Системно - деятельностный подход как методологическая основа современного образования
«Системно - деятельностный подход как методологическая основа
современного образования»
Автор: Ковалева Г.В.
учитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ № 4
gal.kovaleva64@yandex.ru
«Единственный путь, ведущий к знанию –
это деятельность»
Б. Шоу
Аннотация: Приоритетным образовательным направлением, считаю системно – деятельный подход. Для каждого этапа урока определяю свои цели и методы работы. Моя главная задача дать глубину теоретических и практических знаний, прочность навыков. Статья написана на основе личного многолетнего опыта работы.
Ключевые слова: преемственность и инновации в образовании, цели и задачи, системность, результативность в обучении, сотрудничество, личностное самоопределение, технологии.
В основе модернизации российского образования лежит одни из принципов, это единство преемственности и инноваций, которые я пытаюсь совмещать на всех этапах современного образования. Предмет география входит в учебный процесс в 5 классе. Тщательно изучаю методику преподавания в начальной школе, а также программу окружающего мира с целью обеспечения преемственности, системности в основных географических понятиях, единства требований к их усвоению, а также общих подходов к формированию у учащихся УУД, преемственности в их развитии. Знакомлюсь с психологической характеристикой каждого классного коллектива составленной учителем начальных классов, входной диагностикой ЗУН, намечаю программу в продолжение работы по географии, как с одарёнными учениками, так и с особыми образовательными потребностями.
Вначале учебного года серьёзное внимание уделяю работе с родителями. Знакомлю их с перспективами обучения в 5 классе, с системой общих требований к учащимся, с содержанием учебного географического материала, с целями и задачами работы. Соблюдаю преемственность между начальным и основным общим образованием, для этого разрабатываю задания и упражнения, требующие от учащихся самостоятельной организации собственной познавательной деятельности. На всех этапах обучения уделяю серьёзное внимание обеспечению эмоционального благополучия каждого ребёнка, развития его положительного самоощущения. Для наилучшего достижения результата использую рабочую программу, реализующую одну предметную линию «Полярная звезда» учебников. С помощью дидактических и методических средств урока стимулирую коммуникативную, познавательную, игровую активность учащихся. Продумывая виды работы на уроках разных типов, включаю детей в различные формы сотрудничества, стараюсь развить их любознательность, способность к творческому самовыражению. Одной из целей своей работы считаю сохранение качества знаний учащихся и обеспечение благоприятных, комфортных условий для успешного их обучения. В старшем звене выбираю определенные курсы, которые направлены на формирование необходимых компетенций для дальнейшего развития и обучения старшеклассника, выпускника. Цель преемственности направлена на формирование способностей, саморазвитие, личностное самоопределение обучающихся.
Считаю важным на всех этапах обучения - это развитие, ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья.
Для реализации системно - деятельностного подхода в основе содержания рабочей программы я использую различные типы уроков:
- «открытия» новых знаний;
- обработка информации, рефлексии;
- построения системы новых знаний и умений;
- развивающий контроль;
- уроки–исследования или творчества;
- экскурсии;
- собеседование, консультации и др. [Фото № 1-4]
Фото №1 Работа в группах (развивающий контроль) | Фото № 2 Работа с контурной картой (урок - исследование) |
Фото № 3 Рефлексия | Фото № 4 «Открытия» новых знаний |
Для каждого этапа урока определяет свои цели.
Целью организационного момента урока является психологическая подготовка учеников. Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в классе, но в, то, же время деловой, рабочий настрой.
Во время проверке домашнего задания ставлю цель не только проверить, все ли ученики выполнили задания, а выявить какие трудности им встретились во время выполнения заданий дома, определить ошибки, разобрать и устранить пробелы по изученной ранее теме.
