12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марнова Елена Валентиновна26
2

Семинар «Система работы с лэпбуками как средством интеллектуального и творческого развития младших школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический семинар

 

 

 

 

«Система работы с лэпбуками

как средством

интеллектуального и творческого развития

младших школьников»

 

 

 

 

 

Марнова Елена Валентиновна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мегион, 2022

Введение

21 век – это век информационных технологий, новых решений, интересных подходов. Детей становится все труднее и труднее удивить и заинтересовать. Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально-мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Проблема выбора необходимого метода работы возникает перед педагогом всегда. Поэтому учитель постоянно находится в поиске новых интерактивных и эффективных методических средств, идей и подходов, которые будут способствовать повышению познавательной активности учащихся.

Сегодня нам необходимы новые современные образовательные технологии, а также применение новых методов и приёмов, ориентированных на индивидуальное развитие личности, формирование у обучающихся ключевых компетенций, позволяющих по-новому организовать процесс обучения, а также взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя так же должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых учебных компетенций? Вот вопросы, которые сегодня стоят перед учителем. Поэтому важным аспектом современного Российского образования является догма «научить ребёнка учиться самому». Перед педагогом стоит задача поставить школьника перед выбором определять свои цели и задачи, самому находить способы их решения, а главное, находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он не только мог применять эти знания в повседневной жизни, но и захотел бы расширить свои горизонты по данному вопросу?

  Реализация нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования направляет педагогов на индивидуализацию образования, а значит на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов и приёмов работы с детьми. Одной из таких продуктивных форм работы можно считать лэпбуки.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap-колени, book-книга). Она представляет собой, книжку – раскладушку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал, а также подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. С одной стороны, лэпбук вызывает интерес, а с другой – это способ обобщить информацию в компактной форме.

Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, исследовательской или самостоятельной деятельности. Он может быть также использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Предлагаемый проект направлен на подготовку обучающихся, ориентированных на проблему формирования не только умений и навыков самостоятельного труда, но и на реализацию принципа связи обучения с жизнью, обеспечение творческой самореализации в обществе, начиная с уровня начального общего образования.

Инновационная идея проекта – формирование интеллектуального и творческого развития обучающихся 1-4 классов через внедрение в образовательный процесс лэпбуков, как средства обучения и воспитания в урочной и внеурочной деятельности.

Цель проектаинтеллектуальное и творческое развитие младших школьников посредством использования системы лэпбуков в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи проекта:

Развивать у младших школьников посредством использования системы лэпбуков творческую инициативу, познавательную мотивацию и исследовательскую деятельность.

Организовать образовательную деятельность на основе использования лэпбуков во взаимодействии взрослых с детьми.

Содействовать приобретению младшими школьниками и их родителями (законными представителями) совместного исследования и воплощения творческого замысла. 

Презентовать методическое пособие по изготовлению лэпбуков как средства интеллектуального и творческого развития младших школьников.

Социальная направленность проекта заключается в ориентации обучающихся на решение актуальных их возрасту образовательных и социальных задач (проблемных ситуаций, исследовательских и социальных проектов и пр.).

Новизна данного проекта заключается в системном подходе применения лепбуков как средства обучения и воспитания в урочной и внеурочной деятельности.

Поскольку данный вопрос уже разрабатывался Российскими и зарубежными учёными и педагогами, то опыт по реализации данного проекта можно обозначить как репродуктивно-творческий.

Предполагаемые образовательные результаты:

развитие творческой инициативы, в том числе речевой, познавательной мотивации и исследовательской деятельности;

организация образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка;

создание условий к приобретению у обучающихся и их родителей (законных представителей) способности совместного исследования и воплощения творческого замысла;

овладение универсальными учебными познавательными действиями (базовые логические и исследовательские действия, работа с информацией).

Оценка риска

Возможные риски проекта

Минимизация рисков

1.Высокая степень загруженности обучающихся.

2.Необходимость большого количества времени на изготовление лепбуков.

3.Недостаточная мотивированность родителей (законных представителей) к участию в проекте.

