Ситуативно-ролевая игра «Город в осаде»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
ситуативно-ролевой игры
ГОРОД В ОСАДЕ
для детей 9-17 лет
Автор-составитель: Котикова Валентина Леонидовна,
Должность: педагог-организатор.
Калуга, 2022
Аннотация
Данная методическая разработка ситуативно-ролевой игры предназначена для старших вожатых, воспитателей детских оздоровительных лагерей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей для проведения интерактивных мероприятий внешкольной деятельности. Игра прекрасно подходит как для сплочения нового временного коллектива, так и для проверки командной работы постоянной детской группы.
Пояснительная записка
Форма проведения игры и основной принцип: «Не только соревноваться, а, главное, переживать за общую победу», – помогают детям и подросткам направлять свою энергию на достижение общей игровой цели, а педагогам достичь результата – сплотить ребят в единый коллектив. Поэтому представленное мероприятие можно рекомендовать для проведения в различных образовательных учреждениях: в дополнительном образовании, в системе общего образования для сплочения классного коллектива, для организации деятельности на базе лагерей отдыха и оздоровления детей. Представленное мероприятие могут организовать волонтеры с опытом театрализации в качестве добровольческой акции по направлениям «Досуговая деятельность» (организация свободного времени детей, подростков и молодежи); «Педагогическое сопровождение» (поддержка детей и подростков); «Творческое развитие» (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников).
В современном мире ценятся не только узконаправленные знания и умения, но и так называемые мягкие навыки, т.е. социально-психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные и другие компетенции. Особенно ценится умение конструктивно работать в команде, именно этому в игровой форме необходимо обучать подрастающее поколение. В этом заключается актуальность представленной методической разработки.
Возможно, людям старшего поколения эта игра напомнит одну из вариаций проведения игры «Зарница». Отход от строгой военной тематики, нацеливание на достижение командного результата, включение в игру познавательных и творческих моментов, – в этом нам видится новизна ситуативно-ролевой игры.
Цель: способствовать формированию членов временного коллектива в единую команду.
Задачи:
Воспитательные:
сформировать «командный дух» временного коллектива;
воспитать чувство уважения к себе и к другим;
сформировать ценности командной работы (товарищество, ответственность, взаимовыручку).
Образовательные:
ознакомить с игровой территорией, техникой безопасности во время игры;
обучить правилам конструктивной работы в команде;
Развивающие:
развить стремление сотрудничать ради достижения цели;
развить координацию, физическую выносливость;
Категория участников: 2 команды по 8-15 человек 9-17 лет.
Необходимые ресурсы:
Кадры: «мастера игры» – педагоги или взрослые дети, помощники вожатых (2-4 человека).
Площадка для игры.
Спортзал или спортивная площадка с специальном покрытием размером 10X10м.
Реквизит для игры.
Заламинированные флаеры с названиями «Городов» – 2 шт.
Банданы двух цветов – по количеству игроков.
Канат или веревка для разметки границ «Города», длина 10м – 1 шт.
Подготовка к игре
Разбиться на 2 команды. Обозначить членов команды банданами одного цвета.
Каждая команда придумывает название своему «Городу»
Распечатать на флаере название «Города» и заламинировать.
Разделить площадку для игры на две равных зоны – «Города». Обозначить канатом границы.
В 7 метрах устанавливается флаер с названием «Города».
Провести для участников игры инструктаж по безопасному поведению на время игры.
Игровая цель
Завладеть флаером с название вражеского «Города».
Ход игры
Участники игры – «жители города» занимают свои зоны – «Города» и распределяют роли между собой: воевода, воины, защитники города. Входе игры, если понадобится, можно сменить роль.
Участникам игры разрешается забегать на вражескую территорию с целью захвата флаера. Но, если чужака «запятнает» житель вражеского города, то он попадает в «острог». Можно перетягивать врага через границу в свой город с целью нейтрализовать и заключить в острог.
Из «острога» можно сбежать после того, как «свободный» соплеменник коснётся «заключённого».
Игра заканчивается в результате победы одной из команд (захвата флаера противников).
Методические рекомендации
В игре принимают участие все дети объединения, каждый определяется со своей ролью в зависимости от способностей и возможностей.
Лучше, если к организации ситуативно-ролевой игры будут привлечены волонтеры (старшеклассники, студенты) для выполнения ролей мастеров игры, которые будут следить за выполнением правил, подсказывать, как исполнять игровые роли, например, воеводы.
Место проведения ограничивается специальной территорией: осмотрите ее заранее на предмет опасных участков (стекла, сильные неровности местности, выступающие корни деревьев и т.п.).
Предложите детям поискать информацию про древние города Руси, найти и нарисовать их гербы, или предложите придумать свой город с названием, гербом, «легендой» (историей города или его фантастическим будущим) и т.п.
«Мастерам игры» необходимо строго следить за выполнением правил, настраивать детей на достижение цели, не допускать словесные и физические перепалки.
Поскольку это командная игра-соревнование, необходимо провести награждение лучшей команды (отряда), выдать проигравшей команде памятные дипломы, выделить лучших участников всех команд.
Байбородова, Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие/ Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Ярославль: Академия развития, 2003.
Лизинский, В.М. Заместителю директора об организации воспитательного процесса в школе: содержание, особенности и формы деятельности / В.М. Лизинский. М.: Педагогический поиск, 2014.
Лобачева, С.И. Загородный летний лагерь. 1-11 классы / С.И. Лобачева. – М.: Вако, 2016.
КИПАРИС-8 (Командные игры-испытания). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.