Проект «Муниципальная система сопровождения непрерывного профессионального развития педагога как основа управления качеством образования»
| Мухамадиева Алсу Гусмановна, методист информационно-методического отдела МБУ «Центр образования» Нижнекамского муниципального района |
Проект «Муниципальная система сопровождения непрерывного профессионального развития педагога как основа управления качеством образования».
Наименование проекта (сокращенное):система профессионального развития педагога
Формальные основания для инициации проекта:
В документах стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне (в том числе и национальный проект «Образование»), образование определено в качестве одного из стратегических национальных приоритетов, а стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Одним из инструментов достижения данной стратегической цели является повышение качества общего, профессионального и высшего образования.
Повышение качества образования возможно только при условии, если педагогические кадры будут высококвалифицированными и соответствующими современному уровню развития науки и экономики; способными мобильно реагировать на инновации.
Одним из показателей национального проекта «Образование» является обеспечение возможности профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной деятельности для педагогических работников.
Для достижения этого показателя в системе образования Нижнекамского муниципального районе необходимо создать условия и выстроить систему (модель), которая будет включать организационные, экономические и нормативно-правовые рычаги управления, необходимые для организации планомерной результативной деятельности. Инновационность данного проекта предполагается
Данный проект нацелен на создание модели развития муниципальной системы обеспечения профессионального развития педагогических работников как механизма управления качеством образовательной деятельности.
Срок начала и окончания проекта -01.09.2022-31.05.2024
Куратор проекта Мухамадиева Алсу Гусмановна
Примечание: список образовательных организаций для работы в составе внедрения и апробации Проекта будет составлен по ситуации коллегиального обсуждения данного проекта, заинтересованности в следующем формате, например:
№ | ФИО | должность | Место работы |
1 | Мухамадиева Алсу Гусмановна | методист | МБУ «Центр образования» Управление образования |
АКТУАЛЬНОСТЬ. Предпосылки реализации проекта
Исследование кадрового состава образовательных организаций показывает, что в образовательных организациях наблюдается ряд проблем, типичных для большинства школ. В ходе проведенного анкетирования посредством онлайн-опроса (приняло участие 60 образовательных организаций) и изучения аналитических материалов по итогам Мониторинга профессиональных дефицитов педагогов образовательных организаций (количество респондентов, принявших участие в мониторинге- 1239 учителей), выявлены следующие проблемы:
1.Отсутствие наставников у молодых специалистов – так считают 16,7%
2.Недостаточная кадровая обеспеченность в связи с растущей численностью детей и старением педагогических кадров:50% респондентов считает, что потребность в педагогических кадрах за последние 3 года возросланезначительно;33,3 % говорят о значительном росте потребности;
3. Отсутствие стабильной системы психолого-педагогического и эффективного методического сопровождения педагогов - по мнению 33,3% опрошенных.
4.Старение педагогических кадровотметили 83,3% респондентов; средний возраст учителей - 47 лет.
5. Большая загруженность педагогических работников – 83,3% респондентов.
6. Наличие профессиональных дефицитов- более 50% опрошенных учителей необходимо совершенствование(углубление, расширение, обновление) всех компетенций в обучении.
Кроме этого, отдельными респондентами отмечены следующие проблемы: неудовлетворенность заработной платой педагогов; отсутствие социальной поддержки молодых педагогов; непривлекательность профессии педагога.
Все вышеперечисленные условия, по мнению большинства респондентов(66,7 %), приводят к эмоциональному выгоранию, снижают мотивацию учителя к профессиональной деятельности, отрицательно влияют на качество его труда и эффективность образовательного процесса, но корневой причиной все же являются профессиональные дефициты педагогов и несовершенство муниципальной системы обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических работников, способной своевременно решать эти проблемы.
От решения указанной проблемы напрямую зависит качество образования. Профессиональный рост и профессиональное развитие педагога – это обязательное условие для организации эффективного образовательного процесса и получения качественного результата.
