Конспект познавательно-игрового занятия на тему «Скатерть-самобранка» (2–5 классы)

1
0
Материал опубликован 3 November 2017

Вершино-Тейский Центр дополнительного образования –

филиал Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

Аскизский районный центр дополнительного образования

Конспект

познавательно-игрового занятия


 

«Скатерть-самобранка»

Откуда пришли названия

блюд русской кухни?

Сизько Валентина Михайловна,

педагог дополнительного образования,

педагогический стаж 28 лет,
первая категория.

Пояснительная записка

Почему кушанья имеют то или иное название? Как эти названия появились?  Люди часто интересуются, из чего состоит то или иное блюдо, которое они хотят попробовать, но редко задумываются, откуда это блюдо получило свое название. А ведь происхождение названия блюда часто не менее интересно, чем его состав.

Названия блюд по происхождению разделяют на несколько категорий. Первая - это древнейшие (необъяснимые), происхождение которых забыто, или слова, которыми они названы, не могут быть объяснены аналогами современного языка. К таким названиям относятся - щи, уха, каша, хлеб, кулага и др. Менее древними являются названия блюд, которые говорят либо об их содержании, либо о форме, способе приготовления, назначении в застолье или посуде, в которой эти блюда традиционно приготавливаются (эти названия можно объяснить на основе современного языка). Таковы: пирог, кисель, вареники, окрошка, пельмени, шашлык, пастила и др. Все названия такого типа возникали стихийно во всех странах Европы до XVI в. включительно.

Знакомство современных детей с историей происхождения названий блюд русской кухни - это их приобщение к нашей культуре и истории в целом.

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 лет

Методическая ценность занятия: используются активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта учащихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Данная разработка может быть использована в практике педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов с необходимыми корректировками.

Цель: Ознакомление с историей происхождения названий блюд русской кухни.

Задачи:

• сформировать знания о происхождении названий русских блюд;

• воспитывать бережное отношение к национальной кухне и людям разных национальностей;

• развивать инициативность учащихся в процессе занятия, интерес к истории развития русских национальных блюд.

Работа педагога на занятии:

Постановка учебных задач;

Организация работы учащихся с использованием карточек – заданий;

Организация практической работы ребят;

Консультирование учащихся в процессе практической работы;

Организация и проведение дидактических игр;

Подведение итогов работы.

Описание деятельности учащихся:

Учащиеся работают в Интернете, библиотеке в поисках нужной информации (домашнее задание)

Практическая работа учащихся

Дидактическая игра;

Работа в парах;

Выполнение индивидуальных заданий;

Работа с информацией

Практическая работа.

Элементы современных образовательных технологий:

Здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);

Игровые;

Личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

Информационно – коммуникативная технология (использование мультимедийных средств обучения);

Проблемное обучение (частично - поисковое).

Межпредметные связи на занятии

История: исторические справки о происхождении различных блюд, продуктов; 

География: природные факторы и климатическое расположение других стран, повлиявщие на национальную кухню России; 

Русский язык и литература: пословицы и поговорки; 

Информатика: использование ПК;

Музыка: музыкальное сопровождение занятия.

Оборудование и ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, карточки – задания, блюда русской кухни, пословицы, загадки, рецепты русской кухни. Самостоятельный поиск информации по теме (в виде домашнего задания)


 

Ожидаемый результат:

Занятие будет способствовать

- усвоению основ научных знаний об этимологии;

- формированию навыков этимологического анализа слова;

- развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- формированию аналитических способностей;

- совершенствованию навыков исследовательской работы;

- умению свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.


 


 

План занятия:

I. Организационный момент.

1. Видео-клип «Группа Барбарики «У друзей нет выходных»

2. Приветствие.

3. Игра-кричалка «Где еда, где не еда?»

II. Сообщение темы и цели занятия.

1. Расшифровка анаграммы.

2. Сообщение познавательных сведений.

III. Основная часть.

1.Беседа о каше.

2.Беседа о блинах.

IV. Физкульминутка.

Видео «Если весело живется…».

