Программа индивидуальной работы с ребенком-мигрантом, имеющим затруднения в освоении учебного предмета «Русский язык»

4
1
Материал опубликован 27 September 2019

 

 

Программа индивидуальной работы с ребенком-мигрантом, имеющим затруднения в освоении учебного предмета «русский язык».

                                                                         Составитель:

                                                                                              Градкова Е.С; Соснина О.А.

                                                                                              Учителя начальных классов

                                                                                  Г.Нижневартовск

 

 

Пояснительная записка

В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Создание условий для каждого ученика в освоении образовательной программы – одна из ключевых задач современной школы, но до сих пор в образовательных учреждениях есть ученики, для которых это большая проблема. И перед каждым учителем возникает вопрос о том, как правильно выстроить педагогическую работу, чтобы такой слабоуспевающий ученик стал успешным.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.

И, чтобы понять, как эффективно организовать работу со слабоуспевающими детьми, обеспечивая им поддержку и помогая справиться с трудностями, нужно знать истоки возникшей проблемы. С чем мне и пришлось столкнуться, когда к нам в класс пришел новый ученик А. Когда в класс приходит новый ребенок – это всегда большое событие для всех.  В первую очередь для самого ученика. Новая школа, новый класс, новые требования - ребенку приспособиться к новому, подчас, очень непросто. А. с первых же дней стал избегать общения с одноклассниками, не проявлял интереса к учебе и быстро оказался в категории неуспевающих учеников. После разговора с родителями, выяснилось, что А. приехал из небольшого армянского села, обучение в школе велось на родном языке, в семье носителем русского языка является только пожилая бабушка, остальные члены семьи владеют языком в средней степени. Имеют ярко выраженный акцент, допускают ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция. 

Были определены причины неуспеваемости:

-слабый уровень владения русским языком;

-сложность изучения учебного материала;

-систематическое невыполнение домашнего задания;

-проблемы в адаптации;

-трудности в общении со сверстниками и учителями.

В связи с этим появилась необходимость создания программы индивидуальной работы с ребенком-мигрантом, имеющим затруднения в освоении учебного предмета «русский язык».

Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семью и ребенка-мигранта к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

Правовая основа программы:

-Конституция Российской Федерации;

-Конвенция о правах ребёнка;

-Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666);

-Комплексный план реализации данной стратегии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (утверждён постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.03.2013 № 64-п с изменениями от 29.05.2014);

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 01.06.2005 №53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013) «О государственном языке Российской Федерации»;

-закон Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 (в редакции от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»;

-письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.1999 №682/11-12 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Цель: достижение максимальной адаптации в новой культурно-языковой среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, не владеющих или слабо владеющих русским языком. Формирование коммуникативной компетенции (способности общаться на русском языке в стандартных речевых ситуациях)

Задачи:

-создание специальных условий для обучения и воспитания обучающегося с целью снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в социуме;

-определение уровня владения русским языком ребенка-мигранта;

-создание необходимых условий для освоения русского языка на уровне, необходимом для освоения основной образовательной программы в полном объеме;

-развитие у ребенка-мигранта навыков правильного произношения, общения на русском языке в бытовой и учебной сферах, русской устной (понимание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи, обогащение лексического запаса детей мигрантов;

-оказание содействия в социализации ребенка-мигранта, а также принятия им норм существования в российском обществе и системы ценностей Российской Федерации.

Ожидаемые результаты Программы:

-создана особая атмосфера духовного общения для младших школьников разных национальностей, в том числе для ребенка-мигранта, обеспечены оптимальные условия для социальной и культурно-языковой адаптации;

-целостное восприятие окружающего мира через расширение области знаний об истории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и города Нижневартовска;

-снижение напряженности и количества конфликтов в межнациональной школьной среде;

-принятие норм существования в российском обществе и системы ценностей Российской Федерации.

Личностные УУД:

-осознание роли русского языка как государственного языка РФ, как средства межнационального общения и инструмента познания окружающей действительности;

-способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

-формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других народов;

-осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

-способность к самостоятельной работе, самостоятельному принятию решений;

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями программы, владение монологической и диалогической формами речи;

-способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

-умение извлекать информацию из различных источников;

-перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

-осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД:

-умение определять последовательность действий при работе над заданием;

-оценивать правильность выполнения действия;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

-выполнению логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.;

-умение строить логическую цепь рассуждения.

