12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

ГБОУ Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат№2

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка

урока русского языка и развития речи

«Обобщение по теме «Имя существительное»

для учащихся 9 класса

специальной (коррекционной) школы VIII вида

Составитель

Хайруллина З.Г.,

учитель русского языка

Тема урока. Обобщение по теме «Имя существительное».

Цели. Обобщить знания учащихся; корригировать мыслительную деятельность на основе умения применять полученные знания при выполнении заданий; пробудить интерес к предмету; воспитывать интерес к профессиям.

Оборудование. Учебник, опорные схемы, таблицы.

Ход урока.

I. Организационный момент. Настрой на работу.

- Добрый день, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке приветствует много гостей. И как гостеприимные хозяева, мы окажем им внимание и порадуем их своими знаниями.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

II. Словарно-орфографическая работа.

 На доске записаны слова: профессия, мастер, обучение, беречь, свидетельство, коллега, бухгалтер.

- Прочитайте слова. Найдите «лишнее» слово. Почему оно лишнее?

- Запишите остальные слова в тетради.

- Какое слово для нас новое? (Обучение) Поставьте в этом слове ударение, подчеркните безударную гласную.

- Составьте словосочетания со словом «обучение».

III. Введение в тему. Сообщение темы и целей урока.

- К какой части речи относятся слова?

- Значит, о чем мы будем говорить?

- Правильно, ребята. Сегодня мы обобщим и закрепим полученные знания по теме «Имя существительное».

IV. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, давайте мы с вами вспомним, какая часть речи называется существительным?

- Какие бывают существительные?

V. Работа по теме урока.

1.Какие из данных слов отвечают на вопрос кто? (Одушевленные: мастер, коллега, бухгалтер).

- Кого называют мастером?

- Составьте предложение с этим словом. (На фабрике молодым рабочим помогают опытные мастера. )

- Запишем это предложение и сделаем синтаксический разбор. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

- Давайте вспомним, какие постоянные признаки имеет имя существительное. (Род, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, склонение).

-А кто назовет непостоянные признаки? (Падеж, число).

- Сколько типов склонений имеет имя существительное?

2. Выписываем слово мастера и сделаем грамматический разбор по опорной схеме.

Мастера - сущ., нач.ф. – мастер, одуш., нариц., мн.ч., И.п., 2 скл.

Физминутка.

3. Игра «Назови одним словом».

- Я называю толкование слов, а вы должны отгадать слово.

Подземная железная дорога (метро), мастерская для шитья одежды (ателье), наемный автомобиль с оплатой по счетчику (такси), отдельное помещение в пассажирском вагоне (купе), напиток из молотых зерен тропического растения (кофе).

- Запишем эти слова, Как называются такие существительные? Почему они так называются?

- Ребята, скажите, люди каких профессий работают в ателье? (швея, закройщица, кассир)

4. Распределите слова в два столбика. В первый столбик - слова с мягким знаком, во второй - без мягкого знака. Но сначала вспомним правило, когда у существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак, а когда не пишется.

Помощь, товарищ, задач, полночь, рожь, обруч, удач, ночь, мышь, туч.

5. Работа по учебнику.

Упр. 9, страница 73.

VI. Итоги урока.

Мы с места не поднимемся,

Когда ни в чем не сомневаемся,

Если учитель не то нам будет утверждать,

Будем, не двигаясь, за партой мы стоять.

1.Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает действие предмета (встают)

2. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные (сидят)

3. Я называю одушевленные существительные:

- ателье, мастерская (встают)

- коллега, швея (садятся)

- адвокат, избиратель (сидят)

- Молодцы!

- Итак, наш урок подходит к концу. Ребята, что вам понравилось на уроке?

- Что вам запомнилось?

- Ребята, спасибо вам за работу на уроке, гостям – за внимание.

VII. Домашнее задание. Задание 4. Стр. 72., повторить словарные слова.

VIII. Выставление оценок.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.