Мастер- класс «Системно-деятельностный подход на уроках "Основы православной культуры"»
м
Мастер-класс
Системно-деятельностный подход на уроках « Основы православной культуры»
Не за морями, не за лесами, а рядом с нами живёт целый мир – мир Православия. Но не все о нём знают. Взрослые, занятые заботами, часто не замечают его. А вот детям увидеть этот мир не так сложно. К счастью, сейчас введён предмет «Основы православной культуры». Все желающие могут изучать этот предмет. Это и есть вход в мир Православия. Если говорить образно, то мой опыт, который я представляю сегодня – это аз, буки, веди, глаголь, добро. Я учусь сама - даю знания –действую –получаю результат.
Я, Ванчугова Светлана Михайловна, учитель начальных классов, учитель основ православной культуры. А что было в начале моего пути к преподаванию ОПК?
Может быть, путь начинался с совсем маленькой девочки, затаив дыхание, глядящей поздним вечером из-под одеяла на коленопреклоненную перед образами прабабушку?..
Со вкусного запаха куличей, которые нельзя было сразу есть, а лишь дождавшись радостного дня непонятного праздника «Пасхи» ?
Дальше - больше. Проникновенная любимая песня «С чего начинается родина?..», и какое-то ощущение недосказанности. Хочется ещё добавить что-то главное... Ищу, но тщетно, хотя чувствую, что что-то есть, но от меня сокрыто. «С чего начинается?..»
Вот такие вопросы. А когда стали приходить на них ответы, оказалось, что все ответы в тогда ещё не обозначенной области основ православной культуры. И предки стали ближе и понятней, и поняла их нравственные ориентиры. И перед бабушками не столь неловко, т.к. женский праздник был, на протяжении сотен лет, только имел несколько другие смыслы, другие сроки, и дивное название «Неделя жён-мироносиц». Поняла, что такое именины, и возрадовалась, что у каждого они есть.
И что не только Ломоносов, но и современные учёные, классики-музыканты, художники, литераторы были осмыслителями Библейских начал
Вместе с ответами на вопросы пришли новые смыслы.
«Дорогу осилит идущий» - это мой девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход к обучению и приёмы развития критического мышления учащихся.
Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот ключевые ценности в моём подходе к обучению.
Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие. Есть притча о дорогах, в ней они спорили о своей важности. Но самой главной оказалась тропинка, которая ведёт к Храму. «Сегодня Божья тропинка привела нас…», такими словами начинаю каждый урок. Это очень удачный приём, в этом меня убедили постоянные вопросы детей: «А куда поведёт сегодня нас Божья тропинка?
Итак, я вам предлагаю отправиться со мной по божьей тропинке.
Как часто мы желаем друг другу счастья, как хотим быть счастливыми и видеть счастливыми своих близких. А задумывались ли вы, что такое счастье.
Счастье – очень древнее слово. (щелчок)
Оно образовано при помощи приставки с- и слова часть. Его буквальное значение в прошлом - "хорошая часть, доля". (щелчок) Это было связано с охотой и военной добычей. На картине древние славяне, еще до Крещения Руси, делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода. Т.е. тот, кто получил свою долю от добытого, был человеком с частью – счастливым.
А что же для вас счастье?
Я предлагаю вам составить кластер на тему « счастье»
слайд
Из чего состоит ваше счастье?
Слайд
Практически все написали слово Семья
Красной нитью через весь курс ОПК проходит тема семьи. и это не случайно, ведь все истоки начинаются в семье.
»
Заполним с вами схему « знаю, хочу узнать, узнал» ( Приём ЗХУ)
слайд
Я задам вам 5 вопросов, вы ставите + в ту графу, которая соответствует полноте ваших знаний.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
- Знаете ли вы, откуда произошло слово « семья»?
- Знаете ли вы что такое венчание?
- Знаете ли вы , что означает венец на молодожёнах?
- Знаете ли вы заповеди , связанные с семьёй?
- Знаете ли вы покровителей семьи и брака?
Вывод: не у всех стоят плюсы. Обычно у детей больше минусов, чем плюсов.
