Программа индивидуальной работы с ребенком-мигрантом, имеющим затруднения в освоении учебного предмета «Русский язык»
Программа индивидуальной работы с ребенком-мигрантом, имеющим затруднения в освоении учебного предмета «русский язык».
Составитель:
Градкова Е.С; Соснина О.А.
Учителя начальных классов
Пояснительная записка
В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Создание условий для каждого ученика в освоении образовательной программы – одна из ключевых задач современной школы, но до сих пор в образовательных учреждениях есть ученики, для которых это большая проблема. И перед каждым учителем возникает вопрос о том, как правильно выстроить педагогическую работу, чтобы такой слабоуспевающий ученик стал успешным.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.
И, чтобы понять, как эффективно организовать работу со слабоуспевающими детьми, обеспечивая им поддержку и помогая справиться с трудностями, нужно знать истоки возникшей проблемы. С чем мне и пришлось столкнуться, когда к нам в класс пришел новый ученик А. Когда в класс приходит новый ребенок – это всегда большое событие для всех. В первую очередь для самого ученика. Новая школа, новый класс, новые требования - ребенку приспособиться к новому, подчас, очень непросто. А. с первых же дней стал избегать общения с одноклассниками, не проявлял интереса к учебе и быстро оказался в категории неуспевающих учеников. После разговора с родителями, выяснилось, что А. приехал из небольшого армянского села, обучение в школе велось на родном языке, в семье носителем русского языка является только пожилая бабушка, остальные члены семьи владеют языком в средней степени. Имеют ярко выраженный акцент, допускают ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция.
Были определены причины неуспеваемости:
-слабый уровень владения русским языком;
-сложность изучения учебного материала;
-систематическое невыполнение домашнего задания;
-проблемы в адаптации;
-трудности в общении со сверстниками и учителями.
В связи с этим появилась необходимость создания программы индивидуальной работы с ребенком-мигрантом, имеющим затруднения в освоении учебного предмета «русский язык».
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семью и ребенка-мигранта к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.
Правовая основа программы:
-Конституция Российской Федерации;
-Конвенция о правах ребёнка;
-Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666);
-Комплексный план реализации данной стратегии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (утверждён постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.03.2013 № 64-п с изменениями от 29.05.2014);
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 01.06.2005 №53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013) «О государственном языке Российской Федерации»;
-закон Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 (в редакции от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»;
-письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.1999 №682/11-12 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Цель: достижение максимальной адаптации в новой культурно-языковой среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, не владеющих или слабо владеющих русским языком. Формирование коммуникативной компетенции (способности общаться на русском языке в стандартных речевых ситуациях)
Задачи:
-создание специальных условий для обучения и воспитания обучающегося с целью снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в социуме;
-определение уровня владения русским языком ребенка-мигранта;
-создание необходимых условий для освоения русского языка на уровне, необходимом для освоения основной образовательной программы в полном объеме;
-развитие у ребенка-мигранта навыков правильного произношения, общения на русском языке в бытовой и учебной сферах, русской устной (понимание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи, обогащение лексического запаса детей мигрантов;
-оказание содействия в социализации ребенка-мигранта, а также принятия им норм существования в российском обществе и системы ценностей Российской Федерации.
Ожидаемые результаты Программы:
-создана особая атмосфера духовного общения для младших школьников разных национальностей, в том числе для ребенка-мигранта, обеспечены оптимальные условия для социальной и культурно-языковой адаптации;
-целостное восприятие окружающего мира через расширение области знаний об истории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и города Нижневартовска;
-снижение напряженности и количества конфликтов в межнациональной школьной среде;
-принятие норм существования в российском обществе и системы ценностей Российской Федерации.
Личностные УУД:
-осознание роли русского языка как государственного языка РФ, как средства межнационального общения и инструмента познания окружающей действительности;
-способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
-формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других народов;
-осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
-способность к самостоятельной работе, самостоятельному принятию решений;
Коммуникативные УУД:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями программы, владение монологической и диалогической формами речи;
-способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
-умение извлекать информацию из различных источников;
-перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;
-осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД:
-умение определять последовательность действий при работе над заданием;
-оценивать правильность выполнения действия;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
-выполнению логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.;
-умение строить логическую цепь рассуждения.
