Урок русского языка в 5 классе «Имена существительные, обозначающие живые существа и неживые предметы»

0
0
Материал опубликован 13 February 2017

Тема: «Имена существительные, обозначающие живые существа и неживые предметы»

Цель: Развитие познавательных способностей учащихся, их умения наблюдать и мыслить.

Задачи:

- Образовательная: Обобщить и систематизировать знания о частях речи; сформировать на уроке новые понятия «Имена существительные, обозначающие живые существа и неживые предметы».

- Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношенияк знаниям.

- Развивающая: Развитие познавательных умений.

Оборудование :электронная презентация по теме урока, карточки с заданиями ,рабочая тетрадь на печатной основе, словари орфографические,толковые.


 

Ход урока

1.Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем наше знакомство с жителями страны Лингвинии. Мы пойдем в гости к Имени существительному. Этот житель всегда встречает первым гостей. Почему? На этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке. Вперед!


 

2.Актуализация знаний

Для того, чтобы познакомится с именем существительным, нам нужно выполнить несколько заданий


 

1.

Отгадай загадки

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное.)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про ...

(Глагол.)

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное.)

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное.)

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь.

Как его имя, скорее ответь!

(Наречие.)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение.)

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу,

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги - кот идёт,

У дороги - поворот.

НАД дорогой - облака.

Шёл К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Очень помогли...

(Предлоги.)

2.

Картинная галерея

Посмотрите на доску. Вы видите репродукции картин известного русского художника. Запишите в тетради фамилию автора и названия картин.

Какие части речи преобладают в названиях? Почему?

Молодцы! Теперь мы можем войти во двор к первому хозяину.

3.Изучение нового материала.(работа с тетрадью на печатной основе)

1.

Рассмотрите картинку, что вы можете сказать?

Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы

 

КТО? ЧТО?

2.

Найдите в тексте имена существительные, выпишите их.


 

У лукоморья дуб зелёный

А.С. Пушкин

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит

 

3.

Определите, что обозначают эти имена существительные предмет, явление или состояние (Задание 1).

4.

Составьте с тремя из них предложения.(Задание 2)

5.

Определите и обозначьте одним словом состояние души (ассоциации).
 

6.

Назовите предметы и существа, которые вы видите на картинке.

7. Определите, на какой вопрос отвечают эти имена существительные. Заполните табличку.

КТО?

ЧТО?

   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

8. « Да- нет»

Для того.чтобы лучше узнать Имя Существительное,ответьте на вопросы

Правда, что Имя существительное отвечает на вопросы что?где?

Что? Кто?

Указывает на признак предмета?

Обозначает предмет, явление?

Обозначает только живые существа?

Обозначает только неживые предметы?

Обозначает и то, и другое?

Живые существа отвечают на вопрос что?

На вопрос кто?

Неживые предметы называют Одушевленными именами

существительными?

Живые – неодушевленными?

 

Умнички! Вы замечательно справились. Хорошо поработали. Теперь нужно отдохнуть

 

9. Физминутка

Я буду читать слова ,а вы внимательно слушать.Как только вы услышите имя существительное, сразу хлопайте в ладоши.
 

10. Работа со словарем.

Во время нашей разминки я произнесла слова АБАЖУР и ЦЕЙТНОТ.

На столе у вас есть словарики. Пожалуйста, найдите лексическое значение данных слов и выпишите себе в тетрадочку.

 

11. Составьте с данными словами предложения.

 

12. « Снежная лавина»

На доске записаны слова. Вы должны сделать из них снежный ком.

Слово

животное

       

Предложение

Ловит мышей

       

Вопрос

Это животное мяукает?

       

Ответ

кот

стол

собака

мама

яма


13. «Мим»

А сейчас несколько человек получат карточки с именами существительными. Они должны будут показать эти слова, не произнося звуки, а класс должен отгадать слово.

Будильник, светофор, дерево


 

14. Составьте с этими словами предложения.

15. Составьте мини-сочинение на тему : «Осень в лесу», употребляя одушевленные и неодушевленные имена существительные.

 

4. Подведение итогов урока

Рефлексия

« Цветная феерия»

На столах у вас лежат квадратики трех цветов (зеленый, жолтый и красный), которые означают соответственно: «я все понял», «мне не все понятно», «мне трудно понять».Подумайте, пожалуйста, о своей работе на уроке и дайте мне знать ваш ответ.

 

По ответам детей смотреть, что нужно повторить.

Незаконченные предложения.

Ребята, вам необходимо закончить предложение.

Я бы хотел узнать…..

Сегодня на уроке я узнал……

Больше всего мне понравилось упражнение…

 

5. Домашнее задание

Задание №1.

Расставить знаки препинания в упражнении 184

Задание №2.

Составить предложение.

Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в.

Задание №3.

Сочинение.

Зимнее утро.

 

1 предложение – морозы (И.п.)

2 предложение – берёза (П.п.)

3 предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.)

4 предложение – прилёт (Д.п.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.