12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Войнова Ирина Борисовна37
Учитель биологии
Россия, Астраханская обл., г.Камызяк

Конспект урока

   Тип урока: повторительно – обобщающий (с элементами ТРИЗ), в игровой форме - «Следствие ведут знатоки».

    Цель урока: развитие УУД, мотивировать учащихся на получение новых знаний, расширить кругозор, повысить интерес к предмету, развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи, умение рассуждать и делать выводы, формировать исследовательские аналитические навыки.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, видеофильм «Морские гиганты», микроскопы, микропрепараты «Яйцеклетка млекопитающего» и «Сперматозоиды млекопитающего», индивидуальные тестовые задания, листы «Оперативная сводка».

 

Ход урока.

Организационный момент.

   Класс делится на группы в произвольной форме по 6-7 человек, рассаживаясь за предварительно расставленные столы и стулья. 

В данном классе 23 человека: то есть можно создать 3 группы: две из них «Генераторы идей», одна – «Аналитики». На столах - оборудование для лабораторной работы, листы для самоконтроля «Оперативная сводка».

Слайд 1 «Следствие ведут знатоки. Оперативный отдел».

   Ведущий -   «Дежурный по оперативному штабу» делает экстренное сообщение:

   На Земле живут высокоразвитые существа, они очень многообразны и обладают характерными признаками. Требуется помощь отдела (класс называет признаки млекопитающих – фронтальный опрос):

      Семь шейных позвонков и сочленение черепа с первым шейным позвонком при помощи мыщелков затылочной кости

      Грудобрюшная преграда - диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной

      Два поколения зубов - молочные и постоянные, которые подразделяются на резцы, клыки и коренные зубы.

      Наличие оформленных губ и мускулистых щёк

      4-х камерное сердце, обеспечивающее доставку в ткани артериальной крови, которая не смешивается с венозной

      Сохранение левой дуги аорты

      Развитие наружного уха и наличие в полости среднего уха трёх слуховых косточек

      Кожа покрыта волосяным покровом, богата потовыми и сальными железами

      Развитие молочных желёз, обладающих сосками

      Внутриутробное развитие, живорождение.

   Ведущий:

   Наша цель убедиться в удивительных приспособлениях млекопитающих, помочь землянам ответить на некоторые вопросы об этих необыкновенных животных, помочь советом в решении некоторых проблем.

   Учитель:

-Я надеюсь на быстрый темп работы, на то, что наш оперативный отдел покажет свои умения устанавливать причинно-следственные связи, умение вести исследовательскую работу, делать правильно выводы.

-Начнём работу со знакомства оборудования:

·         лист «Оперативная сводка» - для занесения ответов при решении  заданий

·         инструкция к лабораторной работе

·         тексты задач

·         тестовые задания

    Нашему отделению предложено изучить удивительные клетки, в результате слияния которых и зарождаются млекопитающие. Один из сотрудников отдела расскажет о размножении млекопитающих. (Учащемуся было дано опережающее задание).

   Учащийся:

    Половая система млекопитающих сложная. Органы размножения находятся в полости тела. У самцов они представлены двумя семенниками, семяпроводами и совокупительным органом. Органы размножения самок – два яичника, яйцеводы, матка и влагалище. Яйцеклетка, созревшая в яичнике, при встрече со сперматозоидом оплодотворяется в верхних отделах яйцевода. Продвигаясь по яйцеводу, оплодотворённое яйцо превращается в многоклеточный зародыш и затем попадает в матку. Зародыш в матке хорошо защищён и получает от матери питание через плаценту – орган, осуществляющий связь между матерью и зародышем в период его внутриутробного развития. В матке происходит формирование детеныша. Млекопитающие рождают живых детёнышей.

   Учитель:

-Используя инструкцию к лабораторной работе, изучить половые клетки и ответить на следующие вопросы и занести ответы в лист «Оперативная сводка»:

1.      Чем различаются половые клетки- гаметы?

2.      Есть ли у них сходные черты строения?

При работе можно более детально рассмотреть строение гамет на слайде 2

   Учитель:

-В нашем оперативном отделе выделяют два подразделения: 1 - «Генераторы идей» и 2 - «Аналитики». Сейчас «Генераторы идей» будут решать задачи, и передавать их в аналитический отдел и только потом будет идти обсуждение. (Учащиеся предупреждаются о том, что один в группе записывает ответы, другие высказывают предположения решения данной задачи, при этом ответы не критикуются даже самые нелепые, что позволяет снять напряжение, быстрее найти правильное решение).

   О чём эти задачи? О том, как решают некоторые проблемы самые огромные млекопитающие суши и воды? Кто это? Правильно, это – слоны и киты.

Задача для первой группы «Генераторов идей» (Задачи автора- составителя Хюннина О.Н. из сборника «100 творческих задач по биологии (практика применения ТРИЗ на уроках биологии)»:

У африканских слонов уши намного больше, чем у их родственников индийских слонов почему?

  Ответ: Они живут в основном в степях, где нет тени и чаще бывают на жгучем солнце, сталкиваясь постоянно с проблемой перегрева. По сравнению с массой тела, большое животное имеет меньшую площадь поверхности, чем мелкое и перегревается быстрее. У африканских слонов в ходе эволюции произошло увеличение поверхности (площадь ушей достигает -8 кв. м), хорошо снабжённых кровью. Увеличение площади тела обеспечивает быструю отдачу тепла и охлаждение, значит, чем больше уши, тем прохладнее.

Задача для второй группы «Генераторов идей»:

Поверхность тела у слонов чрезвычайно морщиниста, причём у африканских слонов морщин намного больше, чем у индийских. Чем это обусловлено?

Ответ: Американские учёные изготовили из латекса слепки различных участков поверхности кожи слонов, а затем эти модели кожного покрова опрыскивали водой. Оказалось, что такие слепки могут удерживать в 5-10 раз больше воды, чем изготовленные из того же материала гладкие образцы. Кожный покров африканского слона в этом отношении в 1,5 раза эффективнее, чем у индийского.

После ответа показ слайда 3.

Пока группа «Генераторов идей» решает задачи, группа «Аналитиков» зарабатывает себе баллы, выполняя тест-1, заносит ответы в «Оперативный лист» (используя при этом ключ для самопроверки).

    На решение задач и тестов всем группам отводится 7 минут.

    «Генераторы идей» отдают варианты решения своих задач группе «Аналитиков», а сами выполняют тест-2, проверяют ответы по ключу и заносят их в оперативный лист. «Аналитики» в свою очередь, анализируют ответы на задачи, находят, по их мнению, правильный ответ или предлагают свой вариант ответа. По окончанию работы происходит обсуждение.

Слайд 4 (дополнительная информация)

    В 1877 году Дж. Алленом было установлено правило, в котором указывалось на связь между строением тела теплокровных животных и климатом, в котором они живут. «Выступающие части тела теплокровных животных в холодном климате короче, чем в тёплом, поэтому они отдают в окружающую среду меньше тепла».

    Учитель: Задачи вы умеете решать, а умеете ли вы их составлять? Это нам продемонстрирует один из вас. (Задание даётся одному учащемуся по желанию).

    Текст: Говорят, что на ровном месте лошадь может обогнать слона. Но в местности, сильно пересечённой, никакой скакун не угонится за ним. С удивительной лёгкостью этот неуклюжий на вид зверь идёт по равнине, карабкается по горам, пробирается через чащу бесшумно, как кролик. Слоны и по болоту ходят едва ли не лучше всех других животных. Их ноги устроены очень хитро. Когда слон опирается на ногу, она набухает, становится толще. А когда он вытаскивает её, освобождённая нога сжимается и легко выходит из топи. Поэтому слон может погрузиться в болото хоть на метр, засасывание страшное для других животных,  не мешает ему идти. (И.А.Акимушкин. Куда? и как?)

    Задание: составить задачу для учащихся.

    Задача. Слоновьи тропы. (Составляет учащийся)

Слоны по болоту ходят едва ли не лучше всех других животных. Слон может погрузиться в болото хоть на метр: засасывание страшное для других животных, не мешает ему идти. Почему? (ответ в тексте)

    Задача для всего класса.

 « Без хобота нет жизни»

Если слон передвигается ночью, то опускает хобот до самой земли, как бы исследуя ее. Но при этом он не плетётся, неуверенно нащупывая почву ногами, а ловко и быстро обходит все препятствия, уверенно минуя их на своём пути. Что ему помогает?

Ответ на задачу «Без хобота нет жизни»

Хобот считают лучшим в мире аппаратом обоняния. Он даёт слону возможность воспринимать запахи на расстоянии до 5 км.

    Учитель: Поговорим о водных животных – китах.

    Задача «Лентяи» (автор-Хюннинен О.Н.)

Почему гигантские киты питаются мельчайшим планктоном. А весят десятки тонн?

    Ответ к задаче «Лентяи»

   В сутки синий кит поглощает до 4 тонн планктона, для этого у него есть специальное приспособление – цедильный аппарат (так называемый китовый ус). С его помощью киты отфильтровывают пищу, не затрачивая энергию для поиска и погони за животными, поэтому быстро набирают вес.

    Показ фрагмента фильма ВВС «Большие киты» о синих китах, их питании.

    Учитель: Разум сделал человека хозяином на планете Земля, к сожалению, хозяином скорее жестоким, чем добрым. Человек способен разрушить исторические памятники, шедевры искусства, созданные им же самим, не задумываясь, загубить жизни сотен тысяч растений, животных и своих собратьев по виду. Правда, человек может восстановить загубленные художественные творения, восстановить разрушенные шедевры архитектуры, но вдохнуть жизнь в сломанный цветок или в убитое живое существо человек не в силах. Но ведь люди не смогут жить на планете, лишённой других живых существ. Поэтому надо учиться беречь сохранять их.

    Ведущий: Неподалёку от Нью-Йоркского зоопарка есть необычное кладбище. Скорбными рядами стоят здесь могильные камни, на каждом из которых – название животного, перечёркнутое надписью: « вымер».Это кладбище – символ, напоминающее о том, сколько живых существ люди потеряли по своей собственной вине, можно сказать уничтожили своими руками. За последние 350 лет были уничтожены 63 вида и 55 подвидов млекопитающих, а многие оказались под угрозой исчезновения.

 Каждый живой организм на Земле уникален и человек должен об этом помнить!

   Вот некоторые виды, подлежащие охране (Слайд 5 – «Их нужно спасти»)

    Учитель: Заполните листы «Оперативная сводка», подсчитайте баллы, поставьте оценки за урок; оцените своё  сотрудничество учитель – ученик и поставьте себе оценку по 10–ти бальной шкале; ответьте на вопрос, что вы предлагаете для решения проблемы исчезающих видов на Земле?

    Ведущий: (читает стих)

Берегите эту Землю, эти воды!

Даже малую былиночку храня!

Берегите всех зверей внутри природы!

Убивайте лишь зверей внутри себя!


»  Tags for document:

Урок биологии по теме:"Следствие ведут знатоки"(Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих"

»

Войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.