Модель сетевого взаимодействия МБОУ «Многопрофильный лицей №11 им. В.Г. Мендельсона»

3
0
Материал опубликован 25 August 2021

Модель сетевого взаимодействия

МБОУ «Многопрофильный лицей №11

им. В.Г. Мендельсона»


Салова Венера Фёдоровна,

заместитель директора по УВР

МБОУ «Многопрофильный лицей №11

им. В.Г. Мендельсона»


В условиях реализации образовательной программы, коллектив лицея активно решает задачи по введению сети профильного обучения, а именно обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов, создает условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивая преемственность между общим и профессиональным образованием.


Переход к профильному обучению в инновационном образовательном учреждении преследует следующие основные цели:

обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;

создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников в целях построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

обеспечение возможности получения полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширение возможностей социализации учащихся;

обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.


С целью реализации образовательных потребностей обучающихся в лицее разработана собственная сетевая модель организации профильного обучения старшеклассников, которая осуществляется через следующие направления деятельности:

1. Организация элективных профильных курсов, непосредственно направленных на подготовку выпускников к поступлению в вуз и успешному там обучению: «Основы финансовой грамотности», «Программа подготовки к ЕГЭ «Информационные технологии», «Практикум решения задач по химии», «Практикум решения задач по биологии», «Биология растений, грибов, лишайников», «Основы генетики человека», элективный курс по

английскому языку «Основы медицинских знаний «Индивидуальный проект» и т.д.

2. Взаимодействие «школа – вуз» (заключены договоры с УлГПУ, УлГУ, УлГТУ) для решения проблемы оптимизации системы профессионального образования и довузовской подготовки:


Класс

Учреждения, с которыми осуществляется взаимодействие

Направления взаимодействия

Планируемые результаты взаимодействия

10

11А

11М

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова


Ульяновский государственный университет



Ульяновский государственный технический университет

Обеспечение учащихся и их родителей информацией об образовательных программах ВУЗа и условиях поступления, методическая помощь при организации курсов предпрофессиональной подготовки. Методическая помощь при организации профильных классов и курсов.

Реализация довузовского образования преподавателями ВУЗа по дисциплинам естественно-научного, социально-экономического, физико-математического цикла.

Участие в программе «Распределенный лицей УлГПУ»

Участие в вузовских олимпиадах и конкурсах, образовательных программах и проектах.

Использование материально-технических ресурсов университетов для проведения практических занятий.

Подготовка учащихся к профильному обучению, помощь в самоопределении гимназистов.


Подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ.



Создание базы талантливых абитуриентов.


Углубленное освоение содержания профильных учебных предметов и развитие компетентности самообразования;

развитие проектных и исследовательских компетентностей учащихся.


Расширение возможностей социализации учащихся; удовлетворение потребности учащихся в профессиональном самоопределении, преемственность между общим и профессиональным образованием, эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего образования.


3. Взаимодействие с учреждениями среднего профессионального, дополнительного образования, культуры, здравоохранения, общественными организациями (заключены договоры о сотрудничестве):


ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница»

ГУЗ «Ульяновская городская клиническая больница города Ульяновска»

ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-политехнический колледж»

ОГБПОУ «Ульяновский социально-педагогический колледж»

ОГБПОУ «Ульяновский многопрофильный техникум»

ОГБПОУ «Ульяновский железнодорожный техникум»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина"

Региональное общественное движение "Волонтеры-медики".

Региональное общественного движения "IT-волонтеры"

ЦДО "Дом научной коллаборации" имени Ж.И. Алфёрова


4. Дистанционные формы взаимодействия и сотрудничества.

Казанский государственный медицинский университет

Самарский государственный медицинский университет

Учебный центр MAXIMUM EDUCATION

Образовательный центр «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех)

Интеллектуальный центр «Перспектива»


Анализ моделей организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения показал, что в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений с ресурсными центрами и платформами дистанционного обучения обеспечивается:


I. Повышение эффективности учебной деятельности учащихся:

существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных запросов и потребностей школьников;

создание условий для реализации новых видов учебной деятельности;

создание условий для введения новых форм организации учебной деятельности;

возможность интенсификации учебного процесса за счет использования смешанных форм получения образования;

создание условий для использования педагогических методов и приемов, направленных на формирование у учащихся критического мышления и повышение мотивации к учению;

создание условий для перехода от репродуктивного к продуктивному обучению.

II. Организационные преимущества:

экономия времени и средств ввиду отсутствия необходимости:

организовывать переезд учащихся и учителей из одного образовательного учреждения в другое;

задействовать педагогов-кураторов для сопровождения учащихся при переездах;

III. Экономическая целесообразность:

повышение эффективности управления работой ОУ сети благодаря возможности организации дистанционного мониторинга с использованием сетевой базы данных.


При организации профильного обучения сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) представляет собой  их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких  (двух и более) образовательных учреждений (организаций).


Сетевое взаимодействие может строиться в двух основных направлениях.

Первый вариант – как интеграция нескольких школ вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных школ будет выполнять роль ресурсного центра. В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки реализует ресурсный центр.

Второй вариант основан на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах. Есть все основания предполагать, что в этих условиях значительная часть учащихся на старшей ступени школы начинает получать образовательные услуги более чем в одном образовательном учреждении.

Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений профильное обучение учащихся конкретного ОУ осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения.


Сетевое взаимодействие может строиться в двух основных формах:

1) ресурсный центр;

2) паритетная кооперация.

Оба варианта организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений могут иметь различные структурные и функциональные построения. Их выбор определяется главным образом теми, кто выступает в качестве его субъектов (инициаторов): обучающиеся, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием.

Общеобразовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:

расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся;

сохранение и (или) расширение контингента учащихся;

обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами;

внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся;

привлечение внебюджетных средств.


Модель сетевого взаимодействия МБОУ «Лицей №11»

в профильном обучении:


Этап

Учреждения и организации,

с которыми осуществляется взаимодействие

Формы сетевого взаимодействия

Организаторы взаимодействия

Предпрофильное обучение

Все перечисленные выше

Мастер-классы, деловые игры, квесты, внеурочные занятия, экскурсии, исследовательские проекты, вебинары, круглые столы, онлайн-конкурсы, очные конкурсы



Педагоги и администрация лицея

Выбор профиля

Учебный центр MAXIMUM EDUCATION


Онлайн-консультации, очные консультации, профтест

Специалисты УЦ MAXIMUM, педагог-психолог лицея

Реализация профиля

Все перечисленные выше

Внеурочные занятия, исследовательские проекты, олипиады, конкурсы, внеклассные мероприятия, кружки, волонтерство

Педагоги и администрация лицея

Педагогическое сопровождение выбора ВУЗа

Навигатор поступления,

УлГПУ, УлГУ, УлГТУ, СамГМУ, КГМУ

Онлайн-консультации, виртуальные и очные экскурсии по ВУЗам, изучение сайтов , приглашение специалистов из ВУЗа

Учебно-методические отделы ВУЗов, педагоги лицея.





На уровне среднего общего образования лицей обеспечивает реализацию учебных планов трех профилей обучения: естественнонаучного , социально-экономического, информационно-технологического. При этом учебный план профиля обучения содержит не менее трех учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. При проектировании учебного плана профиля учитывается, что профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным пространством Лицея. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучаются намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).

Естественнонаучный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы из предметных областей «Математика и информатика» - учебный предмет «Математика» и «Естественные науки» - учебные предметы «Химия», «Биология», элективные курсы «Биология растений, грибов и лишайников», «Биология животных», «Биология человека», «Практикум решения задач по общей биологии», «Практикум решения задач по химии», которые направлены на углублённое изучение профильных предметов.

Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы из предметных областей «Математика и информатика» - учебный предмет «Математика», элективный курс «Математическая практика»; в предметной области «Общественные науки» - учебные предметы «Экономика», «Право», элективный курс «Основы финансовой грамотности».

Для обучающихся информационно-технологического профиля для изучения предметов на профильном уровне выделены часы – информатика и ИКТ (4 часа), физика (4часа). Все учащиеся класса на профильном уровне изучают математику (6 часов), элективный курс – информационные технологии (1час) и основы проектирования (1 час).

В целях повышения эффективности образовательной деятельности в организации профильного обучения используются разные формы: внутришкольные (уроки, спецкурсы и элективные курсы по профильным дисциплинам, внеурочная деятельность), сетевые (сотрудничество с социальными партнерами, ресурсные центры).

Для учащихся естественнонаучного профиля проводятся экскурсии, мероприятия, конференции и встречи на медицинском факультете Ульяновского Государственного Университета, Самарского Государственного Медицинского Университета; в рамках внеурочной деятельности ими посещаются занятия «Избранные вопросы биологии» на базе лаборатории (для проведения исследовательских работ) Ульяновского Государственного Педагогического Университета (в рамках распределенных лицейских классов), ведется курс «Решение олимпиадных и конкурсных задач по химии», курс «Основы генетики человека» . С 2017 года на базе Лицея действует Малая Медицинская Академия под попечительством Министерства Здравоохранения Ульяновской области .

Учащиеся социально-экономического класса имеют возможность посещать занятия Ульяновского Государственного Университета в рамках проекта «Молодежная финансово-экономическая академия», являются участниками регионального проекта «Лига школьного предпринимательства», преподавателями университета читаются курсы «Профессиональное самоопределение: от образа к выбору», «Решение экономических задач».

Для учащихся группы информационно-технологического профиля организовываются экскурсии в IT-компании города, встречи с представителями IT-индустрии, осуществляется сотрудничество с Ульяновским Государственным Университетом, учащиеся посещают занятия кафедры «Телекоммуникационные технологии в сети» университета и обучаются там по программе «Углубленный курс изучения информатики. IT технологии УлГУ».



Таблица 1. Профили и предметы на углубленном уровне

Класс, профиль

Профильные предметы

Элективные курсы

Курсы внеурочной деятельности

Естественнонаучный профиль

Математика.

Биология.

Химия

Практикум решения задач по химии. Практикум решения задач по общей биологии.


Основы генетики человека. Биология растений, грибов и лишайников.

Биология животных, Биология человека

Молодежная медицинская академия

Социально-экономический профиль

Математика. Обществознание. Экономика.

Право

Основы финансовой грамотности. Речевая культура в письменной речи.

Математическая практика

Лига школьного предпринимательства.

Основы журналистики.

Развитие личностного потенциала.

Информационно-технологический профиль

Математика. Информатика.

Физика

Информационные технологии

Углубленный курс изучения информатики. IT технологии.



Во всех классах ведется курс «Индивидуальный проект». Наряду с высококвалифицированными учителями лицея в профильных классах работают преподаватели – кандидаты и доктора наук Ульяновского государственного университета, Ульяновского педагогического университета.

Таким образом, сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство. Участие в сетевых проектах это дополнительная возможность собственного развития, обеспечение занятости педагогов в реализации проектов взаимодействия образовательных организаций, это обмен опытом, расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, родителей, общественных организаций.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.