12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игнатова Анастасия Александровна48
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
0

Система воспитательной работы в ДОУ

Система воспитательной работы в ДОУ

Дошкольное образование является самым первым уровнем общего образования, в которой осуществляется профессиональная педагогическая работа с подрастающим поколением. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Дошкольная образовательная организация должна обеспечить доступность, качество, открытость, привлекательность для детей, родителей и всего общества. В свою очередь, качество дошкольной образовательной организации зависит от обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования, с учетом федеральных государственных требований; активизации творческого и личностного потенциала педагогов; внедрения менеджмента в деятельность руководителя ДОО. Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация воспитательной работы.

Воспитание одно из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к пониманию этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле этого слова. Воспитание в широком смысле  представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного опыта, нравственных норм и ценностей». В этом значении воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально-организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического прогресса.

По мнению Н.Е. Щурковой, воспитание – это «процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне культуры, воссоздать ее достижение и созидать новые материальные и духовные ценности».

В определении воспитания, данное А.В. Мудриком: «Воспитание – это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется». Таким образом, под воспитанием мы понимаем – навыки поведения, передающиеся семьей, педагогами, средой, проявляющиеся в общественной жизни, передающиеся из поколения в поколение.

Воспитание – это направленная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребенка – важный  этап его формирования. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована, в первую очередь, на их личностные, индивидуальные, возрастные особенности. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребенком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверия к миру; эмоционального благополучия; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств; он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира.

Чтобы улучшить качество образования, необходимы не только усилия со стороны государства: создание современной материально-технической базы, обеспечение методическими разработками и литературой, повышение заработной платы сотрудникам образовательных организаций. Необходима активная вовлеченность в процесс воспитания и образования подрастающего поколения всех сотрудников образовательной организации.

Важно наладить отношения  между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми. Воспитательная работа является обязательной составляющей образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их развития и самореализации.

В условиях модернизации российского образования существенно возрастают требования к воспитательной работе в условиях дошкольной образовательной организации, которая призвана создавать условия для гармоничного развития личности.

Цель воспитательной работы – создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации в условиях современного общества через взаимодействие участников образовательных отношений.

Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

 - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

 - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи воспитательной работы реализуются через комплекс мероприятий с учетом форм и методов. Организация воспитательной работы не возможна без знаний о составляющих воспитательной работы.

Воспитательная работа в дошкольных образовательных организациях организуется в следующих формах:

- индивидуальная форма позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения, ограничение сотрудничества с другими детьми;

- групповая форма работы (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения;

- фронтальная форма, т.е. работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей,  экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

При выборе форм организации воспитательной работы в дошкольном учреждении следует учитывать:

- количество вовлеченных в нее участников: индивидуальные, групповые, коллективные, массовые;

 - преимущество используемых средств: игровые (имитация, соревнования и др.), формы трудовой деятельности, формы общения;

- преимущественно используемые методы: словесные (собрания, педагогические советы), наглядные (выставки, стенды), практические (оформление материалов для выставки, музея);

- время проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные;

- время подготовки: экспромтные, предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку воспитанников;

- способ влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

- субъект организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежат детям;

- результат: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

 Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит взаимодействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности. Педагоги применяют эти методы, но не всегда осознанно, т.е. необходимо знакомство педагогов с классификацией методов воспитания. Методы организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации направлены на повышение психологопедагогической компетентности и формирование успешного взаимодействия. Именно поэтому понимание и осознанное использование методов при организации воспитательной работы надо учитывать: уровень педагогической культуры; мобильность родителей; характеристику семьи.

Воспитательный процесс в ДОО отличается развивающимся характером в создании условий для реализации воспитанника, его индивидуальных особенностей, интересов, характера. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с социумом дает положительный результат в организации воспитательной работы.

Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, то есть обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе воспитания.

Таким образом, воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их развития и самореализации. Воспитательная работа является обязательной составляющей образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и должна быть полномасштабной.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.