 

1.Применение технологии личностно – ориентированного обучения.

2. При подготовке к занятиям необходимо учитывать не только новые методики обучения, но и форму организации учебного занятия, воспитательного мероприятия или исследования.

3.Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) через социальные сети и печатную продукцию (буклеты, памятки и пр.)

Используемые ресурсы:

- временные: не требуют дополнительного времени, реализуется в рамках учебного плана;

- информационные: представлены списком литературы;

- интернет ресурсы: сайт педагога на https://elena-marnova.ru/, https://nsportal.ru/marnova-elena-valentinovna и сайт школы http://megionsch6.ru;

- интеллектуальные: проект разработан учителем начальных классов высшей квалификационной категории Марновой Е.В.; консультанты: директор Курушина Т.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Каминская Т.Ю., заместитель директора по воспитательной работе Кашкадамова Н.М., педагог-психолог Грибанова А.В.

- кадровые: учителя начальных классов, учителя-предметники;

- организационные, в т.ч. административные: проект реализуется в рамках образовательного процесса на уровне начального общего образования, имеет междисциплинарный характер и реализуется в урочной и внеурочной деятельности. Руководство осуществляет администрация МБОУ «СОШ №6»;

- материально-технические: реализация проекта предусматривает использование интерактивной доски, документ-камеры, мобильного класса.

- финансовые: не требует дополнительного финансирования.

Технология создания лэпбука:

Создание лэпбука содержит этапы проекта:

1. Целеполагание (выбор темы).

2. Разработка лэпбука (составление плана).

3. Выполнение (практическая часть).

4. Подведение итогов.

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их и накапливают в процессе собственной исследовательской и познавательной деятельности. Изготавливая лэпбук с детьми, педагог должен учитывать, что он в дальнейшем может быть использован как методическое пособие, дидактическое пособие, игровой маркер развивающего пространства.

К лэпбуку предъявляются следующие требования:

1.Структура и содержание соответствуют теме, доступны детям данной возрастной группе.

2.Полифункционален.

3.Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части).

4.Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).

5.Обладает дидактическими свойствами, несёт в себе способы ознакомления с темой.

6.Является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства.

7.Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.

8.Разнообразие игровых заданий.

9.Участие обучающихся в создании лэпбука.

10.Наличие паспорта лэпбука.

Паспорт как документ, определяет состав и значение содержания лэпбука, т.е. «Паспорт лэпбука» - это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Его можно набрать в текстовом редакторе и распечатать книжечкой, брошюрой или буклетом.

При создании лэпбука необходимо учесть:

эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки);

долговечность (помните, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким);

минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации);

приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнёрской деятельности взрослого с детьми, включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности. Партнёрская позиция учителя способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы её реализации.

Учитель, как партнёр, должен придерживаться следующих правил:

Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребёнку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению.

Если же без помощи не обойтись, то вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.

Поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детямрост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных, самостоятельных, инициативных действий.

В результате использования лэпбука у обучающихся развиваются универсальные учебные действия, такие как:

умение планировать предстоящую деятельность;

договариваться со сверстниками;

распределять обязанности;

искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

С чего начать создание лэпбука

Тема. Определится с темой лэпбука. Тема может быть любая. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение, эпизод наблюдения, значимое событие.

План. После того, как определились с темой, составить план лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать – это и будет содержание наших мини-книжечек, кармашков.

Макет. Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И всё это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Потом всё это нарисовать на черновике простым карандашом, чтобы можно было внести поправки в случае необходимости: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Лэпбук состоит из картонной папки разных форматов А-3, А-4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по выбранной теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества нужной и познавательной информации.

Форма лэпбука может быть разной:

стандартная книжка с двумя разворотами;

папка с 3-5 разворотами;

книжка-гармошка;

фигурная папка.

В содержимое лэпбука могут входить:

- стандартные кармашки;

- обычные и фигурные конверты;

- кармашки-гармошки;

- кармашки-книжки;

- окошки и дверцы;

- вращающиеся детали;

- высовывающиеся детали;

- карточки;

- стрелки;

- пазлы;

- чистые страницы для дальнейшего пополнения лэпбука и т.д.

