Урок-исследование «Слова с удвоенными согласными» (2 класс)

4
0
Материал опубликован 16 November 2015 в группе

Предмет: Русский язык.

УМК: «Школа России».

Класс: 2

Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Триединая цель урока:

Образовательная:

- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;

Развивающая:

- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной речи, умений анализировать, формирование действий самооценки.

Воспитательная:

- воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.

Познавательные: развитие умения слышать слова с удвоенными согласными, правильно обозначать их на письме.

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

формирование умения правильного письма и переноса с удвоенными согласными, выделять орфограмму.

Оборудование и материалы к уроку:

Учебник, рабочая тетрадь.

Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс».

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Наглядность:

Картинки для словарной работы.

Карточки со слогами в конвертиках.

Листочки для графического диктанта «Плюс-минус».

Этап урока, цель.

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Эмоциональный настрой.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Фронтальная.

Словесный.

Психологический настрой.

1. Приветствие гостей и детей.

- Добрый день, дорогие гости. Добрый день, мои любимые умница и умники.

- Начинаем урок русского языка.

- Первой сядет умница, а теперь умники.

2. Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите внимательно глазками, всё ли у вас готово к уроку?

3. Эмоциональный настрой.
– Сегодня на уроке русского языка мы будем  открывать новые знания.
– Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? Запись на доске:

Урок: интересный познавательный развивающий

 – Чтобы урок получился таким, какими должны быть ученики?

Запись на доске: Ученики: активные думающие работоспособные внимательные аккуратные дисциплинированные дружные – Сможем стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился он таким?

- Ещё поставим перед собою цель:  писать аккуратно, правильно, грамотно.

- Зима вступила в свои права. Выпал снег. Сегодня мы будем украшать наш класс снежинками, но не простыми , а разноцветными. Оценивать свою работу на уроке будете так :

Отлично- голубая

Хорошо- желтая

Удовлетворительно- красная

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи.

Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Регулятивные УУД:

Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность.

Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать.

II.Актуализация знаний.

Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Фронтальная.

Индивидуальная

Игровая ситуация.

Практический.

Письмо.

Пальчиковая гимнастика.

1. Минутка чистописания.

Сравните записи. На экране печатные наборы букв: нн мм сс кк жж пп рр бб лл  ии

– Что вы можете сказать о записи (Это согласные буквы, ии лишняя)

– Чем буквы отличаются от звуков?

– Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы)

– Давайте поставим их по алфавиту:  бб жж кк лл мм нн пп рр сс

– На экране печатные буквы-близнецы, а на строке надо писать письменные буковки.

Я тетрадь  свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо , не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Запишите аккуратно и правильно согласные буквы.

4. Словарная работа.

На доске слова: суббота, собака, сорока.

- Какое слово лишнее? (суббота) Почему?

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

- Давайте проверим.

Электронное приложение к учебнику. Словарная работа. ИД.

- Молодцы, ребята. Оцените свою работу по критериям: аккуратность, правильность.

Делают гимнастику для пальчиков.

В тетради записывают число и классная работа.

Выполняют письмо по эталону.

Осуществляют самопроверку.

Оценивают свою работу с помощью «волшебной линеечки».

Отвечают на вопросы учителя.

Предметные умения:

вырабатывают каллиграфический подчерк.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Фронтальная.

Словесная.

Беседа.

На доске буквы ОФРМГАРМАО 
- Ребята составьте слово из этих букв.
Орфограмма (слайд 5)
- Что такое орфограмма? 
- Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.

- Какие виды орфограмм вы знаете? Кластер.

Орфограмма

Проверяемая Безударная гласная

Непроверяемая Парная согласная

Большая буква

Мягкий знак


 

-Какая орфограмма называются проверяемой?

- Какая орфограмма называются непроверяемой?
- Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке русского языка? 
- Познакомимся с новой орфограммой

- Но орфограмм много, какая, же именно нас интересует?

- Чтобы ответить на этот вопрос поиграем в игру «Доскажи словечко»
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный ….- класс (слайд )

Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип,
У меня наверно … (грипп) (слайд ) 
Вдоль дороги по бокам
Липы, клен тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. ллея) (слайд )
- Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное? 

- В них есть удвоенные буквы согласных.
- Так какая орфограмма нас интересует?
- Удвоенные согласные.

- Кто может сформулировать тему урока?

«Слова с удвоенной согласной» (Слайд )
- Где мы можем проверить?

- Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

- Откройте учебник на стр. 117.

Постановка цели и задач урока. (слайд 7)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель урока.

- научиться писать слова с удвоенной согласной

-Опираясь на опорные слова поставьте задачи урока.

1. Запомнить ... слова с удвоенной согласной

2 .Повторить…правило переноса слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

- Оцените свою работу.

Записывают предложение под диктовку.

Отвечают на вопрос учителя.

Высказывают свои варианты формулировок темы и цели.

Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.

Предметные:

овладевают изучаемыми нормами русского языка; узнают слова с изученными орфограммами, понимают недостаточность имеющихся знаний.

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Коммуникативные:

умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель: ознакомление учащихся с новым материалом.

1. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Работа по учебнику (Упр. 188, с.117)

2. Физкультминутка.