Наша задача сегодня осветить эти вопросы и расширить знания тех присутствующих , которые считают себя осведомлёнными.
слайд
- Как появилось слово « семья»?
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Hо Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, голубка любимая?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - Тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.
Слайд.
- Слово семья имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima), восходя к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля)
- Люди, живущие вместе.
2,3. Когда два человека, полюбили друг друга и решили связать себя узами брака ,они совершают церковный обряд.
слайд
Во всех религиях существует этот красивый обряд. Но мы поговорим о христианском венчании. Слайд
На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они князь и княгиня, самые почитаемые люди в округе. Венец-это не награда за решимость людей подарить себя друг другу. Это ещё и мученический венец. Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поёт молитву мученикам- людям, которые были убиты за свою верность Богу и церкви. ( В свою очередь выражение « мученический венец» напоминает нам о терновом венце Христа. ) По- настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё терпеть ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо не имеет конца. Это означает , что до смерти муж и жена должны быть верными друг другу. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
слайд
Самым радостным событием в семье считается появление детей. Все вы мамы. Вспомните, сколько счастливых слёз пролили вы за своих детей. Это были слёзы умиления , когда ваш малыш впервые улыбнулся вам. Это были слёзы радости, когда ваша кровиночка протянула к вам маленькие ручки и произнесла первое самое дорогое для вас слово « мама». Это были слёзы гордости, когда ваше чадо добивалось больших успехов на поприще учёбы или творческой деятельности. Я уже не говорю о слёзах горя. отчаяния, скорби. В каком бы возрасте не были ваши дети , как бы далеко от вас не были, они всегда в вашем сердце и в ваших мыслях. Это же самое я говорю и своим ученикам, только изменив позицию родитель-ребёнок.
слайд
Изучая тему молитва, её разновидности, мы знакомимся с самой главной молитвой « Отче наш» . Говорили о молитвах-просьбах, покаянных молитвах, благодарственных молитвах.
Но есть особая молитва – это молитва матери. У каждой матери она своя. Материнская молитва со дна моря достанет» — эту пословицу, конечно, знают все.
Слайд
Слайд
У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.
Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.
Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что ещё не спасены.
Всему есть время, по пока мы живы,
Должны молиться, к Богу вопиять.
В молитве скрыта неземная сила,
Когда их со слезами шепчет мать.
Как тихо. Во дворе умолкли птицы,
Давно уже отправились все спать.
Перед окном склонилась помолиться
Моя родная любящая мать.
Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование. Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Методику благовествования указал нам сам Господь. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
слайд
Прочитайте в парах притчу и сформулируйте вопрос 1 вариант тонкий вопрос, 2 вариант толстый вопрос.
Притча «Волшебная копейка»
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, — подумал он, — и копейка — деньги!». Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей?
Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует — кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. — Была одна копейка, а теперь — тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей?
Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! — обрадовался счастливчик, — А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, — и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, и так расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…
Слайд
Приём « Тонкие и толстые вопросы»
Кто? Что? Когда?
Почему? Зачем? Как вы думаете?
Вывод: Блага мирские приходящи, а взаимоотношения в семье вечны.
О взаимоотношениях в семье можно говорить бесконечно. Кладезь народной мудрости- пословицы можно использовать на любом уроке.
Приём « Установи соответствие»
Задание « Продолжи пословицу»
слайд
Пророк Моисей на горе Синай нашел скрижали, на которых были высечены Заповеди божьи. Всего их 10. И 2 из них посвящены семье.
Не возжелай жены ближнего твоего.
Не прелюбодействуй. ( Не переступай через любовь. Верность этой заповеди – залог семейного счастья) слайд
Фрагмент м/ф « Пётр и Февронья» ( как лодочник возжелал Февронью, и что ответила ему на это женщина)
Пётр и Февронья- покровители брака на Земле, жили счастливо и умерли в один день. В России есть 2 праздника – день семьи ( 15 мая) и День любви и верности ( 8 июля)
Приём « Прогнозирование»
Какой вы представляете свою семью, Постройте дом из кирпичиков- названия тех качеств, которыми должны обладать члены вашей семьи.
слайд
Вернитесь к таблице , можете ли вы поставить в последней графе знаки + . Получили ли вы ответы на поставленные вопросы.
- Знаете ли вы, откуда произошло слово « семья»?
- Знаете ли вы что такое венчание?
- Знаете ли вы , что означает венец на молодожёнах?
- Знаете ли вы заповеди , связанные с семьёй?
- Знаете ли вы покровителей семьи и брака?
Подводя итог нашей встречи я вам предлагаю составить синквейн на тему семья.
Семья
Дружная счастливая большая
Гордится заботится помогает
Вся семья вместе, и душа на месте.
Моё счастье.
ОПК в школе - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая деятельность.
Дети пишут творческие работы « Традиции моей семьи», « Семейные ценности», составляют генеологическое древо, берут интервью у членов семьи.
В заключении я предлагаю поработать со стихотворением
Марии Лангер «Семья», которое отражает весь смысл нашей сегодняшней с вами работы. ( читаем цепочкой по строке)
Семья- это счастье. Любовь и удача,
Семья- это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник. Семейные даты,
Подарки, покупки, семейные траты.
Рожденье детей, первый шаг. Первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья-это труд. Друг о друге забота.
Семья- это много домашней работы.
Семья-это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая счастливая ваша семья! ( хором)
Мастер-класс
Системно-деятельностный подход на уроках « Основы православной культуры»
Не за морями, не за лесами, а рядом с нами живёт целый мир – мир Православия. Но не все о нём знают. Взрослые, занятые заботами, часто не замечают его. А вот детям увидеть этот мир не так сложно. К счастью, сейчас введён предмет «Основы православной культуры». Все желающие могут изучать этот предмет. Это и есть вход в мир Православия. Если говорить образно, то мой опыт, который я представляю сегодня – это аз, буки, веди, глаголь, добро. Я учусь сама - даю знания –действую –получаю результат.
Я, Ванчугова Светлана Михайловна, учитель начальных классов, учитель основ православной культуры. А что было в начале моего пути к преподаванию ОПК?
Может быть, путь начинался с совсем маленькой девочки, затаив дыхание, глядящей поздним вечером из-под одеяла на коленопреклоненную перед образами прабабушку?..
Со вкусного запаха куличей, которые нельзя было сразу есть, а лишь дождавшись радостного дня непонятного праздника «Пасхи» ?
Дальше - больше. Проникновенная любимая песня «С чего начинается родина?..», и какое-то ощущение недосказанности. Хочется ещё добавить что-то главное... Ищу, но тщетно, хотя чувствую, что что-то есть, но от меня сокрыто. «С чего начинается?..»
Вот такие вопросы. А когда стали приходить на них ответы, оказалось, что все ответы в тогда ещё не обозначенной области основ православной культуры. И предки стали ближе и понятней, и поняла их нравственные ориентиры. И перед бабушками не столь неловко, т.к. женский праздник был, на протяжении сотен лет, только имел несколько другие смыслы, другие сроки, и дивное название «Неделя жён-мироносиц». Поняла, что такое именины, и возрадовалась, что у каждого они есть.
И что не только Ломоносов, но и современные учёные, классики-музыканты, художники, литераторы были осмыслителями Библейских начал
Вместе с ответами на вопросы пришли новые смыслы.
«Дорогу осилит идущий» - это мой девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход к обучению и приёмы развития критического мышления учащихся.
Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот ключевые ценности в моём подходе к обучению.
Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие. Есть притча о дорогах, в ней они спорили о своей важности. Но самой главной оказалась тропинка, которая ведёт к Храму. «Сегодня Божья тропинка привела нас…», такими словами начинаю каждый урок. Это очень удачный приём, в этом меня убедили постоянные вопросы детей: «А куда поведёт сегодня нас Божья тропинка?
Итак, я вам предлагаю отправиться со мной по божьей тропинке.
