Подготовка к ЕГЭ. Сквозные темы в русской литературе: «Сон»

6
1
Материал опубликован 14 April 2016 в группе

Сквозные темы в русской литературе

СОН

Развернутые задания (8 и 9 задания 1 части ЕГЭ литература)

8. Роль сна в раскрытии переживаний главной героини (Софьи).

Клише: «Сон играет важную роль в раскрытии переживаний Софьи, в нём...»; «В этом фрагменте, который играет важную смысловую роль, душевные терзания героини раскрываются через сон, …»

Чувства главной героини (Частично касаемся сюжета пьесы).

Клише: «Можно сказать, что главная героиня…»; «Главная героиня…»

Авторская позиция.

Клише: «В данном фрагменте автор показывает, насколько сильны переживания главной героини…»; «Через сон автор раскрывает чувства героини…»

Изобразительно- выразительные средства(используем цитирование)

Клише: «При описании сна автор использует художественно- выразительные средства…»; «Для яркого отображения внутренних переживаний героини автор использует такие средства художественной выразительности, как…» ; «Автор, характеризуя внутреннее состояние Софьи, использует художественно- выразительные средства…»

9.Назовите произведения русской литературы, в которых герои видят сны

(не менее 2-х)

Клише: «Русские писатели в своём творчестве часто обращались ко снам героев - это помогало раскрыть внутренний мир персонажей. Так же, как и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», к сновидениям обращались…» ; «К сновидениям героев в своём творчестве так же, как и А.С. Грибоедов, обращались…»,

Как можно соотнести сны в названных вами произведениях со сном Софьи?

Клише: «Сны …со сном Софьи объединяет…»; «Сны… можно соотнести со сновидением Софьи, их объединяют (они раскрывают…)…»

Произведения русской литературы, в которых герои видят сны.

«Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Татьяне снится, будто бы она идет по мрачному лесу, и на пути встречается ей ручей, который она боится перейти: мостик из двух жердочек, склеенных льдом, кажется ей «гибельным». В этот момент из сугроба появляется медведь, протягивает руку и переводит Татьяну через ручей. После чего она продолжает свой путь, но уже не одна, а преследуемая медведем. В попытке убежать Татьяна падает, и медведь поднимает ее и несет в шалаш своего «кума» - Евгения Онегина. Внутри – шум, точно «как на больших похоронах», и страшные чудовища-гости. События сменяются очень резко, и вот, Татьяна уже сидит наедине со своим возлюбленным... Стук в дверь – входят Ленский и Ольга... Евгений бранится на незваных гостей; спор, нож, и – Ленский убит. Раздался нестерпимый крик...

«Мастер и Маргарита» (М. Булгаков)

«Лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны...»

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и в результате убивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.

«Тихий дон» (М.Шолохов)

«Сегодня я видел сон. Будто я – бригадный командир одной из стрелковых дивизий, веду наступление в Карпатах. Вместе со штабом приезжаем на какую-то ферму. Встречает нас пожилой, нарядно одетый русин. Он потчует меня молоком и, снимая войлочную белую шляпу, говорит на чистейшем немецком языке: «Кушай, генерал! Это молоко необычайно целебного свойства». Я будто бы пью и не удивляюсь тому, что русин фамильярно хлопает меня по плечу. Потом мы шли в горах, и уже как будто бы не в Карпатах, а где-то в Афганистане, по какой-то козьей тропе… Да, вот именно козьей тропкой: камни и коричневый щебень сыпались из-под ног, а внизу за ущельем виднелся роскошный южный, облитый белым солнцем ландшафт…»

8. Какова роль сна Софьи в раскрытии душевных терзаний героини?

Пример сочинения на эту тему на 4 балла (с частичным использованием клише):

Сон, о котором рассказывает Софья в монологе, играет важную роль в раскрытии душевных терзаний героини. Она влюблена в Молчалина, секретаря её отца, но Фамусов хочет выдать её замуж за другого- богатого Скалозуба, и даже говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». На этом и основаны терзанья Софьи. Автор показывает, насколько сильны чувства главной героини к Молчалину через сон, при описании которого использует такие изобразительно- выразительные средства, как эпитеты: «цветистый луг», «тёмной комнате», сравнение: «бледны, как смерть, и дыбом волоса», риторические восклицания: «и дыбом волоса!», «он вслед кричит!». Таким образом, сон играет важную роль в раскрытии душевного состояния и переживаний главной героини.

9. В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи?

Пример сочинения на эту тему на 4 балла (с частичным использованием клише):

Для того чтобы раскрыть внутренний мир персонажей некоторые русские писатели использовали мотив сна героев. Так же, как и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», к сновидениям обращались в своих произведениях А.С. Пушкин и М. Булгаков. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» является символическим эпизодом. Он помогает понять всю глубину переживаний героини, её эмоции и страхи («И Таня в ужасе проснулась»). Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» также играет ключевую роль в раскрытии душевных качеств прокуратора. Он видит Иешуа и идёт рядом с ним и псом Бангой по лунной дороге, во сне главный герой раскаивается в казни Га-Ноцри («Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя»).

Сны Понтия Пилата и Татьяны можно соотнести со сновидением Софьи- они раскрывают персонажей с другой стороны, они помогают понять эмоции и переживания персонажей.

Петербург в русской литературе


Во времена классицизма Петербург изображался великим, непоколебимым городом, оплотом государственности. Вот как он воспевался Ломоносовым в одной из его од, посвященных  Петру: «Тобой цветет Мой град любезный, Петрополь славный и полезный…». Еще одним поэтом, воспевавшим Петербург, был Василий Тредиаковский. В его оде «Похвала Ижорской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу» он пишет о северной столице как о прекрасном граде, «что Петр наш основал».

Однако вскоре Пушкин разрушает традицию воспевания Санкт-Петербурга в своей поэме «Медный всадник». Он пишет о городе как о разрушителе человеческих судеб. Город – это стихия, которая не остановится ни перед чем. Позже традицию Пушкина продолжили Гоголь («Шинель») и Достоевский («Преступление и наказание»).

В период Серебряного века поэты по-разному представляли себе город на Неве. Некоторые из них, такие как  Блок и Мандельштам, писали о Петербурге как о городе – хранителе разных культурных тенденций, как о городе-музее.

Например, Осип Мандельштам в  своем стихотворении «Петербургские строфы» смешивает два времени, описывая Евгения Онегина, который «бензин вдыхает и судьбу клянет».

Ахматова же писала о Санкт-Петербурге как о городе, с которым связано много ее личных воспоминаний («Реквием»). В советскую эпоху Петербург перестает быть столицей, и отношение к нему меняется. Теперь с городом связаны такие понятия, как «горе», «опала», «изгнанничество». Ахматова в «Реквиеме» пишет о Ленинграде как о «привеске тюрем».

Петербург в описании А.С. Пушкина

Петербург в описании А.С. Пушкина

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин

В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провел более трети своей жизни — лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров».

Петербург для поэта — воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит:

Однако Пушкин чувствовал, что Петербург — город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений

Петербург в описании Н.В. Гоголя

Все мы вышли из его шинели.
Ф. Достоевский

В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

В повести «Невский проспект» (Невский проспект — своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):

«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

В повестях «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего» большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема «маленького человека».

Определенные параллели к этому можно найти и в «петербургской» вставной новелле из «Мертвых душ» — «Повести о капитане Копейкине».

Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.

Петербург в описании Н.А. Некрасова

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н. Некрасов

Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира — владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и«несчастливцев».

С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где «каждый дом золотухой страдает», где «штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ», где мерзнут дети на «ложе своем». На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает «сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются» ( фрагмент из стихотворения «Размышление у парадного подъезда» читает ученик).

Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.

Фрагмент из книги Н.А.Некрасова «Петербургские улицы»:

«И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.

И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного».

Петербург в описании Ф.М. Достоевского

В белую ночь мгновенно озарил душу
Достоевского скорбный облик Петербурга.
Н. А. Анциферов

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия — города доходных домов, банкирских контор.

Тема Петербурга в творчестве Анны Ахматовой

К началу 20 века тема образа Петербурга стала фактически уже традиционной. К ней обращались не только писатели Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский, но и поэты: А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Анна Андреевна Ахматова продолжила тему Петербурга в русской поэзии. Петербург Ахматовой показан реалистически, но вместе с тем монументально, в классической пушкинской манере, в которой личные воспоминания сплетаются с национальной историей:

"Пар валит из-под царских конюшен.

