сдачи курсового в срок. Программы для разработки пояснительной записки проекта Microsoft Windows и Excel, для оформления чертежей - AutoCAD.
Критерии оценивания
- срок сдачи – 1-2 баллов;
- использование ИТ – 1-5 баллов;
- правильность расчета записки – 1-5 баллов;
- правильность разработки чертежей – 1-5 баллов;
- соответствие стандарту предприятия записки – 1-3 баллов;
- соответствие стандарту предприятия чертежей – 1-3 балла;
- заполняемость чертежных листов – 1-2 балла;
- защита проекта – 1-5 баллов.
Открытая защита курсовых проектов является репетицией защиты диплома.
Оценка курсовых проектов конкурса производится комиссией преподавателей техникума.
Конкурс дипломных проектов проводится для всех студентов. Программы для разработки Microsoft Windows, Excel, AutoCAD, ГРАНД-Смета.
Критерии оценивания
- правильность разработки и оформления архитектурно-строительной части 1-5 баллов;
- правильность разработки и оформления расчетно-конструктивной части 1-5 баллов;
- правильность разработки и оформления организационно-технологической части 1-5 баллов;
- правильность разработки и оформления экономической части 1-5 баллов; оформление с использованием ИТ 1-5 баллов.
Оценка дипломных проектов производится комиссией преподавателей нашего техникума.
По окончании дипломного проектирования лучший проект высылается на сайт компании ТехноНИКОЛЬ http://www.tn.ru/ для ежегодного участия в конкурсе дипломных проектов с использованием материалов ТехноНИКОЛЬ.
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с одаренными студентами позволяет ориентировать учебный процесс в практическом направлении и повысить эффективность образовательных программ.
Список использованных источников
1 Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы (Выпуск 1). –М.: МИОО, 2005 г. - 176 с. ISBN: 5-948980-63-4
2 Конкурсы. [Электронный ресурс] // / Интернет-издание Профобразование. URL: http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/news/1-0-5 (Дата обращения 05.02.2016).
3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". – М.: РИД ГРУПП, 2011 г. - 32 с. ISBN: 978-5-4252-0605-3.