Метапредметные результаты: 

-адекватное восприятие звучащей речи;

-умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;

-умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым и видовым признакам;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях общения;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

-умение составлять тексты разного речевого предназначения в устной и письменной формах;

-умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

-умение понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на выразительные средства текста;

-умения составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;

-умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая изученные в курсе начальной школы орфографические и пунктуационные правила;

-умение самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знания по русскому языку на межпредметном уровне;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-способность к общению на русском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.

Предметные результаты: 

-умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание основного содержания;

-овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);

-овладение диалогической формой речи;

-знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;

-различение на слух и правильное произношение звуков и сочетаний звуков, отсутствующих в родном языке;

-усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;

-знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания;

-применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения;

-умение читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;

-умение делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и т. д.;

-понимание учащимся того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения

Особенности обучающегося: из Армении А. приехал с удовлетворительными оценками по предметам за 2 год обучения. При поступлении в 3 класс нашей школы были проведены входные контрольные работы. С контрольным диктантом по русскому языку не справился. Допустил большое количество ошибок на правила, изученные в 1-2 классах. Грамматическое задание выполнил частично с помощью учителя.

В родном поселке А. в школу ходил с желанием, стремился учиться. В настоящее время дело обстоит иначе: на уроках пассивен, в общении со сверстниками сдержан.

С целью создания оптимальных условий для адаптации ученика в новой культурно-языковой среде в т.ч. к новым условиям проживания на территории ХМАО, к требованиям обучения и условиям реализации программы была составлена программа индивидуальной работы с ребенком-мигрантом, имеющим затруднения в освоении учебного предмета «русский язык». Программа рассчитана на 34 учебные недели, по 1 часу в неделю.

Педагогические технологии, используемые при работе:

-индивидуализация образовательного процесса;

-обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

-диалоговая форма обучения;

-игровые формы;

-памятки, карточки, творческие задания;

-вовлечение в парную работу;

-вовлечение в проектную деятельность.

Тематическое планирование

п\п

Раздел. Тема урока

Характеристика деятельности учащегося

Материальное обеспечение занятий

Школа (5 ч)

1

Моя школа

Уметь соотносить слово и предмет, называть их на русском языке. Группировать объекты по теме «Школа». Отвечать на вопросы по сюжетным картинкам о правилах поведения в школе. Употреблять в устной речи различные формы приветствия.

Экскурсия по школе, сюжетные картинки по теме «Школа». Карточки: слова-приветствиями.

2

Мой класс

Называть предметы на русском языке, используя предметные картинки по теме «Школьные принадлежности». Рассматривать фотографии школы и узнавать учебный кабинет. Выстраивать путь следования от входа в школу до класса. Отвечать на вопросы учителя по сюжетной картинке. Выделять предмет и его признаки.

Предметные картинки по теме «Школьные принадлежности» Сюжетные картинки по теме «Школа».

3

Мой урок

Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации. Обобщать, выделять существенные признаки. Отвечать на вопросы по сюжетным картинкам о действиях учеников на уроках. Образовывать формы множественного числа имен существительных.

Учебники по предметам, предметные картинки по теме «Школьные уроки». Толковый словарь

4

Мои одноклассники

Проговаривать имена одноклассников, писать имена собственные с заглавной буквы. Называть слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? Составлять предложения из предложенных слов. Устный опрос.

Коллаж по теме «Мой класс», карточки с опорными словами.

5

Мои школьные друзья

Различать слово и предложение. Высказывать свое отношение к одноклассникам. Составить рассказ по плану о своем новом друге. Прочитать и выучить пословицы о дружбе. Самостоятельная работа.

Фотография класса, карточка с планом для устного ответа.

Город (5 ч)

6

Я в городе

Проговаривать название города, называть главные улицы писать с заглавной буквы. Строить высказывание по наводящим вопросам. Делить предложения на слова. Определять на слух количество слов в предложении.

Фотографии города Нижневартовска, видео экскурсия по городу.

7

Я иду по улице

Узнавать и называть главные улицы города. Работа в паре. Участвовать в диалоге, задавать вопросы, отвечать на вопросы других. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, соблюдая нормы литературного языка.