Значимость и преимущества средства обучения «лэпбук»:

активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

позволяет самостоятельно собирать нужную информацию;

развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;

помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;

помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребёнок визуал);

позволяет сохранить собранный материал;

объединяет педагогов, детей и родителей (законных представителей);

способствует организации материала по изучаемой теме в рамках тематического планирования;

способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

обеспечивает реализацию партнёрских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

способствует творческой самореализации педагога.

Механизм реализации проекта:

Сроки

Содержание деятельности

Ответственный

Карта достижений

Подготовительный этап

Август

2020 года

Внесение изменений в календарно-тематическое планирование 1-2 классов (указание тем проекта). Определение образовательных и социальных проблем, над решением которой будет работать класс до 2024 года.

Учитель начальных классов

Изменённые технологические карты учебных занятий и планы воспитательной работы.

 

Сентябрь

2020-2021 учебного года

Подбор диагностического инструментария для констатирующего этапа мониторинга.

Педагог-психолог, учитель начальных классов

Диагностики по проблеме исследовательского (образовательного проекта).

Сентябрь - октябрь

2020-2021 учебного года

Диагностика сформированности творческой инициативы, в том числе речевой, познавательной мотивации и исследовательской деятельности у обучающихся; выявление уровня мотивации родителей (законных представителей) обучающихся к совместной деятельности с детьми.

Педагог-психолог, учитель начальных классов

Интерпретация результатов экспериментальных данных.

Основной этап

Октябрь-декабрь

2020 - 2021 учебного года

Все учащиеся работают над индивидуальными, групповыми и фронтальными проектами в рамках решения образовательных и социальных проблем. Родители (законные представители) присоединяются к разработке и реализации проектов в качестве соучастников, сотрудников, соисполнителей и консультантов.

Учитель начальных классов

Подготовлены и защищены индивидуальные, групповые и фронтальные проекты всеми учащимися класса. Часть проектов участвует в школьных и городских конкурсах.

Январь, май 2020-2021 учебного года,

январь

2022 года

Замер уровня сформированности творческой инициативы, в том числе речевой, познавательной мотивации и исследовательской деятельности у обучающихся; выявление уровня мотивации родителей (законных представителей) обучающихся к совместной деятельности с детьми с целью корректирующих действий.

Педагог-психолог, учитель начальных классов

Интерпретация результатов экспериментальных данных с целью внесения корректирующих действий.

Январь - апрель

2020 - 2021 учебного года,

сентябрь - январь

2021-2022 учебного года

Все учащиеся работают над индивидуальными, групповыми и фронтальными проектами в рамках решения образовательных и социальных проблем. Родители (законные представители) присоединяются к разработке и реализации проектов в качестве соучастников, сотрудников, соисполнителей и консультантов.

Учитель начальных классов

Подготовлены и защищены индивидуальные, групповые и фронтальные проекты всеми учащимися класса. Часть проектов участвует в школьных и городских конкурсах.

Заключительный этап

Апрель – май 2020-2021 учебного года

Тиражирование опыта.

Учитель начальных классов

Мастер-классы, выступления на педсовете, публикации статей, участие в конкурсах различных уровней.

Январь

2021-2022 учебного года

Диагностика сформированности творческой инициативы, в том числе речевой, познавательной мотивации и исследовательской деятельности у обучающихся; выявление степени удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся от реализации проекта.

Педагог-психолог, учитель начальных классов

Интерпретация результатов с целью определения эффективности / не эффективности проекта.

По продолжительности реализации проект является долгосрочным. На сегодняшний день проект находится на этапе реализации на базе МБОУ «СОШ №6» г.Мегиона и будет пролонгирован (при условии его эффективности) на следующий учебный год.

Основное содержание проекта

Суть данного проекта заключается в использовании метода лэпбук для включения младших школьников в исследовательскую деятельность с учётом их мотивации, познавательного интереса, структуры способностей.

