Урок математики в 4 классе «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием»
Учебное занятие «Урок математики в 4 классе»
Коношанова Вера Викторовна
учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 п. Жигалово
Тип урока: урок изучение нового материала.
Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Цели: познакомить с понятием «скорость», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; работать в группах.
Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: презентация, раздаточный материал
Методические приемы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
ХОД УРОКА
Организационный момент
-Проверьте свою готовность к уроку, улыбнитесь друг другу.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя!
Это строгая наука,
Это точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
Нас с вами сегодня ждут интересные события и важные открытия. И поэтому прежде чем мы начнем урок, я хочу пожелать вам успехов и хорошего настроения. Помните – у вас всё получится, только нужно быть внимательными и помогать друг другу. Итак, удачи! Начнем урок.
Актуализация знаний
Посмотрите внимательно на доску. Давайте вместе заполним таблицу. Необходимо распределить единицы измерения по категориям.
(на интерактивной доске размещено следующее задание:
Ед времени | Ед. веса(массы) | Ед.длины (расстояния) | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
мм, кг, т, мин, км, км/ч, ц, дм, ч
Самоопределение к деятельности.
Этап выявления места и причины затруднения
-Скажите, почему не всем единицам измерения нашлось место в таблице?
-Кто-нибудь из вас встречал подобные ед. измерения? Для чего они используются?
-О чем бы вы хотели сегодня на уроке узнать?
-Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?
- Верно. А какова наша цель сегодня?
- Чему мы должны научиться к концу урока?
- Итак, на уроке мы с вами познакомимся с новыми единицами измерения, которые связаны с движением; узнаем, какие виды движения бывают; и, научимся решать простые задачи на движение.
- А зачем вам эта информация?
Этап построения проекта выхода из затруднения
«Мозговой штурм»
Давайте напишем на доске возможные решения этой проблемы и обсудим идеи, предложения.
Заполним таблицу
Знаем | Новое |
| |
Работа в группах.
- Сегодня вы будите работать в группах и по ходу урока заполнять Бортовой журнал (Приложение 1)
-Вверху попробуйте спрогнозировать свою оценку. Оценка в начале урока:___________
Работа над новой темой
1 задание
- Представьте себе следующую ситуацию: Два друга Эдик и Максим решили добраться каждый на своем транспорте с села Бобровки до поселка Октябрьский. Выехали они в одно время: Эдик - на велосипеде, а Максим – на скутере. Кто доберется быстрее и почему?
-Приведите свои аналогичные примеры.
(за составленную задачу в Бортовом журнале поставьте +)
2 задание
Рассмотри таблицу и ответь на вопросы:
Какова длина дистанции?
За какое время пробежал эту дистанцию Волк, и за какую Заяц?
Кто из них быстрее?
Спортсмен | Дистанция | Время | Метров за секунду |
Волк | 150м. | 15с. | |
Заяц | 150м. | 10с. | |
Почему заяц победил в соревновании по бегу?
Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов. Ответ запишите в бланк « Оценка результатов»
Проверка
(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)
3 задание.
Заполни таблицу
Быстроту движения характеризует величина, которая называется ___________________.
Скорость –это _________________________________
Выберите правильное объяснение
Скорость – это расстояние.
Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.
Скорость - это время движения.
Проверка
(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)
- С помощью какого действия мы вычислили скорость?
-От каких величин зависит скорость?
-В математике принято обозначать скорость, расстояние и время латинскими буквами v, S и t. (слайд)
-Запишем решение задачи про волка в виде буквенного выражения: v=S:t. Это и есть формула нахождения скорости.
- Подумайте, как, используя формулу, найти расстояние, если известно время и скорость?
-Как найти время по известным скорости и расстоянию?
- Итак, закончите предложение: чтобы найти скорость, надо…. .
-Мы сегодня на уроке самостоятельно открыли новое знание. Мы познакомились с новой величиной и научились ее вычислять.
- А чтобы поскорее запомнить наши новые правила, я предлагаю вам использовать вот такой хитрый треугольник. (Слайд) Он поможет вам не запутаться и правильно определить каждую из величин, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Такой треугольник каждый из вас получит в конце урока. (Приложение2 ).
-Посмотрите, как нужно им пользоваться. (Пояснить метод использования данного треугольника для запоминания формул).
А записать единицы измерения скорости можно так: км/ч, м/мин, м/с.
- Теперь, когда мы умеем вычислять скорость, попробуем решить такую задачу.
Задание 4
Стр 5 №9 1), 2)
(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте ++)
Физминутка
Давайте обсудим!
Учитель предлагает вниманию учащихся следующее задание:
Расставьте иллюстрации в порядке убывания скоростей ( слайд )
Гепард | 110 км/ч |
Африканская антилопа гну | 80 км/ч |
Стриж | 169 км/ч. |
Рыба – парусник | 109 км/ч |
Касатка | 55 км/ч |
А мериканский таракан | 6 км/ч |
5 задание
- Представьте, что все эти животные решили устроить соревнование-забег. Давайте узнаем, какое расстояние они преодолеют за 5 часов.
Название животного | скорость | время | расстояние |
Стриж | 169 км/ч. | 5 ч | |
Гепард | 110 км/ч | 5 ч | |
Рыба - парусник | 109 км/ч | 5 ч | |
Африканская антилопа гну | 80 км/ч | 5 ч | |
Касатка | 55 км/ч | 5 ч | |
Американский таракан | 6 км/ч | 5 ч | |
Проверка (слайд)
(за все верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)
6 задание
Вопрос-ловушка.
«Скорость гусеницы измеряется в км/ч?»
Соотнесите различные объекты со скоростями (соединить стрелками)
Пешеход 70 км/ч
Ветер 5 км/ч
Автомобиль 600 км/ч
Ракета 5 м/мин
Гусеница 15 м/с
Проверка (слайд)
(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)
7 задание
(Слайд)
Вы часто бываете пассажирами и знаете, что на дороге движение регулируется дорожными знаками.
На дороге часто возникают следующие ситуации:
На участке дороги длиной 360км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?
(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)
- С помощью какого прибора водитель сможет определить превысил ли он скорость?(слайд)
Подведение итогов
-К сожалению, наш урок подходит к концу. Чтобы помочь вам понять, успешно ли вы усвоили новое знание, предлагаю ответить на вопросы:
1) Согласны ли вы, что скорость измеряется в км/ч?
2) Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее.
3)Если мы знаем скорость и время в пути, то можем узнать … .
4) Чем больше скорость, тем… .
5) В старших классах вы подробно будите изучать эту тему на каких предметах? .
-Отлично! Вы легко ответили на все мои вопросы.
-Оценить работу групп в целом и индивидуально, все суммируем.
Критерии оценивания:
7 заданий | 6 заданий | 5 заданий | 4 задания |
8 - 5 | 7 - 5 | 6 - 5 | 5 - 5 |
7-6 - 4 | 6-5 - 4 | 5 - 4 | 4 - 4 |
5-4 -3 | 4 -3 | 4 -3 | 3 -3 |
менее 3 -2 | менее 3 -2 | менее 3 -2 | менее 2 -2 |
| | | |
- Сейчас я хочу попросить каждого оценить свои упехи на уроке с помощью изображений вот такого прибора. (Приложение 3)
-Что это за прибор? Если ваша мысль на уроке была быстра и молниеносна, в все понимали и со всем справлялись – обведите на своем спидометре цифру 120. Если вы немного тормозили, но в целом все успели и поняли – цифру 60. Ну а если вы двигались так медленно, что теперь вам придется догонять остальных, обведите цифру 30. Я искренне надеюсь, что таких ребят очень мало. Не волнуйтесь, мы с вами обязательно поработаем дополнительно и догоним остальных.
VI.Рефлексия
- Понравился ли вам наш урок?
- Чем мы сегодня занимались?
-Достигли ли мы цели урока?
-Что больше всего вам понравилось?
- Что мы должны сделать в дальнейшем, чтобы хорошо уяснить тему?
VII .Домашнее задание (дифференцированное) :
- А теперь запишем в дневники домашнее задание: с.5 №11, №12.
-Составить задачи для своих одноклассников
-Индивидуальные карточки
-Благодарю за урок.
Приложение 1
Бортовой журнал
Оценка результатов
Группа №_______
Оценка в начале урока: _____________
№ задание | Ответ | Отметка о выполнении | ||||||||||||||||||||||||||||
1 задание | Устно составьте задачу | | ||||||||||||||||||||||||||||
2 задание |
| | ||||||||||||||||||||||||||||
3 задание | Допишите: Быстроту движения характеризует величина, которая называется ___________________. Скорость –это ______________________________________-____________________________________________________ | | ||||||||||||||||||||||||||||
4 задание стр.5 №5 (1) стр.5.№ 5 (2) | Запишите ответ: Ответ:_______________ Ответ:_______________ | | ||||||||||||||||||||||||||||
5 задание |
| | ||||||||||||||||||||||||||||
6 задание | Соедините линией Пешеход 70 км/ч Ветер 5 км/ч Автомобиль 600 км/ч Ракета 5 м/мин Гусеница 15 м/с | | ||||||||||||||||||||||||||||
7 задание | На участке дороги длиной 360 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа? Обведи ответ: ДА НЕТ | |
Оценка в конце урока: _________________
Критерии оценивания:
7 заданий | 6 заданий | 5 заданий | 4 задания |
8 - 5 | 7 - 5 | 6 - 5 | 5 - 5 |
7-6 - 4 | 6-5 - 4 | 5 - 4 | 4 - 4 |
5-4 -3 | 4 -3 | 4 -3 | 3 -3 |
менее 3 -2 | менее 3 -2 | менее 3 -2 | менее 2 -2 |
| | | |
Приложение 2
Приложение 3