Метапредметные результаты:
-адекватное восприятие звучащей речи;
-умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
-умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым и видовым признакам;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях общения;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
-умение составлять тексты разного речевого предназначения в устной и письменной формах;
-умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
-умение понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на выразительные средства текста;
-умения составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;
-умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая изученные в курсе начальной школы орфографические и пунктуационные правила;
-умение самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знания по русскому языку на межпредметном уровне;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-способность к общению на русском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.
Предметные результаты:
-умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание основного содержания;
-овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);
-овладение диалогической формой речи;
-знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;
-различение на слух и правильное произношение звуков и сочетаний звуков, отсутствующих в родном языке;
-усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;
-знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания;
-применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения;
-умение читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;
-умение делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и т. д.;
-понимание учащимся того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения
Особенности обучающегося: из Армении А. приехал с удовлетворительными оценками по предметам за 2 год обучения. При поступлении в 3 класс нашей школы были проведены входные контрольные работы. С контрольным диктантом по русскому языку не справился. Допустил большое количество ошибок на правила, изученные в 1-2 классах. Грамматическое задание выполнил частично с помощью учителя.
В родном поселке А. в школу ходил с желанием, стремился учиться. В настоящее время дело обстоит иначе: на уроках пассивен, в общении со сверстниками сдержан.
С целью создания оптимальных условий для адаптации ученика в новой культурно-языковой среде в т.ч. к новым условиям проживания на территории ХМАО, к требованиям обучения и условиям реализации программы была составлена программа индивидуальной работы с ребенком-мигрантом, имеющим затруднения в освоении учебного предмета «русский язык». Программа рассчитана на 34 учебные недели, по 1 часу в неделю.
Педагогические технологии, используемые при работе:
-индивидуализация образовательного процесса;
-обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
-диалоговая форма обучения;
-игровые формы;
-памятки, карточки, творческие задания;
-вовлечение в парную работу;
-вовлечение в проектную деятельность.
Тематическое планирование
№ п\п |
Раздел. Тема урока |
Характеристика деятельности учащегося |
Материальное обеспечение занятий |
Школа (5 ч) |
|||
1 |
Моя школа |
Уметь соотносить слово и предмет, называть их на русском языке. Группировать объекты по теме «Школа». Отвечать на вопросы по сюжетным картинкам о правилах поведения в школе. Употреблять в устной речи различные формы приветствия. |
Экскурсия по школе, сюжетные картинки по теме «Школа». Карточки: слова-приветствиями. |
2 |
Мой класс |
Называть предметы на русском языке, используя предметные картинки по теме «Школьные принадлежности». Рассматривать фотографии школы и узнавать учебный кабинет. Выстраивать путь следования от входа в школу до класса. Отвечать на вопросы учителя по сюжетной картинке. Выделять предмет и его признаки. |
Предметные картинки по теме «Школьные принадлежности» Сюжетные картинки по теме «Школа». |
3 |
Мой урок |
Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации. Обобщать, выделять существенные признаки. Отвечать на вопросы по сюжетным картинкам о действиях учеников на уроках. Образовывать формы множественного числа имен существительных. |
Учебники по предметам, предметные картинки по теме «Школьные уроки». Толковый словарь |
4 |
Мои одноклассники |
Проговаривать имена одноклассников, писать имена собственные с заглавной буквы. Называть слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? Составлять предложения из предложенных слов. Устный опрос. |
Коллаж по теме «Мой класс», карточки с опорными словами. |
5 |
Мои школьные друзья |
Различать слово и предложение. Высказывать свое отношение к одноклассникам. Составить рассказ по плану о своем новом друге. Прочитать и выучить пословицы о дружбе. Самостоятельная работа. |
Фотография класса, карточка с планом для устного ответа. |
Город (5 ч) |
|||
6 |
Я в городе |