В данном случае реализация проекта состоит из следующих компонентов:

первая составляющая:

системное применение метода в урочной и внеурочной деятельности;

вторая составляющая:

применение системы контроля и оценивания;

третья составляющая:

система внеурочной работывключающая в себя курсы внеурочной деятельности: «Лэп Ландия», «Путь к грамотности», «Проектная деятельность», «Интеллектуальная мастерская», участие в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Этот вид деятельности обеспечивает обучающимся возможность самообразования, саморазвития, самовыражения. Для формирования компетентного выпускника начальной школы применяются активные формы обучения, направленные на развитие не только общеучебных понятий. Благодаря такому системному подходу происходит развитие познавательных, коммуникативных, межпредметных, интеллектуальных, мыслительных качеств обучающихся.

Мероприятие по реализации методического семинара.

Для эффективной реализации методического семинара по теме «Лэпбук как средство познавательного и творческого развития младших школьников» были разработаны следующие мероприятия:

Первый год реализации

изучение теоретических основ проблемы;

разработка «Лэпбуков» для 1 класса по предметам русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир;

создание карточек для обучающихся 1 класса с интересными заданиями оригинально оформленными;

создание обучающимися карточек с интересными заданиями по предметам и внеурочной деятельности;

проведение мониторинга эффективности внедрения элементов лэпбука.

Второй год реализации

демонстрация лэпбуков для 2 класса по предметам русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир;

проведение родительское собрание на тему «Что такое лэпбук, его значимость в современном образовании»;

создание лэпбуков родителями (законными представителями) для 2 класса по предмету окружающий мир («Календарь – хранитель времени, страж памяти») математика («Числа от 1 до 100»), русский язык («Предложение»);

создание коллективных лэпбуков по предметам: русский язык («Что такое части речи»), литературное чтение («Весёлый хоровод»), окружающий мир («Детям о космосе»), а также внеурочная деятельность учимся работать с информацией («Текст»), конструирование на плоскости («Геометрические фигуры»).

Третий год реализации

проведение диагностики и анкетирование обучающихся;

создание коллективных лэпбуков по предметам: русский («Звуки и буквы», «Изменение имен существительных по падежам»), математика («Умножение и деление», «Числа от 100 до 1000»), литературное чтение («Волшебная сказка», «Великие русские писатели»), окружающий мир («Осень», «Опасности дома»);

создание парных лэпбуков по предметам: русский («Части речи»), математика («Устные приемы вычисления»), литературное чтение («Сказка»), окружающий мир («Осень»), конструирование в пространстве («Измерение времени»);

проведение мониторинга.

Заключительный этап

провести анализ полученных результатов;

сделать выводы об эффективности проекта;

создание индивидуальных лэпбуков по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, а также по внеурочной деятельности;

провести конкурс «Мой лучший лэпбук».

Методы и средства реализации методического семинара.

Лэпбук предполагает умелое сочетание различных методов и приёмов работы.

Существуют разнообразные новые педагогические технологии, но из всего многообразия были выбраны следующие:

метод исследовательской деятельности;

метод обучения в сотрудничестве.

Выбор этот не случаен:

во-первых, потому что, специфика лэпбука позволяет решить ряд задач, наиболее актуальных в современном образовании: обеспечить вариативность образования, создать систему уровневой дифференциации исследовательских задач;

во-вторых, потому, что в основе метода лэпбук лежат личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к образованию обучающихся, обеспечивающих не только успешное усвоение учебного материала, но и развитие таких качеств, как аккуратность, самостоятельность, формирование адекватной самооценки.

Создание лэпбука на учебных занятиях.

Пример изготовления лэпбука по предмету окружающий мир во 2 классе по УМК «Школа России» (раздел «Здоровье и безопасность», тема «Школа Безопасности»:

После того, как мы с ребёнком определились с темой своего будущего лэпбука «Школа безопасности», мы составили план (что именно делать и с какой последовательностью).