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

3. Перенос слова с удвоенными согласными.

Фронтальная.

Индивидуальная

Словесный.

Наглядный.

Чтение. Беседа.

Коллективная.

Групповая.

- Приступаем к выполнению 1 задачи.

Работа в парах

Учебник. Упр. 188, с.117. (Письменно)

- Прочитайте слова.

- Значение, каких слов вам неизвестно?

Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов.

Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью.

- Чем похожи все слова?

- Произнесите каждое слово про себя.

- Какой звук слышим на месте удвоенных согласных?

- Долгий или короткий?

- Двойная согласная, долгий звук при произношении.

- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.

- 1вариант- будете списывать слова только первой строчки (5 слов), 2 вариант- слова 2 строки.

Взаимопроверка.

- Прочитайте правило. Где можно проверить написание удвоенных согласных в слове? (В словаре)

- Оцените свою работу по критериям: правильность и аккуратность.

- Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки.

Игра "Поймай слово".

- Я буду называть слова. Если в них встречается двойная согласная, то вы хлопаете в ладоши, а если одна согласная, то приседаете.

Слова:

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

Приступаем к выполнению 2 задачи урока. Прочитайте её.

3. Игра “Собери слова”. Работа в группе. Фронтальная проверка.

(Из конверта достаются карточки со слогами)

сум

шос

Эм

хок

кей

ма

се

ма

 - Сейчас вам предстоит поработать в группе.

- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

- Проверим, что у вас получилось.

-Назовите математическое слово (сумма)

-Назовите спортивное слово (хоккей)

- Назовите слово, связанное с дорогой (шоссе)

- Назовите имя человека (Эмма)

- Скажите, как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую?

- Давайте проверим. Посмотрите на экран и внимательно послушайте диктора.

Электронное приложение к учебнику. Анимация №6.

- Запишите эти слова, разделяя для переноса.

(Дети выходят по одному к доске и записывают слова)

- Молодцы, справились с заданием.

- Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания письменно в тетрадях.

Договариваются между собой, осуществляют

взаимопроверку.

Читают правило.

Выполняют движения.

Работают в группе.

Выполняют задание письменно у доски, в тетрадях. Собирают слова из слогов.

Предметные:

знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные».

Познавательные:

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

уметь высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Личностные УУД:

осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня.

Коммуникативные УУД:

совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: закрепить навыки правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными.

1. Работа в рабочей тетради, упр. 117, с. 54.

2. Гимнастика для глаз.

3. Графический диктант «Плюс – минус».


 


 


 


 

Работа в парах.


 

Коллективная.


 


 


 


 

Фронтальная.

1. Закончите предложения. Фронтальная проверка по эталону.

Упр. 117, с.54. из рабочей тетради.

Выполните упражнение 117, с. 54 в рабочей тетради

(Дети выполняют задания на карточках.)

Фронтальная проверка по ИД.

Электронное приложение. Задание «Закончи предложение».

- Оцените свою работу.

2.Гимнастика для глаз «Ночь – день – бабочка»

- Пора делать гимнастику для глаз. Если услышите слово «ночь», то закрываете глаза, если «день» - открываете, если «бабочка» - моргаете.

 

3. Графический диктант «Плюс – минус».

- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс – минус». Я буду читать слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».

Слова для графического диктанта:

Анна, ананас, программа, кроссовки, голос, класс.

Проверка. Сверка с эталоном на доске:

+, -, +, +, -, +.

- Встаньте ребята, которые выполнили всё правильно, без ошибок.

- Молодцы. Специально для вас аплодисменты.

- Встаньте те, кто допустил 1 или 2 ошибки.

- Умницы. Вам тоже аплодисменты.

- У кого есть 3 и более ошибок? Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

(Больше тренироваться в выполнении таких заданий)

Оцените свою работу.

Читают, вставляют пропущенные слова с удвоенными согласными, объясняют условия выбора написания.

Сравнивают собственный опыт с представленным.

Выполняют движения глазами.

Выполняют задания учителя, сверяют свою работу с эталоном.

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Личностные:

готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

оценивание усваиваемого содержания;

профилактика утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные:

умение работать в паре.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

- Подведём итог нашего урока. Приготовим наши ладошки.

(Метод «Пять пальцев»)

М (мизинец) – мыслительный процесс.

- Что узнали сегодня на уроке?

(Узнали про слова с удвоенными согласными.)

Б (Безымянный) – близость цели.

- Чему научились?

(Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.)

С (Средний) – состояние духа.

- Кому понравился урок?

У (Указательный) – услуга, помощь.

- Чем порадовали друзей?

Б (Большой) – бодрость, физическая форма.

- Что я сделал для своего здоровья?

(ФМ, гимнастика для глаз.)

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Регулятивные:

открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VII. Домашнее задание.

Цель: Разъяснить ход выполнения домашнего задания.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя.

Базовый уровень – Упражнение 189, с.117.

По желанию – задания на карточках.

Карточка №1.

Спиши, разделив слова для переноса.

Русский язык, осенний дождь, новое шоссе, длинные вожжи, свежие дрожжи.

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи.

Регулятивные:

принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.