Проговаривать название города, называть главные улицы писать с заглавной буквы. Строить высказывание по наводящим вопросам. Делить предложения на слова. Определять на слух количество слов в предложении. |
Фотографии города Нижневартовска, видео экскурсия по городу. |
7 |
Я иду по улице |
Узнавать и называть главные улицы города. Работа в паре. Участвовать в диалоге, задавать вопросы, отвечать на вопросы других. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, соблюдая нормы литературного языка. |
Мультимедийная презентация |
8 |
Я еду в транспорте |
Называть вид транспорта по предметным картинкам. Классифицировать транспорт по видам. Подбирать антонимы. Высказывать свое мнение о необходимости соблюдения правил безопасности. Составлять рассказ по рисунку и опорным схемам. Работа в паре. Наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять их различия. Фронтальная проверка. |
Предметные картинки, опорные схемы, мультимедийная презентация. Дидактическй материал для проведения игры «Большой – маленький». Толковый словарь |
9 |
Памятники города |
Рассматривать фотографии достопримечательностей города. Проговаривать названия памятников. Вспоминать и называть улицы, на которых расположены достопримечательности. Различать гласные и согласные звуки на слух. Произносить слова с правильной постановкой ударения. |
Фотографии достопримечательностей города. Предметные картинки. Грамматический словарь |
10 |
Книги о городе |
Находить и называть главные улицы города, памятники. Работать в паре: задавать вопросы по фотографиям из книг и уметь отвечать на вопросы собеседника. Рассматривать книги. Тестирование. |
Выставка книг, посвященных городу Нижневартовску |
Край (5 ч) |
|||
11 |
Главный город |
Проговаривать название города, рассматривать фотографии города, высказывать свое впечатление. Делить слова на слоги по алгоритму. Восстановить деформированный текст по сюжетным картинкам. |
Мультимедийная презентация о городе Ханты-Мансийске, фотографии. |
12 |
Символы округа |
Рассматривать презентацию, фотографии. Различать герб и флаг округа, гимн. |
Мультимедийная презентация о символике округа. |
13 |
Населе-ние |
Рассматривать фотографии, соотносить вид деятельности и фотографию. Анализировать серии сюжетных картинок: определять их последовательность, реконструировать события. |
Мультимедийная презентация о населении округа. Сюжетные картинки «Деятельность людей» |
14 |
Животные края |
Рассматривать фотографии, произносить названия животных, узнавать известных животных. Строить высказывание о своем отношении к животным. Восстановить деформированный текст по сюжетным картинкам. |
Мультимедийная презентация о животных края. Дидактический материал для игры «Поезд». Ресурсы открытой образовательной среды для обучающегося Мультимедийные итерактивные упражнения по русскому языку |
15 |
Растения края |
Рассматривать фотографии, произносить названия растений, узнавать известные растения. Строить высказывание о своем отношении к красоте природы. Находить слова антонимы в тексте. Группировать предметы по заданному признаку. Проверочная работа |
Мультимедийная презентация о растениях края. Дидактический материал для игры «Часть - целое». Словарь антонимов |
Мой дом (5 ч) |
|||
16 |
Моя семья |
Выстраивать цепочку родственных взаимоотношений. Классифицировать предметы по заданному признаку. Наблюдать за изменениями формы слова. |
Семейные фотографии. Дидактический материал для игр «Четвертый лишний», «Назови, кто я?». Толковый словарь |
17 |
Наша квартира |
Описывать предметы, находящиеся в квартире, по памяти. Использовать в русской речи предлоги с названиями предметов (на столе, в столе). Продолжить текст по его началу с опорой на иллюстрацию. |
Дидактический материал для игры «Доскажи словечко». Толковый словарь, карточки для индивидуальной работы. |
18 |
Мои родственники |
Называть на русском языке членов семьи. Рассказывать об их домашних обязанностях. Завершать незаконченное предложение с опорой на общий смысл предложения. Наблюдать за значениями многозначных слов. |
Сюжетные картинки. Словарь многозначных слов. |
19 |
Мои гости |
Называть на русском языке приглашенных гостей. Уметь записывать их имена. Отвечать на вопросы учителя. Согласовывать имена существительные по родам и числам. |
Опорные схемы, алгоритм действий |
20 |
Наши празд-ники |
Называть на русском языке семейные праздники. Включить данные слова в словосочетания. Согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам |
Семейные фотографии. Опорные карточки. |
Времена года (5 ч) |
|||
21 |
Зима |
Называть времена года в правильной последовательности. Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать природные явления. Согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам. |
Опорные схемы, карточки для индивидуальной работы, алгоритм действий, сюжетные картинки, Толковый словарь |
22 |
Весна |
Называть времена года в правильной последовательности. Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать природные явления. Согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам. |