Погружается Мойка во тьму,

Свет луны как нарочно притушен,

И куда мы идем – не пойму.

Меж гробницами внука и деда

Заблудился взъерошенный сад.

Из тюремного вынырнув бреда,

Фонари погребально горят.

В грозных айсбергах Марсово поле,

И Лебяжья лежит в хрусталях…

Чья с моею сравняется доля,

Если в сердце веселье и страх".

("Годовщину последнюю празднуй… ", 1938 г)

Для Ахматовой Петербург – Ленинград – «мой город» как она его впоследствии любила называть. С ним связана и героика стихотворений "Ленинградского цикла" и историческая живопись поэмы "Девятьсот тринадцатый год", задуманной, по примеру Пушкина, как "Петербургская повесть". Первое, что обращает на себя внимание в описании Ахматовой Петербурга – это топографическая точность описаний: площади, Набережная, Летний сад, Смольный, Петропавловская крепость – все вобрано глазами, воспринято свежо и непосредственно – это часть мира героини, где сливается "быт" и "бытие": здесь слышатся гулкие шаги поэтессы и прошлое столетий:

"Как площади эти обширны, как круты и гулки мосты".

Название для художника, поэта – это знаки встреч, расставаний, уголки города неотделимы от испытанных там чувств. У А.А. Ахматовой, так же, как и у Ф.И. Тютчева, тема любви соединяется с темой Петербурга, Невы.

Цитатники «Образ Петербурга в русской литературе»

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»:

 «Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летная вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

«под тяжелым петербургским небом»

«город полусумасшедших» (Свидригайлов)

«Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

«Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».

Образ Петербурга в творчестве Гоголя:

«Скоро потянулись перед ним (Акакием Акакиевичем) те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером… Фонари стали мелькать реже… Сверкал лишь один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями, заснувшие низенькие лачужки…» («Шинель»)

«Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером неизобрасимые. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков…»  («Невский проспект»)

«О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжёт во всякое время. Здесь всё дышит обманом…» («Невский проспект»)

«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». («Невский проспект»)

Образ Петербурга в творчестве Пушкина:

 

«…Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова». («Медный всадник»)

Образ Петербурга в лирике Некрасова:

 «Столица наша чудная

Богата через край,

Житье в ней нищим трудное,

Миллионерам — рай.

Здесь всюду наслаждение

Для сердца и очей,

Здесь всё без исключения

Возможно для людей.

При деньгах — вдвое вырасти,

Чертовски разжиреть,

От голода и сырости

Без денег умереть…»

 

«Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую».

Образ Петербурга в лирике Мандельштама:

«Но, как Медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает».

«В Петрополе прозрачном мы умрем,

Где властвует над нами Прозерпина.

Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем, 

И каждый час нам смертная година».

 «Вы, с квадратными окошками невысокие дома,

–Здравствуй, здравствуй, петербургская нескучная зима».

«Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денёк,

Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург! я ещё не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня ещё есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса»

Мотив звезды в русской поэзии

Звезда – это небесное тело, светящее собственным светом, представляющееся взору человека светящейся точкой на небесном своде. (Толковый словарь русского языка. Д. Н. Ушаков).

Много ли было сказано о звездах? Уделено ли внимание этим маленьким сверкающим точкам на темном небосклоне в полифоническом мире поэзии? Является ли образ звезды «сквозным» для русской поэзии? Можно ли назвать его использование традицией русской литературы XIX-XX веков. Ответом является следующая таблица.

                 

И Бунин

Н. Рубцов

И. Северянин

Е. Баратынский

Бальмонт

А. Фет

Сергей Есенин

И. Анненский

Владимир Маяковский

"Звезда дрожит среди вселенной…", "Звездами вышит мой парус", "Звездопоклонники", "Звезды горят над безлюдной землею", "Звезды ночи осенней, холодные звезды…".

"Звезда полей"

"Купание звезды"

"Звездочка"

«В звездной сказке»

"Ночью как-то вольнее дышать мне...", "Сегодня все звёзды так пышно"

«Гори, звезда моя, не падай...»

«Среди миров»

«Послушайте!»

Я видел ибиса в моем прозренье

Нила, Фламинго розовых и сокола, что вьет

Диск солнца крыльями, остановив полет,

Являясь в реянье, как солнечная сила.

Тропическая ночь цикадами гласила.

Что в древней Мексике сама земля поет.

Пчела индийская мне собирала мед,

И были мне цветы как пышные кадила.

В Океании, в ночь, взносился Южный Крест.

И птица-флейта мне напела в сердце ласку.

Я видел много стран. Я знаю много мест.

Но пусть пленителен богатый мир окрест.

Люблю я звездную России снежной сказку

И лес, где лик берез — венчальный лик невест.

А. Фет

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной молю ответа,

Не потому, что от Нее светло.

А потому, что с Ней не надо света.

И. Анненский

За все тебя, господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне - как всегда
Но вот закат разлил свой пышный пламень
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю - с тобой.

М. Лермонтов

Душа хотела б быть звездой,

Но не тогда, как с неба полуночи

Сии светила, как живые очи.

Глядят на сонный мир земной,-

Ни днем, когда, сокрытые как дымом

Палящих солнечных лучей,

Они, как божества, горят светлей

В эфире чистом и незримом.

Ф. Тютчев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 век

Для поэтов XIX века звезда обычно символизирует высшую степень земного одиночества, противопоставленного небесной торжественности. А распространенным приемом является антитеза. Все это обнаруживает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»;

Неоднократно образ звезды встречается в стихотворениях Федора Тютчева. Наряду с Баратынским Тютчев – крупнейший представитель русской философской лирики. Его стихи – самое полное выражение внутренней жизни поэта, неутомимой работы его мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим неизменно облекалось в его стихах в художественный образ и подымалось на высоту философского обобщения:

Ярким примером наличия «сквозного» образа звезды в творчестве одного поэта являются стихи Афанасия Фета. “Язык природных образов" особо разработан в поэзии Фета. На это обратили внимание такие исследователи, как В.Федина и М.Эпштейн. В стихах поэта находим образы луны, солнца, звёзд. Например, среди образов небесных светил особой популярностью у Фета пользуется образ звезды. Причём поэт использует его как в прямом, денотативном ("О, этот сельский день и блеск его красивый"), так и переносном, символическом значениях ("Измучен жизнью, коварством надежды").

Кому блестите вы, о звезды полуночи?..

Чей взор прикован к вам с участьем и мечтой?

Кто вами восхищен?.. Кто к вам подымет очи,

Незасоренные землей!

Не хладный астроном, упитанный наукой,

Не мистик-астролог вас могут понимать!..

Нет!., для изящного их дума близорука.

Тот испытует вас, тот хочет разгадать.

Поэт, один поэт с восторженной душою,

С воображением, и страстным и живым,

Пусть наслаждается бессмертной красотою

И вдохновением пусть вас почтит своим!

Да женщина еще - мятежное созданье,

Рожденное мечтать, сочувствовать, любить

На небеса глядит, чтоб свет и упованье

В душе пугливой пробудить.

Евдокия Растопчина

Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой.

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сои окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

Н. Рубцов

                    Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боитс

я, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

В. Маяковский

20 век

Стихи Николая Рубцова на первый взгляд просты. В них нет излишних умствований, поэтических изысков. Они естественны. Поэтический мир Рубцова тих, печален и проникнут любовью к этой скромной земле. Чтобы ни происходило в душе, только здесь он обретая покой и чувство дома, чувство, что ты не лишний в этом пустынном мире. Недаром так часто у Рубцова встречается образ звезды, как будто напоминающий: ты не один, и пока звезда светит, всегда есть надежда.

Художественный образ звезды, «путешествующий» из произведения в произведение как одного автора (Фет – Рубцов - Бродский), так и разных поэтов разных эпох и абсолютно разных течений (Пушкин - Маяковский), безусловно, занимает особое место в русской литературе, и поэтому данный образ можно отнести к разделу «вечных», « сквозных».

Каждый поэт привносит что-то новое, неизученное ранее, тем самым отступая от традиционного в создании художественного образа, являясь при этом новатором, открывающим невиданные грани по-иному являющегося читателю образа звезды.

Следовательно, правильным будет вывод о значимости образа звезды в русской литературе, а его использование поэтами можно считать традиционным в русской лирике XIX и XX века.

Комментарии

Спасибо за материал!!!!

12 August 2018