Как часто мы желаем друг другу счастья, как хотим быть счастливыми и видеть счастливыми своих близких. А задумывались ли вы, что такое счастье.
Счастье – очень древнее слово. (щелчок)
Оно образовано при помощи приставки с- и слова часть. Его буквальное значение в прошлом - "хорошая часть, доля". (щелчок) Это было связано с охотой и военной добычей. На картине древние славяне, еще до Крещения Руси, делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода. Т.е. тот, кто получил свою долю от добытого, был человеком с частью – счастливым.
А что же для вас счастье?
Я предлагаю вам составить кластер на тему « счастье»
слайд
Из чего состоит ваше счастье?
Слайд
Практически все написали слово Семья
Красной нитью через весь курс ОПК проходит тема семьи. и это не случайно, ведь все истоки начинаются в семье.
»
Заполним с вами схему « знаю, хочу узнать, узнал» ( Приём ЗХУ)
слайд
Я задам вам 5 вопросов, вы ставите + в ту графу, которая соответствует полноте ваших знаний.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
- Знаете ли вы, откуда произошло слово « семья»?
- Знаете ли вы что такое венчание?
- Знаете ли вы , что означает венец на молодожёнах?
- Знаете ли вы заповеди , связанные с семьёй?
- Знаете ли вы покровителей семьи и брака?
Вывод: не у всех стоят плюсы. Обычно у детей больше минусов, чем плюсов.
Наша задача сегодня осветить эти вопросы и расширить знания тех присутствующих , которые считают себя осведомлёнными.
слайд
- Как появилось слово « семья»?
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Hо Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, голубка любимая?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - Тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.
Слайд.
- Слово семья имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima), восходя к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля)
- Люди, живущие вместе.
2,3. Когда два человека, полюбили друг друга и решили связать себя узами брака ,они совершают церковный обряд.
слайд
Во всех религиях существует этот красивый обряд. Но мы поговорим о христианском венчании. Слайд
На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они князь и княгиня, самые почитаемые люди в округе. Венец-это не награда за решимость людей подарить себя друг другу. Это ещё и мученический венец. Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поёт молитву мученикам- людям, которые были убиты за свою верность Богу и церкви. ( В свою очередь выражение « мученический венец» напоминает нам о терновом венце Христа. ) По- настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё терпеть ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо не имеет конца. Это означает , что до смерти муж и жена должны быть верными друг другу. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
слайд
Самым радостным событием в семье считается появление детей. Все вы мамы. Вспомните, сколько счастливых слёз пролили вы за своих детей. Это были слёзы умиления , когда ваш малыш впервые улыбнулся вам. Это были слёзы радости, когда ваша кровиночка протянула к вам маленькие ручки и произнесла первое самое дорогое для вас слово « мама». Это были слёзы гордости, когда ваше чадо добивалось больших успехов на поприще учёбы или творческой деятельности. Я уже не говорю о слёзах горя. отчаяния, скорби. В каком бы возрасте не были ваши дети , как бы далеко от вас не были, они всегда в вашем сердце и в ваших мыслях. Это же самое я говорю и своим ученикам, только изменив позицию родитель-ребёнок.
слайд
Изучая тему молитва, её разновидности, мы знакомимся с самой главной молитвой « Отче наш» . Говорили о молитвах-просьбах, покаянных молитвах, благодарственных молитвах.
Но есть особая молитва – это молитва матери. У каждой матери она своя. Материнская молитва со дна моря достанет» — эту пословицу, конечно, знают все.
Слайд
Слайд
У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.
Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.
Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что ещё не спасены.
Всему есть время, по пока мы живы,
Должны молиться, к Богу вопиять.
В молитве скрыта неземная сила,
Когда их со слезами шепчет мать.
Как тихо. Во дворе умолкли птицы,
Давно уже отправились все спать.
Перед окном склонилась помолиться
Моя родная любящая мать.
Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование. Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Методику благовествования указал нам сам Господь. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
слайд
Прочитайте в парах притчу и сформулируйте вопрос 1 вариант тонкий вопрос, 2 вариант толстый вопрос.