Цели и задачи проекта
Стратегической целью является повышение качества образования посредством создания условий для профессионального роста педагогических работников.
Цель проекта:создать эффективную модель муниципальной системы обеспечения непрерывного профессионального роста педагогических работников на основе выявления профессиональных дефицитов и оказания адресной помощи через разработку индивидуальных образовательных маршрутов педагога (далее ИОМ).
Показатели проекта и их значения по годам
Показатели проекта и их значения по годам | Показатель | Тип показателя | Базовое Значение\% | Период, год | ||
2022 | 2023 | 2024 | ||||
| | | | | | |
1 | Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших диагностику профессиональных дефицитов от общего числа педагогов муниципалитета | аналитический | 25% | 50 | 60 | 65 |
3 | Доля педагогов, реализующих ИОМ, от общего числа педагогов, прошедших диагностику профессиональных дефицитов. | аналитический | 25% | 30 | 35 | 40 |
4 | Доля педагогов, прошедших повышение квалификации по персонифицированным программам профессионального роста от общего числа педагогов, прошедших ПК в отчетном периоде. | аналитический | 10% | 30% | 40% | 50% |
5 | Доля курсов повышения квалификации, организованных по заявкам образовательных организаций в целях устранения выявленных профессиональных дефицитов, от общего числа курсов, пройденных педагогами муниципального образования. | аналитический | 5% | 15% | 25% | 40% |
6 | Доля педагогических работников, принимающих участие в научно-методических мероприятиях (конференциях, форумах, семинарах, круглых столах и др.) по обмену опытом, продвижению передовых педагогических практик, совершенствованию профессиональных компетенций педагогов от общего числа педагогов. | аналитический | 15% | 25% | 35% | 45% |
7 | Доля педагогов - участников конкурсов профессионального мастерства от общего числа педагогических работников | аналитический | 5% | 10% | 15% | 20% |
8 | Доля методистов ОО- участников конкурсов профессионального мастерства от общего числа педагогических работников | аналитический | 5% | 10% | 15% | 20% |
9 | Доля педагогических работников, объединившихся в проектные группы по решению профессиональных дефицитов от общего числа педагогов, прошедших диагностику профессиональных дефицитов. | аналитический | 7% | 17% | 27% | 37% |
10 | Доля педагогических работников, участвующих в предметных комиссиях ГИА, в жюри, экспертизе результатов профессиональной деятельности работников образования (аттестации), в качестве руководителей стажерских площадок и др. от общего числа педагогов. | аналитический | 5% | 10% | 15% | 20% |
11 | Доля молодых педагогов, принявших участие в профессиональных конкурсах, от общего количества молодых педагогов | аналитический | 5% | 10% | 15% | 20% |
12 | Доля педагогов, включенных в систему наставничества, в т. ч. сетевого, разных уровней, от общего числа педагогов. | аналитический | 10 | 20 | 25 | 30 |
13 | Доля учителей, обладающими профессиональными навыками работы в современной образовательной среде (от общего количества учителей в муниципалитете) | аналитический | 30 | 40 | 50 | 60 |
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач, направленных на достижение показателей.
Задачи проекта:
1. Разработать Концепцию системы повышения профессионального мастерства педагогических работников на уровне муниципалитета.
2. Создать Банк диагностик своевременного выявления профессиональных дефицитов педагогических работников.
3. Организовать адресную поддержку педагогов, испытывающих наибольшие затруднения, в форме индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) через отбор оптимальных для его реализации форм и методов.
4. Организовать эффективное взаимодействие педагогических работников в научно-методическом направлении.
5. Обеспечить развитие системы наставничества (Указ Президента РФ, Год педагога и наставника) на разных уровнях «Учитель-наставник-молодой педагог», «Учитель – учитель»,«Учитель-ученик», «Ученик-ученик», в т.ч. на основе сетевого взаимодействия.
Задача 1:Разработать Концепцию системы повышения профессионального мастерства педагогических работников на уровне муниципалитета
Суть задачи: наличие концептуальных, процессуальных и управленческих нормативно-правовых актов (НПА), определяющих функционирование системы повышения профессионального мастерства педагогических работников на уровне муниципалитета.
Задача2:Создать Банк диагностик своевременного выявления профессиональных дефицитов педагогических работников.
Показатели:
- доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших диагностику профессиональных дефицитов от общего числа педагогов муниципалитета.
Суть задачи: подобрать банк диагностик, который позволит своевременно определять проблемное поле и направления для повышения профессионального мастерства педагогов.
Задача 3:Организовать адресную поддержку педагогов, испытывающих наибольшие затруднения, в форме ИОМ через отбор оптимальных для его реализации форм и методов.
Показатели:
- доля педагогов, прошедших повышение квалификации по персонифицированным программам профессионального роста
- доля курсов повышения квалификации, организованных по заявкам образовательных организаций в целях устранения выявленных профессиональных дефицитов, от общего числа курсов, пройденных педагогами муниципального образования.
Суть задачи: переориентировать часть системы повышения квалификации педагогов под запрос учителя в соответствии с имеющимися профессиональными дефицитами и индивидуальными образовательными маршрутами. Разработка программ поддержки профессионального роста, индивидуальных планов профессионального развития педагогов в ОО;
Задача 4: организовать эффективное взаимодействие педагогических работников в научно-методическом направлении
Показатели:
а) доля методических мероприятий (конференции, форумы, семинары, круглые столы и др. по совершенствованию методической деятельности муниципальной методической службы, МО школ и педагогов;
б) доля педагогических работников, принимающих участие в научно-методических мероприятиях от общего числа педагогов;
в) доля педагогов - участников конкурсов профессионального мастерства от общего числа педагогических работников;
г) доля педагогических работников, принимающих участие в работе муниципальной методической службы;
д) доля педагогических работников, участвующих в экспертной деятельности и в качестве муниципальных экспертиз -методистов (в составе экспертных комиссий, жюри, экспертизе результатов профессиональной деятельности методистов информационно-методического отдела и пр.
Суть задачи: активизация взаимодействия педагогов на площадках муниципальных методических направлений муниципалитета и школьных методических направлений образовательных организаций; проведение мероприятий, направленных на повышение мотивации педагогов на обновление знаний, умений и навыков, на использование лучших передовых педагогических практик. Организация сетевого взаимодействия для обмена опытом и лучшими педагогическими практиками. Проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов.
Задача 5: обеспечить функционирование системы наставничества и поддержки молодых педагогов в муниципалитете
Показатели:
а) доля образовательных организаций, в которых эффективно реализуется наставничество;
б) доля молодых педагогов, у которых есть свои наставники от общего числа молодых педагогов муниципалитета;
в) доля успешных практик сетевого наставничества;
г) доля молодых педагогов, принявших участие в профессиональных конкурсах, от общего количества молодых педагогов.
Суть задачи: обеспечить сопровождение развития и функционирования, управления системы наставничества в горизонтальном и вертикальном направлениях: молодой педагог (наставляемый) - учитель стажист (наставник); молодой педагог наставник (наставник) - учитель стажист (наставляемый); школа-детский сад, школа-школа; школа-вуз.
