Конспект урока литературы в 5 классе «Герасим - «Самое замечательное лицо…»»

0
0
Материал опубликован 8 December 2015

Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.

ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ЧЕЛЯДЬЮ.

Предмет: литература

Класс: 5

Цель: обеспечить постижение обучающимися нравственного превосходства главного героя, его трудолюбия, широту души, чувства собственного достоинства.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым , для передачи психологического состояния героя.

2. Развить умения работать с информацией:собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.

3. Воспитать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Основное содержание:

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Термины и понятия:

Психологизм

Портрет

Пейзаж

Интерьер

Образная система

Планируемые результаты

Личностные :

Умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним.

Умение разбираться в сложности и противоречивости духовного мира человека.

Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.

Метапредметные

Познавательные:

Умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять.

Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные :

умение планировать свою работу;

умение делать выводы;

овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе;

находить общее решение и разрешать конфликты;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение доказывать свою точку зрения.

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

умение выявлять авторское отношение и приемы передачи психологического состояния героев произведения,

умение анализировать художественное произведение;

умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа.

В ценностно-ориентационной сфере:

умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения;

понимание гуманистических идей Тургенева, его сочувствие к страдающим людям;

умение разбираться в противоречивости духовного мира литературного героя.

В эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы;

понимание русского слова в его эстетической функции.

Организация образовательного пространства

Оборудование: компьютерный класс, мультимедиасистема

Межпредметные связи: литература – психология – информатика

Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).

Ход урока

«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим.»»Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»

I.Орг.момент(2 мин.)

II. Словарная работа(2 мин.)

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.

Стадия вызова.

Вступительное слово учителя(3 мин.)

-Что ты хочешь? Ответь,-

жизнь спросила меня.

Или что-то иметь, или что-то понять.

Нет, я злато менять,

Не желаю на медь

Мне важнее понять, а не что-то

Иметь

Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли

Щедрый дар любоваться

Всем богатством земли.

Научи беспристрастью,

От бесстрастья уволь

И людское участье ощутить мне позволь

Мне понять бы, постичь бы

И в грозу и в тиши

Красоту и величье человечьей души

Не пройти бы мне мимо

Окон, ждущих меня,

Не принять струйки дыма за сиянье огня.

Мне б у самых счастливых мудрость их перенять

Вот судьба что пошли мне -уменье понять.

Лишь такому богатству нет на свете цены.

Дай мне дар докопаться до любой глубины.

Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов. Термины и понятия:

Психологизм- углубленное изображение психических, душевных переживаний.

Портрет- художественное изображение, образ литературного героя.

Пейзаж- описание природы в литературном произведении.

Интерьер- (от франц. interieur - внутренний),изображение внутренней части помещения.

Образная система- это совокупность литературных героев в худ. произведении, их взаимодействие,взаимосвязь между собой и роль в раскрытии авторского замысла.Ведь каждый герой,он же образ, в произведении стоит не обособленно,а связан сюжетными линиями с другими образами,(героями).Вот это и есть система образов.

Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами.

Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.

Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.

Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же: 1 группа , 2 группа, 3 группа , 4 группа

Ш.Осмысление

Проверка домашнего задания(10 мин.)

1 группа

Прием «Толстые и тонкие» вопросы.

Кто? Учащиеся составляют вопросы, по

Как? прочитанному тексту. Затем отвечают

Когда? на них.

С чего?

Почему?

Например: - Кто из героев вам запомнился больше всего?

- Как вы думаете, кто убил «Муму»?

2 группа

Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку»)

«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами, антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.

«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного и сильного сторожа»

«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»

3 группа

Инсценировать эпизод ( Разговор с Татьяной о замужестве )

4 группа

Прием – кластер

Каким вы себе представляете главного героя?

Нарисуйте словесный портрет Герасима.

IV.Физкультминутка для глаз(2мин.)

V.Чтение эпиграфа. (10 мин.)

Беседа по вопросам:

- Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?

(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?

(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса

- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)

- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)

Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.

- В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)

- Тяжело было Герасиму в городе?

Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...

За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)

- Как это стало известно барыне?

- Как отреагировала барыня?

- Что решила причудливая старуха?

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

Зачитать в тексте; « Хитрость удалась как нельзя лучше...»

И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.

Трудно далось ему это?(Горе его было так велико...)

ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.

- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.

- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?

Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.

Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...»(2 мин.)

Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы...

- КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?

Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...» (2мин)

Барыня велела прогнать собаку со двора

Чтение по ролям эпизода «Осада каморки»

-Какое решение принимает Герасим?

Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла

VI. Беседа по иллюстрации

-Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?

-Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.

Чтение заключительного эпизода

Учитель: Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?

VII. Рефлексия(5 мин.)

-Мне больше всего удалось….

-Я могу себя похвалить за….

-Я могу похвалить одноклассников за...

VIII. Домашнее задание(2 мин.)

1вариант.Нарисовать и защитить один из наиболее понравившихся эпизодов рассказа.

2вариант.После прочтения стихотворения нарисуйте своё представление о счастье.

***

Рос на пустыре цветок
Прекрасен был и одинок.
Мечтал он о семье большой
Чтоб не грустить опять весной.
 
Гуляя, девочка одна цветочек увидала
Ухаживать за ним одним друзей своих собрала.
Цветочек жил, старался, цвел
Но все ж из жизни он ушел.
 
Ребята очень горевали
Но через год, прибыв туда, цветочек увидали,
Он был прекрасней, чем тогда.
И счастью не было конца!

(стихотворение неизвестного автора)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.