Фрагмент занятия кружка «Следствие ведут "Следопыты". Объект исследования "Сосна"» (1 и 3 класс)
Пояснительная записка
к занятию по курсу внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Цикл занятий: «Следствие ведут «Следопыты»
Тема занятия: «Предмет исследования «Сосна»
Тип занятия: исследование
Классы: 1 и 3
Дата проведения: 30.11.2018 г
Характеристика классов:
1 класс – 3 учащихся, первый год занятий по программе «Юный исследователь». 2 ребенка с проблемами речи.
3 класс – 6 учащихся, первый год занятий по программе «Юный исследователь». 1 ребенок имеет опыт исследовательской работы. 2 ребенка с ОВЗ. 2 слабых ребенка.
На занятии дети работали с разными видами информации, в том числе добывать информацию из текстов. Учились работать в команде, формулировать и аргументировать свои высказывания. Формировалось умение делать открытия и фиксировать их при помощи таблиц, опорных схем.
Для развития каждого обучающегося были разработаны разноуровневые задания.
Занятие получилось результативным.
Итогом стали:
1. Исследовательская работа «Определение чистоты воздуха в населенных пунктах микрорайона МКОУ «Алнерская основная школа» по состоянию хвои сосны обыкновенной» (Бакирова Г., Гераськин Е.), которая заняла II место на Областной конференции «Природа Калужской области» им.Ворониных, III место во Всероссийском проекте «Юный исследователь» (Бакирова Г.)
2. Проектная работа «Общественный экологический мониторинг чистоты воздуха в населенных пунктах микрорайона МКОУ «Алнерская основная школа» по состоянию хвои сосны обыкновенной» - участие в Региональном отборочном конкурсе Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели»
Цель: организовать исследование для определения существенных признаков сосны
Предметные результаты: продолжить знакомство с представителями царства растений
Метапредметные результаты: продолжать развивать умение наблюдать, делать выводы, использовать веб-сервисы
Личностные результаты: развивать умение работать в команде, паре, выражать своё мнение, делать открытия, оценивать работу.
Технологии:
ü Проблемный диалог
ü ИКТ
ü Здоровьесберегающие
ü Самооценка
Методы обучения:
ü Проблемно-поисковые
ü Практические
ü Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
ü Фронтальная
ü Групповая
ü Индивидуальная
Ход занятия
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||
Класс |
ОВЗ |
|||
Мотивация к учебной деятельности |
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний день мы начинаем не совсем обычно. Мне пришло письмо от известного нам Шерлока Лося. Он просит продолжить лосьследование и собрать новое досье. Команда «Следопытов» готова? Тогда начинаем!!! |
Приветствуют учителя, знакомятся с письмом, отвечают на вопрос, организуют рабочее место |
Самоорганизация |
|
Сообщение темы и цели |
Шерлок Лось прислал нам кроссворд. Когда вы его разгадаете, узнаете объект расследования. Получите ключевое слово, запишите его в досье. Откройте вкладку с кроссводом. Команда 1. Команда 2 |
Решают онлайн-кроссворд, записывают ответ |
Умение работать в команде, работа в сервисе learningapps.org |
|
Скажите, что нам нужно сделать, чтобы составить досье на сосну? |
Добыть, как можно больше информации и отобрать самое важное |
Целеполагание и планирование |
||
Где мы можем найти информацию? |
В книгах, интернете, энциклопедии, провести наблюдение, исследовать |
|||
Выход на гипотезу |
У вас на партах лежит картотека фотороботов. Найдите фоторобот сосны.
ОВЗ: Скажите, сосна – это что? |
Ищут силуэт сосны, вклеивают в досье |
Ищут изображение сосны, приклеивают на плакат. Называют, что сосна – это дерево |
Поиск, сортировка, работа в команде |
Отличная работа! А теперь давайте вспомним из каких частей состоит дерево? Возьмите следующий конверт и наклейте таблички на плакат |
Находят и приклеивают части дерева |
Сортировка, синтез |
||
Подумайте и запишите особую примету сосны в досье |
Относится к хвойным деревьям. Заполняют досье |
|
Анализ |
|
ОВЗ и 1 класс: Ребята, назовите деревья. |
|
Отвечают на вопросы |
Анализ |
|
ОВЗ и 1 класс: На какие деревья похожа сосна? |
||||
ОВЗ и 1 класс: Что их объединяет? Как называются деревья с листьями в виде хвои? |
|
Делают вывод, что сосна относится к хвойным деревьям. |
Ватолина Светлана Анатольевна
Лукина Ирина Геннадьевна
Перминова Елена Федоровна
Лукина Ирина Геннадьевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Лукина Ирина Геннадьевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Лукина Ирина Геннадьевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Лукина Ирина Геннадьевна
Порфирьева Марина Ивановна
Лукина Ирина Геннадьевна