Начало самого интересного по изготовлению лэпбука. Придумали, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовали макет. Решили всё это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и нарисовали на черновике: листе А-4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как и куда расположить все элементы (Приложение 1).

Далее посоветовались и решили рассмотреть то, во что мы укладываем всю имеющуюся информацию по выбранной теме: кармашки, фигурные кармашки, блокнотики, папки, конвертики, книжки, книжки-гармошки, пазлы и т.д. (Приложение 2).

Создаём шаблон лэпбука, то есть размещаем всё на подготовленной заранее, сшитой папке и соединяем при помощи брошюратора. (Приложение 3).

Лэпбук по теме «Школа безопасности» готов. Лэпбук- это интересно!

На уроках по учебным предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир), запланированным тематическим планированием, в классе устраивается выставка лэпбуков, где каждый из учащихся более детально рассматривает лэпбуки, выполненные одноклассниками. (Приложение 4.)

Внеурочная деятельность.

Работа по формированию у обучающихся познавательного интереса через внедрение лэпбуков проводится и во внеурочной деятельности. Результатом является участие детей в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.

Результаты внеурочной деятельности

Название внеурочной деятельности

Мероприятие

Результат участия

«Лэп Ландия»

Международный конкурс «Простые правила»

1 место – Ширшова В.

2 место – Лазута Н.

3 место – Берсенева Н.

Школьный конкурс рисунков «Мой добрый учитель»

2 место – Берсенева Н.

Международный конкурс «Дружок» (окружающий мир)

1 место – Калита Н.

2 место – Салимьянова А.

3 место – Козак В.

Международный конкурс «Дружок» (математика)

1 место – Абудалипова М.

2 место – Берсенева Н.

Городской конкурс рисунков «Не преступи черту»

Участие

Международный конкурс «Умный мамонтёнок» (английский язык)

1 место – Ширшова В.

Международный конкурс «Умный мамонтёнок» (окружающий мир)

2 место – Ширшова В.

Акция - Открытки к Дню пожилого человека

Участие

Классный конкурс «Мой лучший лэпбук»

1 место – Калита Н.

2 место – Берсенева Н.

3 место – Минибаев С.

Школьная выставка «Лэпбук – это интересно!»

Участие в выставке детей

«Путь к грамотности»

Всероссийский конкурс по русскому языку и литературе «Родное слово»

1 место – Мирон Т.

2 место – Гаджиев Г.

3 место – Остроман М.

Всероссийский конкурс эссе

«5 шагов…»

Победитель – Минибаев С.

Международный конкурс «Дружок» (русский язык)

1 место – Лазута Н.

Международный конкурс «Дружок» (чтение)

1 место – Мирон Т.

1 место – Минибаев С.

Всероссийский конкурс по русскому языку «Матрёшка»

1 место – Абудалипова М.

2 место – Мирон Т. (по городу)

3 место – Игнатова К. (по городу)

Школьный конкурс «Лучший каллиграф»

1 место – Ширшова В.

3 место – Абудалипова М.

«Проектная деятельность»

Классная научно-практическая конференция «Мои первые шаги в науке»

1 местоОстроман М. (проект «Азбука и алфавит: это одно и тоже?»)

2 место – Махмудов А. (проект «Опасные согласные»)

3 место – Абудалипова М. (проект «Математика в числах»)

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

1 местоОстроман М. (проект «Азбука и алфавит: это одно и тоже?»)

«Интеллектуальная мастерская»

Олимпиада BRICSMATH.COM УЧИ.ру

1 место – Абудалипова М., Берсенева Н., Деликеев В., Козак В.,

2 место – Василенко А., Лазута Н., Остроман М., Фёдоров А.

Олимпиада «Безопасные дороги»

УЧИ.ру

1 место – Берсенева Н., Василенко А., Караваева М., Махмудов А., Минибаев С., Оруджев С., Остроман М., Фёдоров А.

2 место – Абудалипова М., Деликеев В., Козак В., Лазута Н., Мирон Т., Портнягина А., Ширшова В.

