Система упражнений и проверочных заданий по русскому языку для учащихся 6 класса специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Система упражнений и проверочных заданий
по русскому языку
для учащихся 6 класса специальных
( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Составитель: Турова Елена Васильевна
учитель русского языка и литературы
Содержание и структура сборника разработаны в соответствии с требованиями учебной программы по предмету «Русский язык» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и дидактическими задачами и охватывают все основные темы курса русского языка.
Задания содержат обобщенный материал по темам программы «Русский язык» для обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями и направлены на формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля. Задания могут быть использованы для проверки усвоения учебного материала.
Пособие позволяет провести срез знаний после изучения темы разделов, а также проверить уровень подготовки обучающегося в конце изучения разделов. Представленный материал может быть использован на уроке
закрепления знаний по данной теме; позволяют определить степень усвоения
изученного материала, а также дают возможность учителю откорректировать
план работы по повторению и закреплению пройденного материала.
Повторение
Гласные и согласные. Их различие.
1. Вставить пропущенную букву, подобрав проверочное слово.
Б или п? Голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий, ро..кий, гу..ка, ю..ка,
шлю..ка.
В или ф? Вере..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка, ше..ский, уло..ка, голо..ка,
пла..ки.
Г или к? Сапо.., пото.., вра.., дру.., подви.., поджё.., кру.., плу...
Д или т? Селе..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий, моло..ьба, тру...
Ж или ш? Но..ка, бума..а, варе..ка, ладо..ка, руба..ка, кру..ка, поро..ки,
обло..ка.
3 или с? Ука..ка, ни..кий, ко..ьба, дер..кий, про..ьба, ска..ка,
подвя..ка, ма..ка.
2. Вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.
Конфе..ка - ____________, кру..ка - ____________, маршру..ка - ___________, ло..кий - ____________, пило..ка - ____________, мину..ка - ______________, доро..ка - ____________, девя..ка - ______________, ни..кий - _____________, кре..кий - _______________, крова..ка - ____________, запи..ка - ___________.
Предложение
3. Определи границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
В лес пришёл сентябрь берёзки надели жёлтые платья рябинки нарядились в красные сарафаны кленовые листья легли ковром наступила золотая осень.
Вспомни правило и допиши его:
Подлежащее и сказуемое –
4. Дополни предложения подлежащими и сказуемыми.
Осенний ________ _______ прохладой. Часто ___________ по крышам мелкий ___________. ______________ ______________ в разноцветные платья. Резкий ________ _________ по дорожкам опавшие листья. Перелётные _________ ____________ к отлёту.
Слова для справок: птицы готовятся, воздух наполняется, ветер гонит, дождь стучит, деревья нарядились.
5. Подчеркни в каждом предложении главные и второстепенные члены. Составь схемы предложений.
Наступила ранняя осень.
Часто моросит мелкий дождь.
Солнечные лучи не согревают землю.
Листья укрыли землю разноцветным ковром.
Звери готовятся к суровой зиме.
Вспомни правило и допиши его:
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется _________________________________.
Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется _____________________________________.
6.Поставь знак «+» около нераспространённых предложений.
Ученик подготовился к уроку.
Моросит дождь.
Дети играют.
Отец принес сыну новую книгу.
Гремит гром.
Петя угостил сестру яблоком.
В лесу щебечут птицы.
Цветы завяли.
Прозвенел звонок на урок.
Туман рассеялся.
Начался ливень.
Ученики идут в школу.
Лена нарисовала рисунок для брата.
7.Распространи предложения и запиши их. Озаглавь текст. Подчеркни главные и второстепенные предложения.
Наступила осень. Ребята пришли. Прозвенел звонок. Вошла учительница. Начался урок. Ребята слушали.
Корень и однокоренные слова
8. Найти и подчеркнуть в слове корень.
Хлебушек, хлебница, хлебный, хлебец.
Зверь, зверинец, зверушка.
Стол, столик, столовая.
9.Определить корень слова, подчеркнуть проверяемую букву
Проверяемые слова проверочные слова
Пого…ка
Берё…ка
Тра…ка
Тру..ка
Серё…ка
Ре…кий
Сла…кий
Мя…кий
Закла…ка
Пры…ки
Правописание согласных в корне слова.
