Урок по математике в 4 классе «Скорость. Время. Расстояние»
Ф.И.О. автора урока: Дудина Галина Викторовна
Тема урока: Скорость.Время. Расстояние
Основная идея урока: Урок открытия новых знаний. Через создание проблемной ситуации (используются движущиеся модели машин) вводится понятие "скорость". Работая в группах, учащиеся будут выяснять взаимосвязь величин и выводить формулы для их нахождения. Затем будет происходить проверка выведенных формул. Цель урока: создание условий для развития познавательной активности учащихся через "открытие" новой величины в процессе практических действий с предметами.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будет формироваться мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Обучающийся получит возможность для развития рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся будет учиться с помощью учителя планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Обучающий получит возможность научиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Коммуникативные УУД
Обучающийся будет учиться слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Обучающий получит возможность научиться излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку происходящему.
Познавательные УУД
Обучающийся овладеет начальными сведениями о сущности и особенностях процесса движения в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»; базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умением работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Обучающийся получит возможность овладеть способами выполнения заданий поискового характера; логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач
Предметные результаты
Обучающийся научится использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих процессов; решать текстовые задачи.
Обучающийся получит возможность овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
План наблюдений группы. Создан для организации групповой работы во время решения проблемной ситуации
Стартовый лист для выяснения потребностей учеников. Используется технология эффективного чтения (инсерт)
Лист оценивания работы в группе
Интерактивный лист “Собери пирамиду” Проверка понимания
Упражнение в решении задач в сервисе Learningapps.org
Упражнение в составлении задач в сервисе Learningapps.org
Виды учебной деятельности:
моделирование реальной жизненной ситуации (гонки на спортивных машинах);
анализ движущихся объектов с целью выделения характеристик, влияющих на процесс движения;
моделирование формул движения;
наблюдение за изменением решения задачи при изменении её условия;
исследование взаимозависимости величин “скорость”, “время”, расстояние”;
индивидуальная работа с интерактивными пособиями в модели 1 ученик: 1 компьютер.
Учебные ситуации
1. Распределение ролей в группе.
Предварительно детей следует разделить на группы по 4-5 человек. Обучающимся выдаётся план наблюдений группы. Просмотр фрагмента видеофильма о соревнованиях на гоночных машинах (10-15 с).
Учитель. Что увидели?
Ученик. Это гонки (гоночные машины едут и т.д.)
Учитель. Что такое гонки?
Ученик. Это соревнования.
Учитель. Кто участвует в соревнованиях?
Ученик. Пилоты.
Учитель. Кто следит за временем и соблюдением правил?
Ученик. Арбитры.
Учитель. Кто фиксирует результат?
Ученик. Секретарь.
Учитель. Кто устраняет технические неполадки?
Ученик. Инженер, техник.
Учитель. У нас тоже сегодня соревнования. Распределите роли в ваших группах.
Наши пилоты соревнуются на гоночных машинках. Мы выявим победителя на короткой трассе.
2. Наблюдение за движущимися объектами с целью знакомства с новой величиной - скоростью.
(Соревнования лучше перенести в рекреацию, коридор, спортзал и т.д. Проводятся соревнования на короткой трассе с фиксацией времени движения. Результаты фиксируются на доске)
Учитель. Проанализируйте то, что вы видели, по плану и постарайтесь ответить на вопрос.
(Ожидается, что в речи детей прозвучит слово “скорость”, т.к. эта сторона процесса движения знакома детям)
3. Фиксация противоречий в знаниях о процессе движения (инсерт)
4. Работа с учебником: нахождение недостающих данных о скорости, её взаимосвязи с другими величинами.
5. Наблюдение за взаимосвязью скорости, времени, расстояния.
6. Решение задач на движение с реальным жизненным контекстом в сервисе Learningapps.org.
7. Составление задач на движение в сервисе linoit.com
8. Рефлексия: 1) работа с интерактивным листом “Собери пирамиду”; 2) заполнение листа оценивания работы в группе
Средства достижения новых образовательных результатов
1. Метод моделирования:
соревнования на гоночной трассе (проводится вне стен классной комнаты)
формулы движения
2. Деятельностный метод: самостоятельное открытие новых знаний
3. Диалоговый метод: работа в группах
4. Технология развития критического мышления: эффективное чтение для выяснения потребностей обучающихся
5. Технология проблемного диалога: формулирование темы урока, постановка проблемы
6. Технология оценивания учебных успехов: самооценка, оценивание работы в группе
7. Работа с интерактивными пособиями в модели 1 ученик: 1 компьютер: работа в сервисе Learningapps.org
8. ИКТ: компьютеры с выходом в Интернет
9. Печатные средства обучения: учебник математики
10. Нестандартная расстановка школьных парт: групповая работа