Мультимедийная презентация

8

Я еду в транспорте

Называть вид транспорта по предметным картинкам. Классифицировать транспорт по видам. Подбирать антонимы. Высказывать свое мнение о необходимости соблюдения правил безопасности. Составлять рассказ по рисунку и опорным схемам. Работа в паре. Наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять их различия. Фронтальная проверка.

Предметные картинки, опорные схемы, мультимедийная презентация. Дидактическй материал для проведения игры «Большой – маленький». Толковый словарь

9

Памятники города

Рассматривать фотографии достопримечательностей города. Проговаривать названия памятников. Вспоминать и называть улицы, на которых расположены достопримечательности. Различать гласные и согласные звуки на слух. Произносить слова с правильной постановкой ударения.

Фотографии достопримечательностей города. Предметные картинки. Грамматический словарь

10

Книги о городе

Находить и называть главные улицы города, памятники. Работать в паре: задавать вопросы по фотографиям из книг и уметь отвечать на вопросы собеседника. Рассматривать книги. Тестирование.

Выставка книг, посвященных городу Нижневартовску

Край (5 ч)

11

Главный город

Проговаривать название города, рассматривать фотографии города, высказывать свое впечатление. Делить слова на слоги по алгоритму. Восстановить деформированный текст по сюжетным картинкам.

Мультимедийная презентация о городе Ханты-Мансийске, фотографии.

12

Символы округа

Рассматривать презентацию, фотографии. Различать герб и флаг округа, гимн.
Соотносить иллюстрацию и содержание. Устанавливать слоговой состав слов, называющих изображенные предметы.

Мультимедийная презентация о символике округа.

13

Населе-ние

Рассматривать фотографии, соотносить вид деятельности и фотографию. Анализировать серии сюжетных картинок: определять их последовательность, реконструировать события.

Мультимедийная презентация о населении округа. Сюжетные картинки «Деятельность людей»

14

Животные края

Рассматривать фотографии, произносить названия животных, узнавать известных животных. Строить высказывание о своем отношении к животным. Восстановить деформированный текст по сюжетным картинкам.

Мультимедийная презентация о животных края. Дидактический материал для игры «Поезд».

Ресурсы открытой образовательной среды для обучающегося Мультимедийные итерактивные упражнения по русскому языку

https://learningapps.org/597266

15

Растения края

Рассматривать фотографии, произносить названия растений, узнавать известные растения. Строить высказывание о своем отношении к красоте природы. Находить слова антонимы в тексте. Группировать предметы по заданному признаку. Проверочная работа

Мультимедийная презентация о растениях края. Дидактический материал для игры «Часть - целое». Словарь антонимов

Мой дом (5 ч)

16

Моя семья

Выстраивать цепочку родственных взаимоотношений. Классифицировать предметы по заданному признаку. Наблюдать за изменениями формы слова.

Семейные фотографии. Дидактический материал для игр «Четвертый лишний», «Назови, кто я?». Толковый словарь

17

Наша квартира

Описывать предметы, находящиеся в квартире, по памяти. Использовать в русской речи предлоги с названиями предметов (на столе, в столе). Продолжить текст по его началу с опорой на иллюстрацию.

Дидактический материал для игры «Доскажи словечко». Толковый словарь, карточки для индивидуальной работы.

18

Мои родственники

Называть на русском языке членов семьи. Рассказывать об их домашних обязанностях. Завершать незаконченное предложение с опорой на общий смысл предложения. Наблюдать за значениями многозначных слов.

Сюжетные картинки. Словарь многозначных слов.

19

Мои гости

Называть на русском языке приглашенных гостей. Уметь записывать их имена. Отвечать на вопросы учителя. Согласовывать имена существительные по родам и числам.

Опорные схемы, алгоритм действий

20

Наши празд-ники

Называть на русском языке семейные праздники. Включить данные слова в словосочетания. Согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам

Семейные фотографии. Опорные карточки.

Времена года (5 ч)

21

Зима

Называть времена года в правильной последовательности. Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать природные явления. Согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

Опорные схемы, карточки для индивидуальной работы, алгоритм действий, сюжетные картинки, Толковый словарь

22

Весна

Называть времена года в правильной последовательности. Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать природные явления. Согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

Опорные схемы, алгоритм действий, сюжетные картинки, Толковый словарь

Ресурсы открытой образовательной среды для обучающегося

Личный сайт учителя

 

23

Лето

Называть времена года в правильной последовательности. Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать природные явления. Согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам. К выделенным словам подобрать антонимы.