Звонкие и глухие согласные.
10.В каждом столбике подчеркни слова, которые являются проверочными к данным. Докажи правильность своего выбора.
Глаз провод загадка улыбка
Глаза проводка загадочный улыбаться
Глазки провода загадывать улыбчивый
Глазок проводок загадки улыбочка
11. Найти и подчеркнуть однокоренные слова в тексте.
Малыши идут за ежихой. Вечерами семья ежей гуляет. Каждый ёжик держит в зубах хвост идущего впереди. Так ежи идут, похожие на сороконожку.
12. Выпиши выделенные слова. Вспомни, как они называются. Обозначь общую часть.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
А. Пушкин
Вспомни правило и допиши его:
Общая часть однокоренных слов называется _____________________________.
13.«Кто больше?» Подбери как можно больше однокоренных слов к данным. Выдели корень.
Груз корм стол нос
___________ __________ ___________ ___________
___________ __________ ___________ ___________
___________ __________ ___________ ___________
___________ __________ ___________ ___________
14.Выпиши из стихотворения однокоренные слова. Выдели корень.
В маленьком домике жил домовёнок.
Был он домашний, словно котёнок.
В доме был лад, чистота и покой.
Очень хозяйственным был домовой
Правописание приставок и предлогов
Вспомни правило и допиши его:
Приставка – это часть слова, которая стоит __________________ корнем и служит для _____________.
15. Запишите слова в два столбика, выделив приставки и предлоги
(З..) горой, (з..) бежать, (с) вернула, (с) крыши, (н..) конверте, (н..) резать, (н..) листе, (н..) чертили.
16. Определить приставку в словах.
Отнёс, вынес, занёс, донёс, перенёс.
Прибежал, доела, подсолила, сварила.
17. Спишите без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
(За) шёл (за) товарищем. (По) шли (по) улице. (До) шли (до) реки. (От) плыли (от) берега. (До) плыли (до) островка. (На) шли ёжика (на) опушке рощи.
Нина (от) бежала (от) дерева, (по) бежала (по) алее, (до) бежала (до) поворота. Потом она (вз) бежала (на) холмик, (с) бежала (с) него и (под) бежала (к) беседке.
18. Напишите без скобок, между предлогом и словом вставьте подходящее по смыслу слово.
(под) деревом – ... ,
(из) земли – ... ,
(с) сумкой – ... ,
(в) воздухе – ... ,
(в) вазе – ... ,
(с) Серёжей – ... ,
(в) овраге – ... ,
(под) дубом – ... ,
(из) зала – ... ,
(с) собакой – ... ,
(в) воскресенье – ... ,
(в) ванне – ... ,
(с) Зоей – ... ,
(в) отряде – ... .
19. Напишите, раскрывая скобки. Между предлогами и словами, к которым они относятся, вставьте подходящее по смыслу слово. Выделите приставки, предлоги подчеркните.
(С) бежать (с) горы – ... .
(С) тереть (с) доски – ... .
(По) полям (по) текли – ... .
(По) морям (по) плыли – ... .
(До) шёл (до) конца – ... .
(До) брались (до) верхушки – ... .
(На) бежала (на) берег – ... .
20.Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки и предлоги
(В)летел (в)окно; (в)ходим (в)зал; (за)бежал (за)угол; (во)шёл (во)двор; (про)шептал (про)себя; (по)плыли (по)реке; пароход (от)чалил (от)пристани; лодку (от)толкнули (от)берега.
(С)мастерил (из)бумаги; (до)води начатое дело (до)конца; (по)плыл (по)волнам; (до)плыли (до)знакомого села; (по)бежали (по)оврагу; (на)правился (на)стадион; (до)шёл (до)пристани; (от)тащил (от)лужи.
21. Измени словосочетания. Выдели приставки, подчеркни предлоги.
Образец: Нарукавная повязка – повязка на рукав.
Настенный календарь – … . Заработная плата – … . Заречная сторона – … . Подземный переход – … . Довоенные годы – … . Подводные камни – … . Загородная поездка – … . Предрассветный час – … .
