Статья «Современные приемы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»

0
0
Материал опубликован 20 March 2019

Современные приемы взаимодействия учителя-логопеда  и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.

Эффективность коррекционно-логопедического и оздоровительного воздействия на ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от комплексной, согласованной работы педагогов, медиков, психологов, родителей. Исследования ученых (Л.С. Рубинштейна,  А.В.Запорожца, И.В.  Гребенникова, Н.П. Харитоновой, Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой, и др.) подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. А потому важной и неотъемлемой частью работы логопеда с детьми с речевыми нарушениями является непосредственное включение в коррекционно-педагогический процесс их родителей, целями которого являются квалифицированная поддержка родителей; повышение уровня их педагогической компетенции; помощь в создании комфортной для развития ребенка семейной среды; создание условий для активного участия родителей в воспитании, обучении и коррекции речевых и неречевых нарушений ребенка, формировании ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Если педагогу удается наладить с родителями тесный контакт в работе, сделать из них равноправных партнеров, то можно рассчитывать на достижение положительных результатов. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу.

Уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом оценивается такими параметрами, как:

– адекватность оценки родителями состояния развития речи своего ребенка;

– готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом, воспитателем в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;

– степень инициативы родителей в плане сотрудничества с логопедом;

– продуктивность использования рекомендаций логопеда, психолога, медицинских рекомендаций.

По этим параметрам можно выделить семьи с высоким, средним и низким уровнем мотивации. В моей многолетней практике чаще встречаются семьи со средним и низким уровнем мотивации. Родители со средним уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества с педагогом при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашаются со всеми доводами логопеда, но мотивируют свою пассивность недостатком времени.

Для родителей с низким уровнем мотивации характерно отсутствие адекватной оценки состояния их ребенка, пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с логопедом, воспитателем, которая проявляется в непонимании необходимости коррекционной работы, в неприятии критических замечаний и предложений. Поэтому немаловажной задачей считаю  повышение  родительской мотивации в отношении сотрудничества  с  логопедом у таких семейных пар.                         

 Изучение семьи. Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребёнок поступил в логопедическую группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания, при этом выясняются следующие факторы:

  • жилищные условия семьи;
  • возраст, образование матери и отца ребёнка;
  • супружеский опыт (в первом, втором браке, разводе и пр.);
  • состав семьи и структура родственных связей ;
  • полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);
  • поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с  ребёнком).

 Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи,  соответствующей реальным потребностям семьи. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Необходимость информирования родителей об основах медицинской коррекции недоразвития речи.

В индивидуальной беседе с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это, помимо логопедической, медицинская коррекция. Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности. Знание родителями основ коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи несомненно способствует повышению эффективности логопедической работы.

Формы работы с родителями.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей. Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной , индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективная работа (родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, беседы, круглые столы, комбинированные занятия, открытые фронтальные логопедические занятия, речевые праздники).

Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза : в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.). Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Консультации с родительским тренингом должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для групповых консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе:

- “Артикуляционная гимнастика”/ «Разомнем-ка язычок»;
- “Развитие мелкой моторики”  ;
- “Выполнение домашнего задания” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звукобуквенному  анализу” .

К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, цветные и простые карандаши, краски и др. Родителей убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, мы могли из материалов выставки “Как умелые ручки язычку помогали”. На выставке демонстрировались только те экспонаты, которые были сделаны детьми и родителями дома.

«За круглым столом» с традиционным чаепитием и тренингом по общению, проводимым педагогом. Учитель-логопед представляет мастер-класс  «Сам себе логопед» по темам, соответствующим возрастной группы. В старшей логопедической группе уместно провести мастер-класс  «Играя, учимся», на котором продемонстрировать дидактические упражнения и игры по автоматизации звуков в речи ребенка, развитию словаря и связной речи в домашних условиях. В подготовительной логопедической  группе - мастер-класс  «Я хочу читать!», на котором обыграть перед родителями варианты заданий по развитию фонематического слуха и правила обучения ребенка чтению.

Как показывает практика, наиболее удобной формой работы с родителями по повышению их педагогической грамотности являются комбинированные занятия – лекция или сообщение на определенную тему и затем практическое занятие. Например, «Формирование фонематического восприятия»: в 1 части занятия родителям дается информация о методах и формах работы с детьми по проблеме, а во второй части – практикум по обучению играм на развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия. На таких занятиях родители вместе со мной учатся диафрагмальному дыханию, согласованию речи и движения и т.п.

Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке и носят форму коллективной доверительной беседы, в ходе которой решается какая-либо проблема. Для родителей первый «круглый стол» проводится в начале учебного года (конце сентября) и носит ознакомительный характер: родители знакомятся с педагогами, работающими на группе, между собой; обсуждают проблемы, связанные с речевыми нарушениями у своих детей; получают рекомендации, где можно пройти консультации тех или иных медицинских специалистов. В середине учебного года на заседание «круглого стола» приглашается психолог, который проводит консультацию по развитию у детей психических процессов, а воспитатели совместно с логопедом рекомендуют родителям набор игр, стимулирующих и развивающих психические процессы у детей.

В течение года для родителей проводятся открытые фронтальные логопедические занятия, на которых они могут отслеживать динамику своих детей в речевом и психомоторном развитии, адекватно воспринимать возможности своего ребенка, ставить перед собой задачи на предстоящий период коррекционной работы. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).

Речевые утренники проводятся 2-3 раза в год. В их проведении и подготовке участвуют все специалисты,работающие с детьми, музыкальный руководитель. Такие праздники важны, так как родители могут увидеть не только результаты труда логопеда, но и результаты своего собственного труда, порадоваться за своего малыша.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. На индивидуальных встречах мною решаются задачи индивидуальной работы с семьей, при этом осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества с их ребенком.

 Среди форм индивидуального воздействия наиболее эффективными считаю следующие:

-индивидуальные практикумы по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика);

-включение родителей в индивидуальное занятие логопеда с ребенком, которое предусматривает наблюдение за ходом занятия, кратковременное включение в ход занятия, партнерское участие родителя при проведении занятия с ребенком.

Успешнее проходят индивидуальные практикумы в триаде «логопед-ребенок-родитель» по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность. На таких практикумах все – в руках логопеда. Он может показать успехи и трудности в формировании правильного звукопроизношения, обучить правильным методам воздействия на ребенка во время домашних занятий, провести совместное обучение ребенка и родителя. Новым вариантом индивидуальной формы работы могут быть «парные» консультации для родителей, у детей которых имеются одинаковые проблемы в речевом недоразвитии. На таких консультациях-тренингах образуется активная триада «родитель-логопед-родитель», где родители имеют возможность поделиться друг с другом своими находками в обучении детей дома.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это раз-личные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторые взрослые, которые не могли заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходили на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый мог написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.

 В нашем детском саду успешно используются наглядные формы работы с родителями. В первую очередь, это – уголок логопеда  «Веселая семейка».Он имеет следующие рубрики:

·        «Что мы делаем» (информация о темах на групповых логопедических занятиях);

·        «Домашнее задание» (практические рекомендации по формированию различных речевых навыков; дидактические игры и упражнения по лексической теме недели);

·        «Разомнем-ка язычок» (комплекс артикуляционной гимнастики – 1 раз в месяц);

·        «Домашняя игротека» ( игры, игровые упражнения и задания на за-крепление различных речевых навыков: игры по дороге в д/с, игры на кухне, игры между делом)

·        «Экран звукопроизношения»  показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

·        «Прайс-лист» сориентирует родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка( по проблемам речевого развития).

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.

При проведении работы по повышении педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная)  я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекциионном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для  достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредо-ванным. 

Комментарии
Комментариев пока нет.