Олимпиада по литературе УЧИ.ру

1 место – Берсенева Н., Гаджиев Г., Караваева М., Козак В., Махмудов А., Минибаев С., Ширшова В.

2 место – Калита Н., Лазута Н., Остроман М.

Краеведческая онлайн-олимпиада Многовековая Югра УЧИ.РУ

1 место – Абудалипова М., Берсенева Н., Гаджиев Г., Деликеев В., Козак В., Лазута Н., Махмудов А., Остроман М., Портнягина А., Фёдоров А., Ширшова В.

2 место – Калита Н., Минибаев С., Оруджев С., Хайретдинова Н.

Мониторинговые психолого-педагогические исследования

По результатам промежуточных результатов и конечных результатов обучающихся сформированности творческой инициативы, в том числе речевой, познавательной мотивации и исследовательской деятельности были проведены мониторинговые психолого-педагогические исследования с целью изучения качества обучения по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир).

Результаты обучения (по преподаваемому предмету)

Общая успеваемость (У - %) и качество обучения (К - %)

 

 

 

Предмет

1в класс-

2020/2021

учебный год

2в класс-

1 триместр

2021/2022 учебный год

2в класс-

2 триместр

2021/2022 учебный год

 

динамика

У

К

У

К

К

Русский язык

Безотметочное обучение (усвоение образовательных программ – 100%)

100

73,9

100

78,3

Математика

100

73,9

100

82,6

Литературное чтение

100

78,2

100

78,3

Окружающий мир

100

78,2

100

82,6

Итого

 

100

76,1

100

80,5

 

t1653209580aa.png

Из результатов диаграммы видно, что качество обучения по предметам русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир наблюдается повышение, что говорит о росте мотивации у обучающихся к изучению предметных результатов данных предметов.

Динамика уровня мотивации представлена в диаграмме:

t1653209580ab.png

Как видно из диаграммы, по сравнению с 1 классом высокий уровень мотивации повысился на 20%, средний уровень повысился на 8%, внешняя мотивация понизилась на 22%, низкий уровень понизился на 6%, негативное отношение к школе остался на пережнем уровне. Отмечается положительная динамика уровня мотивации.

Кроме того, был проведён мониторинг развития познавательных универсальных учебных действий. Сводные результаты мониторинговый исследований представлены в таблицах.

Динамика развития познавательных УУД

Инструментарий: «Кодирование» (11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка).

Динамика развития уровня познавательных универсальных учебных действий представлена в диаграмме:

t1653209580ac.png

Из диаграммы видно, что по сравнению с началом 1-го класса высокий уровень познавательных УУД повысился на 43%, средний уровень понизился на 33%, низкий уровень понизился на 10%. Наблюдается положительная динамика.

В конце 1 класса (май 2021 года) и в середине 2 класса (январь 2022года) педагогом-психологом МБОУ «СОШ №6» был проведён опрос по выявлению степени удовлетворённости родителей (законных представителей) обучающихся 2в класса по реализации образовательного проекта «Лэпбук как средство познавательного и творческого развития младших школьников».

Цель: выявить степень удовлетворённости родителей (законных представителей) обучающихся 2в класса по реализации образовательного проекта «Лэпбук как средство познавательного и творческого развития младших школьников», отследить динамику.

Инструментарий: методика изучения удовлетворённости родителей (законных представителей) работой образовательного учреждения. Автор Е.Н.Степанов.

Дата проведения: май 2021года, январь 2022 года.

Процедура проведения: групповой, анонимный опрос.

Результаты удовлетворённости родителей (законных представителей) обучающихся 2в класса по реализации образовательного проекта «Лэпбук как средство познавательного и творческого развития младших школьников» представлены в таблице:

Уровень

1 класс

2020-2021 уч. год май (%)

2 класс

2021-2022 уч. год январь (%)

Динамика

(%)

Высокий

68

80

12

Средний

31

20

11

Низкий

1

0

1

Из данных таблицы видно, что при сравнении с прошлым учебным годом высокий уровень удовлетворённости повысился на 12%, средний уровень снизился на 11%, низкий снизился на 1%.

t1653209580ad.png

Из диаграммы видно, что родители (законные представители) удовлетворены реализацией образовательного проекта «Лэпбук как средство познавательного и творческого развития младших школьников», (высокий и средний уровень) – 100%.

