Урок биологии в 7 классе «Следствие ведут знатоки»
Конспект урока Тип урока: повторительно – обобщающий (с элементами ТРИЗ), в игровой форме - «Следствие ведут знатоки». Цель урока: развитие УУД, мотивировать учащихся на получение новых знаний, расширить кругозор, повысить интерес к предмету, развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи, умение рассуждать и делать выводы, формировать исследовательские аналитические навыки. Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, видеофильм «Морские гиганты», микроскопы, микропрепараты «Яйцеклетка млекопитающего» и «Сперматозоиды млекопитающего», индивидуальные тестовые задания, листы «Оперативная сводка».
Ход урока. Организационный момент. Класс делится на группы в произвольной форме по 6-7 человек, рассаживаясь за предварительно расставленные столы и стулья. В данном классе 23 человека: то есть можно создать 3 группы: две из них «Генераторы идей», одна – «Аналитики». На столах - оборудование для лабораторной работы, листы для самоконтроля «Оперативная сводка». Слайд 1 «Следствие ведут знатоки. Оперативный отдел». Ведущий - «Дежурный по оперативному штабу» делает экстренное сообщение: На Земле живут высокоразвитые существа, они очень многообразны и обладают характерными признаками. Требуется помощь отдела (класс называет признаки млекопитающих – фронтальный опрос): Семь шейных позвонков и сочленение черепа с первым шейным позвонком при помощи мыщелков затылочной кости Грудобрюшная преграда - диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной Два поколения зубов - молочные и постоянные, которые подразделяются на резцы, клыки и коренные зубы. Наличие оформленных губ и мускулистых щёк 4-х камерное сердце, обеспечивающее доставку в ткани артериальной крови, которая не смешивается с венозной Сохранение левой дуги аорты Развитие наружного уха и наличие в полости среднего уха трёх слуховых косточек Кожа покрыта волосяным покровом, богата потовыми и сальными железами Развитие молочных желёз, обладающих сосками Внутриутробное развитие, живорождение. Ведущий: Наша цель убедиться в удивительных приспособлениях млекопитающих, помочь землянам ответить на некоторые вопросы об этих необыкновенных животных, помочь советом в решении некоторых проблем. Учитель: -Я надеюсь на быстрый темп работы, на то, что наш оперативный отдел покажет свои умения устанавливать причинно-следственные связи, умение вести исследовательскую работу, делать правильно выводы. -Начнём работу со знакомства оборудования: · лист «Оперативная сводка» - для занесения ответов при решении заданий · инструкция к лабораторной работе · тексты задач · тестовые задания Нашему отделению предложено изучить удивительные клетки, в результате слияния которых и зарождаются млекопитающие. Один из сотрудников отдела расскажет о размножении млекопитающих. (Учащемуся было дано опережающее задание). Учащийся: Половая система млекопитающих сложная. Органы размножения находятся в полости тела. У самцов они представлены двумя семенниками, семяпроводами и совокупительным органом. Органы размножения самок – два яичника, яйцеводы, матка и влагалище. Яйцеклетка, созревшая в яичнике, при встрече со сперматозоидом оплодотворяется в верхних отделах яйцевода. Продвигаясь по яйцеводу, оплодотворённое яйцо превращается в многоклеточный зародыш и затем попадает в матку. Зародыш в матке хорошо защищён и получает от матери питание через плаценту – орган, осуществляющий связь между матерью и зародышем в период его внутриутробного развития. В матке происходит формирование детеныша. Млекопитающие рождают живых детёнышей. Учитель: -Используя инструкцию к лабораторной работе, изучить половые клетки и ответить на следующие вопросы и занести ответы в лист «Оперативная сводка»: 1. Чем различаются половые клетки- гаметы? 2. Есть ли у них сходные черты строения? При работе можно более детально рассмотреть строение гамет на слайде 2 Учитель: -В нашем оперативном отделе выделяют два подразделения: 1 - «Генераторы идей» и 2 - «Аналитики». Сейчас «Генераторы идей» будут решать задачи, и передавать их в аналитический отдел и только потом будет идти обсуждение. (Учащиеся предупреждаются о том, что один в группе записывает ответы, другие высказывают предположения решения данной задачи, при этом ответы не критикуются даже самые нелепые, что позволяет снять напряжение, быстрее найти правильное решение). О чём эти задачи? О том, как решают некоторые проблемы самые огромные млекопитающие суши и воды? Кто это? Правильно, это – слоны и киты. Задача для первой группы «Генераторов идей» (Задачи автора- составителя Хюннина О.