Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета "Математика"

0
0
Материал опубликован Вчера в 03:27

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования





Проектная работа

ТЕМА: «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»



Выполнили:


1.Закиянова Людмила Николаевна - учитель математики

МБОУ «СОШ №31» Ново-Савинского района г.Казани РТ


2.Шакирова Нурхания Курбановна– учитель математики

МБОУ «Высокогорская СОШ № 2 Высокогорского

муниципального района РТ»


3.Петрова Наиля Галимхановна - учитель математики

МБОУ «Высокогорская СОШ № 2 Высокогорского

муниципального района РТ»


4. Иванова Зинаида Павловна - учитель математики

МБОУ «Столбищенская СОШ» Лаишевского

муниципального района РТ»


слушатели курсов повышения квалификации учителей математики

по проблеме: «Формирование и совершенствование профессиональной компетентности учителей математики в условиях реализации ФГОС и введение профессиональных стандартов педагога »


Научный руководитель

Мингазова Гульнара Габдулахатовна,

старший методист отдела

общего образования ПМ ЦПК и ППРО ИТ КФУ


Казань – 2016

Содержание


Постановка проблемы……………………………………………….…………... 3

Цель проекта……………………………………………………….……………...5

Ожидаемые результаты реализации проекта………………………...…….…. ..5

Методы исследования…………………………………………………..………..6

Целевая группа проекта…………………………………….…………………….6

Срок реализации проекта……………………………….………………….……..6

Место реализации проекта………………………………………………………..6

Этапы реализации проекта…………………….……………….…………….…7

План мероприятий по реализации проекта...……………………………….........7

Введение……..…………….………………………………………….....................9

1. Характеристика детей школьного возраста, испытывающих проблемы в обучении и развитии……………………………………………………………….10

2. Реализация проекта………………….……………………………………..….17

3. Применение индивидуального подхода к учащимся, испытывающим

затруднения в обучении на уроках математики………………………………....26

Заключение……………………………………………………………..………….32

Литература и ресурсы…….………………………………………….….................33

Приложение……...……………………………………………….......................33-48

Постановка проблемы

Сложившаяся социально-экономическая ситуация в обществе поставила перед системой образования задачу по формированию поколения широко образованных, нравственно воспитанных, деловых и предприимчивых молодых

людей, готовых самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях

выбора.

В связи с этим в модернизации современного школьного образования особый акцент сделан на обеспечении свободного и гармоничного развития личности каждого ребёнка, на предоставлении ему возможности реализации своих индивидуальных способностей, на получении полноценного качественного образования.

Вместе с тем в многочисленных научных исследованиях, в мониторинге системы образования отмечены проблемы в реализации поставленных задач: резкое снижение общего и психического здоровья школьников; усиление отрицательной мотивации учащихся в учебной деятельности; наличие в общеобразовательных учреждениях обучающихся, испытывающих стойкие затруднения в освоении образовательных программ.

Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. И именно на это следует обратить особое внимание в условиях внедрения ФГОС, где прописаны требования к инновационному развивающему обучению.

Решение данных проблем невозможно без выявления их причин, без широкой образовательной практики, направленной на предупреждение и преодоление школьной неуспешности учащихся, их трудностей в обучении.

Повышение эффективности обучения в школе является одним из важнейших аспектов в исследовании современной психолого-педагогической науки. В решении этих проблем значительная роль отводится учителю. Большое значение придается умению учителя вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников класса, находить индивидуальные методы воздействия на учащихся. Для того, чтобы добиться этого, учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам. Соблюдение этих положений очень важно для учителей математики, т.к. преподаваемый ими предмет относится к числу основных для усвоения. Задача учителя заключается в том, чтобы убедить учеников, что каждый из них способен овладеть предметом. Затем, учитывая способности и возможности каждого ребенка, давать ему посильные задания, предъявлять соответствующие его знаниям и возможностям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т.е. осуществлять индивидуальный подход в обучении учащихся.

Объектом исследования являются уроки математики в основных классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: индивидуальный подход к учащимся, испытывающим затруднения в обучении, на уроках математики.

Гипотеза исследования состоит в том, что индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики способствуют повышению познавательной активности у учащихся, испытывающих затруднения в обучении.

Цель, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

1. Дать психолого-педагогическую характеристику учащимся, испытывающим

затруднения в обучении.

2. Обосновать сущность индивидуального подхода к учащимся, испытывающим затруднения в обучении.

3. Выявить наиболее эффективные средства индивидуализации учебной деятельности на уроках математики с учащимися, испытывающими затруднения

в обучении.

4. Разработать методические рекомендации по повышению познавательной активности учащихся, испытывающих затруднения в обучении, на уроках математики в процессе индивидуализации их образовательной деятельности.

Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования:

-выяснение причины отставания;

-определение действительного уровня знаний учащихся, после чего “возвращение их” на ту ступень обучения, где они будут соответствовать требованиям программы ФГОС;

-продумывание и осуществление индивидуального плана обучения.



Цель проекта

Разработка системы индивидуальной работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика», и внедрение её в практику.

Повышение уровня учебной мотивации, развитие интереса к учебе;

самостоятельности в работе, оказание педподдержки;

развитие математических умений и навыков у учащихся;

привитие интереса к предмету;


Задачи проекта

1.Исследовать причины затруднений при изучении курса математики основной школы.

2. Проанализировать проблемы в преподавании математики курса основной школы.

3. Разработать систему индивидуальной работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика» с использованием инноваций в системе образования, реализуемые ФГОС.

4. Повысить уровень успеваемости учащихся, испытывающими затруднения в процессе изучения предмета «Математика».

Ожидаемые результаты реализации проекта

1.Создание общих представлений о проблемах преподавания математики

в школе в рамках внедрения ФГОС.

2 Изучение, анализ и систематизация методических проблем в результате изучения математики детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика».

3. Разработка методики индивидуальной работы с учащимися при изучении предмета математики.

4. Проверка эффективности разработанной методики в реальном учебном процессе.


Методы исследования

1) Анализ методической и учебной литературы;

2) Диагностика потенциальных возможностей детей

3) База данных математических задач-тренажеров по трем уровням подготовки: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы

4) Анализ результатов участия обучающихся в учебной деятельности

Целевая группа

Учащиеся 5-9 классов (контрольная группа - 7 класс)

1.Закиянова Людмила Николаевна - учитель математики МБОУ «СОШ №31» Ново-Савинского района г.Казани РТ.

2.Шакирова Нурхания Курбановна– учитель математики МБОУ «Высокогорская СОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ».

3.Петрова Наиля Галимхановна - учитель математики МБОУ «Высокогорская СОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ».

4. Иванова Зинаида Павловна - учитель математики МБОУ «Столбищенская СОШ Лаишевского муниципального района РТ».


Срок реализации проекта

2016-2017 гг.

Место реализации проекта

МБОУ «СОШ №31» Ново-Савинского района г.Казани РТ,

МБОУ «Высокогорская СОШ №2 Высокогорского муниципального района РТ», МБОУ «Столбищенская СОШ » Лаишевского муниципального района РТ


Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (10.10.16 - 22.10.16)

2. Основной (ноябрь 2016г. – май 2017г.)

3. Заключительный (сентябрь 2016 – май 2017)


План мероприятий по реализации проекта


Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Подготовительный этап

1.

Анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной медицинской литературы по изучению возникновения проблем при обучении учащихся на уроках математики.

МБОУ «СОШ №31» г.Казань,

МБОУ «Высоко

горская СОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ»,

МБОУ «Столби

щенская СОШ » Лаишевского муниципального района РТ


10.10.16-22.10.16

Учителя математики:

ЗакияноваЛ.Н. Шакирова Н.К.

Петрова Н.Г.

Иванова З.П.

2.

Изучение, анализ и систематизация методических проблем в результате изучения математики детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе предмета .

МБОУ «СОШ №31» г.Казань,

МБОУ «Высоко

горская СОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ»,

МБОУ «Столби

щенская СОШ » Лаишевского муниципального района РТ



22.10.16-25.12.16.

Учителя математики:

ЗакияноваЛ.Н

Шакирова Н.К.

Петрова Н.Г.

Иванова З.П.

Основной этап

1.

Разработка методики формирования составляющих учебно-практических умений учащихся при изучении предмета математики.

МБОУ «СОШ №31» г.Казань,

МБОУ «Высоко

горская СОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ»,

МБОУ «Столби

щенская СОШ » Лаишевского муниципального района РТ


ноябрь 2016г. – май 2017г.

Учителя математики:

ЗакияноваЛ.Н Шакирова Н.К.

Петрова Н.Г.

Иванова З.П.

3.

Разработка средств диагностики усвоения составляющих учебно-познавательной компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода к обучению математике

МБОУ «СОШ №31» г.Казань,

МБОУ «Высоко

горская СОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ»,

МБОУ «Столби

щенская СОШ » Лаишевского муниципального района РТ


ноябрь 2016г. – май 2017г.

Учителя математики:

ЗакияноваЛ.Н ШакироваН .К.

Петрова Н.Г.

Иванова З.П.

Заключительный этап

1.

Проверка эффективности разработанной методики в реальном учебном процессе.


МБОУ «СОШ №31» г.Казань,

МБОУ «Высоко

горская СОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ»,

МБОУ «Столби

щенская СОШ » Лаишевского муниципального района РТ


сентябрь 2016– май 2017 г

Учителя математики:

ЗакияноваЛ.Н Шакирова Н.К.

Петрова Н.Г.

Иванова З.П.

2.

Представление результатов

Семинары районного, республиканского уровней, печатные работы в СМИ

Сен

тябрь - декабрь 2017г.

Учителя математики:

ЗакияноваЛ.Н Шакирова Н.К.

Петрова Н.Г.

Иванова З.П.

Введение


Впервые термин «дети, испытывающие трудности в процессе обучения» был использован в 70-х годах. С.Г. Шевченко к категории детей с трудностями в обучении. Она к этой категории школьников относит учащихся, испытывающих в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Вместе с тем, отмечается, что дети группы риска не имеют противопоказаний к обучению по массовым программам.

В современной литературе на равных правах применяется ряд терминов, обозначающих группу детей, испытывающих трудности в обучении: дети группы риска, трудные дети, девиантные дети, запущенные дети, дети с отклонениями в развитии и поведении.











Характеристика детей школьного возраста, испытывающих

проблемы в обучении и развитии


1.1. Классификация на основе форм и видов неуспеваемости


Учёные выделяют пять групп учащихся, «которые не справляются с программой общей школы даже в том случае, когда учитель использует самые совершенные методы обучения:

К первой группе относятся нормальные, но педагогически запущенные дети, которые могут успешно продолжать учебу в массовой школе, если своевременно ликвидировать пробелы в их знаниях и умениях (например, индивидуальной работой) и вселить в них уверенность в свои силы, что очень важно для дальнейшей успешной работы.

Ко второй группе относятся умственно отсталые дети, которые не в состоянии усвоить программу общей школы; их необходимо перевести во вспомогательную школу.

Третью группу составляют дети, которые, на первый взгляд, кажутся умственно отсталыми, но в действительности таковыми не являются. Это в основном дети с расстройством, например, слуха, которые нуждаются в специальном обучении.

Четвертая группа — дети с ослабленной мозговой деятельностью или с церебральной астенией; их нужно направлять в специальные или санаторные школы.

Пятая группа — дети с эмоциональными дефектами (негативное отношение абсолютно ко всему, полная апатия).

По мнению Ю.З. Гильбуха данные понятия носят различный смысл. Под недостатками он понимает отсутствие чего-либо полезного, нужного.
 Под отклонениями - отсутствие желательного и наличие вредных качеств. Ю.З. Гильбух предлагает следующие типы отклонений :
1) общее отставание в учении;
2) специфическое отставание по языку;
3) специфическое отставание по математике;
4) отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности.
Неуспеваемость, по его мнению, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса. При общем и специфическом отставании определяется круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей. Нередко наблюдаются и разного рода отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности. Способности этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем это могло бы быть в условиях поклассной дифференциации.
В большей степени указанные трудности относятся к детям с отклонениями от индивидуального оптимума учебной деятельности.

Кого учить? Чему учить? Как учить?

Особенности неуспевающих учащихся:

-низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

-отсутствие познавательного интереса;

-не сформированы элементарные организационные навыки;

-учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

-нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника

дети, в основном, из асоциальных семей;

-отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

-частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:


Низкий уровень умственного развития.

Причины:

-педагогическая запущенность;

-частые заболевания;

-пропуски занятий.

-органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

-не умеет устанавливать причинно-следственные связи;

-учитывать все признаки предмета или явления;

-видеть общее и т. д.

-несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

-работать с текстом;

-выделять главное, существенное;

-не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

Дефицит внимания с гиперактивностью характеризуется:

-отвлекаемостью;

-подвижностью;

-неусидчивостью и т. д.

Отсутствие познавательного интереса обусловлено:

-с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

-ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

2. Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Конфликтные отношения

-со сверстниками;

-учителями;

-отказ от усилий в учебной деятельности.

Низкий познавательный интерес

-не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

-в поддержке ;

-показа того, что он состоятелен в других видах деятельности.

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

4. Низкая работоспособность:

-в утомляемости ;

-истощаемости ;

-медленном темпе работы.

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить?

Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

1.2 Сущность индивидуального подхода в обучении

«Неспособность к обучению следует считать неестественной, - указывал педагог В.Н Мясищев. Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль»

«Индивидуализация — это учет в процессе обучения индивидуальных

особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».

Под дифференциацией подразумевают учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам.

Попытаемся еще уточнить понятия «индивидуальный подход» и

«индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения,

во втором же — с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы

и методы. В этом же значении представляет себе соотношение принципа

индивидуального подхода и индивидуализации обучения.

Еще Я. А. Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно

для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для

этого необходимо поставить в центр обучения ребенка с его интересами и

способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь учитель учит не абстрактного «среднего» школьника, а вполне конкретного, со своим характером, условиями жизни, наконец, со специфическими природными качествами. Хрестоматийными стали слова К.Д.Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех

отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Причины неуспеваемости чрезвычайно разнообразны, но эффект ее один:

трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его

личности. Не добиваясь нужного эффекта, он приобретает опыт

беспомощности; испытав неудачу в решении одной задачи, он может и

остальные воспринимать как непосильные. Следовательно, падает интерес к

учению, возникает нежелание учиться. Именно поэтому неуспеваемость

является вечной проблемой, главной болезнью школы. Решение этой проблемы

и является целью индивидуального подхода.

В педагогической науке под индивидуализацией понимают учет в

процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его

формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере

учитываются.

При использовании любых форм и методов в школе нельзя учесть все

индивидуальные особенности детей. Во внимание принимаются те их черты,

которые оказываются важными в процессе обучения.

Попытаемся выяснить: какие черты учащихся непосредственно влияют на процесс и успешность обучения и привлекают к себе внимание учителей.

Во-первых, это уровень умственного развития ребенка, который нередко

отождествляется со способностями к обучению. Критерии, на основании

которых школьник попадает в группу высокоразвитых или низкоразвитых,

успехи в учении, скорость и легкость усвоения знаний, умений оперативно и

адекватно отвечать на уроках и т.д. учитель может разделить класс на группы,

руководствуясь умственным развитием детей, и давать каждой группе задания

соответствующей трудности. Однако такое качество как уровень умственного

развития, а также связанные с ним черты характера не отличаются

стабильностью. Итак, уровень развития умственных способностей – весьма

ненадежный, чересчур изменчивый критерий и за ним скрывается множество

различных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности.

Итак, учет как психофизиологических, так и психологических черт

школьников важен для достижения двух основных целей – повышения

эффективности обучения и облегчения труда учителя. Во-первых, если учитель

имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного ученика,

он будет знать как они влияют на его учебную деятельность: как управляет

своим вниманием; быстро ли и прочно запоминает; долго ли обдумывает

вопрос; быстро ли воспринимает учебный материал; уверен в себе; как

переживает порицание и неудачу. Знать эти качества ученика – значит сделать

первый шаг в организации его продуктивной работы. Во-вторых, пользуясь

этими данными и осуществляя индивидуальный подход в обучении, учитель

будет более эффективно трудиться сам, что освободит его от дополнительных

занятий с неуспевающими, от повторения неусвоенных разделов программы.

1.3. Индивидуализация учебного процесса как средство повышения

познавательной активности у учащихся, испытывающих затруднения в

обучении.

Возможности развития учащихся таятся соответствующим образом,

в отобранном содержании учебного материала и составленных на этой основе

познавательных заданиях. Однако эти средства являются лишь предпосылкой

развития. Для того же, чтобы обучение на самом деле проявило развивающий

эффект, необходимо соблюдать одно универсальное условие - развиваемый

субъект должен быть включен в активную деятельность и общение. Это условие вытекает из того обстоятельства, что ученик в учебном процессе не только объект, но и субъект процесса собственного учения. Эффективность обучения зависит не только от характера предъявленных заданий, но, прежде всего, и от качества активности учащегося как субъекта. Игнорирование этого положения может свести к нулю эффект выполнения доброкачественных учебных заданий. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнёра. Мнение учителя при этом воспринимается детьми как одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственной точкой зрения и мнениями других учеников.

В основе подлинной активности усвоения материала лежит такое положение дел, когда цель учащегося в учении—любознательность и заинтересованность, осознание необходимости усваиваемого материала, интеллектуальная удовлетворенность, получаемая от процесса решения задач. Эти цели служат мотивами учения школьника и создают у него положительное эмоциональное отношение к учению. Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению.

Таким образом, активность как состояние учащегося — предпосылка всей его учебной деятельности, а значит, и общего умственного развития. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.


2. Реализация проекта

2.1. План реализации проекта

Целенаправленная и систематическая работа с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики, позволит более эффективно повысить качество обучения, активизировать работоспособность и познавательную деятельность учащихся.

Необходимо стремиться понять и принять каждого ребёнка. Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.

Проявлять: разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика.

Уметь встать на позиции ученика. Уметь вести непринуждённый диалог.

Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план). Учить работать со справочным материалом.

В обучении применять:

- опережающее обучение;
- различные формы групповой работы;
- взаимоопрос, самоконтроль;
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.

Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!).

Применять частую смену видов деятельности на уроке.

Многократно проговаривать и закреплять материал урока.

Стремиться к алгоритмизации деятельности.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины.


2.2 Психолого-педагогическая помощь учащимся.


Ранняя профилактика и коррекция. Психолого-педагогическая профилактика – система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция – совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

В основе работы с такими детьми лежат принципы профилактики и коррекции задержки психического развития учащихся:

Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Профессиональная компетентность и разделение функций учителя и психолога.

Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию его развития.

Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

Дифференцированный подход.

Ранняя профилактика непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить и используем в работе четыре группы методов профилактики:

Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

- познавательные игры,

- создание ситуации эмоционального переживания,

- создание ситуации занимательности,

- создание ситуации опоры на жизненный опыт,

- создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой

деятельности.

Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

- создание ситуации личностной и групповой перспективы,

- коллективные игры,

- выработка коллективно-единых требований,

- коллективные соревнования,

- коллективное самообслуживание.

3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

- уважение,

- педагогическая требовательность,

- убеждение,

- осуждение,

- понимание,

- доверие,

- побуждение,

- сочувствие,

- педагогическое предупреждение, предостережение,

- анализ поступка,

- решение конфликтной ситуации.

4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности

ребенка:

- пример, разъяснение,

- ожидание радости,

- снятие напряжения,

- обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного,

- требование,

- внушение.

Основными средствами педагогической коррекции являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль в работе играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога на отношении ребенка со сверстниками, помогают преодолевать трудности в общении и обучении, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждения игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, подчеркивание достижений ребенка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий. В силу особенностей учебной деятельности школьников, имеющих проблемы в развитии, нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методов снижения чувствительности к оцениванию, формированию адекватной самооценки школьных достижений.

Таким образом, восстанавливать и развивать ребенка как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:

Формировать мотивацию учения как побудительную силу.

Развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу познавательной активности.

Повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности.

Формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.

Психолого-педагогическая помощь ребенку, имеющему проблемы в обучении и развитии, состоит в проявлении истинной заинтересованности к его школьным делам, что будет способствовать преобладанию положительных эмоций у ребенка, что, в свою очередь, скажется на вере в его собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха способствует формированию познавательного мотива и развитию личности ребенка. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача педагога и психолога – внушить ему, что успех обязательно придет.

Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у ребенка чувство собственной ценности. Доминирование положительного представления о себе – «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает у ребенка желание измениться.

В заключении можно сказать, что средства психолого-педагогической помощи, профилактики и коррекции разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания могут и дают положительные результаты.


2.3 Помощь в обучении:

- опережающее обучение;
- различные формы групповой работы;
- взаимоопрос, самоконтроль;
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.

Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!).

Применять частую смену видов деятельности на уроке.

Многократно проговаривать и закреплять материал урока.

Стремиться к алгоритмизации деятельности.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины.

Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей ученик добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.

Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

-при закреплении;

-при проверке домашнего задания;

-при самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

-специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

-карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

-карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

-карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

-карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и

повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся):

-общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;

-индивидуальные дифференцированные задания;

-групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель);

-равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;

-общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения;

-индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам;

-индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Как организовать учебную работу учащегося так, чтобы она была максимально активизирована.

Существуют различные ступени активности, которые направлены на активизацию:

процесса памяти,

2) процесса логического мышления на базе имеющихся знаний,

3) творческой деятельности и поиска новых знаний.

Составление и предъявление заданий, активизирующих учебно-

познавательную деятельность учащихся, является содержательной стороной

активизации.

Основной формой активизации школьников стали:

- самостоятельная работа учащихся в классе;

- групповая работа.

Но ввиду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос,

как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого

отдельного учащегося. Решение этого вопроса и является одной из основных

задач индивидуализации учебной работы.


3. Применение индивидуального подхода к учащимся,

испытывающим затруднения в обучении на уроках математики.


3. 1. Индивидуальный подход как средство повышения

качества обучения на уроках математики.

Современные социально-экономические условия значительно усложнили

задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и развитию самостоятельного, творческого мышления учащихся. Долгое время все методики обучения и воспитания ориентировались на среднего абстрактного ученика.

Такой подход имеет много негативных сторон: способным учащимся скучно в классах, занимающихся по среднему уровню трудности, их потенциальные возможности не реализуются, их интеллектуальное развитие тормозится;

слабые ученики не могут идти в ногу со средними, им это не под силу, в

результате - они неизбежно отстают, теряя веру в свои силы, убеждаясь в

невозможности усвоить изучаемый материал.

Ученический класс состоит из отдельных личностей, каждая из которых

имеет свои психологические и нравственные особенности, свои интересы и

склонности, свое видение действительности. Не все школьники одинаково

быстро и успешно овладевают знаниями. Определяющая причина такого

явления заключается в том, что воспитывающее, развивающее обучение

действует на личность не непосредственно, а через "внутренние условия" ее

развития, которые бесконечно разнообразны.

Задачу обеспечения развития каждой личности, каждого ученика можно

решить путем индивидуализации и дифференциации обучения.

В преподавании математики индивидуализация и дифференциация

развиваются по двум направлениям:

1) создание спецклассов, проведение факультативных занятий;

2) введение специальных элементов методики в обычное преподавание в

массовой школе, где учатся дети, не прошедшие отбора по своим склонностям

и наклонностям.

Особый интерес представляет второе направление дифференциации

обучения, так как именно массовая школа охватывает наибольшее количество

учащихся, а проведенные срезы и контрольные работы указывают на наличие

высокого, среднего и низкого уровней знаний не только у отдельных учащихся,

но и у классов одной параллели, занимающихся у одного педагога .

Индивидуальный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.

Индивидуализация (и дифференциация) обучения начинает учитываться в

учебном процессе, но арсенал ее средств и методов еще недостаточен и

комплексно не разработан, и наблюдается односторонний подход к

рассмотрению данной проблемы, а именно, применение по уровневой

дифференциации лишь в интеллектуальной сфере, характеристикой которой

является мыслительная деятельность.

В мыслительной деятельности школьников можно выделить три уровня:

1) уровень понимания;

2) уровень логического мышления;

3) уровень творческого мышления.

Но эффективность процесса обучения в значительной степени определяется

наличием действенных, личностно значимых мотивов учения. Из всех мотивов учения наиболее действенным является познавательный интерес, который в своем развитии проходит три стадии:

1) любопытство;

2) любознательность;

3) устойчивый познавательный интерес.

Любопытство возникает как естественная реакция человека на все

неожиданное, новое, интригующее. Оно характеризуется ситуативностью,

неустойчивостью.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда

учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление.

Задача процесса обучения состоит в том, чтобы поддерживать

любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес

к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса,

используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В учебе его

захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение

проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие

Таким образом, кроме дифференциации по уровню развития мыслительных способностей, необходима дифференциация по степени сформированности познавательного интереса.

Арсенал приемов формирования устойчивого познавательного интереса

разнообразен. Большое влияние на формирование интересов школьников

оказывает форма организации учебной деятельности, четкая постановка

познавательных задач урока, доказательное объяснение материала,

использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ,

творческих заданий, создание проблемных ситуаций, а также занимательность

и наглядность.

Это позволит проводить более гибкую (детальную) дифференциацию учащихся по уровню развития интеллектуальной и мотивационной сфер, а также позволяет получить полную и наглядную характеристику развития этих личностных сфер у класса в целом и, в соответствии с этим, выбрать стратегию и тактику, приемы и методы работы с каждым классом, а также выделить основные направления и этапы этой работы.

Применение системы тестовых заданий, учитывающих поурочное планирование и групповую дифференциацию учащихся, позволяет не только объективно оценивать процесс контроля знаний со стороны учителя, но и развивать самоконтроль, самооценку и самостоятельность познавательной деятельности самих учащихся.


3.2. Разноуровневая дифференциация на уроках математики

Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения

выступают следующие принципы:

- проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате

собственной активной познавательной деятельности);

- взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности);

- исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-

познавательной деятельности);

- индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);

- создание мотивации (активная мыслительная деятельность).

Все вышесказанное составляет теоретические предпосылки для работы,

направленной на решение проблемы, как построить дифференцированное

обучение на уроках математики, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся в классах разного уровня подготовки.

Два варианта дифференцированного обучения

1. Внутри классная дифференциация.

2. Внешняя дифференциация, или профильное обучение, в старших

классах, организованное на основе экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

Особенность внутриклассной дифференциации состоит в необходимости

её применения не только в среднем звене, но и в профильных классах. Нет

сомнения, что, даже отобрав группу учащихся с помощью пропедевтических

методов, мы через некоторое время обнаружим расслоение, которое

необходимо учитывать.

Уроки каждой темы разделяются на несколько основных типов, в

зависимости от изучаемой темы, которые следуют друг за другом в

определённой последовательности. Это могут быть:

1. Уроки общего разбора темы (уроки – лекции).

2. Уроки – комбинированные (семинарские занятия с углубляющей

проработкой учебного материала).

3. Уроки проверки усвоенного материала (фронтальный опрос, физический

диктант, краткий тест с выбором ответа или другой вид проверки усвоенного

материала).

4. Уроки – лабораторные работы.

5. Уроки – решения задач.

6. Уроки – обобщения и систематизации знаний – зачёт.

7. Уроки межпредметного обобщения материала.

8. Уроки контроля знаний учащихся и др.

Важным является организовать уровневую дифференциацию на всех этапах: при планировании, изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний.

При составлении тематического планирования необходимо учитывать

следующее: 1) изучение материала, в основном, организовывать крупными

блоками;

2) приоритетное внимание уделять этапам закрепления и отработки

материала, т.к. материал следует изучать таким образом, чтобы на уроки

закрепления отводилось как можно больше времени;

3) в планировании выделять время для подготовки к зачету, на зачетный урок и резервное время на доработку материала.

При изложении нового материала необходимо дифференцировать требования к его усвоению на основе явного выделения сведений, подлежащих

обязательному изучению. Весь новый материал рассматривается со всеми

учениками, причем достаточно основательно, на высоком уровне, который

задается программой и уровнем изложения материала в учебнике. Затем, при

повторном кратком изложении, выделяется обязательный теоретический.

материал, который оформляется в виде краткого конспекта. В конспект можно

включить и образцы решения типичных задач.

Закрепление материала необходимо проводить с обязательным предъявлением образцов деятельности и начинать с решения самых простых типичных задач. Задания на этапе первичного закрепления должны выполняться с помощью одной, максимум двух, логических операций, требовать лишь прямого ответа на прямо поставленный вопрос. Лучше всего первичное закрепление проводить в форме фронтальной беседы, кратковременной самостоятельной или практической работы. Особое значение здесь приобретает организация самостоятельной работы учащихся.

3.3 Диагностика обученности учащихся.

Обученность – это одна из характеристик уровня образованности ученика,

достигнутого в процессе обучения. Показателями обученности являются

уровни усвоения знаний и умений по предмету.

Метод поуровневых контрольных и самостоятельных работ, применяемых для контроля знаний, позволяет оценить развитие интеллектуальных умений и обученность учащихся, обеспечивает необходимую диагностичность, точность и воспроизводимость.

Диагностические контрольные работы проводятся во всех классах.

Диагностическая контрольная работа проводится в течение одного-двух уроков,

составляется в двух и более вариантах и содержит четыре уровня сложности по

три-четыре вопроса (задачи) в каждом:

Характер вопросов, задач

Уровень

Уровень познавательной

деятельности

На узнавание, распознавание

Уровень распознавания

(начальный уровень)

На запоминание, понимание

Репродуктивный

(средний уровень)

На обобщение внутри темы

Конструктивный

(достаточный уровень)

На межтемное, межпредметное

обобщение

Творческий

(высокий уровень)


Задания творческого уровня познавательной деятельности должны требовать от школьников проявления гибкости, нестандартности мышления, использовать уже известные опорные знания в новой учебной ситуации. Перед изучением каждой новой темы проводится анализ результатов контрольной работы.

Заключение

Уровневая дифференциация позволяет учащимся реально оценивать

возможности. В результате повышается интерес к предмету. Между учителем и

учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Наличие комплекта тестов, карточек, программированных заданий дает возможность учителю проводить объективный текущий контроль и корректировку знаний. Применение карточек помогает более систематическому и качественному усвоению знаний по математике.

В ходе исследований отмечается удовлетворительное владение учащимися

знаниями, умениями и навыками в соответствии со стандартом.

Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.
Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.
Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним.
Мы сегодня знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал детей счастливыми. Чем больше наука будет проникать в скрытые процессы мышления и творчества, тем более умело и уверенно будет школа воспитывать в детях жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Но и с тем, что наука и педагогическая практика знают сегодня, творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания.