При изучении новой темы, подвожу учеников к самостоятельной формулировке темы и цели данного урока. Для этого предлагаю аналог или сравнение с ранее изученным материалом, а также можно предложить выполнить задание поискового характера. Здесь на этапе изучения новой темы следует психологический момент, где создается проблемная ситуация. Для актуализации можно использовать эвристическую беседу с проблемным вопросом. Целью является установка изучить новый материал, а для прочности усвоения предоставить ученику больше самостоятельности. Под моим руководством ученики как индивидуально, так и работая в группах, проводят небольшое исследование с использованием различных видов источников информации. В зависимости от темы урока иногда прибегаю и к традиционным методам, это слово учителя, рассказ, лекция, беседа, опрос и т. д.
Во время первичного закрепления при изучении нового материала прошу проанализировать изученное, а также уметь применить теоретические знания в практической работе. Во время итогового закрепления провожу самостоятельные, творческие упражнения с применением географической номенклатуры, графиков, статистикой. Здесь самая главная цель – получение от ученика обратной связи. В зависимости от характера упражнения, проверку можно провести, применив технологию коллективного обучения. С наращиванием трудности при изучении новой темы повышается степень самостоятельности.
Как мы знаем, домашнее задание это проверка усвоения нового, пройденного материала, но обязательно провожу инструктаж по его выполнению. Чаще всего применяю технологию дифференцированного обучения, которая подразумевает задания разной степени сложности. Приветствую творческие задания на выбор учащихся.
Например, при изучении темы «Вулканы», учащиеся изготавливают макеты вулканов, а некоторые демонстрируют на уроке его извержение (для этого берут подкрашенную красную воду, пищевую соду и уксус). В кабинете география находятся множество творческих поделок учащихся, которые служат демонстрационным, наглядным материалом. [Фото № 5-8]
Фото № 5-6 Творческие работы (макеты вулканов) | |
Фото № 7 Модель Земли (глобус) | Фото № 8 Макет водопада |
На всех этапах урока провожу разъяснение о рациональных приёмах выполнения каждого задания.
Задача каждого урока определить достигнутый уровень теоретических знаний, практических умений и навыков. Необходимо убедить обучающихся в осознанности, значимости обучения, дать глубину теоретических и практических знаний, прочность навыков. Считаю отличным результатом, если достигнуты все цели урока, произошло выравнивание уровней знаний, умений и навыков, слабо подготовленных учащихся и продвижение в развитии сильных. Итог урока, рефлексию подводим всем классом, происходит самооценка собственной деятельности и оценивание результатов одноклассников.
В современном компьютеризированном мире, особая роль принадлежит информационным технологиям. Я охотно их использую. В настоящее время разработано множество разнообразных наглядных средств, которые используются в учебно-воспитательном процессе, некоторые создаю сама. Благодаря информационным технологиям качественно меняется содержание форм и методов обучения. У учащихся повышается активность к познавательной деятельности, осваивается навык работы с разнообразной информацией, разными программными продуктами, а главное повышается качество обучения. Во время дистанционного обучения, пришлось активно осваивать и использовать сервисы онлайн - уроков для учеников и преподавателей: электронный дневник, яндекс школа, ZOOM и др. В помощь учителю создан электронный учебник, который содержит методические, дидактические, справочные материалы, тестовую систему компьютерного контроля. Электронный учебник включает в себя мультимедиа, которые просто необходимы для полноты познания окружающего мира.
Подводя итоги сказанного, хочется отметить, что приоритетными образовательными направлениями учителя является создание необходимых, качественных условий для современного образования. Учитель не только обучает, он максимально развивает духовные, личностные качества ученика, учит самому находить необходимые знания, а главное воспитывает будущее поколение.
Самым важным примером для УЧЕНИКА является УЧИТЕЛЬ!
Список используемой литературы:
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. – №4. – С.18-22.
2. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС https://businessman.ru/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemnodeyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html
3. Деятельностный подход в педагогике http://mirznanii.com/a/174229/deyatelnostnyy-podkhod-v-pedagogike
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Щукина Вера Александровна
Ковалева Галина Валентиновна
Куликова Ирина Геннадьевна
Ковалева Галина Валентиновна