Урок математики в 4 классе «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием»

3
0
Материал опубликован 4 April 2023












Учебное занятие «Урок математики в 4 классе»

Коношанова Вера Викторовна

учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 п. Жигалово
























Тип урока: урок изучение нового материала.

Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Цели: познакомить с понятием «скорость», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; работать в группах.

Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отве­чать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками не­обходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Методические приемы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА

Организационный момент

-Проверьте свою готовность к уроку, улыбнитесь друг другу.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Это строгая наука,

Это точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Нас с вами сегодня ждут интересные события и важные открытия. И поэтому прежде чем мы начнем урок, я хочу пожелать вам успехов и хорошего настроения. Помните – у вас всё получится, только нужно быть внимательными и помогать друг другу. Итак, удачи! Начнем урок.

Актуализация знаний

Посмотрите внимательно на доску. Давайте вместе заполним таблицу. Необходимо распределить единицы измерения по категориям.

(на интерактивной доске размещено следующее задание:

Ед времени

Ед. веса(массы)

Ед.длины (расстояния)


















мм, кг, т, мин, км, км/ч, ц, дм, ч


Самоопределение к деятельности.

Этап выявления места и причины затруднения

-Скажите, почему не всем единицам измерения нашлось место в таблице?

-Кто-нибудь из вас встречал подобные ед. измерения? Для чего они используются?

-О чем бы вы хотели сегодня на уроке узнать?

-Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?

- Верно. А какова наша цель сегодня?

- Чему мы должны научиться к концу урока?

- Итак, на уроке мы с вами познакомимся с новыми единицами измерения, которые связаны с движением; узнаем, какие виды движения бывают; и, научимся решать простые задачи на движение.

- А зачем вам эта информация?

Этап построения проекта выхода из затруднения

«Мозговой штурм»

Давайте напишем на доске возможные решения этой проблемы и обсудим идеи, предложения.

Заполним таблицу

Знаем

Новое




Работа в группах.

- Сегодня вы будите работать в группах и по ходу урока заполнять Бортовой журнал (Приложение 1)

-Вверху попробуйте спрогнозировать свою оценку. Оценка в начале урока:___________

Работа над новой темой

1 задание

- Представьте себе следующую ситуацию: Два друга Эдик и Максим решили добраться каждый на своем транспорте с села Бобровки до поселка Октябрьский. Выехали они в одно время: Эдик - на велосипеде, а Максим – на скутере. Кто доберется быстрее и почему?

-Приведите свои аналогичные примеры.

(за составленную задачу в Бортовом журнале поставьте +)

2 задание

Рассмотри таблицу и ответь на вопросы:

Какова длина дистанции?

За какое время пробежал эту дистанцию Волк, и за какую Заяц?

Кто из них быстрее?

Спортсмен

Дистанция

Время

Метров за секунду

Волк

150м.

15с.


Заяц

150м.

10с.



Почему заяц победил в соревновании по бегу?

Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов. Ответ запишите в бланк « Оценка результатов»

Проверка

(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)

3 задание.

Заполни таблицу

Быстроту движения характеризует величина, которая называется ___________________.

Скорость –это _________________________________

Выберите правильное объяснение

Скорость – это расстояние.

Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.

Скорость - это время движения.

Проверка

(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)

- С помощью какого действия мы вычислили скорость?

-От каких величин зависит скорость?

-В математике принято обозначать скорость, расстояние и время латинскими буквами v, S и t. (слайд)

-Запишем решение задачи про волка в виде буквенного выражения: v=S:t. Это и есть формула нахождения скорости.

- Подумайте, как, используя формулу, найти расстояние, если известно время и скорость?

-Как найти время по известным скорости и расстоянию?

- Итак, закончите предложение: чтобы найти скорость, надо…. .

-Мы сегодня на уроке самостоятельно открыли новое знание. Мы познакомились с новой величиной и научились ее вычислять.

- А чтобы поскорее запомнить наши новые правила, я предлагаю вам использовать вот такой хитрый треугольник. (Слайд) Он поможет вам не запутаться и правильно определить каждую из величин, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Такой треугольник каждый из вас получит в конце урока. (Приложение2 ).

-Посмотрите, как нужно им пользоваться. (Пояснить метод использования данного треугольника для запоминания формул).

t1680602399aa.png

А записать единицы измерения скорости можно так: км/ч, м/мин, м/с.

- Теперь, когда мы умеем вычислять скорость, попробуем решить такую задачу.


Задание 4

Стр 5 №9 1), 2)

(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте ++)

Физминутка

Давайте обсудим!

Учитель предлагает вниманию учащихся следующее задание:

Расставьте иллюстрации в порядке убывания скоростей ( слайд )

Гепард

t1680602399ab.jpg

110 км/ч

Африканская антилопа гну

t1680602399ac.jpg

80 км/ч

Стриж

t1680602399ad.jpg

169 км/ч.

