Конспект открытого урока математики в 4 классе на тему «Скорость. Связь скорости, времени и расстояния»
Пояснительная записка к презентации
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
ТЕМА:
СКОРОСТЬ.
ЕДИНИЦЫ СКОРОСТИ.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ, ВРЕМЕНЕМ И РАССТОЯНИЕМ.
в 4 Б классе МБОУ «Школа № 13»
Учитель I квалификационной категории:
Романова Е.Н
Рязань, 2019
Тема: «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием»
Цель: познакомить обучающихся с понятием скорость, помочь установить взаимосвязь между величинами скорость, время, расстояние.
Задачи:
научить определять скорость движения тел;
познакомить с единицами измерения скоростей;
способствовать формулировке правила нахождения скорости, используя числовые данные о времени и расстоянии;
научить пользоваться формулой нахождения скорости движения для решения задач на движение.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
делать выводы на основе обобщения умозаключений;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью;
способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;
осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
осуществлять контроль и оценку результатов.
Личностные УУД:
желание познавать, открывать новое, осваивать новые действия;
готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия.
придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как себя вести, опираясь на общие для всех правила поведения.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;
умение выражать в речи свои мысли и действия;
умение осуществлять совместную деятельность в малых группах;
умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с заданием для работы в парах, мнемонические треугольники по количеству учащихся, шкатулка с угощением, шаблоны для проведения рефлексии.
№ п/п |
Этапы урока |
|
Деятельность обучающихся |
Примечания |
1 |
Организационный момент. 1 мин |
- Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? - Да, все, что вы сказали, верно: и на улице солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Нас с вами сегодня ждут интересные события и важные открытия. И поэтому прежде чем мы начнем урок, я хочу пожелать вам успехов и хорошего настроения. Помните – у вас всё получится, только нужно быть внимательными и помогать друг другу. Итак, удачи! Начнем урок. |
Предположения детей: потому что вы хотели быстрее с нами встретиться; потому что сегодня светит солнце; потому что скоро выходные… Обучающиеся настраиваются на работу. |
Электронная презентация. Слайд 1 Приветствие |
2 |
Введение в тему урока. 2 мин |
- Сейчас я включу нашу волшебную доску, и на ней мы увидим тему нашего урока. - Что это? Вчера, когда я выключала компьютер, все было в порядке. И на моем компьютере никакого пароля нет. Как быть? Как угадать пароль? - Давайте-ка вспомним, в какой школе и в каком классе мы учимся. Введем эти данные. Попробуем? - Смотрите-ка, у нас получилось! И фраза какая-то очень знакомая. Вот только никак не могу вспомнить, откуда она. А вы вспомнили? - И правда, как я могла забыть…Но в этой фразе чего-то не хватает. Чего именно? Куда поставить запятую? - Помните, в сказке от этого сложного решения зависела жизнь главного героя. Как его звали? - Давайте поставим эту запятую. А вдруг что-нибудь интересное произойдет? |
Учитель включат экран. На экране возникает окошко для ввода пароля. Дети предлагают варианты решения проблемы. Получается фраза: «Казнить нельзя помиловать». Дети называют книгу, из которой взята фраза – «В Стране невыученных уроков». - В этой фразе не хватает запятой. - Виктор Перестукин Один из учащихся ставит в предложении запятую. Открывается следующий слайд. |
Слайд 2 Заставка с окошком для ввода пароля. Слайд 3 Фраза «Казнить нельзя помиловать». Слайд 4 Сюжеты из книги Л.Гераскиной «В Стране невыученных уроков». |
3 |
Актуализация знаний. 5 мин |
- Друзья мои, посмотрите на эти изображения. О чем они вам напоминают? Какие же ошибки совершил Витя в удивительной волшебной стране? - Вы перечислили почти все Витины ошибки. И только об одной забыли. - Рассмотрите этих старичков. Что необычного в их внешнем виде? Что же с ними произошло? - Я напомню вам. Витя Перестукин решал задачу о двух школьниках – брате и сестре, которые вышли из двух сел навстречу друг другу. В задаче необходимо было сосчитать, через какое время ребята встретятся. Но Витя, как всегда, что-то напутал, решил задачу неправильно. В результате у него получилось, что брат и сестра должны встретиться через 60 лет, представляете? Вот и шли они по дороге долгих 60 лет, состарились, а все никак не встретятся. Грустная история… - Ребята, надо Вите помочь. Для этого нужно правильно решить задачу – и тогда старички-пионеры снова станут молодыми, а Витя со своим верным котом Кузей вернутся наконец-то домой. - Ну как, поможем? Тогда за работу! - Сегодня нам придется встретиться с трудностями, а может даже и с опасностями. Прежде чем отправиться в путь, давайте немного разомнемся, потренируем наш мозг. - У нас сегодня необычный урок, поэтому и задачи будут не совсем привычные. И проверять правильность решения, мы тоже будем необычно – используем для этого интерактивную доску и нашу знакомую волшебную трубу. Влетит в трубу вопрос задачи, а вынырнет верный ответ. Итак, начнем: 1) Витя Перестукин сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут он ковырял в носу и думал о мороженом. 