12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Малышева Надежда Андреевна18
Россия

Музыкальные занятия как средство духовного развития и психического

оздоровления школьников



Н.А. Малышева

Учитель музыки СОШ 342 С.-Петербург



В данной статье рассматриваются несколько взаимосвязанных вопросов: музыкальное образование, музыкальное воспитание, музыкальная психология и лечебная педагогика.

Универсальным средством введения ребёнка в мир Любви, Красоты, Истины и всеобщего Блага является музыка, интегрирующая с другими видами искусства и с наукой.

«Значение музыки – сказал выдающийся композитор-педагог Д.Б. Кабалевский, - далеко выходит за пределы искусства.

Также как литература и изобразительное искусство, музыка вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь лучшим и ничем незаменимым средством формирования их духовного мира.»

Но что есть музыка? Какова её роль?

Музыка - предмет образования или воспитания? В чем же проявляется её благодатное влияние на человека? Как сделать, чтобы музыка, её ценности (и физические и духовные) в полной мере оказывали свое благодатное влияние на всех участников процесса учения: учителя, ученика, семью, общество?

Эти и другие вопросы мы ставим перед собой.

Из вопросов исходят и задачи: общечеловеческие, познавательные, мировоззренческие и, конечно, музыкально-педагогические.

Определять названные вопросы друг от друга можно только при следственно-понятийном их рассмотрении. На практике же они выступают в органическом единстве. Все они одновременно и суть, и цели, и средства в непрекращающемся ни на мгновенье жизнепотоке всеобщего процесса обучения.

Музыкальное искусство — это социальное явление, оно вносит свой специфический вклад в решение основной задачи – формирование всесторонне развитой личности.

Специфика музыки как эстетического явления заключается в многостороннем, целостном воздействии на личность. Это положение имеет важнейшее значение для определения направленности музыкального обучения.

Творческой основой содержания музыкальной культуры является музыкальная классика, народное искусство, современная музыка.

Позиция Д.Б. Кабалевского в наибольшей мере созвучна идеалам нашего времени.

Рассмотрим содержание музыкальной культуры в соотношении с психологическими возможностями развития современного школьника. Если исходить из обучения как процесса взаимодействия учителя и учащихся, то с одной стороны, учитель руководствуется в своей деятельности прежде всего целью музыкального обучения, с другой стороны, учащихся в процессе овладения музыкальной культурой формируются определенные качества личности. В этой связи можно выделить два основных вопроса:

В какой педагогической форме должно быть представлено содержание музыкальной культуры, чтобы оно было доступно школьнику, отвечало бы его психическим возможностям и воздействовало на формирование его личности?

Какие качества личности предстоит формировать у школьника в результате овладения музыкальной культурой?

Психические возможности детей необходимо рассматривать с учетом потенциала развития личности и тех требований, которые предъявляются школой к результатам педагогического процесса. Психология опирается на положение эстетики, которые характеризуют музыкальную деятельность как деятельность духовную, как форму художественного общения, отражение и познание действительности. А развитие потребности в музыке, эстетического вкуса обусловлено воспитательной функцией музыки, которая воздействует на все «этажи» психики человека.

В условиях начальной и средней школы духовный диалог культур, возникающий при духовной коммуникации музыки, детей и учителя, становится содержанием учебного процесса. «В центре внимания учителя должно быть ни столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях» (Л.В. Горюнова). Это главный результат творческой деятельности учителя.

Начиная с младшего школьного возраста учитель начинает закладывать фундамент, основы духовной культуры, музыкальной образованности, которые формируют эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства.

Именно музыка является благодатной почвой для становления личности. Социологи обратили внимание на то, что с точки зрения «объема потребления» музыка в наши дни обгоняет другие виды искусства.

В своей практике, на протяжении многих лет работы со школьниками разных возрастов, находясь в постоянном поиске, я стремилась найти такую педагогическую концепцию, которая бы исходила из музыки и на музыку опиралась. Те принципы, методы и приемы, которые выдержали проверку временем, я взяла за основу в своей работе, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения. Постепенно анализируя успехи и неудачи, я пришла к глубокому убеждению, что музыкальные занятия в школе являются не только средством эстетического воспитания, но и глубоким психологическим процессом развития, формирования и оздоровления личности школьников. Поскольку музыкальные занятия всегда имеют психологические предпосылки, систематизируют особую сферу психики детей и подростков – сферу их чувств, ощущений, восприятий и сопровождаются эстетическим переживанием, работа с детьми оказалась не простой, а трудной, но в то же время интересной. В связи с этим возникла необходимость изучения музыкальной психологии.

Работа в этом направлении высветила ряд других проблем и ряд интереснейших находок. Размышляя над вопросом, почему большинство молодых привлекает только одна небольшая часть музыкального искусства рок-музыки, а всё остальное отвергается, я пришла к выводу, что помощи надо искать у психологов, надо изучить исследования механизмов психофизиологического воздействия музыки на человека. Познакомившись с заключениями специалиста-психолога Л.П. Новицкой, которая много лет изучала эту проблему, я узнала:

«Гармонично развитым можно считать того человека, у которого оба полушария мозга работают системно. Нарушения между правым и левым ведет к такому изменению, когда тормозится психическое развитие, нарушается инициативность, эмоциональный тонус человека, способность творчески мыслить. Казалось бы, - продолжает она, - какое отношение имеют эти научные медицинские рассуждения о музыке?»

Оказалось - самое непосредственное.

Ученые доказали, что серьезная музыка – классика – является эффективным средством регуляции системности работы двух полушарий мозга. То есть стало очевидным, что в стимуляции творческих способностей школьников серьезная музыка играет большую роль, так как коэффициент её акустического потока очень велик. Такой звуковой сигнал будет повышать системность работы двух полушарий мозга, даря человеку состояние обещающее творческий процесс, процесс мышления, инициативность в поведении.

В то время как произведения рок-музыки, дискомузыки современной эстрады, физические параметры звуковой информации которых не позволяют улучшать системность работы двух полушарий мозга, так как коэффициент их воздействия очень низок. Интерес подростков к такой музыке безусловно явление само по себе естественное. Мы не можем себе представить молодежь не способную веселиться и танцевать. И проблема здесь не в том, что молодые люди не хотят быть скучными! Но серьезная проблема возникает тогда, когда становясь постепенно единственной духовной потребностью, развлечением, неизбежно ведет к пресыщенности, умерщвляя в конце концов все эстетические идеалы. Так формируется своеобразный тип эстетически извращенного человека, не способного к активному, творческому восприятию настоящего великого искусства, не воспринимающего ни больших мыслей в нем заключенных, ни глубоких чувств. Так великое благо современной культуры становится и её великим злом.

Кроме того, исследования отечественных и западных специалистов свидетельствуют об отрицательных эффектах воздействия современного рока, поп-музыки на молодёжь, сходных с воздействием наркотических и психотропных средств (Дж.Даймонд, С.В. Щербаков, Л.П. Новицкая и др.). Слушание такой музыки порождает повышенную эмоциональную напряженность, приводит детей к нервным расстройствам и асоциальному поведению. Таких примеров много.

Более того, другой характерной чертой нашего времени является болезнь развивающегося молодого человека – это эмоциональная глухота, когда способность глубоко задумываться, мыслить, тонко чувствовать и воспринимать встречается всё реже. И сегодня музыкальная среда в результате средств массовой информации приобрела (по крайней мере для молодёжи) экологическое значение.

Таким образом, ценность настоящей классической музыки очевидна и бесспорно роль её возрастает.

А вот теперь вспомним о серьезной музыке и попробуем рассмотреть, почувствовать, что могла бы дать, и что может дать музыка как явление, как искусство, на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего возраста.

Более того, попробуем взглянуть на неё в связи с проблемами здоровья детей на сегодняшний день, в связи с социальными, психологическими, духовными, творческими проблемами общения и семьи.

Мы не станем отрицать, что перегрузки в школе порождают эмоциональную напряженность в детях, приводят к нервным срывам и асоциальному поведению, неусвоению школьной программы.

При этом, как правило, снижается уровень активности, внимания, памяти, мышления и воображения.

Хочу отметить, статистика подтверждает, что здоровье детей из года в год не улучшается. Поэтому в школе очень важна такая социальная среда, которая бы способствовала нормальному психическому развитию школьников, более полной реализации их способностей, но вместе с тем она повысила бы степень воздействия на характер, настроение и психическое здоровье. И в этом большую роль могут и должны сыграть музыкальные занятия, которые помогут излечить от эмоциональной глухоты.

Отсюда вытекает важнейшая задача – ввести школьников в чудесный мир музыкального искусства с детства, в период наиболее обостренных эмоциональных восприятий, в годы, когда в картинах природы, в музыке, они сознательно ищут отзвук своим личным чувствам, мыслям, переживаниям.

На своих занятиях я знакомлю детей не с модными новинками музыки, а с более доступной – народной, русской, национальной, зарубежной классикой, доступной для восприятия, тщательно отбирая их. Тактично увожу детей от преклонения перед мимолетной «модной» музыкой в мир красоты, добра, истины и духовного богатства, в мир чудесных музыкальных образов, где царит душевное равновесие и наслаждение прекрасным.

Только любовь и привычка к подлинному искусству способны стать надежным иммунитетом против духовной нищеты, дурного вкуса, пошлости и сохранить психическое здоровье школьников. Центром внимания становится духовный мир ребенка.

Благодаря постоянным наблюдениям за детьми приобретается педагогическое чутье, которое позволяет мне оценивать ситуацию на уроке, во внеурочное время, определять внутреннее состояние каждого ребенка, интуитивно находить правильные решения проблем, способы и методы педагогического воздействия.

Для достижения целей и задач необходимо было овладеть навыками исследовательской работы. Анализируя, тщательно отбирая музыкальный материал для исполнения и слушания, я учитываю подготовленность детей к восприятию, определяю уровень сложности, степень воздействия музыки на детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, отслеживаю результаты.

Одной из важных особенностей музыкальных занятий – это возможность глубокого человеческого общения на её основе. Умение заряжать своей энергией помогает включать учащихся в различные виды деятельности.

Под моим воздействием создается особая атмосфера, которая волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания.

Она усиливается в выразительности сказанных слов, мимике, жестах, интонациях, тактильном общении. Для физического оздоровления детей я включаю элементы психогимнастики. Во время исполнения песен, попевок ребята танцуют, жестикулируют, имитируют игру на музыкальных инструментах.

На таких занятиях объединяются и развиваются такие психические процессы, как мышление, эмоции, движения, чувства. Песни – игры доставляют детям массу удовольствий, они включают фантазию, развивают образное мышление, улучшают ритмичность движений. Иногда приходится выступать в роли психотерапевта.

На уроках и музыкальных занятиях наблюдая за психологическим и физиологическим развитием, я заметила, что совместное музицирование – игра в оркестре, ансамбле, пение в хоре прекрасно решают многие психологические проблемы, проблемы общения. Застенчивый ребенок может участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни, творческий может проявлять на деле свою фантазию.

Художественные возможности каждого при совместном музицировании повышаются во много раз, успех равно выпадает всем, дети чувствуют ценность каждого в общем деле.

Поразителен терапевтический эффект ещё и тем, что музыкальный инструмент в руках ребенка – это его личный психотерапевт. Игра на свирели лечит нарушения дыхания. Вплоть до астмы, координационные нарушения, нарушения слуха, гипер- и гиподинамию. Игра концентрирует внимание, расслабляет и сбрасывает нервное напряжение.

Хоровое пение несет не только образовательную функцию, но и активизирует психическую деятельность, выразительность и эмоциональность. Хоровое исполнительство осуществляет дыхательную гимнастику, укрепляет сердце. Сопереживание при исполнении песни помогает всколыхнуть мысли, чувства, эмоции школьников.

Использование музыки в лечебных целях имеет тысячелетнюю историю, наблюдения врачей показали, что в комплексе с другими средствами лечения, способствуют выздоровлению музыкальные программы, составленные из произведений Баха, Бизе, Бетховена, Брамса, Мендельсона, Шопена, Рахманинова и др. Благотворно влияет на здоровье народная и легкая музыка, а звучание флейты-пикколо и кларнета улучшают кровообращение.

Рассказывая детям об этом, о роли и назначении классической музыки в жизни человека, о её лечебных свойствах, дети начинают относиться к ней с большим вниманием и уважением. И в этом её огромная воспитательная роль.

И хочется верить в то, что я смогу приблизить ребят к пониманию искусства – музыки, о котором хорошо сказал Гоголь:

«О будь же нашим хранителем,

Спасителем музыка

Не оставляй нас!

Буди чаще наши меркантильные души…»











Использованная литература:

С.С. Балашова В.В. Медушевский «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993 г.

Э.Б. Абдуллин «Теория и практика музыкального обучения в школе» 1993 г.

И.П. Мильто «Поговорим о музыке», 1989 г.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.