Литература и ресурсы

1.Постановление Правительства РФ о порядке разработки

и утверждения ФГОС. Утверждение ФГОС начального общего образования (приказ № 373 6.10.2009 г.);

2.Постановление Правительства РФ о порядке разработки

и утверждения ФГОС. Утверждение ФГОС среднего (полного) общего образования (приказ № 413 17.05.2012 г.);

3. .Концепция развития математического образования в Российской Федерации,2013г;

4 .Гильбух Ю.З. "Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия". Москва, 2011;

5 .Бондаренко С.М. Урок - творчество учителя. Серия педагогика и психология. М. 2013 – 3

6.Современные технологии обучения. Интерактивные методы. Под редакцией Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.И.Косовой. М.2012

7. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. Серия педагогика и психология. 2012-1

8.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Библиотека журнала “Директор школы” 2003 – 2

9. www.uztest.ru

10.http://festival.1september.ru Левитас Г.Г. «Горячие точки курса математики»

11.kurschkola55.ru Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

12 .http://festival.1september.ru/articles/505540/

13.Электронное пособие “Сдаем Единый государственный экзамен”

http://ege.edu.ru

.





Приложение 1


План работы МО учителей математики по теме

«Система работы с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики»

Мероприятия

сроки

ответственные

1.

Анализ тренировочно-диагностических контрольных работ. Выявление и учет учащихся, не справившихся с работой по предмету.

по графику КДР

Зам. директора

руководители МО

2.

Диагностика неуспеваемости по предмету: выявление затруднений в обучении и причин неуспеваемости.

Постоянно

Зам. директора

учителя-предметники

3.

Ведение диагностических карт учителями-предметниками на каждого ученика.

Постоянно

учителя-предметники

4.

Организация методических консультаций с учителями-предметниками по оказанию помощи в разъяснении слабо усвоенных тем.

по графику КДР

Руководитель МО

учителя-предметники

5.

Индивидуально-коррекционная работа учителей предметников со слабоуспевающими учащимися:

        консультирование;

        дополнительные занятия;

        осуществление контроля над учебной деятельностью;

        оказание   помощи слабоуспевающим в планировании учебной деятельности;

        стимулирование учебной деятельности;

        дифференциация домашнего задания.

Постоянно

учителя-предметники

6.

Заседание МО учителей математики: «Изучение трудностей в работе учителей, улучшение практики самоанализа своей педагогической деятельности».

1 раз в месяц

Руководитель МО

7.

Заседания ШМО по результатам КДР

1 раз в четверть

Руководитель МО

8.

Работа с родителями:

        индивидуально-консультативная и разъяснительная работа с родителями слабоуспевающих учащихся;

        постоянное ознакомление родителей с результатами КДР;

        родительские собрания.

Постоянно

Классные руководители, учителя- предметники

9.

Проверка журналов «Объективность выставления четвертных оценок. Система работы со слабоуспевающими учащимися».

Последняя неделя четверти

Зам. директора

по УВР


10

Тематический контроль учителей математики «Организация подготовки к итоговой аттестации в 9-х классах на уроках математики».

ноябрь

 Руководитель МО

учителя-предметники

11.

Тематический контроль учителей математики «Организация подготовки к ЕГЭ на уроках математики. Работа со слабоуспевающими учащимися».

 

декабрь

 Руководитель МО

учителя-предметники


12.

Индивидуальные беседы с учащимися, показавшими неудовлетворительные результаты на КДР-ах в течение I полугодия ,и их родителями.

декабрь

Зам. директора

по УВР

Руководитель МО

учителя-предметники

13.

Составление графика индивидуальных консультаций по подготовке к КДР, ОГЭ и ЕГЭ

декабрь

учителя- предметники

14.

Обмен опытом и взаимопосещения учителей-предметников по проблемам подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.

в течение года

Зам. директора по УВР

руководитель МО

15.

Тематический педсовет «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества»

декабрь

Зам. директора по УВР

 

16.

Тематический контроль учителей математики «Организация подготовки к ЕГЭ на уроках математики. Работа со слабоуспевающими учащимися».

январь

Зам. директора по УВР


17.

Контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости и слабой успеваемости.

постоянно

Зам. директора по УВР


18.

Тематический контроль учителей математики «Организация подготовки к итоговой аттестации в 9-х классах на уроках математики».

февраль

Зам. директора по УВР


19.

Тематический педсовет «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке».

февраль

Зам. директора по УВР


20.

Индивидуальные беседы с учащимися, показавшими неудовлетворительные результаты на КДР-ах в течение II полугодия и их родителями.

апрель

Зам. директора по УВР


21.

Тематический контроль преподавания математики в 9-х, 11-х классах

апрель

Зам. директора по УВР


22.

Организация посещения слабоуспевающими учащимися межшкольных предметных консультаций по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

апрель - май

Администрация школы


Приложение 2

План работы учителей математики

с учащимися по повышению качества образования:



(Годовая циклограмма работы с обучающимися

по повышению их уровня обученности)


Месяц

Проблема и ее причина

Меры по устранению проблемы


Прогнозируемый результат

Август

Наличие учащихся оставленных на повторный год обучения, переведенных в следующий класс условно

Консультирование, индивидуальные занятия с учащимися. Проведение осенней аттестации

Устранение неуспеваемости.

Сентябрь

Недостаточная готовность учащихся к продолжению обучения в школе

Работа по усвоению различных алгоритмов и памяток. Беседы по организации режима подготовки д/з. Своевременный контроль УУД.

Активизация мотивации обучения. Безболезненное привыкание детей к учебному труду.

Октябрь

Возможные пробелы в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся, в том числе и по новым предметам.

Проведение консультаций для учащихся, имеющих пробелы и испытывающих трудности в освоении отдельных тем, в том числе и по новым предметам.

Устранение пробелов, ликвидация трудностей в освоении тем. Привыкание к обучению новым предметам.

Ноябрь

Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией в I полугодии

Индивидуальная работа с учащимися. Оптимальное использование ШК.

Значительное повышение уровня обученности в I полугодии по сравнению с предыдущими годами в данной параллели.

Декабрь

Недостаточное внимание к учащимся, успешно справляющимся с учебой

Деятельность школьного научного общества обучающихся. Проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов.

Возрастание престижа знаний в детском коллективе

Январь

Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам полугодия

Формирование групп взаимной помощи из учащихся. Работа, в рамках ШК по консультированию пробелов и трудностей. Поощрение хороших учащихся за помощь отстающим.

Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. Ликвидация пробелов. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся.

Февраль

Возможная неблагоприятная оценочная ситуация отдельных учащихся

Влияние групп детей с неблагоприятной оценочной ситуацией. Постановка задачи «исправления» текущих оценок. Консультирование, дополнительный опрос, индивидуальные задания

Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Снижение количества неуспевающих учащихся и учащихся, успевающих с одной «3»

Март

Наличие большого числа учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок

Подвижные перемены. Анализ объема д/з. День здоровья

Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся учащихся

Апрель

Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год

Организация текущего повторения материала, пройденного за год

Восстановление в памяти учащихся тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала

Май

Проблема успешного проведения итоговой аттестации

Знакомство учащихся с нормами и правилами аттестации, продолжение повторения, тренировочные и контрольные работы

Четко организовывается успешная итоговая аттестация

Июнь

Проблема итоговой аттестации, проблема занятий с детьми, неуспевающими за год

Консультирование учащихся, в том числе и по практическому содержанию экзаменов. Организация индивидуальных занятий с неуспевающими

Успешно сданные выпускные экзамены. Более прочное закрепление материала.






Приложение 3


План работы с обучающимися

по повышению их уровня обученности

(по классам).



Классы

Проблема и ее причина

Меры по устранению проблемы



Прогнозируемый результат

1-е

Недостаточная адаптированность учащихся к обучению в школе

Тренинги, игры, система поощрительных мер, усвоение школьных правил

Быстрое привыкание первоклассников к школе, повышение учебной мотивации

2-е

Наличие трудностей у отдельных учащихся

Индивидуальные занятия, усиленный контроль за деятельностью ученика

Своевременное устранение трудностей в учебе

3-е

Проблема перехода в среднюю школу. Проблема успешного выпуска

Знакомство с режимом работы в средней школе и с будущими учителями. Индивидуальная работа с детьми по ликвидации пробелов и улучшению успеваемости

Более безболезненное привыкание к учебе в будущем году. Хороший результат по итоговой аттестации в 1-й ступени

5-е

Проблема преемственности при переходе из 1-й во 2-ю ступень обучения

Повышенное внимание к учащимся. Сбор информации от испытываемых трудностях. Строгое соблюдение режима организации контрольных работ. Создание ситуации успеха в учебе

Быстрое и безболезненное привыкание пятиклассников к учебе

6-е

Трудности, вызванные изучением новых предметов. Снижение учебной мотивации

Организация щадящего режима в начале изучения школьных предметов. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др.

Быстрое и безболезненное привыкание к новым предметам. Повышение учебной мотивации учащихся

7-е

Трудности, вызванные изучением новых предметов. Снижение учебной мотивации

Организация щадящего режима в начале изучения новых предметов. Разработка комплексных мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др.

Быстрое и безболезненное привыкание к новым предметам. Повышение учебной мотивации учащихся

8-е

Накопление пробелов знаний у отдельных учащихся. Снижение престижа активной познавательной деятельности

Организация системы индивидуальных консультаций со слабоуспевающими в рамках ШК

Увеличение числа хороших учащихся либо сохранение их числа постоянным

9-е

Проблема успешной итоговой аттестации

Организация планомерной подготовки к экзаменам: уроков повторения, практических занятий, консультаций

Четкая и успешная сдача экзаменов

10-е

Проблема привыкания учащихся к условиям обучения в 3-й ступени

Разумное планирование объема д/з. Беседы по организации режима д/з. Сбор информации о трудностях в учебе. Консультирование учащихся

Быстрое и безболезненное привыкание 10-классников к обучению в 3-й ступени

11-е

Проблема подготовки к итоговой аттестации. Проблема успешной аттестации

Своевременная информация о порядке аттестации. Занятия по повторению учебного материала. Консультирование, практические занятия

Успешное завершение учащимися обучения в школе














Приложение 4


План работы учителей школы

с родителями по повышению качества образования учащихся.


Месяц

Проблема и ее причина

Меры по устранению проблемы

Ожидаемый результат

Ответственные

Сентябрь

Недостаточная адаптированность учащихся к началу занятий

Проведение родительских собраний, знакомство с новыми учителями

Четкость в организации режима занятий, привыкание учащихся к учебному году

Учителя, администрация школы

Октябрь

Появление у учащихся неудовлетворенности оценок и оценок ниже обычного уровня знаний 

Индивидуальные встречи с родителями, посещение семей, проведение бесед по контролю знаний и помощи в выполнении д/з

Определенная мера «исправления» неудовлетворительных и нежелательных оценок

Учителя, администрация школы

Ноябрь

Необходимость знакомства родителей с морально-психологическим климатом класса и состоянием воспитательной работы

Родительское собрание по этим проблемам

Некоторое «потепление» морально-психологического климата класса, активизация деятельности родителей по проведению воспитательных мероприятий

Учителя, администрация школы

Декабрь

Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок. Необходимость знакомства родителей с итогами полугодия

Оперативная связь с родителями посредством контроля за дневниками, индивидуальная работа с родителями

Более пристальное внимание родителей к успеваемости детей. Знакомство родителей с общей картиной успеваемости, повышение родительской мотивации к контролю за успеваемостью

Учителя, администрация школы

Январь

Наличие у отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости

Индивидуальные беседы учителя с родителями и детьми о способах повышения успеваемости. Выработка программы выравнивания

Работа указанных учащихся по программе выравнивания совместно с родителями под контролем учителя

Учителя, кл.рук., администрация школы

Февраль

Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок

Проведение родительского собрания (О мерах по улучшению итогов III четверти»)

Исправление учениками неудовлетворительных и нежелательных четвертных оценок

Учителя, кл.рук., администрация школы

Март 

Наличие неуспевающих

Индивидуальные собеседования с родителями и учащимися, выработка программы помощи родителей под контролем учителя

Повышение уровня знаний указанных учащихся, ликвидация пробелов

Учителя, кл.рук., администрация школы

Апрель

Недостаточное знание родителями специфики работы учителей

Проведение недели открытых уроков для родителей

Более осмысленное представление родителей о деятельности учителей, проблемах учащихся

Учителя, кл.рук., администрация школы


Май 


Проблема организации окончания учебного года и итоговой аттестации


Проведение заседания родительских комитетов по поводу организационного окончания учебного года, родительские собрания


Организация награждения и поощрения как можно большего числа учащихся за учебный год, организация помощи родителей в проведении экзаменов


Учителя, кл.рук., администрация школы


Приложение 5


Памятка для учителя

по системе работы с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики


  Этапы реализации работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики:

1.Изучение литературы по данной проблеме.

