Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями»
Пояснительная записка к презентации
Презентация к технологической карте урока
PPTX / 662.08 Кб
Предметная область: русский язык
Тема: Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями
Актуальность: представление истоков русского в информационном пространстве современности, интегрированный подход в представлении восприятии информации и последующем практическом применении полученных знаний и умений
Цель:
усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с особенностями происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
2. Развивать навыки видения старославянизмов в текстах и объяснения их лексического значения.
3. Вызвать интерес к истории развития русского языка, продемонстрировав учащимся историко-культурную взаимосвязь славянских народов.
Форма проведения занятия: урок изучения нового материала
Целевая аудитория: учащиеся 6 класса
Оборудование:
Мультимедийный проектор и экран
Презентация.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся научатся находить старославянизмы в тексте и подбирать к ним однокоренные русские слова;
учащиеся познакомятся с интересными фактами истории славянской письменности;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Задания для учащихся |
Планируемый результат (УУД) |
|
1 |
Организационный момент Цель: включение обучающихся в деятельность |
Проверяет готовность детей к уроку, создает эмоциональный настрой на урок: -Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок! |
Обеспечивают готовность, эмоциональный настрой на урок |
Личностные: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция |
|
2 |
Актуализация знаний Цель: повторение изученного о чередовании звуков |
Мозговой штурм |
Игра «Найди пары» |
- Поиграем в игру «Найди пары». Вам нужно будет найти пару словам и указать чередование (слайд №2,3) |
Коммуникативные: развивать навыки коллективной работы, излагать свое мнение Познавательные: структурировать ранее полученные знания |
3 |
Формулирование темы урока, постановка цели Цель: постановка цели, определение задач урока |
Обращаем внимание на экран, где помещены пары слов с чередованием. -Ответьте на вопрос, чем отличаются эти слова. (В корнях слов происходит чередование буквосочетаний). -Назовите их (оло – ла, оро-ра, ере-ре) -Давайте сформулируем тему урока. Хотите узнать, почему так произошло? Тогда слушайте. |
Отвечают на вопрос. Формулируют тему, записывают на доске. Обучающиеся должны понять, что слова отличаются буквосочетаниями в корне и сферой употребления. |
Чем отличаются эти слова? (слайд №4) |
Регулятивные: выдвигать версии, находить и исправлять ошибки Познавательные: анализировать, обобщать и группировать по заданным основаниям Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его фактами, участвовать в диалоге, понимать позицию другого |
4 |
Мотивация к изучению нового материала Цель: создание активной познавательной атмосферы |
Слово учителя. Установка на слушание. Инсценировка. (Приложение №1) |
Слушают инсценировку, после чего обдумывают ответы на вопросы и составляют высказывания. |
-Что же нового вам рассказал профессор Иван Калинович? (слайд 5) |
Регулятивные: постановка цели, саморегуляция. Познавательные: формирование представления об исторических изменениях, подведение под понятие, выведение следствий Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью. |
5 |
Изучение нового материала Цель: формирование представления о чередовании полногласных и неполногласных сочетаний в корнях слов |
Организация работы с информационным текстом. Учитель предлагает провести ученикам самостоятельное исследование по тексту на слайде и объяснить значение термина полногласие/неполногласие |
Обучающиеся делают вывод о действии закона открытого слога. Составляют Модель фрейма: Неполногласие → полногласие = ра//оро, ла//оло, ре//ере, ле//оло. |
Предтекстовый этап прием «Прогноз по заголовку» (объясни значение термина «полногласные сочетания», не читая текст) (слайд №6,7,8) Текстовый этап Читаем и составляем «Модель фрейма» (понятие и его определение) Послетекстовый этап прием «Бортовой журнал» Я узнал, что…. Полногласные сочетания встречаются в… Им соответствуют… |
Познавательные: находить информацию в тексте, представлять ее в развернутом и сжатом виде Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами Предметные: иметь представление о полногласных и неполногласных сочетаниях |
6 |
Закрепление нового материала Цель: закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала |
1. Применение стратегии «Проверочный лист» |
Выполнение упражнения |
-Выполните задания на поиск орфограмм, которые можно объяснить чередованием полногласных и неполногласных сочетаний. (слайд № 9,10,11) |
Познавательные: Классифицировать, группировать по заданным основаниям Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его, работать в группе Регулятивные: выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно усвоить |
2. Работа со слайдовой презентацией |
Составление предложений. Учащиеся должны прийти к выводу, что старославянизмы часто употребляются как принадлежность книжного стиля для придания речи эмоциональности, торжественности. |
Придумайте и запишите предложения с данными фразеологическими оборотами. (слайд №12) установите значение представленных на слайде выражений; определите стилевую принадлежность высказываний. |
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме Регулятивные: находить и исправлять ошибки Коммуникативные: обогащать речь |
||
7 |
Контролирующее задание Цель: проверка умений находить слова с чередованием в тексте, подбирать к ним соответствия |
На экране представлены отрывки из произведений А. С. Пушкина, выпишите слова парами (полногласие/неполногласие). Отгадайте загадку и выпишите из текста загадки слова с полногласными сочетаниями, подберите к ним слова с неполногласием. |
Выполняют задание в парах Выписывают соответствия с полногласием/неполногласием. |
1. Найдите слова с полногласными или неполногласными сочетаниями в стихотворных строках А. С. Пушкина. (слайд №13,14) 2.Отгадайте загадку. (слайд № 15) |
Регулятивные: оценивать степень успешности по критериям Коммуникативные: быть готовыми изменить точку зрения под воздействием контраргументов, взаимодействовать в паре |
8 |
Итог урока Цель: объяснение домашнего задания, выставление и комментирование оценок за урок |
Объясняет домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Разноуровневое домашнее задание (на выбор): (слайд № 16)
|
Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера |
Учитель и ученик определяют отметку в диалоге (внешняя оценка + самооценка) |
определяют отметку в диалоге (внешняя оценка + самооценка) |
-Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале. |
Коммуникативные: излагать и аргументировать свое мнение Регулятивные: оценивать степень успешности Личностные: адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности |
||
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов |
- Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? |
Анализируют работу на уроке через предложенные вопросы. |
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. (слайд 17) |
Коммуникативные: излагать свое мнение, участвовать в диалоге Личностные: осознание значимости урока Регулятивные: оценивать степень успешности в достижении цели по критериям. |
Приложение №1
Профессор Иван Калинович.
-Я слышал, вы сегодня говорили о том, что в нашей лексике, кроме исконно русских слов, есть еще и заимствованные. Среди них особое место занимают старославянизмы.
Почемучка.
-Почему «особое»? Ведь, наверное, старославянизмы – это просто «старые славянские слова».
Книжонок Прохор.
-Heт. Старославянизмы – это слова, которые заимствованы русским языком из старославянского, который хотя и приходится близким родственником восточнославянским языкам, но относится к южнославянской группе. Старославянский язык-это письменная форма одного из южнославянских языков. В XI веке на этот язык были переведены греческие религиозные книги, с помощью которых среди славян распространилось христианство. Эти переводы были сделаны Кириллом и Мефодием. Сначала старославянский язык распространялся среди западных и южных славян. В Х–ХI веках книги на старославянском языке получили широкое распространение и в Древней Руси, и вместе с ними в русский язык стали проникать старославянские слова- старославянизмы.
Почемучка.
-Все это было так давно... А можно ли в наше время отличить старославянские слова от русских?
Профессор Иван Калинович.
-Можно. Сравним: враг и ворог. Старославянские слова враг, вражда остались в нашем языке, а исконно русское ворог вышло из активно употребления. Однако от этого слова остались производные слова: ворожея, ворожить. Ворожить – «гадать», «заговаривать». Но заговаривать на зло, наводить порчу, а не просто предсказывать будущее. Современный человек, знающий происхождение этого слова, не захочет иметь дело с ворожбой. У старославянских по происхождению слов есть и другие приметы:
1) В нашем языке много «парных слов». Многие из них вам знакомы. Например: страж сторож, здравие – здоровье, пред – перед, Млечный – молочный. В корнях этих слов чередуются неполногласные (ра, ре, ла, ле) и полногласные (оро, ере, оло) сочетания. Наличие неполногласия – примета старославянских слов. Например: город – град, золото – злато, берег – брег.
2) Начальные сочетания ра – ла перед согласными противопоставляются исконно русским ро, ло: ровный – равный, лодка – ладья.
3) В начале слова старославянские и русские слова противопоставляются по трем буквам. В старославянском языке слова начинались с буквы А, исконно русские начинаются с Я (агаец – ягненок).
4) В старославянских словах в конце корня звуки жд, щ, а в русских словах звуки ж, ч (невежда – невежа, освещение – свеча).
5) В старославянских словах под ударением Е, а в русских словах в том же положении О(Ё): небо – нёба, перст – напёрсток.
Книжонок Прохор.
-Да, оказывается, очень интересно изучать историю языка!
Литература:
Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста [Текст]: метод.пособие / Н.С. Болотнова. - Томск, 2002.- 64 с.
Сидоренков В. А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка [Текст] / В.А. Сидоренков // Русский язык в школе. -1997. - № 2. - С. 7-11.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС [Текст]: пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. -М.: Баласс, 2013. - 128 с.
Легоцкая Вера Сергеевна
Светлана Лушникова (Кузнецова)
Валентина