Н. из сборника «100 творческих задач по биологии (практика применения ТРИЗ на уроках биологии)»: У африканских слонов уши намного больше, чем у их родственников индийских слонов почему? Ответ: Они живут в основном в степях, где нет тени и чаще бывают на жгучем солнце, сталкиваясь постоянно с проблемой перегрева. По сравнению с массой тела, большое животное имеет меньшую площадь поверхности, чем мелкое и перегревается быстрее. У африканских слонов в ходе эволюции произошло увеличение поверхности (площадь ушей достигает -8 кв. м), хорошо снабжённых кровью. Увеличение площади тела обеспечивает быструю отдачу тепла и охлаждение, значит, чем больше уши, тем прохладнее. Задача для второй группы «Генераторов идей»: Поверхность тела у слонов чрезвычайно морщиниста, причём у африканских слонов морщин намного больше, чем у индийских. Чем это обусловлено? Ответ: Американские учёные изготовили из латекса слепки различных участков поверхности кожи слонов, а затем эти модели кожного покрова опрыскивали водой. Оказалось, что такие слепки могут удерживать в 5-10 раз больше воды, чем изготовленные из того же материала гладкие образцы. Кожный покров африканского слона в этом отношении в 1,5 раза эффективнее, чем у индийского. После ответа показ слайда 3. Пока группа «Генераторов идей» решает задачи, группа «Аналитиков» зарабатывает себе баллы, выполняя тест-1, заносит ответы в «Оперативный лист» (используя при этом ключ для самопроверки). На решение задач и тестов всем группам отводится 7 минут. «Генераторы идей» отдают варианты решения своих задач группе «Аналитиков», а сами выполняют тест-2, проверяют ответы по ключу и заносят их в оперативный лист. «Аналитики» в свою очередь, анализируют ответы на задачи, находят, по их мнению, правильный ответ или предлагают свой вариант ответа. По окончанию работы происходит обсуждение. Слайд 4 (дополнительная информация) В 1877 году Дж. Алленом было установлено правило, в котором указывалось на связь между строением тела теплокровных животных и климатом, в котором они живут. «Выступающие части тела теплокровных животных в холодном климате короче, чем в тёплом, поэтому они отдают в окружающую среду меньше тепла». Учитель: Задачи вы умеете решать, а умеете ли вы их составлять? Это нам продемонстрирует один из вас. (Задание даётся одному учащемуся по желанию). Текст: Говорят, что на ровном месте лошадь может обогнать слона. Но в местности, сильно пересечённой, никакой скакун не угонится за ним. С удивительной лёгкостью этот неуклюжий на вид зверь идёт по равнине, карабкается по горам, пробирается через чащу бесшумно, как кролик. Слоны и по болоту ходят едва ли не лучше всех других животных. Их ноги устроены очень хитро. Когда слон опирается на ногу, она набухает, становится толще. А когда он вытаскивает её, освобождённая нога сжимается и легко выходит из топи. Поэтому слон может погрузиться в болото хоть на метр, засасывание страшное для других животных, не мешает ему идти. (И.А.Акимушкин. Куда? и как?) Задание: составить задачу для учащихся. Задача. Слоновьи тропы. (Составляет учащийся) Слоны по болоту ходят едва ли не лучше всех других животных. Слон может погрузиться в болото хоть на метр: засасывание страшное для других животных, не мешает ему идти. Почему? (ответ в тексте) Задача для всего класса. « Без хобота нет жизни» Если слон передвигается ночью, то опускает хобот до самой земли, как бы исследуя ее. Но при этом он не плетётся, неуверенно нащупывая почву ногами, а ловко и быстро обходит все препятствия, уверенно минуя их на своём пути. Что ему помогает? Ответ на задачу «Без хобота нет жизни» Хобот считают лучшим в мире аппаратом обоняния. Он даёт слону возможность воспринимать запахи на расстоянии до 5 км. Учитель: Поговорим о водных животных – китах. Задача «Лентяи» (автор-Хюннинен О.Н.) Почему гигантские киты питаются мельчайшим планктоном. А весят десятки тонн? Ответ к задаче «Лентяи» В сутки синий кит поглощает до 4 тонн планктона, для этого у него есть специальное приспособление – цедильный аппарат (так называемый китовый ус). С его помощью киты отфильтровывают пищу, не затрачивая энергию для поиска и погони за животными, поэтому быстро набирают вес. Показ фрагмента фильма ВВС «Большие киты» о синих китах, их питании. Учитель: Разум сделал человека хозяином на планете Земля, к сожалению, хозяином скорее жестоким, чем добрым. Человек способен разрушить исторические памятники, шедевры искусства, созданные им же самим, не задумываясь, загубить жизни сотен тысяч растений, животных и своих собратьев по виду. Правда, человек может восстановить загубленные художественные творения, восстановить разрушенные шедевры архитектуры, но вдохнуть жизнь в сломанный цветок или в убитое живое существо человек не в силах. Но ведь люди не смогут жить на планете, лишённой других живых существ. Поэтому надо учиться беречь сохранять их. Ведущий: Неподалёку от Нью-Йоркского зоопарка есть необычное кладбище. Скорбными рядами стоят здесь могильные камни, на каждом из которых – название животного, перечёркнутое надписью: « вымер».Это кладбище – символ, напоминающее о том, сколько живых существ люди потеряли по своей собственной вине, можно сказать уничтожили своими руками. За последние 350 лет были уничтожены 63 вида и 55 подвидов млекопитающих, а многие оказались под угрозой исчезновения. Каждый живой организм на Земле уникален и человек должен об этом помнить! Вот некоторые виды, подлежащие охране (Слайд 5 – «Их нужно спасти») Учитель: Заполните листы «Оперативная сводка», подсчитайте баллы, поставьте оценки за урок; оцените своё сотрудничество учитель – ученик и поставьте себе оценку по 10–ти бальной шкале; ответьте на вопрос, что вы предлагаете для решения проблемы исчезающих видов на Земле? Ведущий: (читает стих) Берегите эту Землю, эти воды! Даже малую былиночку храня! Берегите всех зверей внутри природы! Убивайте лишь зверей внутри себя! |
» Tags for document:
»
Войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии