12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Романова Екатерина Николаевна35
Россия, Рязанская обл., Рязань
0

Конспект открытого урока математики в 4 классе на тему «Скорость. Связь скорости, времени и расстояния»




Скорость
PPTX / 2.93 Мб

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

ТЕМА:

СКОРОСТЬ.

ЕДИНИЦЫ СКОРОСТИ.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ, ВРЕМЕНЕМ И РАССТОЯНИЕМ.

в 4 Б классе МБОУ «Школа № 13»


 

Учитель I квалификационной категории:

Романова Е.Н


 


 


 

Рязань, 2019

Тема: «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием»

Цель: познакомить обучающихся с понятием скорость, помочь установить взаимосвязь между величинами скорость, время, расстояние.

Задачи:

научить определять скорость движения тел;

познакомить с единицами измерения скоростей;

способствовать формулировке правила нахождения скорости, используя числовые данные о времени и расстоянии;

научить пользоваться формулой нахождения скорости движения для решения задач на движение.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

делать выводы на основе обобщения умозаключений;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью;

способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;

осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;

работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

осуществлять контроль и оценку результатов.

Личностные УУД:

желание познавать, открывать новое, осваивать новые действия;

готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия.

придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как себя вести, опираясь на общие для всех правила поведения.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;

умение выражать в речи свои мысли и действия;

умение осуществлять совместную деятельность в малых группах;

умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


 

 Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с заданием для работы в парах, мнемонические треугольники по количеству учащихся, шкатулка с угощением, шаблоны для проведения рефлексии.


 

п/п

Этапы урока

 

Деятельность обучающихся

Примечания

1

Организационный момент.

1 мин

- Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Нас с вами сегодня ждут интересные события и важные открытия. И поэтому прежде чем мы начнем урок, я хочу пожелать вам успехов и хорошего настроения. Помните – у вас всё получится, только нужно быть внимательными и помогать друг другу. Итак, удачи! Начнем урок.

Предположения детей: потому что вы хотели быстрее с нами встретиться;

потому что сегодня светит солнце; потому что скоро выходные…

Обучающиеся настраиваются на работу.

Электронная презентация. Слайд 1

Приветствие

2

Введение в тему урока.

2 мин

- Сейчас я включу нашу волшебную доску, и на ней мы увидим тему нашего урока.

- Что это?

Вчера, когда я выключала компьютер, все было в порядке. И на моем компьютере никакого пароля нет. Как быть? Как угадать пароль?

- Давайте-ка вспомним, в какой школе и в каком классе мы учимся. Введем эти данные. Попробуем?

- Смотрите-ка, у нас получилось! И фраза какая-то очень знакомая. Вот только никак не могу вспомнить, откуда она. А вы вспомнили?

- И правда, как я могла забыть…Но в этой фразе чего-то не хватает. Чего именно? Куда поставить запятую?

- Помните, в сказке от этого сложного решения зависела жизнь главного героя. Как его звали?

- Давайте поставим эту запятую. А вдруг что-нибудь интересное произойдет?

Учитель включат экран. На экране возникает окошко для ввода пароля.

Дети предлагают варианты решения проблемы.

Получается фраза: «Казнить нельзя помиловать».

Дети называют книгу, из которой взята фраза – «В Стране невыученных уроков».

- В этой фразе не хватает запятой.

- Виктор Перестукин

Один из учащихся ставит в предложении запятую. Открывается следующий слайд.

Слайд 2

Заставка с окошком для ввода пароля.

Слайд 3

Фраза «Казнить нельзя помиловать».

Слайд 4

Сюжеты из книги Л.Гераскиной «В Стране невыученных уроков».

3

Актуализация знаний.

5 мин

- Друзья мои, посмотрите на эти изображения. О чем они вам напоминают? Какие же ошибки совершил Витя в удивительной волшебной стране?

- Вы перечислили почти все Витины ошибки. И только об одной забыли.

- Рассмотрите этих старичков. Что необычного в их внешнем виде? Что же с ними произошло?

- Я напомню вам. Витя Перестукин решал задачу о двух школьниках – брате и сестре, которые вышли из двух сел навстречу друг другу. В задаче необходимо было сосчитать, через какое время ребята встретятся. Но Витя, как всегда, что-то напутал, решил задачу неправильно. В результате у него получилось, что брат и сестра должны встретиться через 60 лет, представляете? Вот и шли они по дороге долгих 60 лет, состарились, а все никак не встретятся. Грустная история…

- Ребята, надо Вите помочь. Для этого нужно правильно решить задачу – и тогда старички-пионеры снова станут молодыми, а Витя со своим верным котом Кузей вернутся наконец-то домой.

