Статья «Система работы районного методического объединения учителей родного языка в условиях ФГОС: планы и формы работы»
Кочаева А.П.,
учитель начальных классов и
эрзянского языка
МОУ СОШ с. Кивать
Кузоватовского района
Система работы районного методического объединения учителей родного языка в условиях ФГОС: планы и формы работы
Районное методическое объединение учителей родного языка Кузоватовского района в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами района, приказами и распоряжениями.
Методическое объединение учителей родного языка - коллектив с ярко выраженной индивидуальностью, четкой профессиональной позицией и постоянной потребностью в самообразовании и повышении профессионального уровня. Это творческий союз единомышленников, помогающих друг другу в профессиональном росте.
Успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, как было раньше, а будет играть роль проводника в мире информации. Перед учителем встает вопрос: как учить? Задача учителя не просто формировать или развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и став взрослым, мог занять достойное место в обществе. Проникновение в проблему ребенка позволяет учителю увидеть ее с позиции самого ребенка. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Учитель создает условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он стимулирует. Мы учим ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. А развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя.
Основная цель методического объединения заключается в обеспечении потребностей педагогических кадров в профессиональном образовании и непрерывном обучении, путем совместного поиска, внедрения лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, взаимного профессионального общения, обмена опытом, определения единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов учебно-познавательной деятельности ученика и педагогической деятельности педагога.
Для решения единой методической проблемы определяются следующие задачи:
1. Содействовать формированию инициативной, творческой личности педагога.
2. Продолжать работу по изучению и внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью формирования продуктивных знаний и воспитания активной гражданской позиции учащихся.
3. Совершенствовать работу учителей и учащихся, направленную на переход на новые образовательные стандарты.
4. Строить учебно-воспитательный процесс с учётом здоровьесберегающих технологий.
5. Выявлять степень влияния познавательной мотивации на качество обучения школьников.
Основные формы, используемые в работе МО:
1. Заседание методического объединения по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
2. Семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;
3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
4. Проведение предметных недель;
5. Взаимопосещение уроков;
Методическая работа строится на использовании современных образовательных технологий:
-- личностно-ориентированное обучение;
-- исследовательские;
-- интерактивные формы и методы;
Районное методическое объединение учителей родного языка помогает педагогам в решении конкретных проблем. На заседаниях РМО идёт активный обмен опытом между педагогами, знакомство с новыми технологиями, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагогов.
Учитель - объект профессионального самосознания, умеет реально оценивать свои личностные особенности и действия, способен ставить перед собой цели, проектировать собственную профессиональную деятельность.
Деятельность районного методического объединения учителей эрзянского языка имеет практическую направленность:
-- выявление проблем, наиболее актуальных вопросов деятельности педагогов;
-- отслеживание динамики знаний учителей эрзянского по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Анкетирование учителей позволяет своевременно определить круг вопросов, на которые необходимо обратить внимание в процессе работы и при составлении плана на перспективу.
Основные формы проведения методических объединений – это семинары – практикумы по актуальным темам, например:
Деятельностная форма организации внеклассных занятий по приобщению учащихся к культуре мордовского народа.
Организация внеурочной деятельности по эрзянскому языку и культуре в сельской школе в условиях введения ФГОС.
Практическая часть семинаров представляет собой открытые уроки или занятия по внеурочной деятельности с последующим самоанализом и анализом, изучение нормативных документов и методических рекомендаций, проведение практикумов, мастер-классов.
Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых районным методическим объединением, администрацией школ, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеурочной деятельности, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Предлагаем примерный годовой план работы районного методического объединения учителей родного языка и руководителей факультативов и кружков этнокультурной направленности.
План работы РМО районного методического объединения учителей родного языка на 2013 - 2014уч. год.
Основные задачи:
1. Совершенствовать знания учителей по методике преподавания родного языка.
2. Повышать эффективность учебно-воспитательного процесса и обеспечивать качество образования в соответствии с требованиями нового стандарта.
3. Способствовать обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования (как одно из требований ФГОС).
4. Повышать педагогическое мастерство учителей мордовского языка, обобщать и распространять педагогический опыт.
5. Развивать интерес к изучению родного языка и культуры эрзянского народа.
№ п/п |
Содержание работы |
Ответственные |
Сроки Место проведен. |
1 |
Заседание 1. 1.Анализ работы РМО учителей эрзянского языка за 2012г. – 2013 уч. г. |
Кочаева А.П. руководитель РМО |
МОУ СОШ № 1 р.п. Кузоватово август |
2.Презентация опыта работы: « Формирование самоконтроля на уроках эрзянского языка в начальной школе». |
Кочаева А.П. МОУ СОШ с. Кивать |
||
3.Мастер – класс « Формирование УУД по эрзянскому языку в рамках введения ФГОС». |
Селькова О.В. МОУ СОШ с.Еделево |
||
4.Согласование и утверждение плана работы РМО учителей эрзянского языка на учебный год. Рассмотрение рабочих программ, тематического планирования на 2013 – 2014 учебный год. |
Кочаева А.П. Руководитель РМО |
||
2 |
Заседание 2. Круглый стол « Пути повышения качества знаний учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по эрзянскому языку». 1.Презентация опыта работы « Пути повышения качества знаний учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по эрзянскому языку». |
Суходеева Е.В. |
МОУ СОШ с. Еделево ноябрь |
2. Мастер – класс: « Пути повышения качества знаний учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по эрзянскому языку». |
Чернова Л.Н. |
||
3. Внеклассное мероприятие: « В гости осень к нам пришла». |
Тюрина И.С. Селькова О.В. Суходеева Е.В. Чернова Л.Н. |
||
3. |
Заседание 3. Тема: Использование компьютерных технологий на уроках родного языка». 1.Мастер – класс: «Использование компьютерных технологий на уроках родного языка». |
Батакшова М.А. |
МОУ СОШ с. Томылово февраль |
2. Анализ проведенного мастер-класса. |
Кочаева А.П. руководитель РМО |
||
3.Анализ результатов региональной олимпиады по мордовскому языку. |
Кочаева А.П. руководитель РМО |
||
4. |
Заседание 4. Тема: « Организация внеклассной работы по эрзянскому языку и культуре в сельской школе в условиях введения ФГОС». 1.Презентация опыта работы: « Организация внеклассной работы по эрзянскому языку и культуре в сельской школе в условиях введения ФГОС». |
Милюткина Е.А. |
МОУ СОШ № 2 с. Кузоватово апрель |
2. Внеклассное мероприятие: « Родной язык самый красивый». |
Милюткина Е.А. |
||
3. Анализ открытого внеклассного мероприятия. 4. Подведение итогов работы РМО учителей эрзянского языка. Планирование работы на 2014-2015 учебный год. |
Кочаева А.П. Руководитель РМО |