10 минут искал в портфеле ластик, чтобы стереть в учебнике неприличную картинку, на рисование которой затратил перед этим 40 минут. Остальное время Витя писал словарные слова. Сколько времени ушло у Вити на написание словарных слов? 2) После того как Витя, убирая свою комнату, вымел из нее 12 кг мусора, за веник взялась мама и вымела из этой же комнаты в 2 раза больше мусора. Сколько всего мусора было выметено из Витиной комнаты? 3) В воскресенье Витя был в зоопарке. Больше всего ему понравился слон. Площадь уха слона равна 1 кв.м. Найдите площадь ушей 12-ти одинаковых слонов. - Чем похожи все эти задачи? Какие еще величины вам известны? |
Дети вспоминают математические ошибки героя книги. Дети рассказывают о неправильно решенной Перестукиным задаче про двух пионеров. Учащиеся решают веселые задачи из учебника Г.Остера, проверяют правильность ответов с помощью интерактивного приема «Волшебная труба». - В них идет речь о величинах. - Объем, длина… |
Слайд 5 Старички - пионеры Слайды 6,7, 8 Интерактивный прием «Волшебная труба» |
4 |
Самоопределение к деятельности. 3 мин |
- А теперь другое задание. Давайте вместе заполним вот эту таблицу на доске. Необходимо распределить каждую единицу измерения в нужный столбик с названием величины, в порядке возрастания. - Проверьте еще раз - всё ли верно? - Вам не кажется, что мы о чем-то забыли? - Почему эта единица не нашла в таблице своего места? - Кто-нибудь из вас встречал подобные единицы измерения? Для чего они используются? |
Вызванные учащиеся заполняют таблицу величин на интерактивной доске. Остальные учащиеся контролируют правильность выполнения задания. - Одной из единиц измерения не нашлось места в таблице. Предположения детей. |
Файл Smart Notebook Таблица величин Приложение 1 |
5 |
Подведение к теме урока. Постановка целей. 1 мин |
- Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя? - Верно. А какова наша цель сегодня? |
Дети озвучивают тему и предполагают цели урока. |
Слайд 9 Цели урока |
6 |
Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. 9 мин |
- Друзья мои, вспомните, пожалуйста, каким способом Витя и его кот Кузя путешествовали по Стране невыученных уроков? - Вы часто передвигаетесь пешком? – Представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберете: велосипед или автомобиль? Почему?
- Что вы сравниваете у этих объектов? – А измерить скорость можно? Как в автомобилях называется прибор, измеряющий скорость? Можно ли назвать скорость величиной? - Вот вам такое задание. Вам надо рассудить спор двух друзей Вити – Миши и Игоря. Они не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах, ведь на лыжах спидометры не устанавливаются. Прочитайте задачу и попробуйте ее решить. Миша прошёл на лыжах 80 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Кто из них двигался с большей скоростью? – Попробуйте разрешить спор ребят и назовите имя мальчика, который, по вашему мнению, бежал быстрее. - Кто решил задачу? - Какое имя вы записали? – Что же получилось? - Вы можете обосновать свой ответ?
– Кто сможет доказать правильность своего решения?
- Почему у остальных не получилось? В чем затруднение при решении этой задачи?
– Почему вы применили именно это правило нахождения скорости? - Откуда вы его знаете? - Значит, нам нужно вывести формулу, по которой можно было бы легко находить скорость, зная время и расстояние. Для этого представим себя путешественниками. Предположим, что мы путешествуем на автомобиле. За 2 часа мы проехали 120 км. Давайте изобразим наши действия с помощью схематического чертежа. - Покажите на схеме, где находился наш автомобиль через час после начала движения. Почему именно здесь? -Сделайте вывод: сколько километров мы проехали за 1 час? - Нам известно время – 2 часа, известно расстояние – 120 км. Подумайте, каким действием нужно найти скорость, чтобы показать взаимосвязь между величинами. - Сколько же наш автомобиль проезжает за час? Как назвать эту величину? – Так что же такое скорость? Выберите правильное объяснение.
- Верно, скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени. - С помощью какого действия мы вычислили скорость? От каких величин зависит скорость? В математике принято обозначать скорость, расстояние и время латинскими буквами v, S и t. Запишем наше решение в виде буквенного выражения: v=S:t. Это и есть формула нахождения скорости. - Подумайте, как, используя формулу, найти расстояние, если известно время и скорость? Как найти время по известным скорости и расстоянию? - Итак, закончите предложение: чтобы найти скорость, надо…. .
-Мы сегодня на уроке самостоятельно открыли новое знание. Мы познакомились с новой величиной и научились ее вычислять. - А чтобы поскорее запомнить наши новые правила, я предлагаю вам использовать вот такой хитрый треугольник. Он поможет вам не запутаться и правильно определить каждую из величин, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Такой треугольник каждый из вас получит в конце урока. -Посмотрите, как нужно им пользоваться. (Далее учитель поясняет метод использования данного треугольника для запоминания формул).
- Попробуйте теперь догадаться, в каких единицах измеряется скорость. На доске вы видите несколько вариантов единиц измерения скорости. Не все они правильные. Выберите верные. Объясните свой выбор. - Вы отлично справились с заданием. Молодцы! |
- Пешком. Ответы детей. - Автомобиль, потому что он движется быстрее. - Скорость. -Можно, с помощью спидометра. - Можно.
Ответы учащихся. - Мы не можем доказать, что решили задачу правильно. - Мы не знаем, как находить скорость. - Мы знаем, что Миша за 20 с проехал 80 м, значит за 1 с он проезжает 80 : 20 = 4м, а Игорь за 1 с проезжает 45 : 15 = 3м. Значит, Миша едет быстрее. Ответы детей. Учащиеся выполняют чертеж у доски и в тетрадях. Ответы учащихся. - 60 км. Рассуждения учащихся. - 60 км, это скорость движения автомобиля. Дети выбирают второй вариант определения скорости. Рассуждения учащихся. -…расстояние разделить на время. Учащиеся выполняют задание учителя – называют возможные варианты единиц измерения скорости и поясняют свой выбор. |
Слайд 10 Спидометр автомобиля Слайд 11 Скорость – это расстояние.
Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.
Скорость - это время движения. Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Мнемонический треугольник Слайд 15 |
7 |
Динамическая пауза. 1 мин |
- Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся. -Немного отдохнули, садимся на свои места. -Поскольку у нас урок математики, то и отдыхать мы будем как математики. Я буду называть числа, а вы внимательно слушайте. Если моё число чётное – присаживайтесь на корточки скорее, а если нечетное – подпрыгивайте. Запомнили? Начнем! - Теперь изменим задание. Если число, которое я назову, делится на 10 – вы все дружно делаете хлопок в ладоши. Если не делится – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны! Начали! - Отдохнули? Занимаем свои места за партами. |
Учащиеся выполняют движения по содержанию динамической паузы. |
Слайд 16 Динамическая пауза |
8 |
Первичная проверка понимания. 3 мин |
- Теперь, когда мы умеем вычислять скорость, попробуем решить такую задачу. - Как вы думаете, какое самое быстрое животное на Земле? Самое быстрое животное на нашей планете – гепард. Расстояние в 300 км он преодолевает за 3 часа. Найдите скорость гепарда. -Справились? Проверьте себя по эталону на доске. - С какой же скоростью передвигается гепард? У кого получилась такая же величина? - Какие еще единицы измерения величин существуют? |
Дети решают задачу, затем проверяют себя по эталону на доске. |
Слайд 17 Изображение гепарда Слайд 18 Решение: 300:3 = 100 (км/ч) Ответ: скорость гепарда 100 (км/ч) |
9 |
Первичное закрепление. 5 мин |
1) –А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах карточки, на которых есть два столбика записей. В первом столбике указаны животные или транспортные средства, а во втором - значения скорости. Нужно подумать, посовещаться, все обсудить и соотнести предмет и значение его скорости, ничего не перепутав. Задание сложное, поэтому будьте внимательны. И помните, что вы работаете сообща, вместе, дружно – на общий результат. Вперед! - Проверим правильность ваших результатов с помощью эталона на доске. 2) - Ребята! Обратите внимание на доску – на ней различные значения скорости. Кто-нибудь из вас знает, что именно это за скорости? - Верно. Оказывается, среди вас есть ребята, которые знают не только математику. Это очень хорошо. |
Учащиеся выполняют задание, работая в парах. Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске. Учащиеся проверяют правильность своих ответов с помощью эталона на доске. Предположения учащихся. |
Раздаточный материал для работы в парах Приложение 2 Файл Smart Notebook Слайд 19 60 км/ч 300 000 км/с 5 км/ч 11 км/с |
10 |
Включение нового знания в систему знаний. 6 мин |
- Друзья! Теперь, когда мы владеем новым знанием и умеем находить скорость, как вы думаете – можем ли мы наконец помочь нашему другу Вите Перестукину? Старички-пионеры обязательно должны встретиться, не правда ли? Итак, послушайте ту самую, злополучную задачу, которую Витя так и не сумел решить правильно. - Из двух сел, расстояние между которыми 20 километров, вышли навстречу друг другу брат и сестра. Они шли с одинаковой скоростью 5 км\ч и встретились на середине пути. Через какое время брат и сестра встретятся? - По силам ли нам решить эту задачу? Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти ответ? - Как будете рассуждать? Поможет ли нам схематический чертеж? - Что нужно найти в задаче? Что для этого должно быть известно? Что из этого мы знаем? Чего не знаем? Как это можно найти? Далее учащиеся записывают решение задачи в тетрадях, один учащийся работает у доски. -Мы это сделали! Мы помогли старичкам-пионерам вернуться в детство, и, конечно же, выручили Витю. Теперь он тоже умеет решать подобные задачи. И надеюсь, больше никогда не попадет в страну Невыученных уроков.. - Вы, ребята, большие молодцы! Вы не только помогли ученику 4-го класса Виктору Перестукину вернуться домой, вы еще и новое знание открыли. Как вы думаете, пригодится ли вам формула нахождения скорости? В каких ситуациях она может вам пригодиться? |
Предположения учащихся.
В тетрадях и у доски выполняется схематический чертеж. Затем обсуждается алгоритм решения задачи. Решение записывается у доски и в тетрадях. |
Слайд 20 Текст задачи Слайд 21 Схематический чертеж Слайд 22 Сюжеты из книги Л.Гераскиной «В Стране невыученных уроков». |
11 |
Подведение итогов урока. 2 мин |
- К сожалению, наш урок подходит к концу. Чтобы помочь вам понять, успешно ли вы усвоили новое знание, предлагаю ответить на вопросы: 1) Согласны ли вы, что скорость измеряется в км/ч? 2) Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее. 3)Если мы знаем скорость и время в пути, то можем узнать … . 4) Чем больше скорость, тем… . 5) Если мы знаем расстояние и время в пути, то можем узнать… . -Отлично! Вы легко ответили на все мои вопросы.
|
Дети совместно с учителем подводят итоги урока, отвечая на вопросы. |
|
12 |
Рефлексия. 1 мин |
- Понравился ли вам наш урок? Чем мы сегодня занимались? Достигли ли мы цели урока? Что больше всего вам понравилось? - Сейчас я хочу попросить вас оценить свои успехи на уроке с помощью изображений вот такого прибора. Что это за прибор? Если ваша мысль на уроке была быстра и молниеносна, в все понимали и со всем справлялись – обведите на своем спидометре цифру 120. Если вы немного тормозили, но в целом все успели и поняли – цифру 60. Ну а если вы двигались так медленно, что теперь вам придется догонять остальных, обведите цифру 30. Я искренне надеюсь, что таких ребят очень мало. Не волнуйтесь, мы с вами обязательно поработаем дополнительно и догоним остальных. |
Ответы учащихся. Учащиеся оценивают свои успехи в работе на уроке. |
Слайды 23,24 Рефлексия. Оцените свои успехи. Шаблоны для рефлексии. |
13 |
Сообщение домашнего задания. 1 мин |
- А теперь запишем в дневники домашнее задание: с.5 №11, №12. -Благодарю за урок. Отдыхайте. |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание. |
Слайд 25 Домашнее задание: с.5 №11, №12. Слайд 26 Спасибо за урок! |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Единицы времени |
Единицы массы |
Единицы длины |
мм, кг, т, мин, км, км/ч, ц, дм, ч, сут.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Самолёт 12 км/с
Пешеход 70 км/ч
Черепаха 30 км/ч
Велосипедист 2 м/ч
Ветер 5 км/ч
Автомобиль 600 км/ч
Ракета 4 км/ч
Гусеница 15 м/с