Притча «Волшебная копейка»
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, — подумал он, — и копейка — деньги!». Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей?
Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует — кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. — Была одна копейка, а теперь — тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей?
Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! — обрадовался счастливчик, — А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, — и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, и так расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…
Слайд
Приём « Тонкие и толстые вопросы»
Кто? Что? Когда?
Почему? Зачем? Как вы думаете?
Вывод: Блага мирские приходящи, а взаимоотношения в семье вечны.
О взаимоотношениях в семье можно говорить бесконечно. Кладезь народной мудрости- пословицы можно использовать на любом уроке.
Приём « Установи соответствие»
Задание « Продолжи пословицу»
слайд
Пророк Моисей на горе Синай нашел скрижали, на которых были высечены Заповеди божьи. Всего их 10. И 2 из них посвящены семье.
Не возжелай жены ближнего твоего.
Не прелюбодействуй. ( Не переступай через любовь. Верность этой заповеди – залог семейного счастья) слайд
Фрагмент м/ф « Пётр и Февронья» ( как лодочник возжелал Февронью, и что ответила ему на это женщина)
Пётр и Февронья- покровители брака на Земле, жили счастливо и умерли в один день. В России есть 2 праздника – день семьи ( 15 мая) и День любви и верности ( 8 июля)
Приём « Прогнозирование»
Какой вы представляете свою семью, Постройте дом из кирпичиков- названия тех качеств, которыми должны обладать члены вашей семьи.
слайд
Вернитесь к таблице , можете ли вы поставить в последней графе знаки + . Получили ли вы ответы на поставленные вопросы.
- Знаете ли вы, откуда произошло слово « семья»?
- Знаете ли вы что такое венчание?
- Знаете ли вы , что означает венец на молодожёнах?
- Знаете ли вы заповеди , связанные с семьёй?
- Знаете ли вы покровителей семьи и брака?
Подводя итог нашей встречи я вам предлагаю составить синквейн на тему семья.
Семья
Дружная счастливая большая
Гордится заботится помогает
Вся семья вместе, и душа на месте.
Моё счастье.
ОПК в школе - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая деятельность.
Дети пишут творческие работы « Традиции моей семьи», « Семейные ценности», составляют генеологическое древо, берут интервью у членов семьи.
В заключении я предлагаю поработать со стихотворением
Марии Лангер «Семья», которое отражает весь смысл нашей сегодняшней с вами работы. ( читаем цепочкой по строке)
Семья- это счастье. Любовь и удача,
Семья- это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник. Семейные даты,
Подарки, покупки, семейные траты.
Рожденье детей, первый шаг. Первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья-это труд. Друг о друге забота.
Семья- это много домашней работы.
Семья-это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая счастливая ваша семья! ( хором)
Мастер-класс
Системно-деятельностный подход на уроках « Основы православной культуры»
Не за морями, не за лесами, а рядом с нами живёт целый мир – мир Православия. Но не все о нём знают. Взрослые, занятые заботами, часто не замечают его. А вот детям увидеть этот мир не так сложно. К счастью, сейчас введён предмет «Основы православной культуры». Все желающие могут изучать этот предмет. Это и есть вход в мир Православия. Если говорить образно, то мой опыт, который я представляю сегодня – это аз, буки, веди, глаголь, добро. Я учусь сама - даю знания –действую –получаю результат.
Я, Ванчугова Светлана Михайловна, учитель начальных классов, учитель основ православной культуры. А что было в начале моего пути к преподаванию ОПК?
Может быть, путь начинался с совсем маленькой девочки, затаив дыхание, глядящей поздним вечером из-под одеяла на коленопреклоненную перед образами прабабушку?..
Со вкусного запаха куличей, которые нельзя было сразу есть, а лишь дождавшись радостного дня непонятного праздника «Пасхи» ?
Дальше - больше. Проникновенная любимая песня «С чего начинается родина?..», и какое-то ощущение недосказанности. Хочется ещё добавить что-то главное... Ищу, но тщетно, хотя чувствую, что что-то есть, но от меня сокрыто. «С чего начинается?..»
Вот такие вопросы. А когда стали приходить на них ответы, оказалось, что все ответы в тогда ещё не обозначенной области основ православной культуры. И предки стали ближе и понятней, и поняла их нравственные ориентиры. И перед бабушками не столь неловко, т.к. женский праздник был, на протяжении сотен лет, только имел несколько другие смыслы, другие сроки, и дивное название «Неделя жён-мироносиц». Поняла, что такое именины, и возрадовалась, что у каждого они есть.
И что не только Ломоносов, но и современные учёные, классики-музыканты, художники, литераторы были осмыслителями Библейских начал
Вместе с ответами на вопросы пришли новые смыслы.
«Дорогу осилит идущий» - это мой девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход к обучению и приёмы развития критического мышления учащихся.
Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот ключевые ценности в моём подходе к обучению.
Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие. Есть притча о дорогах, в ней они спорили о своей важности. Но самой главной оказалась тропинка, которая ведёт к Храму. «Сегодня Божья тропинка привела нас…», такими словами начинаю каждый урок. Это очень удачный приём, в этом меня убедили постоянные вопросы детей: «А куда поведёт сегодня нас Божья тропинка?
Итак, я вам предлагаю отправиться со мной по божьей тропинке.
Как часто мы желаем друг другу счастья, как хотим быть счастливыми и видеть счастливыми своих близких. А задумывались ли вы, что такое счастье.
Счастье – очень древнее слово. (щелчок)
Оно образовано при помощи приставки с- и слова часть. Его буквальное значение в прошлом - "хорошая часть, доля". (щелчок) Это было связано с охотой и военной добычей. На картине древние славяне, еще до Крещения Руси, делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода. Т.е. тот, кто получил свою долю от добытого, был человеком с частью – счастливым.
А что же для вас счастье?
Я предлагаю вам составить кластер на тему « счастье»
слайд
Из чего состоит ваше счастье?
Слайд
Практически все написали слово Семья
Красной нитью через весь курс ОПК проходит тема семьи. и это не случайно, ведь все истоки начинаются в семье.
»
Заполним с вами схему « знаю, хочу узнать, узнал» ( Приём ЗХУ)
слайд
Я задам вам 5 вопросов, вы ставите + в ту графу, которая соответствует полноте ваших знаний.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
- Знаете ли вы, откуда произошло слово « семья»?
- Знаете ли вы что такое венчание?
- Знаете ли вы , что означает венец на молодожёнах?
- Знаете ли вы заповеди , связанные с семьёй?
- Знаете ли вы покровителей семьи и брака?
Вывод: не у всех стоят плюсы. Обычно у детей больше минусов, чем плюсов.
Наша задача сегодня осветить эти вопросы и расширить знания тех присутствующих , которые считают себя осведомлёнными.
слайд
- Как появилось слово « семья»?
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Hо Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, голубка любимая?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - Тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.
Слайд.
- Слово семья имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima), восходя к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля)
- Люди, живущие вместе.
2,3. Когда два человека, полюбили друг друга и решили связать себя узами брака ,они совершают церковный обряд.
слайд
Во всех религиях существует этот красивый обряд. Но мы поговорим о христианском венчании. Слайд
На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они князь и княгиня, самые почитаемые люди в округе. Венец-это не награда за решимость людей подарить себя друг другу. Это ещё и мученический венец. Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поёт молитву мученикам- людям, которые были убиты за свою верность Богу и церкви. ( В свою очередь выражение « мученический венец» напоминает нам о терновом венце Христа. ) По- настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё терпеть ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо не имеет конца. Это означает , что до смерти муж и жена должны быть верными друг другу. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
слайд
Самым радостным событием в семье считается появление детей. Все вы мамы. Вспомните, сколько счастливых слёз пролили вы за своих детей. Это были слёзы умиления , когда ваш малыш впервые улыбнулся вам. Это были слёзы радости, когда ваша кровиночка протянула к вам маленькие ручки и произнесла первое самое дорогое для вас слово « мама». Это были слёзы гордости, когда ваше чадо добивалось больших успехов на поприще учёбы или творческой деятельности. Я уже не говорю о слёзах горя. отчаяния, скорби. В каком бы возрасте не были ваши дети , как бы далеко от вас не были, они всегда в вашем сердце и в ваших мыслях. Это же самое я говорю и своим ученикам, только изменив позицию родитель-ребёнок.
слайд
Изучая тему молитва, её разновидности, мы знакомимся с самой главной молитвой « Отче наш» . Говорили о молитвах-просьбах, покаянных молитвах, благодарственных молитвах.
Но есть особая молитва – это молитва матери. У каждой матери она своя. Материнская молитва со дна моря достанет» — эту пословицу, конечно, знают все.
Слайд
Слайд
У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.
Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.
Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что ещё не спасены.
Всему есть время, по пока мы живы,
Должны молиться, к Богу вопиять.
В молитве скрыта неземная сила,
Когда их со слезами шепчет мать.
Как тихо. Во дворе умолкли птицы,
Давно уже отправились все спать.
Перед окном склонилась помолиться
Моя родная любящая мать.
Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование. Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Методику благовествования указал нам сам Господь. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
слайд
Прочитайте в парах притчу и сформулируйте вопрос 1 вариант тонкий вопрос, 2 вариант толстый вопрос.
Притча «Волшебная копейка»
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, — подумал он, — и копейка — деньги!». Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей?
Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует — кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. — Была одна копейка, а теперь — тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей?
Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! — обрадовался счастливчик, — А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, — и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, и так расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…
Слайд
Приём « Тонкие и толстые вопросы»
Кто? Что? Когда?
Почему? Зачем? Как вы думаете?
Вывод: Блага мирские приходящи, а взаимоотношения в семье вечны.
О взаимоотношениях в семье можно говорить бесконечно. Кладезь народной мудрости- пословицы можно использовать на любом уроке.
Приём « Установи соответствие»
Задание « Продолжи пословицу»
слайд
Пророк Моисей на горе Синай нашел скрижали, на которых были высечены Заповеди божьи. Всего их 10. И 2 из них посвящены семье.
Не возжелай жены ближнего твоего.
Не прелюбодействуй. ( Не переступай через любовь. Верность этой заповеди – залог семейного счастья) слайд
Фрагмент м/ф « Пётр и Февронья» ( как лодочник возжелал Февронью, и что ответила ему на это женщина)
Пётр и Февронья- покровители брака на Земле, жили счастливо и умерли в один день. В России есть 2 праздника – день семьи ( 15 мая) и День любви и верности ( 8 июля)
Приём « Прогнозирование»
Какой вы представляете свою семью, Постройте дом из кирпичиков- названия тех качеств, которыми должны обладать члены вашей семьи.
слайд
Вернитесь к таблице , можете ли вы поставить в последней графе знаки + . Получили ли вы ответы на поставленные вопросы.
- Знаете ли вы, откуда произошло слово « семья»?
- Знаете ли вы что такое венчание?
- Знаете ли вы , что означает венец на молодожёнах?
- Знаете ли вы заповеди , связанные с семьёй?
- Знаете ли вы покровителей семьи и брака?
Подводя итог нашей встречи я вам предлагаю составить синквейн на тему семья.
Семья
Дружная счастливая большая
Гордится заботится помогает
Вся семья вместе, и душа на месте.
Моё счастье.
ОПК в школе - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая деятельность.
Дети пишут творческие работы « Традиции моей семьи», « Семейные ценности», составляют генеологическое древо, берут интервью у членов семьи.
В заключении я предлагаю поработать со стихотворением
Марии Лангер «Семья», которое отражает весь смысл нашей сегодняшней с вами работы. ( читаем цепочкой по строке)
Семья- это счастье. Любовь и удача,
Семья- это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник. Семейные даты,
Подарки, покупки, семейные траты.
Рожденье детей, первый шаг. Первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья-это труд. Друг о друге забота.
Семья- это много домашней работы.
Семья-это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая счастливая ваша семья! ( хором)