Так же были проведены мониторинговые психолого-педагогические исследования на определение уровня интеллектуального развития в классах с использованием лэпбуков (2в, 5в классы) и без использования лэпбуков (2б, 5б классы).

Динамика уровня интеллектуального развития во 2 классах

Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированность важнейших логических операций.

Инструментарий: МУР (методика умственного развития) тест. Автор: Замбацавичене.

Результаты представить в диаграмме:

t1653209580ae.png

Вывод: во 2в классе высокий уровень развития выше на 9%, чем во 2б классе; средний уровень выше на 3%; низкий уровень ниже на 12%, чем в классе, где не используют проект «Лэпбук.

Динамика уровня интеллектуального развития в 5 классах

Цель: определение умственного развития обучающихся.

Инструментарий: групповой интеллектуальный тест (ГИТ). Автор: Дж.Ван в адаптации М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова.

Результаты представлены в диаграмме:

t1653209580af.png

Вывод: в 5в классе высокий уровень развития выше на 17%, чем в 5б классе; средний уровень не изменился; низкий уровень ниже на 17%, чем в классе, где не используют проект «Лэпбук.

Данные результаты достигнуты благодаря использованию в работе лэпбуков как средством интеллектуального развития.

Из этого можно сделать вывод, что работа по внедрению лэпбуков в образовательный процесс, как средства интеллектуального и творческого развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности развивает у обучающихся творческую инициативу, познавательную мотивацию и исследовательскую деятельность, повышает качество обучения, уровень интеллектуального развития.

Таким образом, стало очевидным, что существует потребность в разработке интерактивного методического пособия «Лэпбук – это интересно!» Данное пособие может быть использовано в работе учителями начальных классов, учителями-предметниками, специалистами службы сопровождения (учителем-логопедом, педагогом-психологом, дефектологом).

Заключение

1.Внедрённый опыт развивает у младших школьников посредством использования системы лэпбуков творческую инициативу, в том числе речевую, познавательную мотивацию и исследовательскую деятельность; содействует приобретению обучающимися и их родителями (законными представителями) способности совместного исследования и воплощения творческого замысла.

2.Работа по созданию лэпбуков на учебных занятиях и во внеурочной деятельности способствовала повышению качества обучения по предметам и осознанности получения предметных результатов по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.

3.В результате проведённых психолого-педагогических исследований по интеллектуальному развитию и развитию познавательных УУД наблюдается положительная динамика.

4.Результаты удовлетворённости родителей (законных представителей) обучающихся 2в класса по реализации образовательного проекта «Лэпбук как средство познавательного и творческого развития младших школьников» - 100%.

5.Перспективы дальнейшего развития образовательного проекта:

- обобщить опыт использования интерактивное методическое пособие «Лэпбук – это интересно!» для обучающихся 1-2 классов в урочной и внеурочной деятельности;

- продолжить работу по созданию интерактивного методического пособия «Лэпбук – это интересно!» с обучающимися в 3-4 классах в урочной и внеурочной деятельности.

6.Работу над образовательным проектом «Система работы с лэпбуками как средством интеллектуального и творческого развития младших школьников» можно считать эффективной.

Список использованных источников

Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д.А.Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

Курганский С.М. Организация проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях ХМАО-Югры.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в педагогических поисках. М.2014.

Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск; Наука, 2013. стр.23-25.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. М. ИОСО РАО, 200227. стр. 135-140.

Источники информации:

https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/

http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html

http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki

http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei

https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/

http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbookingПриложение 1

 

t1653209580ag.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

t1653209580ah.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

t1653209580ai.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Образовательный проект «Внедрение инженерного образования Сорокин О.А.

на уроках технологии на уровне основного общего образования» МБОУ «СОШ №6 г.Мегион

 

2

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.