Опорные схемы, алгоритм действий, сюжетные картинки, Толковый словарь Ресурсы открытой образовательной среды для обучающегося Личный сайт учителя
|
23 |
Лето |
Называть времена года в правильной последовательности. Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать природные явления. Согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам. К выделенным словам подобрать антонимы. |
Опорные схемы, алгоритм действий, сюжетные картинки, Толковый словарь |
24 |
Осень |
Называть времена года в правильной последовательности. Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать природные явления. Согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам. Описать картину «Осень» по плану. |
Опорные схемы, алгоритм действий, сюжетные картинки, Толковый словарь, карточки для индивидуальной работы. |
25 |
Любимое время года |
Группировать слова с предметными картинками. Работать в паре: назвать и отобразить с помощью карточек последовательность месяцев. По плану и наводящим вопросам рассказать о любимом времени года. Составить проект по теме. |
Дидактический материал к игре «Времена года», опорные схемы, алгоритм работы в паре |
Мой день (5 ч) |
|||
26 |
Режим дня |
Делить сутки на части. Распределять разные виды деятельности в зависимости времени суток. Называть термин «Режим дня». Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Составление тематических групп. |
Толковый словарь, сюжетные картинки, опорные схемы |
27 |
Домашние дела |
Ориентироваться в частях суток. Сравнивать и различать домашние дела всех членов семьи. Рассказывать о домашних делах по плану. Заменять слова близкие по значению. Согласование имен существительных с глаголом. |
Задания с выбором ответа. Словарь синонимов. Ресурсы открытой образовательной среды для обучающегося Самоучка. Интрактивные обучающие упражнения http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/14/ |
28 |
Мои увлече-ния |
Строить связные высказывания о своих увлечениях по предложенному плану. Образовывать формы множественного числа имен существительных. Находить в тексте ответы на вопросы. Определять основную мысль. Озаглавливать текст. |
Карточки для индивидуальной работы. |
29 |
В школе |
Строить связные высказывания о проведении свободного времени на переменах по сюжетным картинкам. Восстановить деформированный текст. Подобрать синонимы. |
Карточки работы, сюжетные картинки. Словарь синонимов. |
30 |
Семейные прогулки |
Строить самостоятельно связные высказывания о семейном отдыхе. Согласование имен существительных с глаголом. Устный опрос. |
Семейные фотографии |
Правила безопасности (4 ч) |
|||
31 |
Дорога |
Ориентироваться в основных элементах дороги. Различать понятия "Водитель" и «Пешеход». Согласование притяжательных местоимений с существительными в единственном и множественном числе. |
Мультимедийная презентация, сюжетные картинки. Задания с выбором ответа. |
32 |
Огонь и вода |
Представлять какие опасности несут на огонь и вода. Работать в паре: высказывать мнение о необходимости соблюдать правила безопасности при обращении с огнем и водой. Согласование притяжательных местоимений с существительными в единственном и множественном числе. |
Карточки с индивидуальным заданием. Сюжетные картинки. Орфографический словарь. |
33 |
Двор |
Представлять какие опасности могут подстерегать во дворе. Работать в паре: по алгоритму действий составить правила поведения во дворе с незнакомыми людьми, бездомные животные. Род имени существительного. Восстановить деформированный текст. |
Мультимедийная презентация, алгоритм работы в паре. Карточка с индивидуальным заданием. |
34 |
Важные телефоны |
Понимать, почему необходимо соблюдать правила техники безопасности. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на дороге и в транспорте. Запомнить телефоны экстренных служб города. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст. Тестирование. |
Мультимедийная презентация. Карточка с индивидуальным заданием. |
Ресурсы открытой образовательной среды для обучающегося :
Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык»
Мультимедийные итерактивные упражнения по русскому языку https://learningapps.org/index.php?category=84&subcategory=750&s=
Самоучка. Интрактивные обучающие упражнения http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/14/
Бесплатные видеоуроки от проекта «Инфоурок»
https://infourok.ru/videouroki/russkij-jazyk-i-literatura\
Видеоуроки школьной программы
https://interneturok.ru/subject/russian/class/1
Личный сайт учителя
https://nsportal.ru/sosnina-oksana-anatolevna
Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru
Использованные источники:
3. https://www.libfox.ru/634021-kollektiv-avtorov-adaptatsiya-detey-migrantov-v-shkole.html
4.https://www.twirpx.com/file/2284556/
5. http://psyedu.ru/files/articles/2295/pdf_version.pdf
11
Кияйкина Наталья Федоровна