Занятие для воспитанников 6–8 классов «Сквернословие и здоровье»
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1» г. Емвы
169200 г. Емва, ул. Совхозная 33.
Виноградова Ольга Анатольевна,
воспитатель
Сквернословие и здоровье
(занятие для воспитанников 6-8 классов)
Подготовила: Виноградова Ольга Анатольевна
Г. Емва
2018 г.
Цель: создание условий для осмысления воспитанниками вреда сквернословия на здоровье.
Задачи:
- Информирование о влиянии сквернословия на человека, а также об истоках сквернословия.
- Коррекция внимания, речи, наблюдательности, образного мышления
- Воспитание коммуникативной культуры, умения сопереживать.
Предварительная работа:
- Проведено анкетирование «Сквернословие в моей жизни» (Приложение №1)
- Найти в словарях Ожегова, Даля и Ушакова значение слова «скверна».
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация (слайд 1), карточки (Приложение № 3), толковый словарь русского языка Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова, квадратные листы бумаги, ножницы, контейнеры для мусора, плакат с нарисованной елкой, картинки со снежинками и шишками.
- Здравствуйте, ребята! Всем нам приятно слышать о себе добрые слова, недаром в старину говорили: «Ласковое слово и кошке приятно». Давайте начнем наше занятие с игры «Эстафета добрых слов». (Ребята по очереди говорят соседу доброе слово, комплимент).
- А теперь послушайте притчу «Мужик и медведь» (Приложение 2.)
Почему медведь ушел? Как обидела медведя жена мужика? Чему учит эта притча? (Ответы ребят).
- Народная притча рассказывает о том, что мы не задумываемся о том, что говорим. Словом можно обидеть, убить… Слова больней железа и огня! Как важно помнить об этом!
- Сегодня на занятии мы поговорим о…
- Что такое буквы рассыпались, помогите собрать слово. ( С К Е В Н О К Р С Л О И Е).
- Правильно это слово – сквернословие. Но тема нашего занятия не просто «Сквернословие», а «Сквернословие и здоровье».
- На уроках русского языка вы разбираете слова по составу. Как вы думаете, в слове «сквернословие» сколько корней? (Ответы ребят).
- Слово «сквернословие» имеет 2 корня: «скверн» и «слов». У вас было задание: найти объяснение слову «скверна» в различных словарях. Давайте послушаем.
- Толковый словарь русского языка Ушакова:
СКВЕ'РНА - Всё гнусное, мерзкое; пороки.
-Толковый словарь Даля:
СКВЕРНА - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное.
- Толковый словарь Ожегова:
СКВЕРНА, - Нечто гнусное, порочное.
- Итак, во всех словарях это слово означает что-то противное, неприятное, гадкое. А как, вы, считаете, какие слова считаются скверными? (Ответы ребят).
- По результатам анкеты многие из вас употребляют нецензурную брань, да и в школе можно услышать маты.
- Давайте отправимся в далекие времена и узнаем, откуда же появились скверные слова?
- В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы.
Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во- вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани».
Сейчас я задам вам несколько вопросов, а вы помимо ответов, найдите в простенках класса картинки соответствующие вашему ответу. (Приложение 3).
- Для чего использовали мат на Руси?
- А в обычной речи его использовали?
- Кого нельзя ругать матом?
- При ком нельзя произносить маты?
- Где нельзя было произносить маты?
Архимандрит Рафаил пишет в книге «Тайна спасения»: «Слова не исчезают бесследно, поэтому квартира, в которой постоянно слышится брань и сквернословие, в духовном отношении похожа на общественный туалет. Который никогда не убирают».
- А как вы думаете, наказывали за сквернословие? (Ответы ребят).
- Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
- А сейчас есть ли наказание за сквернословие?
- В наказание за мат в общественном месте нарушителю порядка положен штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток.
Если эти действия усугубляются неуважением полиции или других представителей власти, штраф возрастает до значений от 1000 до 2500 рублей.
Если нецензурная брань (мат) обращена к конкретному человеку, это классифицируется уже как оскорбление.
За это деяние предусмотрен штраф до 40 тысяч рублей, исправительные работы или арест до года.
За оскорбление достоинства личности, произнесенное в публичном выступлении , нарушителю грозит штраф до 80 тысяч рублей, исправительные работы или ограничение свободы до двух лет. Но все решения о наказании выносит суд.
Физминутка . Игра «Вредные привычки».
- Я называю вредную привычку, а вы показываете руками, на какие органы она влияет:
Громкая музыка
Чтение лежа
Курение
Недосыпание
Грызть орехи
Сквернословие
- В анкете некоторые ребята указали, что сквернословие влияет на здоровье. А как же оно влияет? (Ответы ребят).
- За последние 20 лет число детей с проблемами здоровья выросло в 10 раз. Более 80% новорожденных больны. Здоров лишь каждый десятый выпускник школы. По продолжительности жизни Россия стоит на 130 месте в мире. И не последнюю роль в этом играет сквернословие.
Самым важным и научно-подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья:
• он способствует снижению интеллекта,
• провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности,
• обворовывает нас духовно,
• унижает и оскорбляет нас, впитывая в себя словесную грязь,
• калечит людские судьбы,
• приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Из курса биологии вам известно, что тело человека на 80% состоит из воды. Японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но и может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.
(Просмотр ролика). Слайд 11.
Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют определенной формы, а положительно заряженная вода имеет красивые четкие кристаллы. Вы только подумайте, если слова и мысли могут такое делать с водой, то, что они способны сделать с человеком?
Какие красивые кристаллики-снежинки образуются от слов: доброта, счастье, мама, радость… Среди этих снежинок могут быть и ваши. Пусть каждый из вас придумает доброе слово и сделает снежинку.
Прежде, чем приступить к работе вспомним технику безопасности при работе с ножницами, так как этим инструментом нам придется работать. (Ребята вспоминают правила работы с ножницами).
Мастер-класс по изготовлению снежинки. (Приложение № 4). Слайд 12.
Ребята прикрепляют снежинки на доску с помощью магнитов и пишут под ними свои добрые слова.
- А как вы думаете, что же надо сделать, чтобы избавиться от сквернословия. (Обсуждение с ребятами).
Вывод: 1. Не говорите плохих слов сами.
2.Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”.
3. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются.
Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. У тех, кто сквернословит, есть два пути:
Продолжать нецензурно выражаться и тем самым включить программу самоуничтожения;
Путь духовного роста, путь красоты и самосовершенствования.
Каждый из вас должен самостоятельно выбрать свой путь.
А теперь каждый из вас пусть подумает и приклеит снежинку к елке, если он выбирает второй путь и шишку, если выбирает первый путь. (Приложение № 5).
- Так давайте же думать о том, что мы говорим, какие слова произносим. Будем беречь свое здоровье и здоровье окружающих нас людей.
Приложение № 1.
Вопросы анкеты
1. Часто ли вы употребляете мат в своей речи?
Да Нет
2. Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани?
Да Нет
3. Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?
Да Нет
4. В вашей школе часто присутствует нецензурная брань?
Да Нет
5. Считаете ли вы мат неотъемлемой частью жизни русского общества?
Да Нет
Приложение № 2.
Притча из книги С.С. Орбелиани «Мудрость вымысла».
« Охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.
Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.
Приложение №3
2.
НЕТ
4.
ДЕТИ
5.
Приложение № 4.
Мастер-класс по изготовлению снежинки
Берем квадрат и сгибаем его по диагонали – получаем треугольник.
Сгибаем еще раз треугольник пополам.
Мысленно делим треугольник на три части. Сначала сгибаем одну сторону, затем – другую.
Срезаем выступающие уголки.
На полученной заготовке рисуем узор и вырезаем.
Полученную заготовку разворачиваем.
Приложение № 5.
PPTX / 829.18 Кб