Методические рекомендации на тему «Инновационный процесс как объект управления»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
При работе образовательной организации в инновационном режиме (в отличие от режима функционирования) появляются инновационные риски. Для их снижения необходимо понимать различия между деятельностью образовательной организацией в состоянии функционирования и в режиме развития (см. табл.).
Таблица.
Сравнительная характеристика деятельности
образовательных организаций,
работающих в состоянии функционирования и в режиме развития
Параметры сравнения |
Режимы жизнедеятельности образовательной организации |
|
Традиционный (режим функционирования) |
Инновационный (режим развития) |
|
1. Объект управления |
Образовательный процесс, а также процессы, обеспечивающие его стабильность |
Инновационный процесс (процесс освоения новшеств в содержании образования, в части методик и технологий, в организации образовательного процесса, в системе управления) и обеспечивающие его эффективность процессы |
2. Характеристика образовательной деятельности |
||
2.1. Цели и задачи |
Воспроизводство наработанного опыта (практики образования), поддержка и использование имеющегося потенциала образовательной организации, обеспечивающего сохранение достигнутых результатов его деятельности |
Создание или освоение нового опыта (практики образования), наращивание потенциала, обеспечивающего повышение качества дошкольного образования и как процесса, и как результата |
2.2. Содержание образования |
Использование традиционных идей, знаний основ наук, изучение традиционных учебных дисциплин |
Использование новых идей, новых научных знаний, обновление основной и дополнительных образовательных программ дошкольного образования |
2.3. Методики и технологии обучения и воспитания |
Использование освоенных в прежние годы методик и технологий обучения и воспитания, ориентированных на поддержку достигнутых результатов деятельности образовательной организации |
Освоение и разработка новых методик, технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, ориентированных на получение современного качества дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС ДО |
2.4. Организация образовательного (учебно-воспитательного) процесса |
Сохранение имеющейся организации образовательного процесса |
Экспериментальное освоение новых способов организации образовательного процесса (организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализация основной образовательной программы дошкольного образования в условиях школы с дошкольными группами и пр.) |
3. Условия образовательной деятельности |
||
3.1. Нормативно-правовое обеспечение |
Использование типовых документов, регламентирующих стабильную деятельность образовательной организации в режиме функционирования |
Разработка и утверждение пакета оригинальных, учитывающих специфику образовательной организации документов (устава, локальных нормативных актов, концепции и программы развития и др.), а также документов, необходимых для организации деятельности экспериментальной (инновационной, пилотной и пр.) площадки на базе образовательной организации и пр. |
3.2. Кадровое обеспечение |
Поддержка квалификационного уровня сложившегося педагогического коллектива для получения стабильных результатов образования на основе использования традиционных методик, технологий, программ |
Специальная профессиональная подготовка кадров до необходимого уровня для реализации ФГОС ДО, сотрудничество с научными кадрами и другими специалистами, необходимыми для эффективной деятельности образовательной организации в инновационном режиме |
3.3. Научно-методическое обеспечение |
Использование традиционных программ, дидактических материалов и пособий, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих выполнение требований сегодняшнего дня |
Разработка и освоение новых программ, дидактических материалов и пособий и соответствующих им технологий обучения, воспитания и развития, создание адаптивной методической службы, организация исследовательской работы педагогов, сотрудничество с научными консультантами и пр. |
3.4. Мотивационное обеспечение |
Поддержка благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, необходимого для организации деятельности образовательной организации в режиме функционирования |
Организация специальной деятельности по изучению ведущих мотивов педагогов, их ценностей, устремлений, потребностей для того, чтобы обеспечить их целенаправленное стимулирование к инновационной деятельности |
3.5. Финансовое обеспечение |
Обеспечение деятельности образовательной организации в рамках бюджетных финансовых средств |
Определение сметной стоимости программы развития, инновационных проектов и изыскание в соответствии со сметами новых бюджетных и внебюджетных источников (поиск спонсоров, оказание платных образовательных услуг, платное повышение квалификации педагогов других образовательных организаций на основе авторских программ повышения квалификации и др.) |
3.6. Материально-техническое обеспечение |
Поддержка на достаточном для организации образовательного процесса в традиционном режиме уровне имеющейся материально-технической базы |
Развитие материально-технической базы, необходимой для организации образовательного процесса в инновационном режиме для достижения нового качества дошкольного образования |
4. Субъект управления |
Как правило, это только администрация образовательной организации при слаборазвитых функциях органов педагогического и родительского самоуправления. Принцип единоначалия преобладает над принципом коллегиальности в управлении |
Все участники инновационного процесса: администрация образовательной организации, педагоги, родители, спонсоры, общественность, наделенные реальными правами, обеспечивающими субъектные функции всех участников процесса развития |
Таким образом, в деятельности образовательных организаций, работающих в режиме функционирования и в режиме развития, имеются существенные различия.
Поскольку инновационной деятельности присущи такие свойства, как высокая степень риска, дискретность (разрыв во времени), низкая степень управляемости, значимость организации управления инновационной деятельностью образовательных организаций значительно увеличивается.
Понятия «инновационная деятельность» и «деятельность образовательной организации в инновационном режиме» не являются тождественными.
Первое понятие – «инновационная деятельность» – указывает на деятельность социального субъекта, направленную на организацию и реализацию только инновационного процесса. Понятие «деятельность образовательной организации в инновационном режиме» отражает всю ее деятельность, направленную на реализацию различных процессов: образовательного, инновационного и др.
Таким образом, понятие «деятельность образовательной организации в инновационном режиме» (в режиме развития) является более широкое по сравнению с понятием «инновационная деятельность образовательной организации». И наоборот, инновационная деятельность образовательной организации направлена на организацию только одного из всех процессов, протекающих в нем – инновационного, а потому соответствующее понятие является более узким по отношению к понятию «деятельность общеобразовательной организации в инновационном режиме». По сути, организация инновационной деятельности является признаком того, что образовательная организация работает в режиме развития.