12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Лариса Анатольевна259
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
1

Внеурочная деятельность как средство интеллектуального и творческого развития младших школьников

             Внеурочная деятельность как средство интеллектуального

                        и творческого развития младших школьников

    Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, способствует в полной мере реализовывать требования федеральных государственных стандартов общего образования. Процесс воспитания и образования в школьном пространстве непрерывен. Потенциал внеурочной деятельности, при правильной ее организации, очень велик. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки обучающихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.         Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. Исследовательская деятельность младших школьников это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития гармоничной творческой личности.
Задачи работы: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Исследовательская работа для ученика – средство самореализации. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно-значимым будет его цель и результат.
    Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы. Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеурочные, познавательные умения и навыки.

В исследовательской деятельности:
1. Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения)
2. Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений)
3. Задавать вопросы. ( Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы)
4. Давать определение понятиям.
5. Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования)
6. Делать выводы и умозаключения.
7. Классифицировать материалы.
8. Работа с текстом.
9. Доказывать и защищать свои идеи.
Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности обучающихся строю по трем направлениям.
                         Направления исследовательской деятельности:

Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:
– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.:
– работа с обучающимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.
Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления ежегодно проводятся конференции проектно-исследовательских работ младших школьников.
Этапы индивидуальной и групповой работы:

1.На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу. Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.

2. На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования.

3. Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, также проводим предварительно тренировочные упражнения.

4. Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители.
Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

5. Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст выступления и создаем красочную презентацию.

6. На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с авторами исследований. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией.

7. Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция проектно -исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в гимназии. Проведение такой конференции стало одной из традиций нашей гимназии. Выступление ребенка на школьной конференции учебно-исследовательских работ – венец его исследовательской деятельности, итог работы обучающегося на всех этапах работы.
    В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок. Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия. Исследовательская работа – желание самих обучающихся достичь нового знания, достичь поставленной цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает. Внеурочные занятия «Я – исследователь» стали важной частью жизни нашего класса и родителей. Дети находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители. Наиболее интересный коллективный проект - «Машины 25 века». Был создан план, ребята создали домашние машины – помощники для их любимых родителей. Ведь только дети видят все трудности родителей, как они возвращаются с работы домой, а дома ещё много работы.
Всего нами было проработано 27 тем, наиболее интересными для ребят стали: «В мире незнакомых слов», «Новосибирск-Новониколаевск. Взгляд сквозь столетие», «Загрязненность смартфонов», «Муравьи-жнецы. Жизнь в домашних условиях», «Лекарственные растения НСО», «Праздники в нашем городе», «Памятники Новосибирска», «Имена в нашей семье», «Моя родословная», «Как вырастить растение», «Домашние животные», «Сохраним природу», «Какие бывают камни», «Цифры в нашей жизни», «Нумерология» и другие.
Все ребята защитили свои проекты и награждены дипломами и грамотами, из них:

Арина К. и Ярослава З. стали победителями на школьной научно-практической конференции и лауреатами на районной конференции исследовательских проектов младших школьников. На городском конкурсе «Мое первое исследование» Ярослава З. стала победителем, Арина К. - лауреатом.

Применение проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время, как современной технологии, вполне оправдано, так как:

способствует формированию ключевых компетенций обучающихся;

позволяет реализовать творческое сотрудничество, которое способствует развитию таких качеств личности, как ответственность и взаимовыручка, создает ситуацию успеха для каждого ученика;

самостоятельная работа развивает память, мышление и дает возможность научиться систематизировать и обобщать полученные знания;

учит работать с дополнительной литературой и Интернет – ресурсами;

наблюдается положительная динамика качества знаний, рост познавательного интереса и мотивации к учебным предметам.
Работа по реализации программы «Я исследователь» еще больше сплотила детей, учителя и родителей и привела к высоким результатам взаимопонимания.

Литература :

1.В.И. Загвазянский. Как учителю провести эксперимент. –Методическое пособие. – Изд. Московское Общество России, 2008
2. А.И.Савенков. Исследования на дому. Методические рекомендации//исследовательская работа школьников//, 2002
3. Е.И. Белова. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Флинт, 2008
4. И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009
5. В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.