Опорные схемы, алгоритм действий, сюжетные картинки, Толковый словарь

24

Осень

Называть времена года в правильной последовательности. Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать природные явления. Согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам. Описать картину «Осень» по плану.

Опорные схемы, алгоритм действий, сюжетные картинки, Толковый словарь, карточки для индивидуальной работы.

25

Любимое время года

Группировать слова с предметными картинками. Работать в паре: назвать и отобразить с помощью карточек последовательность месяцев. По плану и наводящим вопросам рассказать о любимом времени года. Составить проект по теме.

Дидактический материал к игре «Времена года», опорные схемы, алгоритм работы в паре

Мой день (5 ч)

26

Режим дня

Делить сутки на части. Распределять разные виды деятельности в зависимости времени суток. Называть термин «Режим дня». Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Составление тематических групп.

Толковый словарь, сюжетные картинки, опорные схемы

27

Домашние дела

Ориентироваться в частях суток. Сравнивать и различать домашние дела всех членов семьи. Рассказывать о домашних делах по плану. Заменять слова близкие по значению. Согласование имен существительных с глаголом.

Задания с выбором ответа. Словарь синонимов. Ресурсы открытой образовательной среды для обучающегося Самоучка. Интрактивные обучающие упражнения http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/14/

28

Мои увлече-ния

Строить связные высказывания о своих увлечениях по предложенному плану. Образовывать формы множественного числа имен существительных. Находить в тексте ответы на вопросы. Определять основную мысль. Озаглавливать текст.

Карточки для индивидуальной работы.

29

В школе

Строить связные высказывания о проведении свободного времени на переменах по сюжетным картинкам. Восстановить деформированный текст. Подобрать синонимы.

Карточки работы, сюжетные картинки. Словарь синонимов.

30

Семейные прогулки

Строить самостоятельно связные высказывания о семейном отдыхе. Согласование имен существительных с глаголом. Устный опрос.

Семейные фотографии

Правила безопасности (4 ч)

31

Дорога

Ориентироваться в основных элементах дороги. Различать понятия "Водитель" и «Пешеход». Согласование притяжательных местоимений с существительными в единственном и множественном числе.

Мультимедийная презентация, сюжетные картинки. Задания с выбором ответа.

32

Огонь и вода

Представлять какие опасности несут на огонь и вода. Работать в паре: высказывать мнение о необходимости соблюдать правила безопасности при обращении с огнем и водой. Согласование притяжательных местоимений с существительными в единственном и множественном числе.

Карточки с индивидуальным заданием. Сюжетные картинки. Орфографический словарь.

33

Двор

Представлять какие опасности могут подстерегать во дворе. Работать в паре: по алгоритму действий составить правила поведения во дворе с незнакомыми людьми, бездомные животные.

Род имени существительного. Восстановить деформированный текст.

Мультимедийная презентация, алгоритм работы в паре. Карточка с индивидуальным заданием.

34

Важные телефоны

Понимать, почему необходимо соблюдать правила техники безопасности. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на дороге и в транспорте. Запомнить телефоны экстренных служб города. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст. Тестирование.

Мультимедийная презентация. Карточка с индивидуальным заданием.

Ресурсы открытой образовательной среды для обучающегося :

Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык»

http://www.gramota.ru

Мультимедийные итерактивные упражнения по русскому языку https://learningapps.org/index.php?category=84&subcategory=750&s=

Самоучка. Интрактивные обучающие упражнения http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/14/

Бесплатные видеоуроки от проекта «Инфоурок»

https://infourok.ru/videouroki/russkij-jazyk-i-literatura\

Видеоуроки школьной программы

https://interneturok.ru/subject/russian/class/1

Личный сайт учителя

https://nsportal.ru/sosnina-oksana-anatolevna

Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru

http://interneturok.ru

 

 

 

 

 

Использованные источники:

1.https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/02/04/problemy-obucheniya-detey-migrantov-v-sovremennoy

2.https://cyberleninka.ru/article/n/deti-migrantov-v-sovremennoy-rossiyskoy-shkole-puti-yazykovoy-adaptatsii

3. https://www.libfox.ru/634021-kollektiv-avtorov-adaptatsiya-detey-migrantov-v-shkole.html

4.https://www.twirpx.com/file/2284556/

5. http://psyedu.ru/files/articles/2295/pdf_version.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за насыщенный и полезный ресурс!

27 September 2019