Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи для 7 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Межборская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»: Педагогический совет Протокол №___от __________ |
«Утверждено»: Приказ № _____от___________ Директор школы: ____________ Корнильцева Ж.М. |
Адаптированная общеобразовательная программа
по дисциплине «Чтение и развитие речи»
для 7 класса
Составитель: Ветлугина И.Н.,
учитель русского языка и литературы
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи для 7 класса (далее программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный Издательский Центр "Владос", 2011 г. ( Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) и соответствует 1 базисному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного приказом МО РФ от10.04.2002г, №29/2065-п. Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи предназначена для учащихся старшего этапа общего образования учащихся (7 класс) по курсу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Изучение чтения и развитие речи в 7 классе направлено на достижение следующей цели: создать условия по развитию речи учащихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ художественных произведений . Цель реализуется в процессе решения следующих задач:
способствовать совершенствованию техники чтения на доступных пониманию произведений или отрывков из произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей;
способствовать развитию правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной форме;
способствовать на примере чтения художественной литературы решению проблемы социальной адаптации в плане общего развития и сформированности нравственных качеств
Данная программа состоит из двух разделов, взаимодополняющих друг друга:
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания;
Выделение главной мысли произведения; название главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков. Составление характеристики героя с помощью учителя;
Умение делить текст на части; составлять план, пересказывать по плану;
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений;
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика;
Заучивание стихотворений наизусть.
-
Навыки чтения:
2. Внеклассное чтение:
Знание основных сведений из жизни писателей;
Самостоятельное чтение произведений
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки героев;
Ведение дневника внеклассного чтения.
Уроки внеклассного чтения проводится один раз в месяц,они предусматривают систематическое чтение книг из школьной и районной библиотек. Для внеклассного чтения взяты из перечня рекомендованных авторов следующие произведения В.Астафьева «Гуси в полынье» ,А.П. Чехов «Каштанка», Д.Дефо «Робинзон Крузо», К.Паустовского «Жильцы старого дома», В. Бианки «Бешеный бельчонок», Л.Кассиля «Ночная ромашка», А.П. Гайдара «Судьба барабанщика», А.А. Суркова Стихотворения из цикла «Победители ».
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса задает перечень тем, которые подлежат изучению в 7 классе. Тематика произведений включает доступные по содержанию и языку художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве; произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины, литературные сказки; произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
Данная рабочая программа по чтению и развитию речи дает перечень тем и вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 7 классе. В связи с отсутствием учебника чтения под редакцией В.В. Воронковой, достаточного количества произведений, рекомендованных Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой в библиотеке, позволило создать рабочую программу ориентируя её на учебник "Чтение" 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенного Министерством образования Российской Федерации, автора - составителя А.К. Аксеновой.(М. «Просвещение» 2006г.) В рабочей программе разделы основного содержания гуманитарного образования структурированы по темам в соответствии с содержанием учебного материала учебника "Чтение" 7 класса автора - составителя А.К. Аксеновой. Даны произведения следующих авторов: А.С. Пушкина,И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова, А.М. Горького, М.В. Исаковского, К.Г. Паустовского, М.В. Зощенко, К.М. Симонова, В.П. Катаева,Н.И. Рыленкова, Ю. И. Коваля, Ю.Я. Яковлева, Р.П. Погодина, А. Г. Алексина, К. Я. Ваншенкина.
Данная рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса предназначена для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 4 часа в неделю и 136 часов в год в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика образовательного учреждения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения учащихся, окончивших 7 класс. Требования структурированы по уровням обученности (по В.В. Воронковой),
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
2 уровень
Учащиеся должны знать:
-наизусть 8- 10 стихотворений;
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух ;
-читать про себя
- выделять главную мысль произведения;
- пересказывать содержание прочитанного;
- характеризовать главных действующих лиц;
3 уровень
Учащиеся должны знать:
-наизусть 8- 10 стихотворений (с помощью учителя)
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух ;
-читать про себя;
- выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
- пересказывать содержание прочитанного ( с помощью учителя)
-характеризовать главных действующих лиц ( с помощью учителя);
Содержание программы
Устное народное творчество - 15 часов
«Сивка – бурка» (русская народная сказка),
«Журавль и Цапля» (русская народная сказка),
«Умный мужик» (русская народная сказка)
Былина. «Три поездки Ильи Муромца»
Народные песни. « Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой»
Пословицы. Загадки Основная цель: познакомить учащихся с образцами народного творчества, показать их красоту и ценность, заинтересовать учащихся их изучением
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Знать:
-знать содержание прочитанных произведений
Уметь: -сознательно, правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения; читать «про себя».
- выделять главную мысль произведения.
-называть главных действующих лиц, описывать их внешность, характер их поступков, подтверждать своё заключение словами текста.
-составлять характеристики героя с помощью учителя.
-делить прочитанное на части
- составлять план и пересказывать по нему (подробный, краткий, с изменением лица рассказчика)
-заучивать наизусть произведения устного народного творчества
-Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
выражения своего отношения к поступкам литературных героев и событиям в повседневной жизни
Из произведений русской литературы XIX века - 53 часа
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка.
Стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.
Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль. «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» (в сокращении). Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление характеров. Дина. Дружба Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» (в сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и Вася. Соня и Маруся. Глава «Кукла» - кульминация повести.
Основная цель: познакомить с произведениямирусской литературы 19 века , воспитывать морально этические и нравственные качестваподростков через восприятие произведений Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Знать: содержание прочитанных произведений, некоторые произведения наизусть
Уметь:
-сознательно, правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения; читать «про себя».
-выделять главную мысль произведения.
-называть главных действующих лиц, описывать их внешность, характер их поступков, подтверждать своё заключение словами текста.
-составлять характеристики героя с помощью учителя
- делить прочитанное на части
-выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения.
- составлять план и пересказывать по нему (подробный, краткий, с изменением лица рассказчика)
-заучивать наизусть стихотворения
- Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-формирования представлений об исторических событиях 19 века, на основе литературных произведений.
Из произведений русской литературы XX века 68 часов
Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести)
Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство», «Ветер», «Весна»
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт»
Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники»
Константин Михайлович Симонов - Военный корреспондент. «Сын артиллериста» (отрывки)
Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг»
Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».
Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»
Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»
Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»
Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)
Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки»
Основная цель: создать условия по совершенствованию техники чтения, развитию речи и пониманию учащимися художественных произведений через показ их красоты и ценности, решая проблемы нравственного воспитания.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Знать:
-содержание прочитанных произведений или отрывков из художественных произведений о: героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о труде людей; родной природе и бережном отношении к ней;
Уметь:
-сознательно, правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения; читать «про себя».
.-выделять главную мысль произведения.
-называть главных действующих лиц, описывать их внешность, характер их поступков, подтверждать своё заключение словами текста.
-составлять характеристики героя с помощью учителя
- делить прочитанное на части
-выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения.
- составлять план и пересказывать по нему (подробный, краткий, с изменением лица рассказчика
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- развития речи учащихся
-развития их нравственных качеств
Внеклассное чтение ( урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц, всего 9 часов)
-Чтение газет и журналов
-В.Астафьев «Гуси в полынье»
-А.П. Чехов «Каштанка»
-Д.Дефо «Робинзон Крузо»
-К.Паустовский «Жильцы старого дома «
-В. Бианки «Бешеный бельчонок»
-Л.Кассиль «Ночная ромашка»
-А.П. Гайдар «Судьба барабанщика»
- А.А. Сурков Стихотворения из цикла «Победители»
Основная цель: формирование читательской самостоятельности школьников
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Знать: знать содержание прочитанных на внеклассном чтении произведений
Уметь:
-выбирать книгу на указанную учителем тему, читать их- осознанно, правильно , бегло, выразительно вслух (словосочетанием, в трудных случаях – целым словом);читать про себя
-вести дневник читателя по указанной учителем форме
- выделять главную мысль произведения ;
- пересказывать содержание прочитанного
-характеризовать главных действующих лиц
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-самостоятельного чтения книг, газет, журналов и обсуждения прочитанного
Календарно -тематическое планирование чтения и развитие речи
№ п/п |
Название раздела. темы урока |
Кол-во час. |
Словарная работа |
Информацион-ное сопровождение |
Д/З |
Дата |
Устное народное творчество |
15 |
|||||
1 |
Введение. Знакомство с учебником. Сказки. |
1 |
Форзац, бытовой жанр |
учебник |
||
2 3 4 5 |
Сивка – бурка (русская народная сказка) |
4 |
Сказка, зачин |
Учебник, иллюстр. на стр.16 |
||
6 |
Журавль и Цапля (русская народная сказка) |
1 |
Присказка |
Иллюстр. на стр.19. |
||
7 |
Умный мужик (русская народная сказка) |
1 |
Концовка, казна |
Иллюстр. на стр. 22. |
||
8 9 10 |
Былина. Три поездки Ильи Муромца |
3 |
Былина. |
Иллюстр. на стр. 25, 27. |
||
11 |
Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой» |
1 |
Кручина |
Иллюстр. на стр.31 |
||
12 |
Пословицы. Загадки. |
1 |
Пословица, загадка. |
Картинки о природе, о животных, овощи. |
||
13 14 |
Обобщение по разделу «Устное народное творчество» |
2 |
Устное народное творчество |
|||
15 |
Внеклассное чтение. Чтение газет и журналов. |
1 |
Дневник читателя,газеты |
|||
Из произведений русской литературы XIX века |
53 |
|||||
16 17 |
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. |
2 |
Гувернёр, рать, сень наук |
Портрет А.С.Пушкина, презентация о жизни и творчестве писателя |
||
18 19 20 21 22 |
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» |
5 |
Светлица град тужить непривальный бает булат |
Раздаточный материал к сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне,ДВДфильм. |
||
23 |
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер» |
1 |
Веретено, обветшалая, лачужка |
|||
24 25 |
А.С.Пушкина «У лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») |
2 |
Поэма, лукоморье |
Иллюстр. на стр. учебника 71. Картина «У Лукоморья», отрывок из оперы М. Глинки «Марш Черномора». |
||
26 |
Внеклассное чтение. В.Астафьев «Гуси в полынье» |
1 |
Портрет писателя произведение |
|||
27 28 29 30 |
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» |
4 |
Редут, кивер, бивак, лафет. |
Портрет М.Ю.Лермонтова. |
||
31 |
Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. |
1 |
Баснописец |
Портрет И.А.Крылова |
||
32 |
Иван Андреевич Крылов. «Кукушка и петух» |
1 |
Молвил, божусь |
|||
33 |
Иван Андреевич Крылов. «Волк и Журавль», |
1 |
Пособить, коварный |
Иллюстр. на стр.89 |
||
34 |
Иван Андреевич Крылов. «Слон и Моська» |
1 |
Зевака |
Иллюстр. на стр.91 |
||
35 36 |
Итоговый урок по творчеству И.А. Крылова |
2 |
Портрет И.А.Крылова,разда-точный материал к уроку |
|||
37 |
Внеклассное чтение. Л.Кассиль «Ночная ромашка» |
1 |
Портрет писателя произведение |
|||
38 39 |
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Несжатая полоса» |
2 |
Баржа, бурлак, станица |
Портрет Н.А. Некрасова Картина М. Репина «Бурлаки на Волге» |
||
40 41 42 |
Николай Алексеевич Некрасов. «Генерал Топтыгин» |
3 |
Столбовая дорога, тракт |
Иллюстр. на стр.101. |
||
43 |
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе |
1 |
Портрет Л.Н.Толстого |
|||
44 45 46 47 48 49 50 |
Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник» |
7 |
Граф Татары Аул Сакля Лоханка Бешмет Мечеть Чалма Верста Рассолодил аршин |
Портрет Л.Н.Толстого Дидактический материал к повести |
||
51 52 |
Итоговый урок по творчеству Л.Н.Толстого |
2 |
Портрет Л.Н.Толстого |
|||
53 54 55 56 |
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. А. Чехов «Хамелеон» |
4 |
Смех, насмешка. Надзиратель Городовой Мировой судья |
Портрет А.П.Чехова Иллюстр. на стр.133. 136. |
||
57 |
Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Каштанка» |
1 |
Портрет А.П.Чехова, произведение |
|||
58 59 |
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе |
2 |
Портрет В.Г.Короленко |
|||
60 61 62 63 64 65 66 |
В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). Рр.Сочинение «Минуты радости и тревоги» |
7 |
Часовня, престол |
Портрет В.Г.Короленко, план сочинения |
||
67 68 |
Обобщение по разделу Из произведений русской литературы XIX века |
2 |
||||
Из произведений русской литературы XX века |
68 |
|||||
69 70 71 72 73 |
Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести) (Составление характеристики об Алеше) |
5 |
Псевдоним, семишник, карниз |
Портрет М.Горького,презентация о жизни и творчестве писателя |
||
74 75 76 77 |
«В людях» (отрывки из повести) (Составление характеристики об Алексее) |
4 |
Тальма, стеклярус, фасад |
Иллюстр. на стр.186.188 |
||
78 |
Внеклассное чтение. Д. Дефо «Робинзон Крузо» |
1 |
Портрет писателя |
|||
79 |
Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. |
1 |
Сирота |
Портрет М.В. Исаковского. |
||
80 81 82 |
Михаил Васильевич Исаковский. «Детство» «Ветер», «Весна» Составление рассказа о наступлении весны в моем городе. |
3 |
Калитка |
Картинки «Наступает весна» |
||
83 84 85 86 87 |
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. К. Паустовский «Последний черт» |
5 |
Процент, рядно, армяк |
Портрет К.Г. Паустовского предметный рисунок пеликана. |
||
88 |
Внеклассное чтение. К.Паустовский «Жильцы старого дома» |
1 |
Портрет писателя |
|||
89 |
Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. |
1 |
||||
90 91 92 93 |
«Великие путешественники». Составление рассказа «Смешной случай, произошедший со мной» |
4 |
Гимназия, пароход |
Портрет М.М. Зощенко. |
||
94 95 96 97 |
Николай Иванович Рыленков. Слово о писателе. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке». |
4 |
Межа, чёрствая душа |
Портрет Н. И.Рыленкова Предметные рисунки деревьев |
||
98 |
Юрий Иосифович Коваль. Слово о писателе. |
1 |
||||
99 100 101 |
Юрий Иосифович Коваль. «Капитан Клюквин» |
3 |
Критичность |
Портрет Ю.И.Коваль |
||
102 103 |
Рр.Составление характеристики клеста по плану |
2 |
||||
104 105 106 107 |
Юрий Иосифович Коваль «Картофельная собака» |
4 |
Эпизод, гуляка |
|||
108 |
Ю. И. Коваль «Картофельная собака» Пересказ от имени собаки |
1 |
||||
109 110 111 112 113 |
Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник» |
5 |
Дюны |
Предметные рисунки породы собак |
||
114 |
Внеклассное чтение. В. Бианки «Бешеный бельчонок» |
1 |
Портрет писателя |
|||
115 116 117 |
Константин Михайлович, Симонов - Военный корреспондент. «Сын артиллериста» (отрывки). Пересказ содержания стихотворения от лица Леньки |
3 |
Лейтенант рысь, карьер Косая сажень |
Портрет К.М.Симонова |
||
118 119 120 |
Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг» |
3 |
Кирха Капитуляция Кубрик |
Портрет В.П.Катаева, учебник |
||
121 |
Внеклассное чтение А.П. Гайдар «Судьба барабанщика» |
1 |
Портрет писателя, произведение |
|||
122 123 124 125 |
Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора» |
4 |
Опекунство |
Портрет Р.П.Погодина |
||
126 |
Анатолий Георгиевич Алексин. Слово о писателе. |
1 |
||||
127 128 129 130 |
А. Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте») |
4 |
Своё лицо |
Портрет А.Г.Алексина |
||
131 132 133 |
Константин Яковлевич Ваншенкин. Слово о писателе. «Мальчишка», «Снежки» |
3 |
Ватага благодать |
Портрет К.Я.Ваншенкина |
||
134 |
Внеклассное чтение А.А. Сурков Стихотворения из цикла «Победители» |
1 |
Сборники стихов |
|||
135 136 |
Обобщение по разделу Из произведений русской литературы XX века Что читать летом» |
2 |
Ресурсное обеспечение программы
1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.VIII вида.5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .-М.: ВЛАДОС, 2011г.
2.Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»
3.Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2006