«Сказки-шумелки» как средство развития слухового внимания у дошкольников на музыкальном занятии
«Сказки-шумелки» как средство развития слухового внимания у дошкольников на музыкальном занятии».
Исследуем и изучаем мир звуков.
Шульга Ольга Николаевна, музыкальный руководитель.
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию метроритмического чувства, мелкой моторики рук.
Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
Образовательные задачи:
Знакомить с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.
Формировать представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты.
Способствовать пробуждению интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к музыкальному искусству посредством игры на музыкальных инструментах.
Воспитывать в детях чувство понимания прекрасного через музыкальное искусство.
Природа щедро наградила человека, она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков. Сказки-шумелочки с красивой музыкой, выразительными детскими голосами и забавным шумовым оформлением обеспечивают эффективные развивающие занятия с детьми.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Что бы ваша сказка получилось интересней можно иллюстрировать ее разными картинками, фотографиями или создать презентацию.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
Играя на шумовых инструментах дети:
совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в игре, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Литература:
Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001 г
Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.
Кияйкина Наталья Федоровна