V. Практическая часть.

1. Минутка занимательной истории : происхождение блюд.

2. «Моё любимое блюдо» - защита мини-проектов.

VI. Закрепление изученного материала.

Загадки.

VII. Обобщающая беседа.

VIII. Рефлексия.

Музыкальный клип «Улыбнись»


 


 


 


 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Звучит веселая музыка. Видеоклип «Группа «Барбарики» - «У друзей нет выходных»

2. Приветствие.

3. Игра-кричалка «Где еда, где не еда?»

Словом «да» и словом «нет»
Надо быстро дать ответ:
Где еда, где не еда?
-Вы готовы, дети?.. ( Да.)
-Есть в кастрюле пять котлет.
Мы их будем кушать? (Да.)
-Возьмем суповой пакет
И рассыпем на пол? (Нет.)

-Налита в стакан вода.
Будем пить ее мы? (Да.)
-В миске с солью лебеда,
Мы ее в окрошку? (Нет.)
-Есть на кухне газ-плита, 
Мы ее почистим? (Да.)
-Из укропа есть букет,
В суп его мы кинем? (Да.)
-В вазочке кило конфет,
Мы съедим их, дети? (Да.)
-На плите сковорода, 
Мы ее проглотим? (Нет.)
-В кухне есть большой буфет,
Мы его поджарим? (Нет.)
-На столе стоит обед,
Мы его забросим? (Нет.)
-Лег на блюдце солнца свет,
Есть его мы будем? (Нет.)
-От рыбешки есть скелет,
Мы его в отходы? (Да.)
-На тарелке груда льда,
Весь съедим его мы? (Нет, да.)
-Тот, кто громко крикнул «нет»,
Дал неправильный ответ.
-Кто воскликнул слово «да»,
Тот простудится тогда.
Вы решайте сами, дети,
Нужно ль есть ледышки эти!
Ну а мне уже пора,
Ведь закончилась игра.
Теперь вместе, детвора,
Крикнем громкое… (Ура!)


 

II. Сообщение темы и цели занятия.

1. (Слайд № 2)Расшифровка анаграммы.

-О чем же мы сегодня будем говорить? Первая подсказка уже прозвучала, когда мы с вами отвечали на вопросы. Для того чтобы сформулировать нашу тему, надо разгадать анаграмму (анаграмма – приём, состоящий в перестановке букв определённого слова (существующего или придуманного), что в результате даёт другое слово, например, лиса – сила, жало – ложа) .

- ТЕРТЬСКА - БРАНКАСАМ (СКАТЕРТЬ - САМОБРАНКА )

- (Слайд № 3)Правильно «Скатерть-самобранка». А что это такое? (Ответы учащихся)

- А как связана скатерть-самобранка с русским языком? (Ответы учащихся)

-Да, сегодня мы будем говорить о происхождении названий блюд.

2. Сообщение познавательных сведений.

Гастрономические привычки и пристрастия каждого народа складывались на протяжении многих веков. Постепенно создавались национальные кухни, являющиеся неотъемлемой частью всякой национальной культуры. Сегодня у каждого народа России есть своя национальная кулинария, для которой характерны свои, отличные от других, национальные блюда.

Вопрос: - Какие национальности проживают на территории России? ( Русские, татары, башкиры, немцы, армяне, молдаване, казахи и др.)

- Назовите их традиционные блюда? ( Бешбармак, бигус, шашлык, мамалыга, плов)

- Используя один и тот же продукт, разные народы в процессе приготовления блюда придают ему свой неповторимый вкус. Пример такого продукта - рис.

Вопрос:- А знает ли кто-нибудь, как раньше называли рис? (Ответы учащихся)

- (Слайд № 4) Слово «рис» появилось в русском языке поздно, до начала XIX века его обычно называли «сарацинским зерном» или «сарацинской пшеницей», затем название преобразовалось в «сорочинское пшено». В русских словарях слова «рис», «рисовый» впервые отмечены в 1822 году.

- Многие национальные блюда становятся общими для всех народов, населяющих нашу страну. Любой стол могут украсить и русские пироги, и украинский борщ, и узбекские пловы, и грузинские шашлыки, и армянская толма.