22.Прочитай потешку. Выпиши слова с суффиксами. Выдели их.
Вышла кисонька на мостик:
Четыре лапы, пятый хвостик,
Бархатная спинка,
В лапке хворостинка.
Вспомни правило и допиши его:
Суффикс – это часть слова, которая стоит _______________ корня и служит для ____________________________________________________.
23.Употребляя необходимые суффиксы, назови эти же предметы, но только маленького размера. Запиши слова и выдели суффикс.
Дом - _____________________ звезда -________________________
Лес -______________________ зверь - _________________________
Кот -_____________________ колос - _________________________
Торт - ____________________ голова - ________________________
24.Выпиши в первый столбик слова, образованные с помощью приставок; во второй – слова, образованные с помощью суффиксов.
Улов, ловец, садик, рассада, дивный, удивить, накормить, кормушка, больной, заболеть, постарел, старик, рассказ, сказка.
Поливать ливень
_______________________ ______________________
Вспомни правило и допиши его:
Окончание -_____________________ часть слова, которая служит для ________________________________________________.
25.Прочитай текст. Допиши окончания.
Рек., на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах. Утр… вод…у берег…начинала замерзать, а днём тонкий лёд таял. Рек… была пуста. Жизнь сохранялась только в лес…, где посвистывали рябчик…, прыгали белк… и зайц… . Уточк… скучала и всё думала про своих улетевших братьев и сестёр.
По Д. Мамину –Сибиряку.
26.Допиши в тексте слово берёза, изменяя его по смыслу. Выдели окончания в этих словах.
Русская красавица.
Красавицей русских лесов называют люди _____________________. Много песен, преданий, былин сложено о _________________________. Это символ и гордость русского народа. Растёт ___________________ быстро. В мае на _____________________ появляются скромные цветки – серёжки. Листья ___________________ обладают целебными свойствами. Осенью после дождя под ___________________ можно увидеть жёлтые грибы – лисички.
Разбор слова по составу
27. Разобрать слова по составу
Подготовка, нагрузка, домище, часы, отпуск, соседка
Хлебушек, столяр, дворец, цветок, запах, тигрица.
28.Прочитай предложения. Устно поставь вопросы к выделенным словам. Каким членом предложения они являются? Подчеркни их.
Ласточки, стрижи, журавли улетают в тёплые края.
На огородах люди собрали урожай капусты, моркови, свёклы.
Листья кружились, разлетались, шуршали под ногами.
Красные, коричневые, рыжие шляпки грибов виднелись в траве на поляне.
Вспомни правило и допиши его:
Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову называются ___________________________ членами предложения
29.Определи, каким членом предложения являются однородные члены. Расставь знаки препинания.
Пришла пора прощания. Ласточки стрижи первыми покинули родные места. Гуси собрались в стаю приготовились к долгому перелёту. Скворец вылетел из своего дворца посмотрел по сторонам затянул грустную песню. Пора в далёкий путь! Жёлтой красной багряной листвой провожает лес пернатых друзей.
30.Определи, каким членом предложения являются однородные члены. Обрати внимание на постановку знаков препинания.
Осенний ветер обрывал листья и уносил их. Холод привёл птиц в большую тревогу. Лебеди, гуси, утки начали готовиться к отлёту. Старые и бывалые птицы учили молодых. Молодёжь с весёлым криком совершала большие прогулки, укрепляла крылья. Сколько было крика, веселья и радости!
31. Поставь знак «+» около предложений с однородными членами.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А. Пушкин
Вспомни правило и допиши его:
Если приставка оканчивается на согласный, то перед буквами ___, ____, _____ пишется _________________.
32.С помощью приставок образуй новые слова. Объясни написание буквы ъ.
С-, по -, в-, об-, под -, за- ехал, учить, явление, ходить.
С любым из этих слов составь предложение.
33.Вставь в слова, пропущенные Ъ и Ь знаки.
В…юга руч…и ш…ют
Под…езд сем…я об…ём
Л…ётся об…явление плат…е
С…едобный с…ёмка в…ехать
Имя существительное
Имя существительное как часть речи
34.Поставь знак «+» около верного высказывания.
Вспомни правило и допиши его:
Имя существительное – это….
Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? Что сделает?
Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Или что?
Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
35.В каждом столбике подчеркни «лишнее» слово.
А) Б) В)
снег поезд радость
окно вера слёзы
снежный мышь радоваться
стекло веришь друг
Имена существительные собственные и нарицательные
36.Вставь подходящие по смыслу имена существительные, пользуясь словами для справок.
Витя __________________ нарвал букет ____________________.
Домик для ___________________ делал Вася ____________________.
Игорь __________________ наблюдал ______________________.
Серёжа _______________________ не боится ____________________.
Вечером с __________________________ возвратилась ____________________.
Толя ________________________ привёз много _____________________.
Слова для справок : Скворцов, скворцов, Арбузов, арбузов, Поля, поля, Васильков, васильков, Муравьёв, Морозов, морозов.
Род и число имён существительных
37.Заполни перфокарты. Поставь знак «+» в нужной колонке.
| Ед.ч. | Мн.ч. |
Стена | | |
картины | | |
каток | | |
улицы | | |
учебники | | |
альбом | | |
дома | | |
река | | |
листья | | |
38.Заполни перфокарты. Поставь знак «+» в нужной колонке.
| М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
диван | | | |
небо | | | |
болезнь | | | |
страна | | | |
друг | | | |
поле | | | |
стена | | | |
окно | | | |
39.Заполни перфокарту. Поставь знак «+» в нужной колонке.
| Кого? Что? | Кем? Чем? | Кто? Что? | О ком? О чём? | Кому? Чему? | Кого? Чего? |
И.п. | | | | | | |
Р.п. | | | | | | |
Д.п. | | | | | | |
В.п. | | | | | | |
Т.п. | | | | | | |
П.п. | | | | | | |
40. Поставь вопрос к существительному и определи падеж
Мычит ( ) корова у ворот. Мы подошли ( ) к поезду. Кот ( ) съел сметану ( ) из тарелки. Устал бегать ( ) зайчишка. У пенька ( ) растёт ( ) грибок. Светит ночью яркая ( ) звезда. Около ( ) дуба пасётся ( ) поросенок. Иван Царевич подошёл ( ) к болоту. Мы вышли ( ) из леса ( ) по тропинке
41. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу (главные члены предложения). Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.
Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.
Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.
42. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.
Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.
43. Определи у существительных род, число, падеж.
Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..
По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.
44.Подчеркни в предложениях главные члены. Определи падеж выделенных слов.
Круг был красного цвета. С помощью циркуля я начертил круг.
Этот деревянный дом построил мой отец. Дом стоял здесь еще до войны.
Пенал лежал на столе, радовал меня своей новизной и красотой. Не забудь
положить в портфель пенал с ручками, карандашами и ластиком!
45.Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.
1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).
2.Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).
3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).
4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).
5.Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).
6.Достали ( … ) мяч. ( … падеж)
7.Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).
8.Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).
9.Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).
10. Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж).
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи
46.Подбери подходящие по смыслу признаки.
Стол (какой?)
Книга (какая?)
Бабочка (какая?)
Яблоко (какое?)
Вспомни правило и допиши его:
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ______________ предмета и отвечает на вопросы ___________? ____________? ____________? ______________?
47.Запомни имена прилагательные противоположные по смыслу.
Большой – низкий -
Тяжёлый – здоровый -
Короткий – широкий -
Старый – тихий -
Горький - медленный-
48.«Угадай по описанию». Запиши, какой предмет описывается. Какой частью речи являются написанные слова?
Длинный, зелёный, горьковатый
Вкусное, полезное, парное
Сладкое, душистое, большое
Красная, сочная, сладкая
Большой, сахарный, полосатый
С какой частью речи связано имя прилагательное?
49.К именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.
Дорога (какая?) дом (________?)
Мышь ( ______?) ночь (________?)
Море (________?) игра (_________?)
Обед (________?) снег (__________?)
Солнце (______?) дерево (_________?)
С любым из этих словосочетаний составь предложение.
50.Согласуй имена прилагательные с именами существительными. В скобках укажи род.
Рыбка ___________(________)
Кубок ___________(________)
Солнце __________(________)
(золотой)
Дерево ___________(_________)
Мачта ___________(_________)
Дом _____________(_________)
(высокий)
Василёк _________(_________)
Небо ____________(_________)
Лента ___________(_________)
(синий)
51.Выпиши имена прилагательные вместе с именами существительными в три столбика.
Младший брат, домашняя работа, высокий дуб, зимнее пальто, весёлая прогулка, ночное небо, сильный ветер, сладкое яблоко, радостная улыбка.
М.р. ж.р. ср.р.
Склонение имён прилагательных в единственном числе
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
52. Выпиши выделенные имена прилагательные, вместе с именами существительными, к которым они относятся.
Белый снег покрыл землю. Хлопья белого снега облепили ветки деревьев. Кажется, будто деревья одели шубы. Шустрые воробьи прыгают по белому ковру, ищут крошки хлеба.
Мороз нарисовал белый узор на стёклах. Смотришь в окно и ничего не видно за белым инеем. Слышно только, как гудит и воет вьюга. Это зима рассказывает сказку о белом снеге.
Сделай вывод.
Имена прилагательные изменяются по _______________, то есть склоняются
53.Просклоняй имена прилагательные мужского и среднего рода. Выдели окончания.
И.п.( что?) дуб ( какой?) старый могучий
Р.п. ( чего?) дуба (_________?) _____________ ______________
Д.п. (_____?)_______(_______?)______________ _______________
В.п. (_____?)_______(_______?) _____________ _______________
Т.п. (_____?)_______(_______?) _____________ _______________
П.п. (_____?)_______(_______?)_____________ _________________
И.п. ( что?) дерево ( какое?) старое могучее
Р.п. ( чего?) дерева (________?) ____________ ____________
Д.п.(_____?) ______(________?) ____________ _____________
В.п. (_____?) _______(_______?) ____________ _____________
Т.п. (_____?) _______(_______?) ____________ ______________
П.п.(_____?) ______ (_______?) _____________ ______________
Сравни окончания вопросов и падежные окончания имён прилагательных.
Глагол как часть речи
54.Укажите время глаголов
Гладит, любил, постучал, увидит, заплачет, писал, поведёт, чертил, буду следить.
Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Теплый весенний ветерок пробегает в высоких вершинах.
1. Подул сильный холодный ветер.
2. Серая лодка покачивалась у старого пирса.
3. Старый скворечник принадлежал задиристому скворцу.
4. Мы помогли знакомому леснику приготовить корм для лосей.
5. Расцвела в саду красивая, чайная роза.
6.У хорошего работника дело в руках спорится.
Предложение
Однородные члены предложения
55. Подчеркни в предложениях слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит…
Проказница – мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
И. Крылов
Вспомни правило и допиши его:
Слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому члену предложения называются ___________________ членами.
56. Подчеркни в предложениях однородные члены. Начерти схемы записи однородных членов по образцу.
Катя
Кате дали мыло, мочалку, полотенце. O, O, O
Она мыла лицо и шею.
Лицо, шея и руки у Кати белы.
По Л.Толстому
57.Дополни предложения однородными членами, пользуясь словами для справок. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.
Роса
Солнечным утром на ______ на _______ на _________ видны алмазы. Эти алмазы искрятся на солнце _________ ___________ и _________ цветом. Подойди поближе. Это капли росы в листах травы ________ и ___________ в солнечных лучах. Листок травы внутри ___________ и ___________. Капли ___________ в серединке ________ по листу и не мочат его.
По Л.Толстому
Слова для справок: листьях, красным, синим, цветах, траве, жёлтым, мохнатый, блестят, пушистый, переливаются, собираются, катаются, не мочат.
58.Подчеркни в предложениях однородные члены. Обрати внимание на союзы и постановку знаков препинания.
Не лиственный, а хвойный лес теперь раскинулся впереди.
Он казался нам не мрачным, а сказочным.
Деревья шептались между собой, но затихали при нашем появлении.
Птицы весело пищали, но не вылетали из гнёзд.
Сделай вывод.
В предложениях с _______________ членами перед союзами ______, ______ всегда ставится _____.
O, а O O, но O