Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в начальной школе

0
0
Материал опубликован 12 October

ДОКЛАД по теме

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в начальной школе

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Цель системно-деятельностного подхода:

-пробудить у учащегося интерес к предмету и процессу обучения;

- воспитать личность ребенка как субъекта жизнедеятельности.


Как достичь цель?

- организовать совместную деятельность ребенка и учителя;

- развить способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам;

- развивать коммуникативные навыки у учащихся;

- основывать учебную деятельность на принципах сотрудничества и взаимопонимания;

- применять творческий подход при осуществлении педагогической деятельности;

- применять индивидуальный подход к ученикам.


Ожидаемый результат

- воспитать человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни;

- развить умение ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.


Основа ФГОС

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи:

развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества;

развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам;

индивидуальный подход к ученикам;

развитие коммуникативных навыков у учащихся;

ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно осуществляют алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.

Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

В Основной образовательной программе начального общего образования указывается, что «иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций». Интегративной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную, игровую, художественную, проектную, исследовательскую и т. д.)

Деятельностная сущность обучения английскому языку осуществляется через «деятельностные задания», которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» или «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формируя его творческие способности и личностные качества. Таким образом, мы можем просмотреть в этих формулировках требования к универсальным учебным действиям, сформулированным во ФГОС и ведущим к личностным, предметным и метапредметным результатам. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности. Иначе говоря, в системно-деятельностном подходе категория «деятельность» занимает ключевое место, а деятельность рассматривается как своего рода система. Для того чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Оценка результатов учебной деятельности по ФГОС предполагает формирование ученического «портфолио». В него включаются творческие и проектные работы учащихся, выполненные в течение учебного года, например словарь в картинках, автопортрет с краткой аннотацией , различные кроссворды, поздравительные открытки, постеры «Английский вокруг нас» и другое.

Остановимся конкретно на проектной работе. Итак проектная работа на уроках английского языка способствует развитию познавательных способностей обучающихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формированию умения увидеть, сформулировать и решить проблему . В ходе работы над учебным проектом расширяется кругозор школьников, эрудиция, их словарный запас. Работая над проектом, обучающиеся учатся принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков; самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках . 

В первом полугодии могу отметить две проектные работы в 3 классе “Английский алфавит” и в 5 классе рисование постеров “Английский вокруг нас”. Ребята с большим удовольствием работали над этими проектами. Я принесла некоторые из них , чтобы показать вам.

Здесь дети сами учатся принимать решения , ставят цель, определяют направление своих действий, самостоятельно находят материал, сотавляют план.

Структура урока и особенности некоторых его этапов в     технологии     системно-деятельностного подхода

 

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение в деятельность.

 

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

 

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

 

IV. «Открытие нового знания»

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий для лучшего их запоминания.


V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• Выполнение заданий с проговариванием. В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием.

 (здесь можно использовать метод Карта памяти, которые помогают учить слова тематически , например, 2 класс по темам: насекомые, транспорт, посуда, мебель, животные и т.д. Здесь я также одновременно работаю над темой самообразования  «Эффективные пути и способы пополнения активного словаря обучающихся на уроках английского языка с учётом требований ФГОС»)


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

 (например, в неделе ШМО я давала открытый урок по теме «Семья. Личные местоимения.» и там я как раз использовала такие задания:

1)самостоятельную работу, индивидуальную, с карточками с самопроверкой по эталону;

2) с разрезными буквами, работа в парах, дети получили разрезные английские буквы из которых нужно собрать новые слова, которые сегодня узнали на уроке, затем самопроверка по эталону)

фото работы с разрезными буквами

Здесь также одновременно идет работа по теме самообразования – пополнение словарного запаса.


VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования, игры. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.


(Например, в 4 классе в разделе Мир вокруг меня по теме Моя комната (квартира, дом), предметы мебели и интерьера я использую лексическая игру, Memory game – игра на память. Я пишу на доске слова, которые надо закрепить. Я прошу отвернуться или закрыть глаза и стираю одну ЛЕ. Ученики должны догадаться, какой ЛЕ не хватает и правильно записать ее на доске. Здесь также я работаю по теме самообразования «Эффективные пути и способы пополнения активного словаря обучающихся на уроках английского языка с учётом требований ФГОС»)

 

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

 

Таким образом, в своей работе я использую системно-деятельностный подход на всех этапах урока. В начале урока предлагаю ребятам самостоятельно определить тему урока по картинке, схеме-опоре, отрывку из видео, песне.

Основная часть урока - это работа с лексикой с помощью различных лексических игр, задания по тексту нестандартного характера, изучение грамматики в ситуациях общения, проведение разминки (релаксационной паузы), использование ИКТ на каждом уроке, самоанализ и самопроверка; подбор заданий, при выполнении которых мои ученики максимально смогут раскрыть свои творческие способности.

На завершающем этапе постоянно прошу детей самостоятельно сделать выводы, интересуюсь, какие задания были для них наиболее интересными (трудными).


Хочется закончить свое выступление словами немецкого педагога 19 в. Адольфа Дистерверга «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». Учитель должен слышать и понимать детей, а не навязывать свое мнение.
Хочется закончить свое выступление словами немецкого педагога 19 в. Адольфа Дистерверга

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».

Учитель должен слышать и понимать детей, а не навязывать свое мнение.

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.