Урок русского языка в 9 классе «Имя существительное» (специальная (коррекционная) школа VIII вида)
ГБОУ Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат№2
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка
урока русского языка и развития речи
«Обобщение по теме «Имя существительное»
для учащихся 9 класса
специальной (коррекционной) школы VIII вида
Составитель
Хайруллина З.Г.,
учитель русского языка
Тема урока. Обобщение по теме «Имя существительное».
Цели. Обобщить знания учащихся; корригировать мыслительную деятельность на основе умения применять полученные знания при выполнении заданий; пробудить интерес к предмету; воспитывать интерес к профессиям.
Оборудование. Учебник, опорные схемы, таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент. Настрой на работу.
- Добрый день, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке приветствует много гостей. И как гостеприимные хозяева, мы окажем им внимание и порадуем их своими знаниями.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
II. Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны слова: профессия, мастер, обучение, беречь, свидетельство, коллега, бухгалтер.
- Прочитайте слова. Найдите «лишнее» слово. Почему оно лишнее?
- Запишите остальные слова в тетради.
- Какое слово для нас новое? (Обучение) Поставьте в этом слове ударение, подчеркните безударную гласную.
- Составьте словосочетания со словом «обучение».
III. Введение в тему. Сообщение темы и целей урока.
- К какой части речи относятся слова?
- Значит, о чем мы будем говорить?
- Правильно, ребята. Сегодня мы обобщим и закрепим полученные знания по теме «Имя существительное».
IV. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, давайте мы с вами вспомним, какая часть речи называется существительным?
- Какие бывают существительные?
V. Работа по теме урока.
1.Какие из данных слов отвечают на вопрос кто? (Одушевленные: мастер, коллега, бухгалтер).
- Кого называют мастером?
- Составьте предложение с этим словом. (На фабрике молодым рабочим помогают опытные мастера. )
- Запишем это предложение и сделаем синтаксический разбор. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
- Давайте вспомним, какие постоянные признаки имеет имя существительное. (Род, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, склонение).
-А кто назовет непостоянные признаки? (Падеж, число).
- Сколько типов склонений имеет имя существительное?
2. Выписываем слово мастера и сделаем грамматический разбор по опорной схеме.
Мастера - сущ., нач.ф. – мастер, одуш., нариц., мн.ч., И.п., 2 скл.
Физминутка.
3. Игра «Назови одним словом».
- Я называю толкование слов, а вы должны отгадать слово.
Подземная железная дорога (метро), мастерская для шитья одежды (ателье), наемный автомобиль с оплатой по счетчику (такси), отдельное помещение в пассажирском вагоне (купе), напиток из молотых зерен тропического растения (кофе).
- Запишем эти слова, Как называются такие существительные? Почему они так называются?
- Ребята, скажите, люди каких профессий работают в ателье? (швея, закройщица, кассир)
4. Распределите слова в два столбика. В первый столбик - слова с мягким знаком, во второй - без мягкого знака. Но сначала вспомним правило, когда у существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак, а когда не пишется.
Помощь, товарищ, задач, полночь, рожь, обруч, удач, ночь, мышь, туч.
5. Работа по учебнику.
Упр. 9, страница 73.
VI. Итоги урока.
Мы с места не поднимемся,
Когда ни в чем не сомневаемся,
Если учитель не то нам будет утверждать,
Будем, не двигаясь, за партой мы стоять.
1.Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает действие предмета (встают)
2. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные (сидят)
3. Я называю одушевленные существительные:
- ателье, мастерская (встают)
- коллега, швея (садятся)
- адвокат, избиратель (сидят)
- Молодцы!
- Итак, наш урок подходит к концу. Ребята, что вам понравилось на уроке?
- Что вам запомнилось?
- Ребята, спасибо вам за работу на уроке, гостям – за внимание.
VII. Домашнее задание. Задание 4. Стр. 72., повторить словарные слова.
VIII. Выставление оценок.