Конспект урока литературы «Славянская мифология» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 2 November 2020

Автор разработки: Новожилова Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы


Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал. (5 класс)


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: Познакомить с особенностями славянской мифологии, дать представление о космогонических мифах

Задачи урока:

Образовательные:

развить умение формулировать понятия;

формировать умение отличать миф от других жанров УНТ;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать технику чтения.

Развивающие:

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения работать в парах;

развитие умения формулировать проблему;

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к литературе;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

информационный лист.



Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Сегодня мы познакомимся со славянской мифологией, которая незаслуженно забыта составителями нашего учебника. Скорее всего нам предоставили возможность самим погрузиться в эту тему.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)




















3. Постановка учебной цели.

(1минута)


Проверка д/з. Беседа по вопросам:

-Мы уже изучили античные мифы, давайте вспомним, о чем рассказывали аэды, переходя от поселения к поселению ?

Дома вы нарисовали богов. Среди обитателей олимпа Зевс, Посейдон, Гермес, Гера, Афина, Гефест ; герои – Ясон, Тесей, Сизиф, Геракл.

-Что делает эти персонажи узнаваемыми спустя тысячелетия?











- Сегодня нам предстоит узнать мифы наших предков- славян.

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: « Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?


- Правильно, в ходе урока мы познакомимся с особенностями славянской мифологии, с героями славянских мифов.





Отвечают на вопросы


















Формулируют тему

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.






Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


















Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.




















Первичное закрепление знаний.








































Физ. минутка (пауза релаксации)


Ребята, а кто знает, кто такие славяне?

Древние славяне – далекие предки русских, белорусов и украинцев.

Переняв от Византии христианство в Х веке , славяне, естественно, сразу же « добрыми христианами» не стали. Древнее языческие верования и фольклор того времени искоренялись церковью, но все же до наших дней дошли.

Славяне представляли мир рождающимся из воды.

Такое верование основывается на действительном выходе суши из-под воды. В творении видимого мира участвовали чистая и нечистая сила. Первая (боги) все творила прекрасно, а вторая (злые духи) все портила. Были и мифологизированные богатыри, которые как античные герои, совершали подвиги, спасая свой народ.





Сейчас перед вами выступят три группы участников, которые приготовили краткие сообщения о богах , духах и героях. В тетрадях сделайте краткие записи о каждом.

На слайдах дети видят изображения богов . По внешнему виду, по имени пытаются определить покровителем чего он является.

Боги: Ярило, Перун, Род, Коляда, Даждьбог , Велес, Сварог, Стрибог, Свято-бор.

Духи: банник, берегиня, анчутки-бесы , вий, водяной, домовой, дворовой, кикимора , леший, бабай, Баба-Яга , упыри.

Мифологизированные богатыри: Алеша Попович, Добрыня Никитич , Илья Муромец ( репродукция Васнецова «Три богатыря»), Вольга Всеславьевич, Василиса Микулишна, Садко.





Волшебное количество раз ( три или семь)

Перуну поклонимся

Даждьбогу помолимся (руки в верх)

Стрибога призовем( наклоны вправо, влево)

Попросим удачи и пятерок впридачу.











Слушают объяснение учителя, делают записи в тетради.

































Рассказывают

кратко о мифологических персонажах





.































Выполняют физкультминутку




Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствовать технику чтения.


Закрепление изученного материала










Работа в группах. Разгадывают кроссворды.

«Духи» о героях, «боги» о духах, «герои» о богах.

Оценить работу каждой команды.



Работают в группах.


Отвечают на вопросы.







Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, коллективного творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.





Продолжите фразу

-Среди героев славянских мифов я запомнил….

-В славянских мифах нашли своё отражение представления о…..

- Я продолжу знакомиться …



-Расширить ваши знания по сегодняшней теме вам помогут книги:

1. В. Артемов «Мифы и предания древних славян»

Москва, ОЛМА Медиа Групп. 2014.

2.. В. Артемов «Духи и существа потустороннего мира»

Москва, ОЛМА Медиа Групп. 2014.

3. Розе Т. В. « Мифологический словарь. Древняя Русь. Британия и Ирландия».

Москва, ОЛМА Медиа Групп. 2014.




Отвечают на вопросы.




Продолжают фразу, дополняют ответы товарищей.








УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


В тетрадях по литературе выполнить любое из заданий:

1.Бог Род . Какие слова современного русского языка имеют такой корень? Запишите их.

2. Что объединяет слова Сварог ,варить ,сварганить, творог.

3.Что объединяет слова богатый. богатырь. убогий


- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Оценить работу каждой команды нам помогут критерии .расположенные в таблице. Сделают это капитаны. Система трехбалльная.


Запись учащимися задания в дневники.




Источники:


1. В. Артемов «Мифы и предания древних славян»

Москва, ОЛМА Медиа Групп. 2014.

2.. В. Артемов «Духи и существа потустороннего мира»

Москва, ОЛМА Медиа Групп. 2014.

3. Розе Т. В. « Мифологический словарь. Древняя Русь. Британия и Ирландия».

Москва, ОЛМА Медиа Групп. 2014.



7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.