- Русская кухня, как и любая другая национальная кухня, сложилась под влиянием различных природных, социальных, экономических и исторических факторов. Главная особенность русской кухни – обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд. 

III. Основная часть.

1.Беседа о каше.

Вопрос: - Какие блюда русской кухни вы знаете? (Ответы учащихся)

(Слайд № 5)

- (Слайд № 6) На Руси одним из традиционных блюд была каша. Так уж получилось, что на землях, где жили наши далекие предки, не росли капуста, картофель, помидоры. Зато много было дикой пшеницы - полбы. Помните работника Балду, так ведь он питался вареной полбою, вот и был он здоровым и сильным. Ни одного важного дела или события не проходило в старину без каши. Каша считалась символом богатства и благополучия в семье. Так же считалось, что поев кашу можно было браться за большое дело, требующее много силы, ума и ловкости. В народных сказках и преданиях каша олицетворяет богатство, благополучие. «Щи да каша - пища наша», - говорил народ.

Вопрос: - А какие вы знаете пословицы и поговорки на эту тему? (Ответы учащихся) (Слайд № 7)

- Вам предлагается собрать из слов пословицы (каждой группе одинаковые пословицы)

Кашу есть зубов не надо

Каша — мать наша, а хлеб — кормилец

(Ответы учащихся)

- (Слайд № 8) Слово КАША (с ударением на второй слог) по-еврейски означает «густА, твердА» (такая, что в ней ЛОЖКА стоит). Когда человек голоден, он хочет кашку погуще.

- Как же готовятся каши? Каждая группа выбирает себе кашу и представляет нам рецепт. В рецепте есть лишние продукты – будьте внимательны! (Группы используют заготовленные на бумаге названия продуктов) (Ответы учащихся)

Гречневая каша – гречневая крупа, вода, соль, сахар, сливочное масло, молоко, лук репчатый, картофель.

Рисовая каша – молоко, сахар, соль, вода, сливочное масло, морковь, перец черный молотый, рис.

Перловая каша – перловая крупа, соль, сахар, вода, молоко, свёкла, сливочное масло.

2.Беседа о блинах.

Звучит песня « Ой, блины, блины…»

- (Слайд № 9) Блины пользовались особой популярностью в народе.

Когда появились блины на столе, трудно сказать, однако достоверно известно, что блины были и есть угощением на одном из русских народных праздников. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки:

-Как на масляной неделе в потолок блины летели.

-Без блина - не Масленица, без пирога - не именины.

-Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.

-Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины

Ой, блиночки мои.

- (Слайд № 10) Происхождение слова. «Блины — одно из самых древнейших изделий русской кухни, появившееся ещё до IX в. в языческие времена. Слово «блин» — искажённое «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, т.е. мучное изделие».

Вопрос: - Какой праздник не обходится без блинов? (Ответы учащихся)

- Сообщение учащегося. Масленица, самый весёлый из праздников на Руси. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядрёной бабой с жирными румяными щёками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до упаду. Праздник продолжался неделю, и каждый день угощались блинами.

Угощение блинами.

3. Промежуточное подведение итогов работы.

IV. Физкульминутка.

Видео «Супер физкультминутка».


 

V. Практическая часть.

1. Минутка занимательной истории : происхождение блюд .

Задание: соотнести название блюда с его происхождением (каждой группе выдается таблица)

Название блюда

Происхождение блюда

Окрошка

1) мясной или рыбный суп, сваренный с солёными огурцами. В старинных источниках встречается калья – суп с солёными огурцами. Рассол и явился производящей основой, от которой образовалось существительное … .

Рассольник

1) натуральные изделия из свиной, бараньей и телячьей корейки в виде ломтика мяса с косточкой. Французское слово «котлет» означает рёбрышко.

Щи

1) это холодный суп, в который покрошены те или иные продукты. Образовано от глагола «крошить». Вначале её подавали как закуску. В. Левшин относит её к «первой подаче», то есть холодным яствам – таким, как студни, мясные и рыбные закуски.

Котлеты

1)национальное мучное сдобное изделие древнеславянской и русской кухни; 2) название происходит от слова ватра – «очаг», «огонь», имеющего одинаковое значение в большинстве славянских языков.

Ватрушки

1) род супа из капусты или щавеля (шпината); 2) … с капустой в говорах называются также шти. Слово шти по памятникам древнерусской письменности известно с XVI века в значении «жидкое кушанье, род супа».


 

Подведение итогов работы с таблицей - сопоставить ответы с готовыми ответами (Слайд № 11-20)

2. «Моё любимое блюдо» - защита мини-проектов (материал, подготовленный самостоятельно или с помощью родителей).

План для выступления

Название блюда

Происхождение

Рецепт приготовления

Угощение (по желанию)

VI. Закрепление изученного материала.

Загадки.

Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак... (каша)

Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названьем... (щи)

Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь... (пирог)

Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в середке.
Знать, готов еще один
С пылу с жару тонкий... (блин)

VII. Обобщающая беседа.

Вот и завершилось наше занятие. Много мы сегодня услышали и узнали о блюдах русской кухни. Я надеюсь, что на этом не закончатся ваши познания.

IX. Рефлексия.

(Слайд № 21) И закончить наше занятие я хочу небольшим пожеланием – улыбнитесь!

Музыкальный клип «Улыбнись»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение «Пословицы и поговорки о каше»

Хороша кашка, да мала чашка.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Кашу маслом не испортишь.

Русского мужика без каши не накормишь.

Каши нет — щей больше лей.

Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

И дурак кашу сварит, было бы пшено.

Сварил было кашу, да куры крупу расклевали.

Щи да каша — пища наша.

Когда дрова горят, тогда и кашу верят.

Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.

Каша-то густа, да чаша-то пуста.

Кашевар живет сытее князя.

Кашира всех рогожей обшила, а Тула в лапти обула.

Кашица постная, да еще и без круп.

Кашка сладенька, да махотка маленька.

Кашу маслом не испортишь.

Кашу свари, да еще и в рот положи.

Каша не наша — котел не свой.

В родной семье и каша гуще.

Гречневая каша сама себя хвалит: я-де с маслом хороша.

Густая каша семьи не разгонит.

Каша — мать наша.

Каша — разгоня наша.

Кашевар сытее живет князя.

Каши не перемаслишь.

Кашу есть зубов не надо.

Кашу слопал — чашку об пол.

Не наша еда орехи, а наша — каша.

Такая крутая каша, что хоть палец уломи.

Эта каша — прилука наша.

Беззубому каша — папаша, а кисель — брат родной.

Без каши обед не в обед.

 

Приложение «Соберловицу»

Кашу есть зубов не надо

Каша — мать наша, а хлеб — кормилец


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение «Готовим кашу»

Гречневая каша

Рисовая каша

Перловая каша

гречневая крупа вода соль сахар сливочное масло молоко

лук репчатый картофель морковь перец рис свёкла

перловая крупа


 


 

Приложение « Сопоставь»


 

Название блюда

Происхождение блюда

Окрошка

мясной или рыбный суп, сваренный с солёными огурцами. В старинных источниках встречается калья – суп с солёными огурцами. Рассол и явился производящей основой, от которой образовалось существительное … .

Рассольник

натуральные изделия из свиной, бараньей и телячьей корейки в виде ломтика мяса с косточкой. Французское слово «котлет» означает рёбрышко.

Щи

это холодный суп, в который покрошены те или иные продукты. Образовано от глагола «крошить». Вначале её подавали как закуску. В. Левшин относит её к «первой подаче», то есть холодным яствам – таким, как студни, мясные и рыбные закуски.

Котлеты

национальное мучное сдобное изделие древнеславянской и русской кухни; название происходит от слова ватра – «очаг», «огонь», имеющего одинаковое значение в большинстве славянских языков.

Ватрушки

род супа из капусты или щавеля (шпината); … с капустой в говорах называются также шти. Слово шти по памятникам древнерусской письменности известно с XVI века в значении «жидкое кушанье, род супа».


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.