- Ну как, поможем? Тогда за работу!

- Сегодня нам придется встретиться с трудностями, а может даже и с опасностями. Прежде чем отправиться в путь, давайте немного разомнемся, потренируем наш мозг.

- У нас сегодня необычный урок, поэтому и задачи будут не совсем привычные. И проверять правильность решения, мы тоже будем необычно – используем для этого интерактивную доску и нашу знакомую волшебную трубу. Влетит в трубу вопрос задачи, а вынырнет верный ответ. Итак, начнем:

1) Витя Перестукин сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут он ковырял в носу и думал о мороженом. 10 минут искал в портфеле ластик, чтобы стереть в учебнике неприличную картинку, на рисование которой затратил перед этим 40 минут. Остальное время Витя писал словарные слова. Сколько времени ушло у Вити на написание словарных слов?

2) После того как Витя, убирая свою комнату, вымел из нее 12 кг мусора, за веник взялась мама и вымела из этой же комнаты в 2 раза больше мусора. Сколько всего мусора было выметено из Витиной комнаты?

3) В воскресенье Витя был в зоопарке. Больше всего ему понравился слон. Площадь уха слона равна 1 кв.м. Найдите площадь ушей 12-ти одинаковых слонов.

- Чем похожи все эти задачи? Какие еще величины вам известны?

Дети вспоминают математические ошибки героя книги.

Дети рассказывают о неправильно решенной Перестукиным задаче про двух пионеров.

Учащиеся решают веселые задачи из учебника Г.Остера, проверяют правильность ответов с помощью интерактивного приема «Волшебная труба».

- В них идет речь о величинах.

- Объем, длина…

Слайд 5

Старички - пионеры

Слайды 6,7, 8

Интерактивный прием «Волшебная труба»

4

Самоопределение к деятельности.

3 мин

- А теперь другое задание. Давайте вместе заполним вот эту таблицу на доске. Необходимо распределить каждую единицу измерения в нужный столбик с названием величины, в порядке возрастания.

- Проверьте еще раз - всё ли верно?

- Вам не кажется, что мы о чем-то забыли?

- Почему эта единица не нашла в таблице своего места?

- Кто-нибудь из вас встречал подобные единицы измерения? Для чего они используются?

Вызванные учащиеся заполняют таблицу величин на интерактивной доске. Остальные учащиеся контролируют правильность выполнения задания.

- Одной из единиц измерения не нашлось места в таблице.

Предположения детей.

Файл Smart Notebook

Таблица величин

Приложение 1

5

Подведение к теме урока. Постановка целей.

1 мин

- Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?

- Верно. А какова наша цель сегодня?

Дети озвучивают тему и предполагают цели урока.

Слайд 9

Цели урока

6

Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

9 мин

- Друзья мои, вспомните, пожалуйста, каким способом Витя и его кот Кузя путешествовали по Стране невыученных уроков?

- Вы часто передвигаетесь пешком?

 Представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберете: велосипед или автомобиль? Почему?  


 

- Что вы сравниваете у этих объектов?

 А измерить скорость можно? Как в автомобилях называется прибор, измеряющий скорость?  Можно ли назвать скорость величиной?

- Вот вам такое задание. Вам надо рассудить спор двух друзей Вити – Миши и Игоря. Они не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах, ведь на лыжах спидометры не устанавливаются. Прочитайте задачу и попробуйте ее решить.

Миша прошёл на лыжах 80 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Кто из них двигался с большей скоростью?

– Попробуйте разрешить спор ребят и назовите имя мальчика, который, по вашему мнению, бежал быстрее.

- Кто решил задачу?

 - Какое имя вы записали?

 Что же получилось?

- Вы можете обосновать свой ответ?


 

 Кто сможет доказать правильность своего решения?


 


 

- Почему у остальных не получилось? В чем затруднение при решении этой задачи?


 


 


 


 

 Почему вы применили именно это правило нахождения скорости? - Откуда вы его знаете?

- Значит, нам нужно вывести формулу, по которой можно было бы легко находить скорость, зная время и расстояние.

Для этого представим себя путешественниками. Предположим, что мы путешествуем на автомобиле. За 2 часа мы проехали 120 км. Давайте изобразим наши действия с помощью схематического чертежа.

- Покажите на схеме, где находился наш автомобиль через час после начала движения.

Почему именно здесь?

-Сделайте вывод: сколько километров мы проехали за 1 час?

- Нам известно время – 2 часа, известно расстояние – 120 км. Подумайте, каким действием нужно найти скорость, чтобы показать взаимосвязь между величинами.

- Сколько же наш автомобиль проезжает за час? Как назвать эту величину?

 Так что же такое скорость? Выберите правильное объяснение.


 

- Верно, скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени.

- С помощью какого действия мы вычислили скорость? От каких величин зависит скорость? В математике принято обозначать скорость, расстояние и время латинскими буквами v, S и t. Запишем наше решение в виде буквенного выражения: v=S:t. Это и есть формула нахождения скорости.

- Подумайте, как, используя формулу, найти расстояние, если известно время и скорость? Как найти время по известным скорости и расстоянию?

- Итак, закончите предложение: чтобы найти скорость, надо…. .


 

-Мы сегодня на уроке самостоятельно открыли новое знание. Мы познакомились с новой величиной и научились ее вычислять.

- А чтобы поскорее запомнить наши новые правила, я предлагаю вам использовать вот такой хитрый треугольник. Он поможет вам не запутаться и правильно определить каждую из величин, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Такой треугольник каждый из вас получит в конце урока.

-Посмотрите, как нужно им пользоваться. (Далее учитель поясняет метод использования данного треугольника для запоминания формул).


 

- Попробуйте теперь догадаться, в каких единицах измеряется скорость. На доске вы видите несколько вариантов единиц измерения скорости. Не все они правильные. Выберите верные. Объясните свой выбор.

- Вы отлично справились с заданием. Молодцы!

- Пешком.

Ответы детей.

- Автомобиль, потому что он движется быстрее.

- Скорость.

-Можно, с помощью спидометра.

- Можно.


 


 

Ответы учащихся.

- Мы не можем доказать, что решили задачу правильно.

- Мы не знаем, как находить скорость.

- Мы знаем, что Миша за 20 с проехал 80 м, значит за 1 с он проезжает 80 : 20 = 4м, а Игорь за 1 с проезжает 45 : 15 = 3м. Значит, Миша едет быстрее.

Ответы детей.

Учащиеся выполняют чертеж у доски и в тетрадях.

Ответы учащихся.

- 60 км.

Рассуждения учащихся.

- 60 км, это скорость движения автомобиля.

Дети выбирают второй вариант определения скорости.

Рассуждения учащихся.

-…расстояние разделить на время.

Учащиеся выполняют задание учителя – называют возможные варианты единиц измерения скорости и поясняют свой выбор.

Слайд 10

Спидометр автомобиля

Слайд 11

Скорость – это расстояние.


 


 

Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.


 

Скорость - это время движения.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Мнемонический треугольник

Слайд 15

7

Динамическая пауза.

1 мин

- Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся.

-Немного отдохнули, садимся на свои места.

-Поскольку у нас урок математики, то и отдыхать мы будем как математики. Я буду называть числа, а вы внимательно слушайте. Если моё число чётное – присаживайтесь на корточки скорее, а если нечетное – подпрыгивайте. Запомнили? Начнем!

- Теперь изменим задание. Если число, которое я назову, делится на 10 – вы все дружно делаете хлопок в ладоши. Если не делится – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны! Начали!

- Отдохнули? Занимаем свои места за партами.

Учащиеся выполняют движения по содержанию динамической паузы.

Слайд 16

Динамическая пауза

8

Первичная проверка понимания.

3 мин

- Теперь, когда мы умеем вычислять скорость, попробуем решить такую задачу.

- Как вы думаете, какое самое быстрое животное на Земле?

Самое быстрое животное на нашей планете – гепард. Расстояние в 300 км он преодолевает за 3 часа. Найдите скорость гепарда.

-Справились? Проверьте себя по эталону на доске.

- С какой же скоростью передвигается гепард? У кого получилась такая же величина?

- Какие еще единицы измерения величин существуют?

Дети решают задачу, затем проверяют себя по эталону на доске.

Слайд 17

Изображение гепарда

Слайд 18

Решение:

300:3 = 100 (км/ч)

Ответ: скорость гепарда 100 (км/ч)

9

Первичное закрепление.

5 мин

1) –А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах карточки, на которых есть два столбика записей. В первом столбике указаны животные или транспортные средства, а во втором - значения скорости. Нужно подумать, посовещаться, все обсудить и соотнести предмет и значение его скорости, ничего не перепутав. Задание сложное, поэтому будьте внимательны. И помните, что вы работаете сообща, вместе, дружно – на общий результат. Вперед!

- Проверим правильность ваших результатов с помощью эталона на доске.

2) - Ребята! Обратите внимание на доску – на ней различные значения скорости. Кто-нибудь из вас знает, что именно это за скорости?

- Верно. Оказывается, среди вас есть ребята, которые знают не только математику. Это очень хорошо.

 

Учащиеся выполняют задание, работая в парах.

Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске.

Учащиеся проверяют правильность своих ответов с помощью эталона на доске.

Предположения учащихся.

Раздаточный материал для работы в парах

Приложение 2

Файл Smart Notebook

Слайд 19

60 км/ч

300 000 км/с

5 км/ч

11 км/с

10

Включение нового знания в систему знаний.

6 мин

- Друзья! Теперь, когда мы владеем новым знанием и умеем находить скорость, как вы думаете – можем ли мы наконец помочь нашему другу Вите Перестукину? Старички-пионеры обязательно должны встретиться, не правда ли? Итак, послушайте ту самую, злополучную задачу, которую Витя так и не сумел решить правильно.

- Из двух сел, расстояние между которыми 20 километров, вышли навстречу друг другу брат и сестра. Они шли с одинаковой скоростью 5 км\ч и встретились на середине пути. Через какое время брат и сестра встретятся?

- По силам ли нам решить эту задачу? Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти ответ?

- Как будете рассуждать? Поможет ли нам схематический чертеж?

- Что нужно найти в задаче? Что для этого должно быть известно? Что из этого мы знаем? Чего не знаем? Как это можно найти?

Далее учащиеся записывают решение задачи в тетрадях, один учащийся работает у доски.

-Мы это сделали! Мы помогли старичкам-пионерам вернуться в детство, и, конечно же, выручили Витю. Теперь он тоже умеет решать подобные задачи. И надеюсь, больше никогда не попадет в страну Невыученных уроков..

- Вы, ребята, большие молодцы! Вы не только помогли ученику 4-го класса Виктору Перестукину вернуться домой, вы еще и новое знание открыли. Как вы думаете, пригодится ли вам формула нахождения скорости? В каких ситуациях она может вам пригодиться?

Предположения учащихся.

 

В тетрадях и у доски выполняется схематический чертеж. Затем обсуждается алгоритм решения задачи. Решение записывается у доски и в тетрадях.

Слайд 20

Текст задачи

Слайд 21

Схематический чертеж

Слайд 22

Сюжеты из книги Л.Гераскиной «В Стране невыученных уроков».

11

Подведение итогов урока.

2 мин

- К сожалению, наш урок подходит к концу. Чтобы помочь вам понять, успешно ли вы усвоили новое знание, предлагаю ответить на вопросы:

1) Согласны ли вы, что скорость измеряется в км/ч?

2) Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее.

3)Если мы знаем скорость и время в пути, то можем узнать … .

4) Чем больше скорость, тем… .

5) Если мы знаем расстояние и время в пути, то можем узнать… .

-Отлично! Вы легко ответили на все мои вопросы.

 

Дети совместно с учителем подводят итоги урока, отвечая на вопросы.

 

12

Рефлексия.

1 мин

- Понравился ли вам наш урок? Чем мы сегодня занимались? Достигли ли мы цели урока? Что больше всего вам понравилось?

- Сейчас я хочу попросить вас оценить свои успехи на уроке с помощью изображений вот такого прибора. Что это за прибор? Если ваша мысль на уроке была быстра и молниеносна, в все понимали и со всем справлялись – обведите на своем спидометре цифру 120. Если вы немного тормозили, но в целом все успели и поняли – цифру 60. Ну а если вы двигались так медленно, что теперь вам придется догонять остальных, обведите цифру 30. Я искренне надеюсь, что таких ребят очень мало. Не волнуйтесь, мы с вами обязательно поработаем дополнительно и догоним остальных.

Ответы учащихся.

Учащиеся оценивают свои успехи в работе на уроке.

Слайды 23,24

Рефлексия. Оцените свои успехи.

Шаблоны для рефлексии.

13

Сообщение домашнего задания.

1 мин

- А теперь запишем в дневники домашнее задание: с.5 №11, №12.

-Благодарю за урок. Отдыхайте.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.

Слайд 25

Домашнее задание: с.5 №11, №12.

Слайд 26

Спасибо за урок!


 


 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Единицы времени

Единицы массы

Единицы длины

     
     
     
     


 

мм, кг, т, мин, км, км/ч, ц, дм, ч, сут.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


 

Самолёт 12 км/с

Пешеход 70 км/ч

Черепаха 30 км/ч

Велосипедист 2 м/ч

Ветер 5 км/ч

Автомобиль 600 км/ч

Ракета 4 км/ч

Гусеница 15 м/с

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.