Рыба – парусник





t1680602399ae.jpg

109 км/ч

Касатка

t1680602399af.jpg


55 км/ч

Аt1680602399ag.jpg мериканский таракан

6 км/ч






5 задание

- Представьте, что все эти животные решили устроить соревнование-забег. Давайте узнаем, какое расстояние они преодолеют за 5 часов.

Название животного

скорость

время

расстояние

Стриж

169 км/ч.

5 ч


Гепард

110 км/ч

5 ч


Рыба - парусник

109 км/ч

5 ч


Африканская антилопа гну

80 км/ч

5 ч


Касатка

55 км/ч

5 ч


Американский таракан

6 км/ч

5 ч



Проверка (слайд)

(за все верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)

6 задание

Вопрос-ловушка.

«Скорость гусеницы измеряется в км/ч?»

Соотнесите различные объекты со скоростями (соединить стрелками)

Пешеход 70 км/ч

Ветер 5 км/ч

Автомобиль 600 км/ч

Ракета 5 м/мин

Гусеница 15 м/с


Проверка (слайд)

(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)

7 задание

(Слайд)

Вы часто бываете пассажирами и знаете, что на дороге движение регулируется дорожными знаками.

 На дороге часто возникают следующие ситуации:

На участке дороги длиной 360км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)

- С помощью какого прибора водитель сможет определить превысил ли он скорость?(слайд)

Подведение итогов

-К сожалению, наш урок подходит к концу. Чтобы помочь вам понять, успешно ли вы усвоили новое знание, предлагаю ответить на вопросы:

1) Согласны ли вы, что скорость измеряется в км/ч?

2) Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее.

3)Если мы знаем скорость и время в пути, то можем узнать … .

4) Чем больше скорость, тем… .

5) В старших классах вы подробно будите изучать эту тему на каких предметах? .

-Отлично! Вы легко ответили на все мои вопросы.

-Оценить работу групп в целом и индивидуально, все суммируем.

Критерии оценивания:

7 заданий

6 заданий

5 заданий

4 задания

8 - 5

7 - 5

6 - 5

5 - 5

7-6 - 4

6-5 - 4

5 - 4

4 - 4

5-4 -3

4 -3

4 -3

3 -3

менее 3 -2

менее 3 -2

менее 3 -2

менее 2 -2






-t1680602399ah.png Сейчас я хочу попросить каждого оценить свои упехи на уроке с помощью изображений вот такого прибора. (Приложение 3)




-Что это за прибор? Если ваша мысль на уроке была быстра и молниеносна, в все понимали и со всем справлялись – обведите на своем спидометре цифру 120. Если вы немного тормозили, но в целом все успели и поняли – цифру 60. Ну а если вы двигались так медленно, что теперь вам придется догонять остальных, обведите цифру 30. Я искренне надеюсь, что таких ребят очень мало. Не волнуйтесь, мы с вами обязательно поработаем дополнительно и догоним остальных.

VI.Рефлексия

- Понравился ли вам наш урок?

- Чем мы сегодня занимались?

-Достигли ли мы цели урока?

-Что больше всего вам понравилось?

- Что мы должны сделать в дальнейшем, чтобы хорошо уяснить тему?

VII .Домашнее задание (дифференцированное) :

- А теперь запишем в дневники домашнее задание: с.5 №11, №12.

-Составить задачи для своих одноклассников

-Индивидуальные карточки

-Благодарю за урок.


Приложение 1

Бортовой журнал

Оценка результатов

Группа №_______

Оценка в начале урока: _____________

задание

Ответ

Отметка о выполнении

1 задание

Устно составьте задачу




2 задание





Спортсмен

Дистанция

Время

Метров за секунду

Волк

150м.

15с.


Заяц

150м.

10с.


Заполните таблицу:


3 задание

Допишите:

Быстроту движения характеризует величина, которая называется ___________________.

Скорость –это ______________________________________-____________________________________________________



4 задание

стр.5 №5 (1)


стр.5.№ 5 (2)

Запишите ответ:

Ответ:_______________


Ответ:_______________



5 задание

Название животного

скорость

время

расстояние

Стриж

169 км/ч.

5 ч


Гепард

110 км/ч

5 ч


Рыба - парусник

109 км/ч

5 ч


Антилопа гну

80 км/ч

5 ч


Касатка

55 км/ч

5 ч


Американский таракан

6 км/ч

5 ч


Заполните таблицу:



6 задание

Соедините линией


Пешеход 70 км/ч

Ветер 5 км/ч

Автомобиль 600 км/ч

Ракета 5 м/мин

Гусеница 15 м/с


7 задание

На участке дороги длиной 360 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

Обведи ответ:

ДА НЕТ



Оценка в конце урока: _________________



Критерии оценивания:

7 заданий

6 заданий

5 заданий

4 задания

8 - 5

7 - 5

6 - 5

5 - 5

7-6 - 4

6-5 - 4

5 - 4

4 - 4

5-4 -3

4 -3

4 -3

3 -3

менее 3 -2

менее 3 -2

менее 3 -2

менее 2 -2




















Приложение 2


t1680602399ai.png


































Приложение 3



t1680602399ah.png






















































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации