Модель сетевого взаимодействия МБОУ «Многопрофильный лицей №11 им. В.Г. Мендельсона»
Модель сетевого взаимодействия
МБОУ «Многопрофильный лицей №11
им. В.Г. Мендельсона»
Салова Венера Фёдоровна,
заместитель директора по УВР
МБОУ «Многопрофильный лицей №11
им. В.Г. Мендельсона»
В условиях реализации образовательной программы, коллектив лицея активно решает задачи по введению сети профильного обучения, а именно обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов, создает условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивая преемственность между общим и профессиональным образованием.
Переход к профильному обучению в инновационном образовательном учреждении преследует следующие основные цели:
обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников в целях построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
обеспечение возможности получения полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
расширение возможностей социализации учащихся;
обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
С целью реализации образовательных потребностей обучающихся в лицее разработана собственная сетевая модель организации профильного обучения старшеклассников, которая осуществляется через следующие направления деятельности:
1. Организация элективных профильных курсов, непосредственно направленных на подготовку выпускников к поступлению в вуз и успешному там обучению: «Основы финансовой грамотности», «Программа подготовки к ЕГЭ «Информационные технологии», «Практикум решения задач по химии», «Практикум решения задач по биологии», «Биология растений, грибов, лишайников», «Основы генетики человека», элективный курс по
английскому языку «Основы медицинских знаний «Индивидуальный проект» и т.д.
2. Взаимодействие «школа – вуз» (заключены договоры с УлГПУ, УлГУ, УлГТУ) для решения проблемы оптимизации системы профессионального образования и довузовской подготовки:
Класс | Учреждения, с которыми осуществляется взаимодействие | Направления взаимодействия | Планируемые результаты взаимодействия |
10 11А 11М | Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова Ульяновский государственный университет Ульяновский государственный технический университет | Обеспечение учащихся и их родителей информацией об образовательных программах ВУЗа и условиях поступления, методическая помощь при организации курсов предпрофессиональной подготовки. Методическая помощь при организации профильных классов и курсов. Реализация довузовского образования преподавателями ВУЗа по дисциплинам естественно-научного, социально-экономического, физико-математического цикла. Участие в программе «Распределенный лицей УлГПУ» Участие в вузовских олимпиадах и конкурсах, образовательных программах и проектах. Использование материально-технических ресурсов университетов для проведения практических занятий. | Подготовка учащихся к профильному обучению, помощь в самоопределении гимназистов. Подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ. Создание базы талантливых абитуриентов. Углубленное освоение содержания профильных учебных предметов и развитие компетентности самообразования; развитие проектных и исследовательских компетентностей учащихся. Расширение возможностей социализации учащихся; удовлетворение потребности учащихся в профессиональном самоопределении, преемственность между общим и профессиональным образованием, эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего образования. |
3. Взаимодействие с учреждениями среднего профессионального, дополнительного образования, культуры, здравоохранения, общественными организациями (заключены договоры о сотрудничестве):
ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница»
ГУЗ «Ульяновская городская клиническая больница города Ульяновска»
ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-политехнический колледж»
ОГБПОУ «Ульяновский социально-педагогический колледж»
ОГБПОУ «Ульяновский многопрофильный техникум»
ОГБПОУ «Ульяновский железнодорожный техникум»
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина"
Региональное общественное движение "Волонтеры-медики".
Региональное общественного движения "IT-волонтеры"
ЦДО "Дом научной коллаборации" имени Ж.И. Алфёрова
4. Дистанционные формы взаимодействия и сотрудничества.
Казанский государственный медицинский университет
Самарский государственный медицинский университет
Учебный центр MAXIMUM EDUCATION
Образовательный центр «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех)
Интеллектуальный центр «Перспектива»
Анализ моделей организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения показал, что в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений с ресурсными центрами и платформами дистанционного обучения обеспечивается:
I. Повышение эффективности учебной деятельности учащихся:
существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных запросов и потребностей школьников;
создание условий для реализации новых видов учебной деятельности;
создание условий для введения новых форм организации учебной деятельности;
возможность интенсификации учебного процесса за счет использования смешанных форм получения образования;
создание условий для использования педагогических методов и приемов, направленных на формирование у учащихся критического мышления и повышение мотивации к учению;
создание условий для перехода от репродуктивного к продуктивному обучению.
II. Организационные преимущества:
экономия времени и средств ввиду отсутствия необходимости:
организовывать переезд учащихся и учителей из одного образовательного учреждения в другое;
задействовать педагогов-кураторов для сопровождения учащихся при переездах;
III. Экономическая целесообразность:
повышение эффективности управления работой ОУ сети благодаря возможности организации дистанционного мониторинга с использованием сетевой базы данных.
При организации профильного обучения сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).
Сетевое взаимодействие может строиться в двух основных направлениях.
Первый вариант – как интеграция нескольких школ вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных школ будет выполнять роль ресурсного центра. В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки реализует ресурсный центр.
Второй вариант основан на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах. Есть все основания предполагать, что в этих условиях значительная часть учащихся на старшей ступени школы начинает получать образовательные услуги более чем в одном образовательном учреждении.
Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений профильное обучение учащихся конкретного ОУ осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения.
Сетевое взаимодействие может строиться в двух основных формах:
1) ресурсный центр;
2) паритетная кооперация.
Оба варианта организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений могут иметь различные структурные и функциональные построения. Их выбор определяется главным образом теми, кто выступает в качестве его субъектов (инициаторов): обучающиеся, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием.
Общеобразовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:
расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся;
сохранение и (или) расширение контингента учащихся;
обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами;
внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся;
привлечение внебюджетных средств.
Модель сетевого взаимодействия МБОУ «Лицей №11»
в профильном обучении:
Этап | Учреждения и организации, с которыми осуществляется взаимодействие | Формы сетевого взаимодействия | Организаторы взаимодействия |
Предпрофильное обучение | Все перечисленные выше | Мастер-классы, деловые игры, квесты, внеурочные занятия, экскурсии, исследовательские проекты, вебинары, круглые столы, онлайн-конкурсы, очные конкурсы | Педагоги и администрация лицея |
Выбор профиля | Учебный центр MAXIMUM EDUCATION | Онлайн-консультации, очные консультации, профтест | Специалисты УЦ MAXIMUM, педагог-психолог лицея |
Реализация профиля | Все перечисленные выше | Внеурочные занятия, исследовательские проекты, олипиады, конкурсы, внеклассные мероприятия, кружки, волонтерство | Педагоги и администрация лицея |
Педагогическое сопровождение выбора ВУЗа | Навигатор поступления, УлГПУ, УлГУ, УлГТУ, СамГМУ, КГМУ | Онлайн-консультации, виртуальные и очные экскурсии по ВУЗам, изучение сайтов , приглашение специалистов из ВУЗа | Учебно-методические отделы ВУЗов, педагоги лицея. |
На уровне среднего общего образования лицей обеспечивает реализацию учебных планов трех профилей обучения: естественнонаучного , социально-экономического, информационно-технологического. При этом учебный план профиля обучения содержит не менее трех учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. При проектировании учебного плана профиля учитывается, что профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным пространством Лицея. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучаются намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Естественнонаучный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы из предметных областей «Математика и информатика» - учебный предмет «Математика» и «Естественные науки» - учебные предметы «Химия», «Биология», элективные курсы «Биология растений, грибов и лишайников», «Биология животных», «Биология человека», «Практикум решения задач по общей биологии», «Практикум решения задач по химии», которые направлены на углублённое изучение профильных предметов.
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы из предметных областей «Математика и информатика» - учебный предмет «Математика», элективный курс «Математическая практика»; в предметной области «Общественные науки» - учебные предметы «Экономика», «Право», элективный курс «Основы финансовой грамотности».
Для обучающихся информационно-технологического профиля для изучения предметов на профильном уровне выделены часы – информатика и ИКТ (4 часа), физика (4часа). Все учащиеся класса на профильном уровне изучают математику (6 часов), элективный курс – информационные технологии (1час) и основы проектирования (1 час).
В целях повышения эффективности образовательной деятельности в организации профильного обучения используются разные формы: внутришкольные (уроки, спецкурсы и элективные курсы по профильным дисциплинам, внеурочная деятельность), сетевые (сотрудничество с социальными партнерами, ресурсные центры).
Для учащихся естественнонаучного профиля проводятся экскурсии, мероприятия, конференции и встречи на медицинском факультете Ульяновского Государственного Университета, Самарского Государственного Медицинского Университета; в рамках внеурочной деятельности ими посещаются занятия «Избранные вопросы биологии» на базе лаборатории (для проведения исследовательских работ) Ульяновского Государственного Педагогического Университета (в рамках распределенных лицейских классов), ведется курс «Решение олимпиадных и конкурсных задач по химии», курс «Основы генетики человека» . С 2017 года на базе Лицея действует Малая Медицинская Академия под попечительством Министерства Здравоохранения Ульяновской области .
Учащиеся социально-экономического класса имеют возможность посещать занятия Ульяновского Государственного Университета в рамках проекта «Молодежная финансово-экономическая академия», являются участниками регионального проекта «Лига школьного предпринимательства», преподавателями университета читаются курсы «Профессиональное самоопределение: от образа к выбору», «Решение экономических задач».
Для учащихся группы информационно-технологического профиля организовываются экскурсии в IT-компании города, встречи с представителями IT-индустрии, осуществляется сотрудничество с Ульяновским Государственным Университетом, учащиеся посещают занятия кафедры «Телекоммуникационные технологии в сети» университета и обучаются там по программе «Углубленный курс изучения информатики. IT технологии УлГУ».
Таблица 1. Профили и предметы на углубленном уровне
Класс, профиль | Профильные предметы | Элективные курсы | Курсы внеурочной деятельности |
Естественнонаучный профиль | Математика. Биология. Химия | Практикум решения задач по химии. Практикум решения задач по общей биологии. | Основы генетики человека. Биология растений, грибов и лишайников. Биология животных, Биология человека Молодежная медицинская академия |
Социально-экономический профиль | Математика. Обществознание. Экономика. Право | Основы финансовой грамотности. Речевая культура в письменной речи. Математическая практика | Лига школьного предпринимательства. Основы журналистики. Развитие личностного потенциала. |
Информационно-технологический профиль | Математика. Информатика. Физика | Информационные технологии | Углубленный курс изучения информатики. IT технологии. |
Во всех классах ведется курс «Индивидуальный проект». Наряду с высококвалифицированными учителями лицея в профильных классах работают преподаватели – кандидаты и доктора наук Ульяновского государственного университета, Ульяновского педагогического университета.
Таким образом, сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство. Участие в сетевых проектах это дополнительная возможность собственного развития, обеспечение занятости педагогов в реализации проектов взаимодействия образовательных организаций, это обмен опытом, расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, родителей, общественных организаций.