2.Выявление слабоуспевающих учащихся.

3.Определение причин слабой успеваемости конкретного ученика.

4.Разработка системы работы, направленной на повышение качества.

5. Механизм реализации (формы, средства, принципы)

В своей работе учителю необходимо придерживаться следующих принципов:

 1. Верить в способности «слабоуспевающего» ученика и стараться передать ему эту веру и надежду.

2. Помнить, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопить его, терпеливо ждать.

3. Многократное повторение основного материала – один из эффективных приемов работы со слабоуспевающими.

4. Вселять слабым веру в то, что они запомнят, поймут учебный материал, предлагать им отработку однотипных заданий.

5. К работе со слабоуспевающими подходить ответственно, понимая, что тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, к математике.

6. Не гоняться за обилием новой информации. Выбирать главное, излагать его, многократно повторять и закреплять.

7. Общение – главная составляющая работы учителя.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

1. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

2.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

3.Предложение учащимся примерного плана ответа.

4. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.

5. Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

6.Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

7. В ходе самостоятельной работы разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание способа и приема выполнения задания.

8. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

 9.Более тщательный контроль над их деятельностью, указание на ошибки.

Меры группового подхода и виды помощи в учении неуспевающему ученику на различных этапах урока
1. Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их.

2.Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

3.Разбивка заданий на дозы, этапы. Выделение в сложных заданиях ряда простых.

4.Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема или способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, правило.

5.Ссылка на правило и свойство, которые необходимы для решения задач, упражнения.

6.Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

7.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих, более тщательный контроль над их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.


Приложение 6

Отчет по работе со слабоуспевающими учащимися

(форма отчета) 

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

ФИО учителя …………………………………………

Фамилия ученика (класс)………………………………….

Предмет ……………………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………


Приложение 7:

Разнообразные виды дидактического материала по алгебре для 7-го класса по теме «Уравнения»


К УЧЕБНИКУ:Ю.Н.Макарычев Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков « Алгебра » Учебник алгебры для 7кл.2012г.

1.Итоговая проверочная работа:

Каждый ученик, подставляя свой порядковый номер из классного журнала в условие задачи или упражнение, получает индивидуальный вариант. Ответы к каждому заданию прогнозируются учителем условием задания, что дает ему возможность проверить и оценить работу каждого ученика за короткий промежуток времени.

Благодаря такому методу рационализируется работа учителя: экономится время на составление заданий и время на их проверку. Этот метод даст возможность объективно оценить учебные достижения каждого учащегося.


Решить линейное уравнение:


Уравнение

Ответ

Nх – 2 = 0


Х = t1737332754aa.gif

2(N + х) – 5х = 2N – 6.


Х = 2

1 – 2(х + N) – Nх = 3 – N.


Х = -1

-3(N + 2х) + 2(4 + Nх) = 2 – N.


Х = 1

t1737332754ab.gif+ t1737332754ac.gif = 2.


Х = 1

t1737332754ad.gif+ t1737332754ae.gif = 4.


Х = 2

t1737332754af.gif- t1737332754ag.gif = 2.


Х = N

2(N + х) – 5х = N – 3х.


Решений нет

2 – 2(N – 4х) – 10х = 2(1 – N) – 2х.

Множество решений

2(х + N) – 4х = N.


Х = t1737332754ah.gif

- 2(3х – N) = 2N.


Х = 0

Решить задачи:


Площадь двух участков равна 3N + 1 га. Один участок больше другого на N – 1 га. Определить площадь каждого участка.

N + 1 га;

2N га

В трех канистрах 4N+16 литров бензина. В первой канистре на 8 литров меньше, чем во второй, а в третьей – вдвое больше, чем в первой. Сколько литров бензина в каждой канистре?

N + 2 л;

N + 10 л;

2N + 4 л.

Грузовой автомобиль за 5 часов проезжает на 120-2N км больше, чем легковой за 2 часа. Скорость легкового автомобиля на N км/ч больше скорости грузового. Найти скорость каждого автомобиля.

40 км/ч;

40 + N км/ч.

Трое учащихся вместе собрали 280+2N кг яблок. Второй учащийся собрал на N кг больше, чем первый, а третий – на 20 кг меньше, чем второй. Сколько яблок собрал каждый учащийся.

100 кг;

100 + N кг;

80 + N кг.

Теплоход прошел расстояние между двумя пристанями в одном направлении за N часов, а в противоположном – за N+1 час. Определить собственную скорость теплохода, если скорость течения реки равна 2 км/ч.

4N + 2 км/ч.


2. Самостоятельная работа:

Индивидуальные карточки:

Пример карточки по теме "Решение линейных уравнений с одной переменной". Все уравнения связаны между собой так, что корень любого из уравнений есть номер уравнения, которое нужно решить следующим. 

t1737332754ai.png

Пример разноуровневой проверочной работы по теме: «Уравнения»

1 уровень:

а) Найдите среди выражений уравнения:

Х+12=56;

24- 5=19;

У+35=У-23;

4Х+Х- 45+ 3= 27;

2(7Z – 4) = 57.

б) Решите любые 2 уравнения.


2 уровень:

Все ли уравнения решены верно?

Х+12=56;

У-35=У-23;

4Х-Х- 45+ 3= 27;

2(3Z – 4) = 58

Ответы: 12,44,23,11;

3 уровень: Составить выражение к задаче :

1). Для отопления здания был сделан запас угля а тонн . Из этого запаса израсходовали в тонн. Сколько килограммов угля следует расходовать в дальнейшем ежедневно, чтобы оставшегося угля хватило на t дней.

2.) Решить уравнение:

4(х+0,2)=5х-3,8

4 уровень:

Составить выражение к задаче :

1). Требуется окрасить стену дома длиной х метров и высотой у метров, имеющую 4 окна по m метров ширины и n метров высоты. Составить формулу для определения площади стены, которую надо окрасить.

2). Решить уравнение:

t1737332754aj.gif- t1737332754ak.gif = 2.


3) Решить уравнение:

| 2х |=4,8













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации