Урок русского языка в 6 классе «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями»

2
0
Материал опубликован 5 July 2022

Предметная область: русский язык


Тема: Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями


Актуальность: представление истоков русского в информационном пространстве современности, интегрированный подход в представлении восприятии информации и последующем практическом применении полученных знаний и умений


Цель:

усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.


Задачи:

1. Познакомить учащихся с особенностями происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.

2. Развивать навыки видения старославянизмов в текстах и объяснения их лексического значения.

3. Вызвать интерес к истории развития русского языка, продемонстрировав учащимся историко-культурную взаимосвязь славянских народов.


Форма проведения занятия: урок изучения нового материала


Целевая аудитория: учащиеся 6 класса


Оборудование:

Мультимедийный проектор и экран

Презентация.


Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся научатся находить старославянизмы в тексте и подбирать к ним однокоренные русские слова;

учащиеся познакомятся с интересными фактами истории славянской письменности;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Задания для учащихся

Планируемый результат (УУД)

1

Организационный момент

Цель: включение обучающихся в деятельность

Проверяет готовность детей к уроку, создает эмоциональный настрой на урок:

-Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Обеспечивают готовность, эмоциональный настрой на урок


Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция

2

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного о чередовании звуков

Мозговой штурм

Игра «Найди пары»


- Поиграем в игру «Найди пары». Вам нужно будет найти пару словам и указать чередование

(слайд №2,3)

Коммуникативные: развивать навыки коллективной работы, излагать свое мнение

Познавательные: структурировать ранее полученные знания

3

Формулирование темы урока, постановка цели

Цель: постановка цели, определение задач урока

Обращаем внимание на экран, где помещены пары слов с чередованием.

-Ответьте на вопрос, чем отличаются эти слова. (В корнях слов происходит чередование буквосочетаний). -Назовите их (оло – ла, оро-ра, ере-ре)

-Давайте сформулируем тему урока. Хотите узнать, почему так произошло? Тогда слушайте.

Отвечают на вопрос. Формулируют тему, записывают на доске.

Обучающиеся должны понять, что слова отличаются буквосочетаниями в корне и сферой употребления.

Чем отличаются эти слова?

(слайд №4)


Регулятивные: выдвигать версии, находить и исправлять ошибки

Познавательные:

анализировать, обобщать и группировать по заданным основаниям

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его фактами, участвовать в диалоге, понимать позицию другого

4

Мотивация к изучению нового материала

Цель: создание активной познавательной атмосферы

Слово учителя. Установка на слушание. Инсценировка. (Приложение №1)

Слушают инсценировку, после чего обдумывают ответы на вопросы и составляют высказывания.

-Что же нового вам рассказал профессор Иван Калинович?

(слайд 5)

Регулятивные: постановка цели, саморегуляция.

Познавательные: формирование представления об исторических изменениях, подведение под понятие, выведение следствий

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью.

5

Изучение нового материала

Цель: формирование представления о чередовании полногласных и неполногласных сочетаний в корнях слов

Организация работы с информационным текстом.

Учитель предлагает провести ученикам самостоятельное исследование по тексту на слайде и объяснить значение термина полногласие/неполногласие


Обучающиеся делают вывод о действии закона открытого слога. Составляют Модель фрейма: Неполногласие → полногласие = ра//оро, ла//оло, ре//ере, ле//оло.


Предтекстовый этап

прием «Прогноз по заголовку» (объясни значение термина «полногласные сочетания», не читая текст)

(слайд №6,7,8)

Текстовый этап

Читаем и составляем «Модель фрейма» (понятие и его определение)

Послетекстовый этап

прием «Бортовой журнал»

Я узнал, что….

Полногласные сочетания встречаются в…

Им соответствуют…

Познавательные:

находить информацию в тексте, представлять ее в развернутом и сжатом виде

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами

Предметные: иметь представление о полногласных и неполногласных сочетаниях

6


Закрепление нового материала Цель: закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала





1. Применение стратегии «Проверочный лист»

Выполнение упражнения


-Выполните задания на поиск орфограмм, которые можно объяснить чередованием полногласных и неполногласных сочетаний.

(слайд № 9,10,11)

Познавательные:

Классифицировать, группировать по заданным основаниям

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его, работать в группе

Регулятивные:

выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно усвоить

2. Работа со слайдовой презентацией

Составление предложений.

Учащиеся должны прийти к выводу, что старославянизмы часто употребляются как принадлежность книжного стиля для придания речи эмоциональности, торжественности.

Придумайте и запишите предложения с данными фразеологическими оборотами.

(слайд №12)

установите значение представленных на слайде выражений;

определите стилевую принадлежность высказываний.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: находить и исправлять ошибки

Коммуникативные: обогащать речь

7

Контролирующее задание

Цель: проверка умений находить слова с чередованием в тексте, подбирать к ним соответствия

На экране представлены отрывки из произведений А. С. Пушкина, выпишите слова парами (полногласие/неполногласие).

Отгадайте загадку и выпишите из текста загадки слова с полногласными сочетаниями, подберите к ним слова с неполногласием.


Выполняют задание в парах

Выписывают соответствия с полногласием/неполногласием.

1. Найдите слова с полногласными или неполногласными сочетаниями в стихотворных строках А. С. Пушкина.

(слайд №13,14)

2.Отгадайте загадку. (слайд № 15)


Регулятивные:

оценивать степень успешности по критериям

Коммуникативные: быть готовыми изменить точку зрения под воздействием контраргументов, взаимодействовать в паре

8


Итог урока

Цель: объяснение домашнего задания,

выставление и комментирование оценок за урок

Объясняет домашнее задание


Записывают домашнее задание

Разноуровневое домашнее задание (на выбор):

(слайд № 16)

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера

Учитель и ученик определяют отметку в диалоге (внешняя оценка + самооценка)

определяют отметку в диалоге (внешняя оценка + самооценка)

-Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.


Коммуникативные: излагать и аргументировать свое мнение

Регулятивные: оценивать степень успешности

Личностные: адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?


Анализируют работу на уроке через предложенные вопросы.

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

(слайд 17)

Коммуникативные: излагать свое мнение, участвовать в диалоге

Личностные: осознание значимости урока

Регулятивные: оценивать степень успешности в достижении цели по критериям.


Приложение №1


Профессор Иван Калинович. 

-Я слышал, вы сегодня говорили о том, что в нашей лексике, кроме исконно русских слов, есть еще и заимствованные. Среди них особое место занимают старославянизмы. 
Почемучка. 

-Почему «особое»? Ведь, наверное, старославянизмы – это просто «старые славянские слова». 
Книжонок Прохор. 

-Heт. Старославянизмы – это слова, которые заимствованы русским языком из старославянского, который хотя и приходится близким родственником восточнославянским языкам, но относится к южнославянской группе. Старославянский язык-это письменная форма одного из южнославянских языков. В XI веке на этот язык были переведены греческие религиозные книги, с помощью которых среди славян распространилось христианство. Эти переводы были сделаны Кириллом и Мефодием. Сначала старославянский язык распространялся среди западных и южных славян. В Х–ХI веках книги на старославянском языке получили широкое распространение и в Древней Руси, и вместе с ними в русский язык стали проникать старославянские слова- старославянизмы. 
Почемучка. 

-Все это было так давно... А можно ли в наше время отличить старославянские слова от русских? 
Профессор Иван Калинович. 

-Можно. Сравним: враг и ворог. Старославянские слова враг, вражда остались в нашем языке, а исконно русское ворог вышло из активно употребления. Однако от этого слова остались производные слова: ворожея, ворожить. Ворожить – «гадать», «заговаривать». Но заговаривать на зло, наводить порчу, а не просто предсказывать будущее. Современный человек, знающий происхождение этого слова, не захочет иметь дело с ворожбой. У старославянских по происхождению слов есть и другие приметы: 
1) В нашем языке много «парных слов». Многие из них вам знакомы. Например: страж сторож, здравие – здоровье, пред – перед, Млечный – молочный. В корнях этих слов чередуются неполногласные (ра, ре, ла, ле) и полногласные (оро, ере, оло) сочетания. Наличие неполногласия – примета старославянских слов. Например: город – град, золото – злато, берег – брег.
2) Начальные сочетания ра – ла перед согласными противопоставляются исконно русским ро, ло: ровный – равный, лодка – ладья.
3) В начале слова старославянские и русские слова противопоставляются по трем буквам. В старославянском языке слова начинались с буквы А, исконно русские начинаются с Я (агаец – ягненок).
4) В старославянских словах в конце корня звуки жд, щ, а в русских словах звуки ж, ч (невежда – невежа, освещение – свеча).
5) В старославянских словах под ударением Е, а в русских словах в том же положении О(Ё): небо – нёба, перст – напёрсток. 
Книжонок Прохор. 

-Да, оказывается, очень интересно изучать историю языка!







Литература:

Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста [Текст]: метод.пособие / Н.С. Болотнова. - Томск, 2002.- 64 с.

Сидоренков В. А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка [Текст] / В.А. Сидоренков // Русский язык в школе. -1997. - № 2. - С. 7-11.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС [Текст]: пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. -М.: Баласс, 2013. - 128 с.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации