Урок русского языка в 6 классе на тему «Правописание сложных имен существительных»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Конспект урока по теме «Правописание сложных имен существительных»
Подготовила Петрова Наталья Васильевна
Цель урока: создать условия для формирования умения дефисного и слитного написания сложных имён существительных.
Задачи:
Образовательная: обеспечить усвоение обучающимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных существительных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания существительных;
Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию существительных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;
Воспитывающая: воспитывать положительный интерес к изучаемой теме, потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности, создавать благоприятную атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать важность изучаемого правила слитного и дефисного написания сложных имён существительных; осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение ставить и формулировать цель деятельности;
умение находить способы решения поставленной цели для слитного и дефисного написания сложных существительных на основе соотнесения того, что известно и усвоено и того, что еще не известно.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в рабочих материалах урока
Коммуникативные: слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные: развивать орфографическую зоркость, используя правило дефисного и слитного написания сложных существительных; повторить правило слитного и дефисного написания сложных имён существительных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы обучающихся: самостоятельная работа, работа в группе, исследование.
Ход урока:
1.Организация начала урока, мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Выполнение задания (работа в паре)
Определите верные варианты ответов:
Сапожок – слово образовано приставочным способом;
прилетел – слово образовано суффиксальным способом;
подснежник – слово образовано приставочно-суффиксальным способом:
снегоход – слово образовано способом сложения.
- Докажите правильность своего выбора (учащиеся выполняют морфемный и словообразовательный анализ слов, проводят взаимопроверку и оценивание выполнения работы)
- Какие варианты образования сложных слов вы знаете? (Имена существительные активно образуются путём сложения: сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса).
- Какие способы образования присущи только этой части речи? (Бессуффиксный, сокращение частей слов , такие слова называются сложносокращёнными, некоторые сложносокращённые существительные образуются из начальных букв или звуков)
- Определим, насколько вы поняли эту тему. Выполните задания (самостоятельно)
1.Слово сбербанк образовано суффиксальным способом. (сложение без соединительной гласной)
2.Слово соковыжималка образовано сложением с одновременным присоединением суффикса.
3.Слово самовар образовано способом сложения с соединительной гласной.
4.В словосочетании спросить у дежурного дежурный– это имя прилагательное. (это существительное, переход из одной части речи в другую)
5. Слово диван-кровать образовалось сложением равноправных слов.
- Проверка и оценивание выполнения работы.
3.Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, почему слово диван-кровать пишется через дефис? Рассмотрите предложенные слова.
Землетрясение, броненосец, рыба-пила, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, Петропавловск- Камчатский, мореплаватель. Внимательно прочитайте эти слова.
- Понаблюдайте.
- Какие мысли у вас возникли?
- Какие слова вам известны?
- Как могут писаться сложные существительные? (Учащиеся делают вывод, что сложные слова могут писаться слитно и через дефис)
- Если сейчас предложить вам словарный тест, справитесь ли вы с ним? (Нет)
-Почему? ( Мы не знаем как пишутся эти слова)
- А хотите узнать? Что для этого нужно?( Изучить правило)
Давайте сформулируем тему нашего урока.
«Правописание сложных имён существительных.»
- А какое слово в названии темы является сложным? (правописание)
Разберём его по составу. Каким способом оно образовано?
Итак, тему мы определили, давайте теперь поставим цели нашего урока.
-Изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.
- Ребята, я предлагаю вам, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала закрепить всё на практике и сделать соответствующие выводы.
4.Изучение нового материала
Ребята изучают правило по учебнику, приводят примеры.
Первичная проверка усвоения знаний. Работа в парах, группах по усмотрению учителя
Напишите слова, раскрыв скобки. Устно объясните написание.
(Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр.
5. Работа с текстом. Упражнение 131.
1) Прочитать текст выразительно.
2) Что интересного вы узнали из этого текста?
3) Определите его стиль, тип речи, тему, основную мысль.
4) Выписать сложные существительные, объяснить их правописание.
Вокруг света на корабле «Бигль»
Известный учёный Чарльз Дарвин в молодости совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Много интересного узнал естествоиспытатель! Он видел интересные созвездия , наблюдал ужасные последствия землетрясения. В рудниках Чили видел рудокопов, которые на своих плечах выносили из шахт многопудовые глыбы руды.
А сколько разнообразного материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбу иглотел, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического броненосца.
За время плавания Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.
1 абзац: кругосветное, естествоиспытатель, землетрясения, рудокопов, многопудовые
2 абзац: разнообразного иглотел, броненосца.
6.Закрепление знаний.
Творческая работа в группах. Используя карту России, составьте маршрут путешествия по городам, название которых пишется через дефис. (Ростов- на Дону, Комсомольск- на -Амуре, , Санкт-Петербург, Перопавловск- Камчатский
- Какие слова, связанные с географией, пишутся через дефис? (названия сторон света)
Распределительный диктант (Слова распределить на группы)
Земле(делец), плащ(палатка), сено(кос), ракета(носитель), хлебо(роб), водо(пад)
Расширяем кругозор
Народная мудрость пословиц обогатит ваш словарный запас, сделает вашу речь образной, яркой. Пословицы поучительны, опыт народов служит лучшими уроками в жизни.
Вставить сложные слова.
…да жнивушка – заболела спинушка.
Умелому … дождь не помеха.
У хорошего …хороший сад.
Убежав от дождя, попал под … (чеченская)
( хлебороб, сенокос, водопад, садовод, )
7.Обобщение знаний.
-О чём мы говорили сегодня на уроке?
-Как пишутся сложные существительные?
8.Диагностика уровня усвоения знаний
Тест
Выполнение тестового задания, проверка.
1. Определите вариант, в котором сложное существительное пишется слитно.
а) (авиа)бандероль
б) (выставка)продажа
в) (северо)восток
2. Определите вариант, в котором сложное существительное пишется через дефис.
а) (кино)театр
б) (зоо)парк
в) (диван) кровать
3. Определите вариант, в котором существительное с корнем пол-пишется через дефис.
а) (пол)мандарина
б) (пол)лепешки
в) (пол)квартиры
4. Определите вариант со слитным написанием сложных существительных
1) Ростов(на)Дону
2) (электро)самовар
3) (премьер) министр
Ответы:1-а; 2-в; 3-б;4-б;
Проверка выполнения работы, самооценка.
9. Рефлексия
- Сегодня вы на уроке вы получили новые знания , а значит, одержали еще одну победу над собой. Сегодня вы учились не только грамотно писать, но и другим вещам. Каким? (трудолюбию, доброжелательности, целеустремлённости, добросовестности, жизнерадостности)
- А были ребята , которые проявили легкомыслие, слабоволие?
- Определите, на каком уровне усвоения знаний вы сейчас находитесь?»
Не знаю
-Знаю.
-Знаю, но нужно повторить правило.
- Знаю и могу объяснить другому.
10. Домашнее задание (по выбору учащихся)
- подготовить словарную работу по теме «Правописание сложных существительных»;
- упражнение 133.