Тема урока русского языка в 5 классе «Слова, обозначающие предметы. Различение слов по вопросам "кто?" и "что?"»
ТЕМА УРОКА: «Слова, обозначающие предметы. Различение слов по вопросам кто? что?
Цель: совершенствовать навык распознавания слов, обозначающих предмет, различение слов, отвечающих на вопросы кто? что?
Задачи:
1.формировать представления о словах, обозначающих названия предметов, знакомить с обобщенным лексическим значением этой группы слов в языке;
учить выделять слова, обозначающие предметы, в речи; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и слова, отвечающие на вопрос «что?»;
2. развивать внимание, память, каллиграфические навыки, обогащать словарный запас детей;
3.воспитывать трудовые и положительные личностные качества, познавательную активность, умение работать в коллективе.
ХОД УРОКА:
I.ОРГМОМЕНТ.
-Станьте ровно. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
-Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
-Тихо и правильно сядьте.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА. Слайд 2.
Сообщение темы урока. Слайд №1.
- Из чего строится наша речь?
- В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем людей, животных, предметы, явления. Сегодня мы будем продолжать знакомство со словами, обозначающими предметы, и правильно задавать к ним вопросы?
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
Но прежде вспомним чему мы уже научились: правило правописания гласных после шипящих согласных и проверять парные согласные на конце слова. Слайд № 3, 4.
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия: охотник, рыболов… И дал названия животным: заяц, олень
Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя.
Все слова, обозначают предметы, но одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО?
Слайды № 5, 6, 7.
Физминутка
Называли все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку,
Мелкие шашки – 1,2,3
Мелкие прыжки – 1,2,3
Быстрая присядка – 1, 2,3
2. Распознавание слов, отвечающих на вопрос КТО? И на вопрос ЧТО?
Слайды № 8, 9.
Работа в тетрадях.
Игра «Определи правильно». (Карточки отгадки выставляются под вопросами на доске)
а) Работа с загадками:
-К словам-отгадкам поставить вопрос кто? или что? Объяснить, почему.
В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(помидор)
Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)
Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.
Утром рано встает, детям спать не даёт. .(петух)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвостик колечком. (собака)
ИТОГ УРОКА
Слайд № 10
слова предметы
PPT / 1.92 Мб