Открытый урок литературного чтения во 2 классе М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Пояснительная записка к презентации
"Красноярская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Никифоровича Кошкарова" - филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Уватская средняя общеобразовательная школа» Уватского муниципального района
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
«Ребята и утята»
подготовила
учитель начальных классов
Лиховец Зинаида Сергеевна
с. Красный Яр
2017
Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»
Класс: 2.
Цели урока:
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.
Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход, сингапурские технологии.
Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, телевизор, видеоролик.
Презентация к уроку
PPTX / 3.58 Мб
І. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. А теперь поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь.
Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.
Давайте вспомним правила делового сотрудничества.
(на доске)
Учащиеся.
- Уважать чужое мнение;
- быть внимательными;
- соблюдать тишину (работать вполголоса);
- слушать и слышать друг друга.
II. Проверка домашнего задания.
Сначала давайте проверим домашнее задание. С.129 наизусть (3-4 человека). Молодцы.
III. Актуализация знаний
А сейчас внимание на экран. (Видеоролик о животных)
- Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")
- Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)
- Что нас связывает с ними общее? (жизнь)
IV. Изучение нового материала. СЛ.1
- Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин. (Биографию о Пришвине М.М. рассказывает заранее подготовленный ученик)
А теперь отгадайте ребус: СЛ. 2
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
- Как можно ласково назвать утку?
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
- Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Чирок – свистунок. СЛ.3
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.
ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)
А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами. В первой колонке напишите своё мнение на мой вопрос: Можно ли играть с дикими животными и птицами?
Отложите таблички, мы вернёмся к ним позже.
Знакомство с рассказом. Словарная работа.
Знакомство с текстом. СЛ.4
– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Аудиозапись).
– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.
- О ком этот рассказ?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
2.Словарная работа. СЛ. 5-9
- Как вы понимаете значение этого слова?
ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?
Физкультминутка СЛ. 10
Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
Работа над рассказом. СЛ. 11
1 часть
- Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)
2 часть (вслух по цепочке.) СЛ.12
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?
– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)
3часть «Чтение по абзацам» СЛ.14
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому? (Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? ( Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)
– Докажите строчками из произведения. (Радостно снял я шляпу и помахав…)
– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…)
Составление плана СЛ.15
А сейчас самостоятельно озаглавьте каждую часть и кратко расскажите о чём в ней говорится
1) Куда отправилась уточка с утятами?
2) Что случилось с ними во время путешествия?
3)Какова главная мысль 3 части?
IV. Закрепление. КОНЕРС (сингапурская технология)
Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы.
Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.
Молодцы. Присаживайтесь на свои места.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Добрый пример лучше ста слов.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
Кто скоро помог, тот дважды помог
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?
– А кто нет? Почему?
- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?
ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)
А сейчас давайте с вами снова вернёмся к нашим таблицам. В начале урока каждый из вас написал своё мнение на вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами?
Сейчас, если ваше мнение изменилось запишите его во вторую колонку и объясните почему вы изменили своё мнение.
V. Итог.
Давайте подведём итог:
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.16
-Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части. СЛ.17
VI. Рефлексия. Оцените свою работу используются сигналы
- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.
Мне очень грустно, я не всё понял
Напоследок мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Слайд 18)
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Урок окончен. Спасибо.