Результаты Проекта
Результаты Проекта (4-8 штук) | 1.Разработана Концепция системы повышения профессионального мастерства педагогических работников на уровне муниципалитета, а также НПА, определяющих функционирование системы повышения профессионального мастерства педагогических работников на уровне муниципалитета. 2.Сформирован банк диагностических материалов для выявления проф. дефицитов учителей или выявления соответствия уровня профессиональной деятельности учителей требованиям профессионального стандарта «Педагог» 3.Сформирован Банк методических материалов для выстраивания индивидуального образовательного маршрута педагога на основе выявленных дефицитов. 4. Разработан комплекс практикоориентированных мероприятий (конкурсов профессионального мастерства педагогов, мастер-классов, открытых уроков, обмен опытом в рамках горизонтального обучения, стажировочных площадок и т.д.), направленных на непрерывный профессиональный рост педагогов. 5. Сформирована система наставничества на разных уровнях «Учитель-наставник-молодой педагог», «Учитель – учитель», «Учитель-ученик», «Ученик-ученик», в т.ч. на основе сетевого взаимодействия 6. Разработан и утвержден НПА о стимулировании педагогических работников за распространение эффективного опыта, в т.ч. участвующих в горизонтальном обучении, участие в экспертизе и др. значимых для муниципалитета мероприятиях, а также демонстрирующих высокие результаты профдеятельности Организована работа муниципального ежемесячного методического консилиума (далее МЕМК – собрание учителей муниципального района, направленное на разработку в течение 1 часа конкретных вариантов устранения конкретного дефицита) Составлен рейтинг «Дефицит месяца». Организована работа мессенджера МЕМК |
Реестр заинтересованных сторон
№ п/п | Орган или организация | Представитель интересов (ФИО, должность) | Ожидание от реализации проекта (программы) |
| Образовательные организации | Директора школ | Вследствие профессионального роста педагогов повышение качества образования на уровне ОО |
| управление образования, информационно-методический отдел Центра образования | Руководитель УО, директор Центра образования | Вследствие профессионального роста педагогов повышение качества образования на уровне муниципалитета |
1. | Региональные институты развития образования | Руководители указанных организаций | Реализация адресных программ повышения квалификации на основе запроса конкретной ОО/муниципалитета; Закрепление за муниципалитетом тьютора\куратора, который будет сопровождать процесс профессионального развития педагогов. В т.ч за счет трансляции передового педагогического опыта других муниципалитетов республики, региона. |
3. | Научно-исследовательские институты, организации непрерывной курсовой подготовки в системе повышения квалификации | Руководители указанных организаций | Конкретное муниципальное задание, соответствующее современным научным исследованиям, проводимым в институте. Помощь в увеличении выборки испытуемых научных экспериментов в области практической педагогики. |
4. | СМИ | | Расширение аудитории за счет участников образовательного процесса (для СМИ). Формирование открытости системы образования, повышение престижа педагогических профессий (для системы образования) |
Реестр рисков
№ п/п | Наименование риска | Действия по предупреждению риска |
2. | Формальный подход к выявлению профессиональных дефицитов педагогов на уровне образовательных организаций и муниципалитета | Выявление профессиональных дефицитов в ходе самоанализа, обязательного в рамках внутришкольной оценки качества образования в ОО и диагностики, проводимой на уровне муниципалитета, с последующей корреляцией и разработкой индивидуального образовательного маршрута. Сформировать сетевую республиканскую, муниципальную (межшкольную) аналитическую группу с привлечением специалистов институтов повышения квалификации |
3. | Увеличение нагрузки на активных и демонстрирующих стабильно высокие результаты педагогов | Составление циклограммы или дорожной карты с учетом, по возможности, всех планируемых мероприятий, курсов, конкурсов и т.д. с распределением нагрузки, поиском внутренних резервов (др. менее активных педагогов) и привлечением внешних ресурсов по возможности |
Модель функционирования результатов проекта
В основе Концепции - создание системы своевременного выявления профессиональных дефицитов педагогов и оказания им адресной поддержки, в т.ч. через разработку индивидуальных образовательных маршрутов. Основная роль в которой отводится МЕМК, один из механизмов - мессенджер (муниципального ежемесячного методического консилиума) МЕМК Работа будет проводиться только при наличии чёткой формулировки дефицита, актуального как для одной образовательной организации, так и для группы ОО. Число участников конкретного собрания будет определяться количеством представителей ОО, заинтересованных в практическом результате. Будет активизировано сотрудничество с научными руководителями, учёными, ведущими свои исследования в области современной педагогической практики.
Уникальность, инновационная направленность данного проекта предполагается внедрение новых подходов к организации методической деятельности, по работе с кадрами, актуализация эффективных практик в методическую практику.