Методические рекомендации по изготовлению лэпбука как средства интеллектуального и творческого развития младших школьников
Дети, бегая по лужам, Ищут жизни глубину. Пусть испачкан,
Пусть простужен. Но зато им очень нужен
Смысл познанья САМОМУ!
(ФГОС)
В связи с внедрением ФГОС в систему школьного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны школьникам, а ещё соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
В современной педагогике не так давно появилось такое средство обучения как лэпбук. Это своеобразное портфолио, которое состоит из кармашков, книжечек, блокнотиков, которые дают возможность размещать нужную информацию в виде рисунков, схем, в любой форме и на любую из выбранных тем. Задача, стоящая перед педагогом, мотивировать учащихся на создание лэпбуков, оказывать посильную помощь и привести к конечному результату.
Важным аспектом современного Российского образования является
«научить ребёнка учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем давным-давно известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сподвигнуть ученика, чтобы пройденный материал остался в его памяти, и он мог
пользоваться теми знаниями, которые получил на уроке? Или ещё лучше: захотел расширить знания по определённой теме?
Одним из способов достижения этой цели образования я считаю технологию создания лэпбук. Давайте разберемся, что же означает понятие
«лэпбук»? Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, подвижными деталями, которые ученик может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению, это портфолио или коллекция маленьких книжек, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, интересно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях учащегося. [1] Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.
Работа над лэпбуком разнообразна, кроме того и роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы озвучивать новую информацию, а наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.
Каждый лэпбук по своему уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. [1]
Одним из плюсов лэпбука является тот факт, что это — интересный инструмент образования, сделанный руками. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. [2]
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, учитель понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому.
Поэтому, когда ребёнок демонстрирует своё «сокровище» одноклассникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации. [3]
Зачем нужен лэпбук?
Данную методику и технику обучения можно использовать на уроках закрепления или уроках обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, как уже изученного, так и нового материала. Ребенок учится самостоятельно находить и структурировать информацию. Лэпбук помогает ученику по его желанию организовать и собрать информацию по изучаемой теме.
Лэпбук- это интересно!
Как сделать собственный лэпбук?
Продумать план лэпбука, тему, которую будете в нём отображать;
К каждому пункту плана придумать ту форму, в котором он будет представлен в лэпбуке;
Надо нарисовать его эскиз, на котором вы отработаете размещение всех деталей (на листе формата А4)
Изготовление самой папки.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или внеурочного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке
«зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Литература:https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/
http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking
Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162- 164