Урок-исследование «Слова с удвоенными согласными» (2 класс)
Предмет: Русский язык.
УМК: «Школа России».
Класс: 2
Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Триединая цель урока:
Образовательная:
- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;
Развивающая:
- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной речи, умений анализировать, формирование действий самооценки.
Воспитательная:
- воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.
Познавательные: развитие умения слышать слова с удвоенными согласными, правильно обозначать их на письме.
Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование умения правильного письма и переноса с удвоенными согласными, выделять орфограмму.
Оборудование и материалы к уроку:
Учебник, рабочая тетрадь.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс».
Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Наглядность:
Картинки для словарной работы.
Карточки со слогами в конвертиках.
Листочки для графического диктанта «Плюс-минус».
Этап урока, цель. |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Универсальные действия |
||
I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Эмоциональный настрой. Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. |
Фронтальная. Словесный. Психологический настрой. |
1. Приветствие гостей и детей. - Добрый день, дорогие гости. Добрый день, мои любимые умница и умники. - Начинаем урок русского языка. - Первой сядет умница, а теперь умники. 2. Проверка готовности к уроку. - Посмотрите внимательно глазками, всё ли у вас готово к уроку? 3. Эмоциональный настрой. Урок: интересный познавательный развивающий – Чтобы урок получился таким, какими должны быть ученики? Запись на доске: Ученики: активные думающие работоспособные внимательные аккуратные дисциплинированные дружные – Сможем стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился он таким? - Ещё поставим перед собою цель: писать аккуратно, правильно, грамотно. - Зима вступила в свои права. Выпал снег. Сегодня мы будем украшать наш класс снежинками, но не простыми , а разноцветными. Оценивать свою работу на уроке будете так : Отлично- голубая Хорошо- желтая Удовлетворительно- красная |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи. |
Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя. Регулятивные УУД: Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать. |
||
II.Актуализация знаний. Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. |
Фронтальная. Индивидуальная Игровая ситуация. Практический. Письмо. Пальчиковая гимнастика. |
1. Минутка чистописания. Сравните записи. На экране печатные наборы букв: нн мм сс кк жж пп рр бб лл ии – Что вы можете сказать о записи (Это согласные буквы, ии лишняя) – Чем буквы отличаются от звуков? – Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы) – Давайте поставим их по алфавиту: бб жж кк лл мм нн пп рр сс – На экране печатные буквы-близнецы, а на строке надо писать письменные буковки. Я тетрадь свою открою - Запишите аккуратно и правильно согласные буквы. 4. Словарная работа. На доске слова: суббота, собака, сорока. - Какое слово лишнее? (суббота) Почему? - Как вы думаете, что обозначает это слово? - Давайте проверим. Электронное приложение к учебнику. Словарная работа. ИД. - Молодцы, ребята. Оцените свою работу по критериям: аккуратность, правильность. |
Делают гимнастику для пальчиков. В тетради записывают число и классная работа. Выполняют письмо по эталону. Осуществляют самопроверку. Оценивают свою работу с помощью «волшебной линеечки». Отвечают на вопросы учителя. |
Предметные умения: вырабатывают каллиграфический подчерк. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно. Регулятивные: оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности. |
||
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. |
Фронтальная. Словесная. Беседа. |
На доске буквы ОФРМГАРМАО - Какие виды орфограмм вы знаете? Кластер. Орфограмма Проверяемая Безударная гласная Непроверяемая Парная согласная Большая буква Мягкий знак
-Какая орфограмма называются проверяемой? - Какая орфограмма называются непроверяемой? - Но орфограмм много, какая, же именно нас интересует? - Чтобы ответить на этот вопрос поиграем в игру «Доскажи словечко» Простудился я вчера, - В них есть удвоенные буквы согласных. - Кто может сформулировать тему урока? «Слова с удвоенной согласной» (Слайд ) - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока? - Откройте учебник на стр. 117. Постановка цели и задач урока. (слайд 7) - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель урока. - научиться писать слова с удвоенной согласной -Опираясь на опорные слова поставьте задачи урока. 1. Запомнить ... слова с удвоенной согласной 2 .Повторить…правило переноса слов с удвоенной согласной - Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов. - Оцените свою работу. |
Записывают предложение под диктовку. Отвечают на вопрос учителя. Высказывают свои варианты формулировок темы и цели. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. |
Предметные: овладевают изучаемыми нормами русского языка; узнают слова с изученными орфограммами, понимают недостаточность имеющихся знаний. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; Познавательные: постановка и решение проблемы; учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: ознакомление учащихся с новым материалом. 1. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Работа по учебнику (Упр. 188, с.117) 2. Физкультминутка. Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. 3. Перенос слова с удвоенными согласными. |
Фронтальная. Индивидуальная Словесный. Наглядный. Чтение. Беседа. Коллективная. Групповая. |
