Доклад «Гимнастика мозга — средство активизации умственной деятельности и интеллектуального развития дошкольников и младших школьников»
Гимнастика мозга - как средство активизации умственной деятельности и интеллектуального развития дошкольников и младших школьников.
Многие родители видят причину школьной неуспеваемости своих детей в высоких учебных нагрузках. «Ребенку так много задают, он просто не успевает все запомнить!» «Снова «неуд» по диктанту! А ведь дома подготовились, выучили все правила. Откуда такая невнимательность?!» Конечно, в каких-то случаях проблема в лени и отсутствии у ребенка интереса к учебе. Однако специалисты, изучающие мозговые процессы, утверждают, что плохой памяти и невнимательности не бывает. Все дело в неумении их тренировать. Сегодня существуют специальные комплексы гимнастических упражнений для тренировки и эффективного развития когнитивных функций.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга.
Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий.
Выполнение специальных упражнений приводит к восстановлению межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, стимулирует развитие познавательных функций. Грамотно организованные движения способствуют созданию новых нейронных сетей и, соответственно, расширению резервных возможностей мозга. При этом упражнения довольно просты и понятны, поэтому не утомляют ребенка и не отягощают учебный процесс.
Как же помочь ребенку стать более внимательным, научиться сосредотачиваться на важных вещах и максимально использовать ресурсы своей памяти? Оказывается, для этого есть много способов.
Наиболее эффективные упражнения для развития основных функций мозга:
Логические игры. Они одновременно требуют концентрации внимания и подключения мыслительных процессов, анализа поступающей информации для последующего нахождения решения. Сегодня в этом помогают многочисленные специальные приложения на телефоне.
Разгадывание кроссвордов и интеллектуальные игры, например: «Что? Где? Когда?», «Квиз». Это простое занятие повысит эрудицию и натренирует память.
Решение заданий на внимательность, игры в пазлы из большого количества кусочков или нахождение отличия на похожих изображениях.
Заучивание наизусть.
Американским доктором философии Полом Денисоном был разработан специальный комплекса упражнений. Он назвал свое детище Гимнастика мозга.
Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые активизируют полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью и используются в отношении детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения тщательно продуманы и объединены в систему. Причем, их можно комбинировать по-разному, в зависимости от результата, который хотите получить. Например, если у ребенка упадок сил — один комплекс. Если нужно сосредоточиться для чтения после шумной игры — другой комплекс. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Материал по данной теме легко можно найти в открытом доступе в интернете.
Все эти упражнения могут использовать родители в своих занятиях с детьми. А как же быть педагогу? Как за минимальное время активизировать мозговые процессы у учащихся на уроке.
Каждый преподаватель, независимо от того, преподает он в классах, группах или индивидуально, сталкивался с проблемой привлечения внимания учащихся. Начало урока — чуть ли не самый важный момент на уроке. Используя данные игровые техники, можно заинтересовать детей, а также активизировать мозг и настроить его на продуктивную работу. Рассмотрим некоторые техники:
В работе с детьми рекомендуется системно применять данные упражнения. Их можно применять как пятиминутку между занятиями или на организационном этапе урока. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.
Вот еще один из вариантов комплекса гимнастики , которую можно проводить со школьниками:
1. Массаж ушных раковин. |
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. |
2. Колечко. |
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. |
3. Кулак-ребро-ладонь. |
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя. |
4. Лезгинка. |
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. |
5. Ухо – нос. |
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». |
6. Змейка. |
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. |
7. Зеркальное рисование. |
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
|
В результате систематического выполнения таких упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.
Литература:
1. Гимнастика мозга (Гимнастика ума) [Электронный ресурс]: СоДействие центр практической психологии – Режим доступа: http://kinhelp.ru/gimnastika-mozga-gimnastika-uma/
2. Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом.рф – Режим доступа: http://tao-online.net/gimnastika-mozga/.
3. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / Brain Gym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет – Режим доступа: http://stf-smtu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141.
4. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка? [Электронный ресурс]: Дети Будущего – Режим доступа: http://www.deti-budushego.com/node/217.
5. Упражнения Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология – Режим доступа: http://creativekinesiology.ru/uprazhneniya-gimnastiki-mozga.