Облачные технологии в работе воспитателя ДОУ

Сегодня облачные технологии (cloud computing) – уже не некая инновация, знакомая только относительно узкому кругу специалистов, как было ещё совсем недавно. В настоящее время эти технологии в том или ином виде доступны каждому пользователю интернета, и находят всё более активное применение.

Облачные технологии – это технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. При этом данные ресурсы становятся доступны оперативно, и с резко сниженными эксплуатационными затратами.

Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою педагогическую деятельность. Облачные технологии значительно расширяют возможности педагогов, они способны повысить эффективность взаимодействия участников образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Перечислим основные возможности применения cloud computing в работе воспитателя ДОУ.

1) У большинства современных педагогов в наличии имеется несколько компьютеров: на работе, дома, ноутбук, планшет. Между ними приходится постоянно переносить файлы, открывать и редактировать документы «на ходу» на различных устройствах. Иногда возникают проблемы с совместимостью программного обеспечения. Применяя облачные сервисы педагог свои документы хранит на различных удаленных серверах провайдера. К ним всегда можно получить доступ с любого компьютера, подключенного к Интернету, в любое время, в любом месте.

2) Специалисты по дошкольному образованию могут осуществлять обмен информацией на тематических форумах, телеконференциях, вебинарах.

3) Творческий педагог может транслировать свой опыт широкой аудитории посредством своего блога, где размещает свои идеи, новости, ссылки, заметки. Причем, управляя доступом, «блоггер» сам определяет, кто может читать блог и оставлять в нем комментарии.

4) В образовательной и воспитательной работе с детьми педагог может использовать удаленные ресурсы, например, видео-хостинги для показа обучающих видеороликов, виртуальные экскурсии, 3D-панорамы, а также интерактивные игры, доступные онлайн.

5) С помощью облачных технологий опытный педагог может настроить эффективную работу с родителями:

а) интерактивное общение через социальные сети, блог или сайт воспитателя, сайт группы, электронную почту, чат;

б) sms-рассылки для оперативного оповещения родителей (средствами WhatsApp, Viber, Skype, iMessage, Facebook Messenger и др.);

в) анкетирование родителей, например, через сервис Google Docs (Формы), который предоставляет воспитателю возможность организовать опрос (анкетирование) родителей с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе;

г) выпуск электронной газеты;

д) благодаря облачным технологиям родители смогут посмотреть видеоотчет о проведенных мероприятиях, занятиях с детьми.

6) Совместная работа сотрудников над документами. Это может быть образовательная программа или годовой план. Такой масштабный документ создается силами администрации и педагогов. Каждый отвечает за какую-либо часть документа, но может комментировать или дополнять информацию и в других блоках.

Другой пример – таблица, которую должны заполнить все воспитатели с информацией о своих группах. При попытке работы с такими документами в локальной сети возникает проблема, связанная с тем, что одновременно с одним и тем же документом работать на разных компьютерах нельзя. Появляется множество копий одного и того же документа, которые потом надо соединять воедино. Для совместной работы в облачных технологиях необ­ходимо создать или поместить документ в облачное хранилище и предоставить доступ к нему тем, у кого есть ссылка или по адресам электронной почты.

7) Выполнение совместных проектов педагогов ДОУ. При реализации проекта идет совместная подготовка текстовых файлов и презентаций, обсуждение правок в документах в режиме реального времени с другими соавторами, публикация результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц. Например, такие возможности дает использование сервисов Google Docs (Документы и Презентации).

8)Использование календарей Google для оптимальной организации и планировании рабочего времени.

В своей работе со студентами, я, как преподаватель дисциплины Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности, использую облачные технологии как средство обучения и как объект изучения.

В стандарте по специальности 44.02.01 Дошкольное образование указано формируемое на данном предмете умение: использовать сервисы и информационные ресурсы информационно­телекоммуникационной сети «Интернет» в профессиональной деятельности. Поэтому в программу была включена тема «Компьютерные телекоммуникационные сети», в которой рассматриваются вопросы: Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности. Отбор обучающих программ в соответствии с уровнем психологического развития обучающихся. Электронная почта, телеконференции, ICQ, Skype. Использование облачных технологий в профессиональной деятельности. Применение облачных сервисов в организации сетевого взаимодействия. Блог современного педагога.

В соответствии с представленными темами уроков со студентами проводится следующая работа.

Студенты используют портал Learningapps для создания онлайн тестов, викторин, игр и упражнений для дошкольников.

Изучают онлайн сервисы для создания блога воспитателя (сервис Blogger), знакомятся с имеющимися сайтами и блогами педагогов.

Использование электронной почты, чата и форума позволяет обмениваться информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, проводить проверку внеаудиторной самостоятельной работы студентов, консультировать их по отдельным вопросам.

Также используются сервисы Google для создания совместных проектов. Для этого обучающиеся разделяются на группы по 3-4 человека, внутри группы распределяются обязанности, капитан команды создает документ с предоставлением доступа каждому учащемуся. Члены группы выполняют свою часть работы, заполняя документ.

Преподавателю предоставляется доступ к документу для отслеживания работы студентов: комментирования хода работы для того, чтобы студент мог внести поправки до публикации результата своей работы; выявления степени участия каждого в общей работе.

Студентами были созданы проекты: «Медиатека презентаций по речевому развитию дошкольников», «Дидактические игры по математике для дошкольников», «Визитная карточка группы», «Сценарий новогоднего праздника», «Электронная газета «Новости группы», «Портфолио группы», «Музыкальная картотека «Осень».

По завершении проектов группы обменялись ссылками на продукт, созданный в Google Docs, поэтому у студентов нет необходимости скачивать все материалы на съемные носители, а использовать их на удаленном сервере по мере необходимости в своей практике воспитателя.

Организованная таким образом работа позволяет обсуждать в группах возникающие идеи, осуществлять совместное редактирование, рецензировать работы и публиковать свои произведения.

Кроме того, удобно использовать совместное создание документов при самостоятельной подготовке теоретического материала студентами, например, при подготовке к экзамену. Каждый занимается изучением и оформлением своей части вопроса, результат размещает в общем документе. При этом руководителю сразу виден результат каждого, он контролирует время выполнения, вносит коррективы с помощью комментариев. Такой принцип работы имеет огромное преимущество по сравнению с традиционными – единое место организации хранения помогает систематизировать информацию и получать доступ в удобное время.

Облачные технологии решают еще одну немаловажную проблему: выпускники колледжа разъедутся по городам, районам, на их рабочем месте может не оказаться нужного и лицензионного программного обеспечения для реализации их творческих идей. Поэтому на уроках мы знакомим студентов с онлайн сервисами обработки графической, аудио – и видеоинформации, создания динамических презентаций, например, сервисы Sway, Prezi.

Итак, использование облачных сервисов в своей работе является эффективным инструментом для построения индивидуальной траектории обучения, эффективного и интересного процесса обучения.

При использовании облачных технологий присутствует взаимное обучение и развитие. И преподаватель, и студент учатся познавать, совместно взаимодействовать, ставить и осознавать проблемы и через реализацию проектной деятельности их решать.

Использованная литература:

Емельянова О.А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой учёный. – Март, 2014 г. – № 3 (62).

Облачные технологии для дистанционного и медиаобразования / Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во. КОГОКУ ДПО (ПК) «Институт развития образования Кировской области», 2013.

Облачные технологии и перспективы их развития. – Режим доступа: http://nerohelp.info/1104-ct-r.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.