- Приступаем к выполнению 1 задачи. Работа в парах Учебник. Упр. 188, с.117. (Письменно) - Прочитайте слова. - Значение, каких слов вам неизвестно? Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов. Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью. - Чем похожи все слова? - Произнесите каждое слово про себя. - Какой звук слышим на месте удвоенных согласных? - Долгий или короткий? - Двойная согласная, долгий звук при произношении. - Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. - 1вариант- будете списывать слова только первой строчки (5 слов), 2 вариант- слова 2 строки. Взаимопроверка. - Прочитайте правило. Где можно проверить написание удвоенных согласных в слове? (В словаре) - Оцените свою работу по критериям: правильность и аккуратность. - Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки. Игра "Поймай слово". - Я буду называть слова. Если в них встречается двойная согласная, то вы хлопаете в ладоши, а если одна согласная, то приседаете. Слова: Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма. Приступаем к выполнению 2 задачи урока. Прочитайте её. 3. Игра “Собери слова”. Работа в группе. Фронтальная проверка. (Из конверта достаются карточки со слогами)
- Сейчас вам предстоит поработать в группе. - Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. - Проверим, что у вас получилось. -Назовите математическое слово (сумма) -Назовите спортивное слово (хоккей) - Назовите слово, связанное с дорогой (шоссе) - Назовите имя человека (Эмма) - Скажите, как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую? - Давайте проверим. Посмотрите на экран и внимательно послушайте диктора. Электронное приложение к учебнику. Анимация №6. - Запишите эти слова, разделяя для переноса. (Дети выходят по одному к доске и записывают слова) - Молодцы, справились с заданием. - Оцените свою работу. |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания письменно в тетрадях. Договариваются между собой, осуществляют взаимопроверку. Читают правило. Выполняют движения. Работают в группе. Выполняют задание письменно у доски, в тетрадях. Собирают слова из слогов. |
Предметные: знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные». Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы. Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Предметные умения: воспринимают смысл читаемого. Личностные УУД: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня. Коммуникативные УУД: совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции. |
||
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: закрепить навыки правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными. 1. Работа в рабочей тетради, упр. 117, с. 54. 2. Гимнастика для глаз. 3. Графический диктант «Плюс – минус». |
Работа в парах.
Коллективная.
Фронтальная. |
1. Закончите предложения. Фронтальная проверка по эталону. Упр. 117, с.54. из рабочей тетради. Выполните упражнение 117, с. 54 в рабочей тетради (Дети выполняют задания на карточках.) Фронтальная проверка по ИД. Электронное приложение. Задание «Закончи предложение». - Оцените свою работу. 2.Гимнастика для глаз «Ночь – день – бабочка» - Пора делать гимнастику для глаз. Если услышите слово «ночь», то закрываете глаза, если «день» - открываете, если «бабочка» - моргаете.
3. Графический диктант «Плюс – минус». - Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс – минус». Я буду читать слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-». Слова для графического диктанта: Анна, ананас, программа, кроссовки, голос, класс. Проверка. Сверка с эталоном на доске: +, -, +, +, -, +. - Встаньте ребята, которые выполнили всё правильно, без ошибок. - Молодцы. Специально для вас аплодисменты. - Встаньте те, кто допустил 1 или 2 ошибки. - Умницы. Вам тоже аплодисменты. - У кого есть 3 и более ошибок? Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу? (Больше тренироваться в выполнении таких заданий) Оцените свою работу. |
Читают, вставляют пропущенные слова с удвоенными согласными, объясняют условия выбора написания. Сравнивают собственный опыт с представленным. Выполняют движения глазами. Выполняют задания учителя, сверяют свою работу с эталоном. |
Предметные умения: воспринимают смысл читаемого. Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания; профилактика утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня. Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Коммуникативные: умение работать в паре. |
||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Фронтальная. Словесный. Беседа. |
- Подведём итог нашего урока. Приготовим наши ладошки. (Метод «Пять пальцев») М (мизинец) – мыслительный процесс. - Что узнали сегодня на уроке? (Узнали про слова с удвоенными согласными.) Б (Безымянный) – близость цели. - Чему научились? (Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.) С (Средний) – состояние духа. - Кому понравился урок? У (Указательный) – услуга, помощь. - Чем порадовали друзей? Б (Большой) – бодрость, физическая форма. - Что я сделал для своего здоровья? (ФМ, гимнастика для глаз.) |
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. |
Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
||
VII. Домашнее задание. Цель: Разъяснить ход выполнения домашнего задания. |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. |
Базовый уровень – Упражнение 189, с.117. По желанию – задания на карточках. Карточка №1. Спиши, разделив слова для переноса. Русский язык, осенний дождь, новое шоссе, длинные вожжи, свежие дрожжи. |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. |
Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |